МЭР ГОРОДА ШАХТЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2002 г. N 42
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ Г. ШАХТЫ
НА 2002 ГОД
В целях реализации мероприятий Правительства Российской
Федерации по ценовому регулированию в г. Шахты единой тарифной
политики, обеспечивающей сбалансированность интересов
производителей и потребителей продукции (работ и услуг), а также в
соответствии с решением коллегии Администрации Ростовской области
от 24.12.2001 г. N 8 и постановлением Главы Администрации РО от
11.01.2002 г. N 1 "О мерах по ликвидации системы перекрестного
субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению,
теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению
твердых бытовых отходов" постановляю:
1. Утвердить "Основные направления ценовой и тарифной политики
г. Шахты на 2002 год" (Приложение N 1).
2. В целях реализации основных направлений тарифной политики в
г. Шахты на 2002 год:
2.1. Заместителю Мэра по экономике и муниципальной
собственности, председателю городской тарифной комиссии
Жемойтелю В.В. и начальнику Управления по экономике мэрии
Сударкиной М.А.
- рассматривать экономическую обоснованность цен и тарифов,
подлежащих регулированию органами местного самоуправления;
- согласовывать экономически обоснованные тарифы, исходя из
обоснованных затрат на текущую деятельность и с учетом планов
развития предприятий, согласованных в установленном порядке;
- согласовывать тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги
по городским пассажирским перевозкам на основании расчетов,
подтвержденных данными аудиторских проверок и (или) экспертизой
затрат на предоставление этих услуг;
- обеспечивать контроль формирования и правильности применения
цен и тарифов, подлежащих регулированию.
2.2. Заместителю Мэра по вопросам жизнеобеспечения
Белашу Ю.А.:
- осуществлять контроль за выполнением предприятиями
жилищно-коммунального хозяйства согласованного плана мероприятий
по стабилизации работы и оптимизации себестоимости услуг;
- соблюдать федеральный стандарт уровня платежей граждан за
жилищно-коммунальные услуги;
- осуществлять поэтапное сближение тарифов на коммунальные
услуги по категориям потребителей;
- совершенствовать договорные отношения между предприятиями
жилищно-коммунального хозяйства и потребителями в части мер
ответственности сторон за несоблюдение договорных объемов услуг;
- осуществлять контроль применения механизма перерасчета
оплаты за жилищно-коммунальные услуги при снижении качества этих
услуг;
разработать Программу тарифной политики в жилищно-коммунальном
хозяйстве г. Шахты на 2002 г.;
- усилить контроль по экономической и технической
обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- осуществлять особый контроль за формированием объемов
оказываемых жилищно-коммунальных услуг, за формированием
муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги.
2.3. Начальнику отдела транспорта Воскобойникову В.В.:
- осуществлять переход к расчету тарифа по перевозке
пассажиров в городском сообщении от метода фактических показателей
базового периода к методу нормативного значения затрат и
показателей, характеризующих загрузку подвижного состава;
- проводить мероприятия по обеспечению учета и контроля
движения транспорта, учета перевезенных пассажиров (в том числе
пользующихся правом льготного проезда) и повышению эффективности
сбора проездной платы;
- не допускать перекрестного субсидирования при установлении
тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным
транспортом на городских маршрутах;
- обеспечивать координацию своевременной и качественной
подготовки предприятиями транспорта материалов для утверждения
экономически обоснованных тарифов на услуги по перевозке
пассажиров и багажа;
- формировать муниципальный заказ на городские пассажирские
перевозки с определением объема перевозок, наличием льготных
категорий граждан, определенных законодательством всех уровней;
- формировать тарифы в соответствии с постановлением Мэра
города от 22.05.2000 г. N 49 "О государственном регулировании
тарифов на перевозки пассажиров всеми видами транспорта в
городском сообщении" при наличии данных аудиторских проверок и
(или) экспертизы затрат на предоставление этих услуг.
2.4. Начальникам Управления социальной защиты населения
Брюховецкой Л.И. и Службы субсидий и компенсаций по коммунальным
услугам Закалюжной Н.Н.:
- продолжить работу по реализации мер адресной социальной
поддержки малоимущих категорий населения города в условиях
реформирования жилищно-коммунального хозяйства и поэтапного
перехода на экономически обоснованные тарифы на транспорте.
2.5. Комитету по управлению имуществом (Фандеев С.М.):
- осуществлять строгий контроль за использованием
муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение,
оперативное управление и в аренду предприятиям
жилищно-коммунального хозяйства и транспортным предприятиям,
учреждениям;
- согласовывать нормативы отчислений в ремонтный фонд в части
переданного в аренду имущества;
- провести ревизию и осуществлять контроль по переоценке
первоначальной стоимости тепло-, водоканализационных сетей, с
учетом использования амортизационных отчислений и других
источников, направляемых на полное восстановление основных фондов;
- в договорах на аренду муниципальной собственности
предусматривать порядок отчетности арендаторов перед КУИ по
использованию амортизационных отчислений и средств ремонтного
фонда.
2.6. Рекомендовать руководителям предприятий, оказывающих
жилищно-коммунальные услуги:
- упорядочить цены (тарифы) на продукцию (услуги),
регулируемые на муниципальном уровне;
- разработать план мероприятий по стабилизации работы и
оптимизации себестоимости жилищно-коммунальных услуг за счет
сокращения размеров потерь, уменьшения непроизводительных
расходов, проведения мероприятий по энергоресурсосбережению,
выбора на конкурсной основе более дешевых материалов (сырья) и
услуг, исключения покупки сырья и материалов в счет взаимозачетов
по завышенным ценам, строгого контроля и выявления причин снижения
объемов оказываемых услуг;
- расчеты тарифов на жилищно-коммунальные услуги подтверждать
данными аудиторских проверок и (или) экспертизой затрат на
предоставление этих услуг;
- при согласовании тарифов руководствоваться постановлением
Мэра города от 25.02.2000 г. N 14 "О порядке согласования и
утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в г. Шахты" и
Положением о Тарифной комиссии Мэрии города, утвержденным
распоряжением Мэра города от 8.08.2000 г. N 1792 "О внесении
дополнений в распоряжение Мэра от 24.07.98 г. N 1721".
2.7. Руководителям муниципальных предприятий, организаций,
учреждений, оказывающих платные услуги населению:
- разработать план мероприятий по стабилизации работы,
качеству обслуживания и оптимизации стоимости платных услуг для
населения;
- цены, расценки согласовывать в городской Думе и Мэрии города
в соответствии с распоряжением Мэра города от 20.05.1999 г. N 1292
"Об установлении единого порядка согласования и утверждения
тарифов (цен) на платные услуги (кроме жилищно-коммунальных) для
муниципальных предприятий" и в соответствии с настоящим
постановлением.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого
заместителя Мэра Нечаенко В.И.
Мэр города
Ю.В.ЗАГОРУЛЬКО
Постановление вносит
ОКЦ УЭ
Приложение N 1
к постановлению
Мэра
от 14.03.2002 N 42
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЦЕНОВОЙ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В Г. ШАХТЫ НА 2002 ГОД
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 71),
определение основ ценовой политики относится к ведению Российской
Федерации, ценовая и тарифная политика муниципальных образований в
разрезе отраслей, подлежащих государственному регулированию,
предусматривает реализацию мероприятий, проводимых федеральным
Правительством.
Ценовая и тарифная политика является основной частью
экономической политики Мэрии города, направлена на решение
стратегических задач:
- обеспечение единого экономического пространства для всех
категорий потребителей и производителей;
- защиты на территории города экономических интересов
отечественных производителей и поставщиков товаров (услуг);
- защиты экономических интересов потребителей товаров (услуг)
от необоснованного завышения цен и тарифов;
- создание механизма согласования интересов предприятий и
потребителей услуг;
- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования;
- создание условий для развития конкурентных отношений,
снижения затрат предприятий, в том числе естественных монополий,
на производство продукции и услуг;
- стимулирование ресурсосбережения;
- снижение дотаций из бюджета;
- обеспечение адресной социальной поддержки на
малообеспеченных граждан;
- проведение постоянного контроля за соблюдением дисциплины
цен и тарифов всеми предприятиями и организациями независимо от
форм собственности.
Для осуществления поставленных задач ценовая и тарифная
политика проводится путем последовательной либерализации цен в
отраслях, в которых возможно развитие конкуренции, усиление
государственного регулирования цен (тарифов) в социально значимых
отраслях и в отраслях естественных локальных монополий с
последовательным отказом от политики перекрестного субсидирования
водоснабжающих предприятий, приведших к резкому перекосу цен по
группам потребителей.
Для создания благоприятных условий деятельности и защиты
экономических интересов производителей и потребителей продукции
и услуг необходимо решить одну из проблем хозяйствующих субъектов,
оказывающих услуги (теплоснабжение, пассажирские перевозки,
связь): наличие среди потребителей значительного количества
льготных категорий граждан, определенных федеральным и
муниципальным законодательством, и отсутствие надлежащего
возмещения из бюджетов соответствующих уровней предприятиям
выпадающих доходов от предоставления льгот, что негативно
отражается на результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Выпадающие доходы производителям должны в полном объеме
финансироваться и не должны возмещаться за счет цен (тарифов)
других потребителей.
Жилищно-коммунальная отрасль
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, включающая в себя
проблемы собственности на жилье, оплату коммунальных услуг,
систему социальных гарантий, обеспечивает экономические и
организационно-правовые условия. Ценовая политика является
составной частью Реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Предприятия, оказывающие услуги тепло-, электро-,
водоснабжения, водоотведения относятся к естественным монополиям
на местном рынке и объединены общими признаками:
- использованием в ходе технологического процесса сложной
инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории;
- невозможностью для потребителя отказаться от получения
данного вида услуг;
- невозможностью компенсации недопроизводства услуг в один
период за счет более интенсивного их производства в другой;
- тесной зависимостью организации производственного процесса,
потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных
условий.
Ценовая и тарифная политика в 2002 г. направлена на решение
задач, влияющих на рост тарифов:
- создание более эффективной системы планирования и учета как
финансового, так и натурального; особое внимание следует уделить
обоснованности падения объемов услуг водоснабжения и
водоотведения, повышение ответственности руководителей предприятий
по ведению учета и планирования объемов услуг;
- упорядочение и приведение в соответствие с законодательными
документами (СНиП, СанПиН) нормативов потребления и качества услуг
тепло- и водоснабжения, в целях исключения фактов необоснованного
увеличения стоимости этих услуг;
- введение более широкого диапазона коэффициентов
капитальности и благоустройства жилья, что позволит
дифференцировать ставки оплаты и приблизить размеры тарифов на
содержание и обслуживание мест общего пользования к реальному
получению услуг, а также даст возможность увеличить приток средств
за счет повышающих коэффициентов для более благоустроенного и
комфортабельного жилья;
- активизация работы предприятий по ликвидации дебиторской
задолженности и как следствия - низкой платежеспособности
предприятий-монополистов;
- конкурсный отбор при выборе фирм-подрядчиков для проведения
ремонтных работ и нового строительства, что приведет к снижению
себестоимости и капиталовложений;
- снижение потерь энерго- и водоресурсов, которые вызваны
недостаточным контролем за расходованием ресурсов и изношенностью
передающих систем, увеличение коэффициента использования мощности
установленного оборудования;
- оказание организационного и методического содействия
товариществам собственников жилья;
- обеспечение защиты малоимущих слоев населения путем
предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В условиях естественных монополий эти задачи решаются путем
контроля и государственного регулирования стоимости услуг через
процедуру утверждения тарифов, путем инициирования органами
регулирования тарифов независимых аудиторских проверок.
Стратегическая цель реформы ЖКХ прямо или косвенно
взаимосвязана с оптимизацией тарифов и состоит из:
поэтапного сокращения доли дотаций из бюджетов всех уровней;
повышения качества услуг;
снижения издержек путем наведения порядка в ЖКХ;
увеличения доли платежей потребителей.
----------------------T--------------------------------------------
| Задачи | Пути решения |
+---------------------+-------------------------------------------+
|Стратегические задачи| |
+---------------------+-------------------------------------------+
|Создание механизма, |1) Контроль и регулирование размеров тари- |
|который способен увя-|фов на базе технического, экономического и |
|зать экономические |финансового аудита |
|интересы структуры |2) Повышение заинтересованности коммуналь- |
|ЖКХ и потребителей |ных предприятий к снижению издержек путем: |
| |а) модернизации производства (привлечение |
| |средств господдержки и др.); |
| |б) ресурсосбережения за счет использования |
| |современных технологий (привлечение |
| |средств Фонда ресурсосбережения); |
| |в) применение экономических санкций как к |
| |продавцу, так и к потребителю за нерацио- |
| |нальное расходование ресурсов |
+---------------------+-------------------------------------------+
|Четкое и сбалансиро- |а) упорядочения цен в отношении естествен- |
|ванное разделение |ных монополистов, определяющих тарифы; |
|полномочий и согласо-|б) демонополизация ЖКХ; |
|ванность между всеми |в) введение конкурсов на коммунальное |
|структурами власти, |обслуживание, торгов, тендеров |
|расширение норматив- | |
|ной и законодательной| |
|базы | |
+---------------------+-------------------------------------------+
|Защита интересов и |а) предоставление жилищных субсидий и льгот|
|прав потребителей |по оплате жилищно-коммунальных услуг; |
|услуг |б) реорганизация МУП "Служба заказчика" |
+---------------------+-------------------------------------------+
|Тактические задачи | |
+---------------------+-------------------------------------------+
|Ресурсосбережение |а) применение новых технологий при реконст-|
| |рукции водопроводных сетей, новых тепло- |
| |сберегающих технологий (новое оборудование |
| |котельных, газификация населенных пунктов),|
| |установка приборов учета, установка труб |
| |меньшего диаметра, четкое определение гра- |
| |ниц раздела водо-теплосетей с целью ужес- |
| |точения контроля за сверхнормативными поте-|
| |рями воды и теплоэнергии; |
| |б) привлечение Энергонадзора и Комитета по |
| |лицензированию по вопросам ужесточения тре-|
| |бований по эксплуатации, установке ресурсо-|
| |сберегающих приборов |
+---------------------+-------------------------------------------+
|Дифференцированные |Ключевые факторы: |
|тарифы |1) методологический подход к механизму це- |
| |нообразования, увязка тарифов, договоров |
| |(объемов услуг) и реального финансирования |
| |предприятий, исключение ведомственных инте-|
| |ресов; |
| |2) формирование тарифа - поиск компромисса |
| |между техническими задачами, потребностями |
| |поставщиков услуг и платежеспособным спро- |
| |сом потребителей, заключение договоров на |
| |аренду (хозведение) муниципального имущест-|
| |ва с учетом резервирования Амортизационного|
| |фонда, подотчетностью за использование это-|
| |го фонда и Ремонтного фонда перед КУИ; |
| |3) тариф - экономически и социально обосно-|
| |ван, прогнозируем (что повышает инвестици- |
| |онную привлекательность коммунальных пред- |
| |приятий) и "прозрачен" (что завоевывает до-|
| |верие потребителя и общества). Привлечение |
| |аудиторов для поиска наиболее выгодных схем|
| |денежных потоков. Развитие и внедрение |
| |управленческого учета и налогового планиро-|
| |вания; |
| |4) введение более широкого диапазона коэф- |
| |фициентов капитальности и благоустройства |
| |жилья, выделение платежей за пользование |
| |лифтом в отдельный тариф, что позволит диф-|
| |ференцировать ставки оплаты и приблизить |
| |размеры тарифов на содержание и обслужива- |
| |ние мест общего пользования к реальному |
| |получению услуг |
+---------------------+-------------------------------------------+
|Увеличение сбора пла-|Факторы, влияющие на сбор платежей: величи-|
|тежей |на дохода, организация сбора, доведение |
| |информации. Наиболее эффективная форма сбо-|
| |ра платежей - через РКЦ. Следующий шаг, |
| |обеспечивающий взаимодействие граждан, |
| |предприятий и Мэрии - создание единой ин- |
| |формационной сети |
L---------------------+--------------------------------------------
Пассажирский транспорт городского сообщения
Ценовая политика направлена на стимулирование предприятий по
снижению затрат, обеспечение полного поступления доходов в кассу
предприятия, увеличение коэффициента использования автопарка,
повышение качества услуг.
Формирование тарифов на проезд в городском транспорте
производится по двум составляющим перевозочного процесса:
- затраты автопредприятий, осуществляющих перевозку
пассажиров;
- объем перевозок - наличие льготных категорий граждан,
определенных законодательством всех уровней должно быть обеспечено
надлежащим возмещением выпадающих доходов из соответствующих
уровней бюджета.
Основные задачи тарифной политики:
- утверждение льготных категорий пассажиров городского
значения проводится только при наличии финансирования на эти цели;
- осуществление перехода к расчету тарифа по перевозке
пассажиров в городском сообщении от метода фактических показателей
базового периода к методу нормативного значения затрат и
показателей, характеризующих загрузку подвижного состава;
- проведение мероприятий по обеспечению учета и контроля
движения транспорта, учета перевезенных пассажиров (в том числе
пользующихся правом льготного проезда) и повышению эффективности
сбора проездной платы;
- недопущение перекрестного субсидирования при установлении
тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом
на городских маршрутах;
- обеспечение своевременной и качественной подготовки
предприятиями транспорта материалов для утверждения экономически
обоснованных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа;
- формирование муниципального заказа на городские пассажирские
перевозки с определением объема перевозок, наличием льготных
категорий граждан, определенных законодательством всех уровней.
Ритуальные услуги
Ценовая политика обеспечивает доступность и гарантированность
услуг. Стоимость услуг, предоставляемых гражданам согласно
гарантированному перечню услуг по погребению, устанавливается
Администрацией Ростовской области и контролируется
муниципалитетом.
Стоимость услуг, предоставляемых сверх гарантированного
перечня, определяется предприятиями самостоятельно с учетом
регулируемого уровня рентабельности. Муниципальные предприятия
согласовывают стоимость услуг в соответствии с Уставом города и
постановлениями Мэра.
Торговля и общественное питание
Учитывая социально-экономическую ситуацию, сохраняется
регулирование и уровень предельных торговых надбавок на
продовольственные товары первой необходимости, входящие в
"потребительскую корзину", и наценок на продукцию предприятий
общепита при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних
специальных и высших учебных заведениях, а также для предприятий,
обслуживающих дневные пришкольные лагеря.
Реализация лекарственных средств и изделий медицинского
назначения
В условиях существенного роста цен на лекарственные средства
осуществляется контроль действующих торговых надбавок в
соответствии с постановлениями Главы Администрации Ростовской
области.
С целью экономии бюджетных средств осуществляется контроль за
применением предельных торговых надбавок в размере 10% на
лекарственные средства и изделия медицинского назначения,
закупаемые за счет бюджетных средств.
Муниципальные предприятия
В соответствии с Уставом города Шахты исполняется одна из
функций мэрии: установление по согласованию с Думой размеров цен,
тарифов и иных платежей на товары, производимые муниципальными
предприятиями, организациями, за услуги, оказываемые ими.
С целью обеспечения защиты населения от необоснованного роста
цен и тарифов, обеспечения реализации жителями города их прав
потребителей осуществляется контроль за формированием и
применением цен и расценок на платные услуги, оказываемые
муниципальными предприятиями и учреждениями: медицинскими,
Центрами социального обслуживания, "Регистрационная палата", "Бюро
технической инвентаризации", "Архитектурное бюро" и другие.
Заместитель Мэра
по организационно-правовым
и кадровым вопросам -
управляющий делами
В.А.ЯНОВСКИЙ
|