4 января 2002 года N 203-ЗС
------------------------------------------------------------------
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ
(в ред. Областного закона от 10.01.2003 N 300-ЗС)
Принят
Законодательным Собранием
11 декабря 2001 года
Статья 1. Утвердить областную целевую программу содействия
занятости населения Ростовской области на 2001-2003 годы
(прилагается).
Статья 2. Администрации Ростовской области при формировании
областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать
финансирование областной целевой программы содействия занятости
населения Ростовской области на 2001-2003 годы.
Установить, что объемы финансирования подлежат ежегодной
корректировке.
Статья 3. Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Глава Администрации
(Губернатор) Ростовской области
В.ЧУБ
г. Ростов-на-Дону
04 января 2002 года
N 203-ЗС
Приложение
Областному закону
"Об областной целевой программе
содействия занятости населения
Ростовской области на
2001-2003 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ
(в ред. Областного закона от 10.01.2003 N 300-ЗС)
----------------------T-------------------------------------------
| Наименование | Областная целевая программа содействия |
| Программы | занятости населения Ростовской области на|
| | 2001-2003 годы |
+---------------------+------------------------------------------+
|Дата и номер приня- |Постановление Главы Администрации области |
|тия постановления о |от 01.08.2000 N 271 "О разработке Про- |
|разработке Программы |граммы содействия занятости населения Рос-|
| |товской области на 2001-2003 годы". Закон |
| |Российской Федерации "О занятости насе- |
| |ления в Российской Федерации", статья 14 |
+---------------------+------------------------------------------+
|Государственный |Министерство экономики, международных и |
|заказчик Программы |внешнеэкономических связей Ростовской |
| |области |
+---------------------+------------------------------------------+
|Основные разработчики|Департамент Федеральной государственной |
|Программы |службы занятости населения по Ростовской |
| |области, министерство экономики, междуна- |
| |родных и внешнеэкономических связей Рос- |
| |товской области, министерство общего и |
| |профессионального образования Ростовской |
| |области, министерство труда и социального |
| |развития Ростовской области, территори- |
| |альный орган Минфедерации России в Рос- |
| |товской области, министерство топлива, |
| |энергетики и природных ресурсов Ростовской|
| |области, министерство промышленности, тор-|
| |говли, транспорта, связи, дорожного комп- |
| |лекса Ростовской области, Ростовский об- |
| |ластной комитет государственной статистики|
+---------------------+------------------------------------------+
|Цели Программы |Содействие гибкости рынка труда, сбалан- |
| |сированному решению экономических и соци- |
| |альных проблем занятости населения, повы- |
| |шению эффективности труда и созданию усло-|
| |вий для прогрессивных структурных |
| |сдвигов в занятости |
+---------------------+------------------------------------------+
|Задачи Программы |Оказание широкого спектра посреднических |
| |услуг работодателям с целью улучшения кад-|
| |рового потенциала предприятий и органи- |
| |заций. |
| |Повышение конкурентоспособности и мобиль- |
| |ности рабочей силы на рынке труда. |
| |Содействие в трудоустройстве лицам, испы- |
| |тывающим трудности в самостоятельном по- |
| |иске работы; сокращение периода вынужден- |
| |ной безработицы ищущих работу граждан. |
| |Оказание адресной материальной поддержки |
| |безработным гражданам. |
| |Создание развернутой информационной сети, |
| |доступной всем категориям ищущих работу |
| |граждан, а также работодателям, всем |
| |заинтересованным структурам области. |
+---------------------+------------------------------------------+
|Сроки и этапы |В течение 2001 г., 2002 г. и 2003 г. |
|реализации Программы | |
+---------------------+------------------------------------------+
|Перечень основных |Ежеквартальный мониторинг и корректировка |
|мероприятий |рынка труда городов и районов области. |
| |Создание новых рабочих мест, в т.ч. раз- |
| |витие и поддержка малого бизнеса. |
| |Сохранение социально значимых рабочих |
| |мест. |
| |Повышение качества и конкурентоспособно- |
| |сти рабочей силы области за счет развития |
| |внутрифирменной подготовки, обучения моло-|
| |дежи, повышения квалификации и переподго- |
| |товки безработных. |
| |Содействие трудоустройству незанятого |
| |населения, ищущего работу через органы |
| |государственной службы занятости на посто-|
| |янные и временные рабочие места, в т.ч. |
| |лицам, относящимся к социально слабозащи- |
| |щенным категориям населения. |
| |Материальная поддержка безработных и |
| |членов их семей. |
+---------------------+------------------------------------------+
|Основные исполнители |Администрации муниципальных образований |
|Программы |области, департамент федеральной государ- |
| |ственной службы занятости населения по |
| |Ростовской области, центры занятости насе-|
| |ления городов и районов, министерство эко-|
| |номики, международных и внешнеэкономичес- |
| |ких связей Ростовской области, Ростовский |
| |региональный государственный фонд поддер- |
| |жки малого предпринимательства, министер- |
| |ство общего и профессионального образова- |
| |ния Ростовской области, Совет ректоров ву-|
| |зов, образовательные учреждения, минис- |
| |терство труда и социального развития Рос- |
| |товской области, Ассоциация развития пер- |
| |сонала, территориальный орган Минфедерации|
| |России в Ростовской области, Главное бюро |
| |медико-социальной экспертизы Ростовской |
| |области, военные комиссариаты городов и |
| |районов, работодатели. |
+---------------------+------------------------------------------+
|Объемы и источники |Всего в 2001-2003 годах на реализацию |
|финансирования |Программы |
| |44 247,0 млн.руб., |
| |в т.ч. 2001г. - 20022,2 млн. руб., 2002г.-|
| |7388,1 млн.руб., 2003г.- 16836,7 млн.руб.;|
| |из них: |
| |средства федерального бюджета - 1688,7 |
| |млн.руб., |
| |в т.ч. 2001 г. - 431,3 млн.руб., 2002 г.-|
| |551,9 млн. руб., |
| |2003 г. - 705,5 млн. руб.; |
| |средства областного бюджета - 487,0 млн. |
| |руб., |
| |в т.ч. 2001 г.- 105,0 млн. руб., 2002 г.- |
| |148,6 млн. руб., |
| |2003 г. - 233,4 млн. руб.; |
| |средства местных бюджетов - 29,0 млн.руб.,|
| |в т.ч. 2001 г. - 8,5 млн.руб., |
| |2002 г.- 9,2 млн. руб., |
| |2003 г. - 11,3 млн. руб. |
| |Консолидированные средства работодателей |
| |(собственные, заемные, привлеченные), |
| |направляемые на реализацию инвестиционных |
| |проектов, в том числе инвестиционной прог-|
| |раммы Ростовской области, проведение акти-|
| |вной политики занятости в 2001-2003 гг. - |
| |42042,3 млн. руб., |
| |в т.ч. 2001г. - 19477,4 млн.руб., 2002г.- |
| |6678,4 млн.руб., 2003 г.- 15886,5 млн.руб.|
+---------------------+------------------------------------------+
|Ожидаемые конечные |Снижение социальной напряженности, повыше-|
|результаты реализации|ние уровня занятости населения области с |
|Программы |49,5% в 2000г. до 54,7% в 2003г., содей- |
| |ствие в трудоустройстве через государст- |
| |венные органы занятости населения до 30% |
| |от общего числа граждан, принимаемых на |
| |работу. |
| |Оказание консультационных и профориента- |
| |ционных услуг - более 1200 тыс.чел. |
| |Повышение конкурентоспособности на рынке |
| |труда через внутрипроизводственное обуче- |
| |ние 10,0 тыс.чел., профессиональную под- |
| |готовку 36,6 тыс. безработных и незанятого|
| |населения. Поддержка предпринимательской |
| |деятельности и самозанятости около 7,6 |
| |тыс. чел., из них 6,2 тыс. безработных, |
| |зарегистрированных в службе занятости |
| |населения. |
| |Обеспечение временного трудоустройства |
| |свыше 25% от общего числа подростков |
| |14-17 лет. |
| |Обеспечение временной занятости путем раз-|
| |вития трудовой мобильности - 9,0 тыс. чел.|
| |Организация общественных работ для 3,8% |
| |незанятого населения, выходящего на рынок |
| |труда. |
| |Обеспечение поддержки доходов 117,5 тыс. |
| |безработных граждан. |
+---------------------+------------------------------------------+
|Контроль за |Законодательное Собрание Ростовской |
|реализацией Программы|области. |
| |Администрация Ростовской области. |
| |Коллегия Администрации Ростовской области.|
| |Министерство экономики, международных и |
| |внешнеэкономических связей Ростовской |
| |области. |
| |Координационный комитет содействия |
| |занятости населения области. |
| |Департамент Федеральной государственной |
| |службы занятости населения по Ростовской |
| |области. |
| |Федерация профсоюзов Ростовской области. |
L---------------------+-------------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Основаниями для разработки являются Закон Российской Федерации
"О занятости населения в Российской Федерации", постановление
Главы Администрации области от 01.08.2000 N 271 "О разработке
Программы содействия занятости населения Ростовской области на
2001-2003 годы". Подготовка ее осуществлялась с учетом направлений
Концепции экономической политики Ростовской области, прогноза
социально-экономического развития области на период до 2003 года,
данных министерств и ведомств, в компетенцию которых входят
различные направления деятельности в трудовой сфере, муниципальных
образований, городских и районных центров занятости населения,
предложений ученых.
Программа предусматривает переход от политики сдерживания
безработицы к политике содействия занятости населения на основе
повышения мобильности рабочей силы, перераспределения ее
высококвалифицированной части по отраслям, территориям и видам
занятости в интересах дальнейшего развития рыночных отношений,
роста эффективности труда и социальной стабильности в Ростовской
области.
Система мероприятий Программы включает основные направления
содействия занятости населения, в том числе Инвестиционной
программы Ростовской области на 2001 год, Программы поддержки
малого предпринимательства в Ростовской области на 2000-2002 годы,
других целевых программ.
Реализация Программы предусматривает координацию усилий
органов власти всех уровней, работодателей, службы занятости,
профсоюзов, общественных организаций по реализации экономической и
социальной политики региона и обеспечивает преемственность с
Программой содействия занятости населения Ростовской области на
1998-2000 годы.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1.1. Изменения в сфере занятости в 1998-2000 годах
и прогноз до 2003 года.
Динамика общей и регистрируемой безработицы
Динамика занятости населения и рынка труда определяется
демографическими, социально-экономическими и другими процессами,
происходящими в Ростовской области.
Для области характерно сокращение численности населения и эта
тенденция сохранится и в прогнозируемом периоде. В то же время за
счет изменения возрастной структуры растет численность
экономически активного населения: с 2061,2 тыс. человек в 1998 г.
до 2247,2 тыс.человек в 2000 г. (по данным минтруда Ростовской
области). Занятость населения в целом по области увеличилась за
этот период с 1752,2 до 1817,5 тыс. человек.
С 1998 года в области наблюдается постоянный рост
промышленного производства (1998 г. - 100,3%, 1999 г. - 121,2%,
2000 г. (11 месяцев) - 118,9%), продолжаются процессы
перераспределения рабочей силы из стагнирующих отраслей и
производств в развивающиеся. Это сопряжено с некоторым ростом
напряженности на рынке труда области, увеличением уровня общей
безработицы (1998 г. - на 3,0%, 1999 г. - на 1,6%), но с
экономической точки зрения является одним из индикаторов
поступательного развития экономики области.
Прямое воздействие на рынок труда оказывала ситуация в
инвестиционной сфере. Объем инвестиций в экономику области за три
года в сопоставимых ценах составил более 42 млрд. рублей. В рамках
инвестиционных проектов создано 7950 рабочих мест.
В 1998-1999 годах за счет реализации Региональной программы
поддержки малого предпринимательства создано около 4800 рабочих
мест, в том числе за счет льготного кредитования субъектов малого
предпринимательства - 300 рабочих мест, субсидирования
самозанятости безработных граждан из средств Государственного
фонда занятости населения - 3000 рабочих мест и средств
государственной поддержки угольной отрасли - около 1500 рабочих
мест. В общей численности занятых в экономике области доля
работавших в 1999 году в малом бизнесе составила 15,7%.
На рынке труда области в последние годы произошли качественные
изменения. Структура спроса изменилась к преобладанию
высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В
предложении рабочей силы, на фоне стабильно сохраняющих позиции в
качестве основных категорий на рынке труда незанятого населения и
лиц, меняющих место работы по причинам текучести кадров,
проявилась тенденция к увеличению числа лиц, испытывающих
трудности в поиске работы (учащиеся дневных образовательных
учреждений, пенсионеры по возрасту и др.). Доля этих категорий
населения на рынке труда с 1998 по 2000 гг. увеличилась с 15,1% до
22,6% (по данным минэкономики Ростовской области). Одновременно
произошло значительное сокращение масштабов высвобождения
работников с предприятий и организаций области и, как следствие,
доля высвобожденных на рынке труда снизилась с 10,3% до 3,9%. Доля
работников крупных, средних предприятий и организаций области,
имеющих вторичную занятость, увеличилась с 3,5% до 4,1%.
Социальная политика, проводимая всеми органами,
заинтересованными в обеспечении занятости населения, позволила
контролировать ситуацию и не допустить критического состояния
регионального рынка труда.
Принятые меры по улучшению условий и охраны труда позволили
снизить удельный вес работников, занятых в неблагоприятных
условиях, с 23,3% в 1996 г. до 21,7% в 1999 г., объемы
профессиональной заболеваемости - с 1517 чел. до 444 чел. и
травматизма на производстве по обследованному кругу отраслей с 7,1
тыс. чел. до 4,4 тыс. чел. соответственно. Улучшению качества
рабочей среды способствовало значительное сокращение задолженности
работодателей по заработной плате.
В 2001-2003 годы развитие экономики и рынка труда будет
зависеть от объемов и эффективности инвестиций, а также реформы
трудовых отношений. По прогнозу практически по всем отраслям
экономики ожидается рост физического объема промышленного
производства и инвестиций.
С точки зрения наличия трудовых ресурсов и предложения рабочей
силы прогнозируемый период является наиболее благоприятным для
социально-экономического развития области. В 2003 году по прогнозу
в экономике области будут заняты 1850 тыс. человек. Рост
численности занятых ожидается практически во всех отраслях.
На рынке труда в 2001-2003 годах прогнозируется дальнейшее
развитие тенденций, установившихся в предыдущие годы. Формирование
спроса предприятий и организаций на рабочую силу будет происходить
в основном за счет вакансий, возникающих в результате текучести
кадров на крупных и средних предприятиях области (до 85%). В
ближайшие три года экономикой области по-прежнему будут
востребованы высококвалифицированные рабочие кадры, что потребует
значительного улучшения качества обучения и проведения на рынке
труда политики на поднятие престижа рабочих профессий.
Профессионально-квалификационная структура спроса на рабочую
силу, согласно мониторингу, проведенному в 2000 году на 843
крупных и средних предприятиях области, преимущественно основные
рабочие промышленного производства (станочники,
газоэлектросварщики, работники легкой промышленности), а также
рабочие строительных специальностей, владеющие несколькими
смежными профессиями.
Предложение рабочей силы на рынке труда в прогнозируемом
периоде будет стабильно высоким - более 470 тыс.чел. ежегодно.
Основными категориями граждан, представленными на рынке труда,
останутся незанятое население (до 35,7%), лица, меняющие место
работы по причинам текучести кадров (до 21,6%), лица, ищущие
вторичную занятость, а также граждане с относительно низкой
конкурентоспособностью на рынке труда (до 23,3%).
В прогнозируемом периоде планируется выпуск свыше 130 тыс.
молодых специалистов, из которых 15% трудоустроятся в результате
целевой подготовки кадров для предприятий, 35% - имеющие высокий
"потенциал трудоустройства", найдут работу самостоятельно.
Оставшиеся выпускники (около 50%) выйдут на рынок труда, из них
15-20% - призываемая в армию и демобилизуемая молодежь. В условиях
затрудненности трудоустройства части выпускников, из-за
несоответствия уровня и профиля их подготовки требованиям рыночной
экономики, служба занятости осуществляет профобучение этой
категории молодых специалистов.
Для рынка труда будет характерно сохранение устойчивой
тенденции снижения числа лиц, высвобожденных по сокращению штатов
в связи с ликвидационными и реорганизационными процедурами. Доля
этой категории граждан сократится к 2003 году до 2,8%. В
промышленности наибольшее выбытие кадров предполагается по
специальностям станочников, слесарей, работников пищевой
промышленности, в основном, за счет ухода работников на пенсию
(90% от возможного выбытия). Вследствие реструктуризации угольной
отрасли 12% потенциального выбытия рабочей силы в целом по
промышленности области будет приходиться на подземных работников
угледобывающих предприятий.
В результате подъема экономики и мер, способствующих
увеличению занятости населения, наметилась тенденция к снижению
общей численности безработных с 340,0 тыс.чел. в 1999 г. до 355,0
тыс.чел. в 2003 г. (прогноз). Вместе с тем уровень общей
безработицы в среднем по области превышает среднероссийский
показатель (16,3% против 10,0% экономически активного населения
(далее - ЭАН) на 01.01.01). На рис. 2 дана динамика уровня общей,
регистрируемой и скрытой безработицы.
По прогнозу социально-экономического развития области к концу
2003 года ожидается снижение уровня общей и скрытой безработицы
при стабилизации относительно невысокого уровня регистрируемой -
0,7% ЭАН.
Как показывают обследования Госкомстата России по проблемам
занятости населения, на конец мая 2000 года состав безработных
сложился: мужчин - 52%, женщин - 48%, по уровню образования:
высшее - 10%, неполное высшее и среднее профессиональное - 32,2%,
среднее и начальное профессиональное - 42,7%, по средней
продолжительности безработицы: у мужчин - 8,5 месяцев, у женщин -
9,2 месяца. Средний возраст безработных - 36 лет.
На регистрируемом рынке труда мужчины стабильно составляют
около одной трети безработных, и их доля снижается (на 01.01.01 -
28,5%). Доля высвобожденных граждан снизилась до 41%, а
уволившихся по собственному желанию, наоборот, увеличилась до 36%.
Средняя продолжительность безработицы за три года снизилась в
среднем с 5,1 до 4,6 месяца.
(п. 1.1 в ред. Областного закона от 10.01.2003 N 300-ЗС)
1.2. Программный подход к решению ключевых проблем
на рынке труда
Необходимость программного подхода к решению проблем занятости
населения вызвана определяющим влиянием состояния сферы занятости
на социальный климат в области, межведомственным характером
проблем занятости населения, необходимостью согласованных действий
всех органов, заинтересованных в их решении, и наиболее
рациональным использованием финансовых средств, направляемых на
реализацию мероприятий Программы.
Ключевыми проблемами на рынке труда являются:
структурный дисбаланс между спросом и предложением рабочей
силы на рынке труда области. Недостаточный уровень
внутрипроизводственного обучения и повышения квалификации
персонала;
дифференциация административных единиц области в
демографическом и социально-экономическом аспекте, и, как
следствие, возникновение проблем рынка труда городов и поселков с
моноэкономической структурой (Восточный Донбасс), северных и
восточных районов области, где уровень безработицы в 2-3 раза
превышает среднеобластной показатель, а в отдельных поселках
достигает 70-80% ЭАН;
рост доли рабочих мест с морально и технически устаревшим
оборудованием, недостаточное наращивание новых рабочих мест,
особенно при реструктуризации угольной отрасли;
наличие значительной неформальной занятости (по оценке ученых
Ростовского государственного экономического университета около
600-650 тыс. человек), отсутствие экономически обоснованной
зависимости доходов работника от его трудового вклада;
незначительные финансовые и налоговые льготы работодателям при
трудоустройстве отдельных социальных групп населения на рабочие
места в счет установленной квоты;
ограниченность мобильности рабочей силы вследствие
недостаточной развитости рынка жилья и низких доходов населения;
сохраняющийся селективный подход при увольнении и приеме на
работу в зависимости от пола, возраста, национальности, состояния
здоровья и т.д. Недостаточный контроль государственных и
общественных органов за соблюдением отдельными работодателями норм
трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда,
выполнением коллективных договоров.
Эффективность решения перечисленных проблем занятости
населения предполагает активизацию государственной политики
занятости населения в рамках Программы, предусматривающей переход
от политики сдерживания безработицы к политике содействия
занятости населения на основе повышения территориальной,
отраслевой и профессиональной мобильности рабочей силы,
приоритетной поддержки категорий граждан, особо нуждающихся в
социальной защите и др. Неотъемлемой частью Программы являются
мероприятия по ее выполнению.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА
ОБЛАСТИ В 2001-2003 ГОДАХ
-------------------T---------------------------------------------------------
| | Основные направления политики занятости |
+------------------+--------------------------------------------------------+
|2.1. Улучшение |-интенсивное включение в сферу занятости граждан, ищущих|
|функционирования |работу, за счет минимизации периода безработицы, перво- |
|рынка труда обла- |очередной помощи в трудоустройстве гражданам, испытыва- |
|сти |ющим трудности в самостоятельном поиске работы; |
| |- улучшение качества и повышение мобильной способности |
| |рабочей силы за счет создания гибкой системы обучения и |
| |переобучения незанятого населения и безработных, реаги- |
| |рующей на состояние спроса на рынке труда; |
| |- расширение спектра профессиональных услуг работодате- |
| |лям по формированию кадрового потенциала предприятий и|
| |организаций с использованием банков данных о высококва- |
| |лифицированных специалистах, получивших современную |
| |подготовку; |
| |- создание информационного поля для депрессивных терри- |
| |торий, отраслей экономики, отдельных предприятий, |
| |содержащего сведения о потребностях и развитии рынка |
| |труда; организация целевых мониторинговых исследований |
| |и обследований состояния занятости населения области; |
| |- развитие обширной и многофункциональной сети, открытой|
| |для всех категорий граждан, ищущих работу, работода- |
| |телей и всех субъектов рынка труда области; |
| |- создание системы долгосрочного, отраслевого ресурсного|
| |прогнозирования, информационного, кадрового обеспечения |
| |для эффективного выполнения областной Программы, город- |
| |ских и районных мероприятий содействия занятости насе- |
| |ления. |
+------------------+--------------------------------------------------------+
|2.2. Содействие |- выделение льготных кредитов из средств областного |
|развитию самозаня-|бюджета, коммерческих банков по результатам конкурсного |
|тости и предприни-|отбора инвестиционных проектов малых предприятий и |
|мательской инициа-|частных предпринимателей, предусматривающих создание |
|тивы граждан |дополнительных рабочих мест в сфере малого предприни- |
| |мательства; |
| |- оказание содействия начинающим предпринимателям из |
| |числа безработных граждан посредством организации кон- |
| |сультирования и обучения основам малого предприниматель-|
| |ства, выдачи субсидий на открытие собственного дела, |
| |предоставления льгот по аренде производственных площа- |
| |дей, находящихся в федеральной, областной и муниципаль- |
| |ной собственности, предоставления льготных кредитов (в |
| |том числе налоговых и в рамках финансово-промышленного |
| |лизинга), повышения их информированности в части изме- |
| |нений нормативно-правовой базы, ситуации на рынке |
| |товаров и услуг, предоставления возможности участия в |
| |выставках-ярмарках на межрегиональном и международном |
| |уровнях; |
| |- освоение средств государственной поддержки реструк- |
| |туризации угольной отрасли в шахтерских территориях |
| |области. |
+------------------+--------------------------------------------------------+
|2.3. Профессио- |- проведение единой политики с заинтересованными ведом- |
|нальная ориентация|ствами (научными и учебными заведениями, предприятиями |
|и психологическая |и организациями, как государственными, так и коммерче- |
|поддержка |скими) в области профориентации и психологической под- |
| |держки населения на основе общегосударственных требова- |
| |ний и с учетом региональных особенностей; |
| |- развитие дифференцированной сети профориентации, акти-|
| |визации и психологической поддержки для различных групп |
| |населения (учащиеся различных образовательных учрежде- |
| |ний; безработные и незанятые граждане; инвалиды; работ- |
| |ники, находящиеся под риском увольнения); |
| |- оказание комплекса высококачественных услуг по профес-|
| |сиональной ориентации и психологической поддержке всех |
| |категорий граждан и расширение контингента потребителей,|
| |которым оказываются эти услуги (работодатели; занятые, |
| |желающие сменить сферу деятельности; клиенты банка |
| |данных "Профессионал" и др.); |
| |- содействие профориентации учащихся и выпускников школ;|
| |- совершенствование и модернизация программного и науч- |
| |но-методического сопровождения работы специалистов-проф-|
| |консультантов, их дополнительная подготовка для внедре- |
| |ния новых тренинговых программ и психодиагностических |
| |исследований. |
+------------------+--------------------------------------------------------+
|2.4. Содействие |- определение масштабов опережающего обучения лиц,|
|развитию персонала|находящихся под риском увольнения, массового высвобож- |
|на предприятиях |дения, а также безработных граждан (с учетом перспек- |
| |тивной кадровой потребности предприятий); |
| |- проведение по заявкам работодателей профориентационных|
| |и психодиагностических исследований персонала,социально-|
| |психологической подготовки персонала; |
| |- организация переподготовки и повышения квалификации |
| |граждан, высвобождаемых из организаций, с использованием|
| |учебно-производственной базы предприятий и учебно-кур- |
| |совой сети региона; |
| |- развитие и совершенствование системы непрерывного |
| |образования населения. |
+------------------+--------------------------------------------------------+
|2.5. Профессио- |- определение и согласование объемов и профилей подго- |
|нальная подготовка|товки учащихся и студентов в учреждениях профессиональ- |
|новой рабочей силы|ного образования в соответствии с прогнозом структурных |
| |изменений экономики региона и территорий; |
| |- перепрофилирование учреждений профессионального обра- |
| |зования, открытие новых направлений подготовки, пере- |
| |ориентация профессиональных училищ на подготовку персо- |
| |нала под гарантированное трудоустройство на стабильно |
| |работающих предприятиях области; |
| |- оказание содействия профессиональным образовательным |
| |учреждениям в комплектовании контингента обучающихся |
| |путем направления в них молодежи, обращающейся в службу |
| |занятости за содействием в трудоустройстве, для полу- |
| |чения образования по перспективным на рынке труда |
| |профессиям (специальностям); |
| |- введение в учебные планы учреждений профессионального |
| |образования курсов, адаптирующих выпускников к условиям |
| |рынка труда, ориентирующих на активную и самостоя- |
| |тельную роль в поиске работы. |
+------------------+--------------------------------------------------------+
|2.6. Профессио- |- внедрение эффективных программ и интенсивных техноло- |
|нальная подготов- |гий обучения, оптимизация сроков и стоимости обучения; |
|ка,повышение ква- |- организация профессионального обучения безработных |
|лификации и пере- |граждан на действующей учебно-курсовой и учебно-про- |
|подготовка безра- |изводственной базе региона на основе конкурсного отбора |
|ботных граждан и |по качеству образовательных услуг, стоимости, срокам |
|незанятого насе- |обучения и другим параметрам; |
|ления |- восстановление и развитие профессиональной подготовки |
| |и стажировки безработных граждан на предприятиях и в |
| |организациях под гарантированное трудоустройство на |
| |конкретные рабочие места. |
+------------------+--------------------------------------------------------+
|2.7. Содействие |- обеспечение доступа к информации о состоянии рынка |
|трудоустройству |труда различным категориям населения с использованием |
|незанятого населе-|современных средств информации и связи; |
|ния, ищущего рабо-|- формирование структуры занятости посредством реализа- |
|ту через органы |ции специальных программ, расширяющих возможности трудо-|
|государственной |устройства граждан, испытывающих трудности в поиске |
|службы занятости |работы; |
| |- развитие индивидуальных методов подбора гражданам |
| |подходящей работы и выполнения кадровых заказов |
| |работодателей; |
| |- повышение заинтересованности работодателей в представ-|
| |лении информации о вакансиях с высоким профессиональным |
| |уровнем выполнения заявок; |
| |- использование маркетинговых исследований и приемов для|
| |влияния на рынок труда и презентации услуг службы |
| |занятости; |
| |- формирование максимально полной базы данных о вакант- |
| |ных рабочих местах для различных категорий населения; |
| |- перераспределение рабочей силы в экономике региона, |
| |Южного федерального округа, страны; |
| |- осуществление контроля за соблюдением работодателями |
| |договорных условий по трудовой мобильности и переселению|
| |семей; |
| |- координация деятельности муниципальных образований, |
| |службы занятости, работодателей в обосновании привле- |
| |чения иностранной рабочей силы. |
+------------------+--------------------------------------------------------+
|2.8. Развитие вре-|- повышение эффективности и социального статуса времен- |
|менных и общест- |ных и общественных работ путем повышения их престижности|
|венных работ |и увеличения продолжительности с последующим трудоуст- |
| |ройством работников на постоянные рабочие места; |
| |- обеспечение реализации программ местного развития шах-|
| |терских территорий в части содействия временной занято- |
| |сти на общественных работах высвобожденным работникам |
| |угольной отрасли; |
| |- организация общественных работ в рамках мероприятий, |
| |посвященных знаменательным датам, нетрадиционных видов |
| |работ и краткосрочных работ. |
+------------------+--------------------------------------------------------+
|2.9. Содействие |- предоставление инвалидам, женщинам, молодежи и другим |
|занятости лиц,нуж-|социально незащищенным категориям граждан преимуществен-|
|дающихся в соци- |ного права на профессиональную подготовку, переподго- |
|альной поддержке |товку; |
| |- развитие взаимодействия с Институтами подготовки и |
| |переподготовки специалистов "Престиж" и "Выбор" по |
| |вопросам переобучения военнослужащих, уволенных (уволь-|
| |няемых) в запас, а также членов их семей; |
| |- координация деятельности центров занятости населения с|
| |органами законодательной и исполнительной власти, депар-|
| |таментом социальной защиты, общественными организациями:|
| |ВОИ, ВОГ, ВОС, "Центрин", специальными и вспомогатель- |
| |ными школами; |
| |- взаимодействие с учреждениями и организациями, заин- |
| |тересованными в решении проблем занятости молодежи: |
| |комитетами (отделами) по делам молодежи, учреждениями |
| |образования, администрациями муниципальных образований, |
| |молодежными биржами труда и общественными молодежными |
| |организациями; |
| |- создание условий для реализации предпринимательской |
| |инициативы, самозанятости женщин и молодежи; |
| |- координация совместных усилий различных министерств и |
| |ведомств, оказывающих влияние на регулирование трудовой |
| |миграции, содействующих занятости граждан (органы мест- |
| |ного самоуправления, паспортно-визовая служба ГУВД, |
| |Территориальный орган Минфедерации РФ в Ростовской |
| |области); |
| |- осуществление мер по профессионально-трудовой адапта- |
| |ции лиц, освобожденных из УИН, их трудоустройство, в том|
| |числе за счет установления квоты на рабочие места; |
| |- взаимодействие центров занятости населения с админист-|
| |рациями УИН по превентивной консультационной и проф- |
| |ориентационной работе с осужденными, готовящимися к |
| |освобождению; |
| |- переобучение граждан, подлежащих освобождению из УИН, |
| |имеющих профессии, не востребованные на рынке труда, а |
| |также утративших квалификацию. |
L------------------+---------------------------------------------------------
3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
(в ред. Областного закона от 10.01.2003 N 300-ЗС)
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, в
том числе средств государственной поддержки угольной отрасли,
областного и местных бюджетов, средств работодателей (соб1твенных,
заемных, привлеченных). Общий объем финансирования составит на
2001-2003 годы - 44247,0 млн. руб., в том числе 2001 г. - 20022,2
млн. руб., 2002 г. - 7388,1 млн. руб., 2003 г. - 16836,7 млн.
руб.",
их них за счет:
средств бюджетов:
- федерального бюджета (целевые средства, направляемые на
реализацию государственной политики занятости населения; средства,
направляемые на поддержку предприятий, в том числе малого бизнеса;
на финансирование программ местного развития шахтерских городов и
районов за счет средств господдержки угольной отрасли) - 1688,7
млн. руб. (2001 г. - 431,3 млн. руб., 2002 г. - 551,9 млн. руб.,
2003 г. - 705,5 млн. руб.);
- областного бюджета (средства, предусмотренные на финансовую
поддержку деловой активности предприятий и организаций; целевые
средства, направляемые на реализацию государственной политики
занятости населения; средства, направляемые на развитие малого
бизнеса) - 487,0 млн. руб. (2001 г. - 105,0 млн. руб., 2002 г. -
148,6 млн. руб., 2003 г. - 233,4 млн. руб.);
- местных бюджетов - 29,0 млн. руб. (2001 г. - 8,5 млн. руб.,
2002 г. - 9,2 млн. руб., 2003 г. - 11,3 млн. руб.);
консолидированных средств работодателей (собственные, заемные,
привлеченные), направляемых на реализацию инновационных проектов,
в том числе инвестиционной программы Ростовской области, и
проведение активной политики занятости населения - 42042,3 млн.
руб. (2001 г. - 19477,4 млн. руб., 2002 г. - 6678,4 млн. руб.,
2003 г. - 15886,5 млн. руб.).
Затраты по основным направлениям программных мероприятий в
2001-2003 годах за счет средств различных источников
финансирования приведены в приложении к настоящей Программе.".
4. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Реализация Программы предусматривает координацию усилий
органов власти всех уровней, работодателей, службы занятости,
профсоюзов, общественных организаций по реализации экономической и
социальной политики региона и обеспечивает преемственность
"Программы содействия занятости населения Ростовской области на
1998-2000 годы". Департамент Федеральной государственной службы
занятости населения по Ростовской области осуществляет управление
Программой, является координатором и совместно с центрами
занятости населения городов и районов области - ответственным за
реализацию Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе Соглашений и
государственных контрактов (договоров), заключаемых в
установленном порядке всеми исполнителями и соисполнителями
программных мероприятий.
Департамент службы занятости населения по Ростовской области с
учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств
ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным
мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются в
установленном порядке на конкурсной основе.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется
Администрацией Ростовской области, Законодательным Собранием
Ростовской области и Координационным комитетом содействия
занятости населения области.
5. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям,
характеризующим состояние и динамику занятости и уровня
безработицы в регионе, социальную поддержку безработных.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить уровень занятости населения с 49,5% до 54,7%;
(в ред. Областного закона от 10.01.2003 N 300-ЗС)
- снизить уровень общей безработицы с 16,3% до 11,9% ЭАН;
(в ред. Областного закона от 10.01.2003 N 300-ЗС)
- трудоустроить не менее 75% граждан, обращающихся в
государственную службу занятости с целью трудоустройства и не
менее 30% от общего числа принятого персонала на предприятия и в
организации области;
- повысить качество рабочей силы на регистрируемом рынке труда
за счет профессионального обучения и повышения квалификации не
менее 20% от общей численности безработных, зарегистрированных в
центрах занятости в течение периода;
- создать единое информационное пространство для качественного
решения вопросов содействия трудоустройству граждан;
- обеспечить государственную службу занятости населения
области высококвалифицированными кадрами (повышение квалификации
не менее 120 специалистов в год).
Приложение
к областной целевой программе
содействия занятости
населения Ростовской области
на 2001-2003 годы
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В 2001-2003 ГГ.
(в ред. Областного закона от 10.01.2003 N 300-ЗС)
(млн.руб.)
--------------------------------T--------T------------------------
| Программные мероприятия |Средств-| в том числе по годам: |
| |всего +-------T-------T-------+
| | | 2001 | 2002 | 2003 |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
|Улучшение функционирования рын-| | | | |
|ка труда в Ростовской области | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства федерального бюджета | 6,3| 0,1| 2,8| 3,4|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| кроме того, средства господ- | 542,6| 152,6| 195,0| 195,0|
|держки угольной отрасли | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
|Создание и сохранение рабочих | | | | |
|мест на предприятиях и в орга- | | | | |
|низациях Ростовской области | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства областного бюджета | 370,2| 80,8| 109,4| 180,0|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства местных бюджетов | - | - | - | - |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| консолидированные средства ра-| 40466,2|18284,4| 6564,0|15617,8|
|ботодателей (собственные, заем-| | | | |
|ные, привлеченные) | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
|Содействие развитию самозанято-| | | | |
|сти и предпринимательской ини- | | | | |
|циативы граждан | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства федерального бюджета | 19,0| 12,4| 2,1| 4,5|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства областного бюджета | 79,9| 9,2| 27,0| 43,7|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства местных бюджетов | 9,8| 4,9| 4,9| - |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| консолидированные средства ра-| 1531,8| 1179,4| 101,4| 251,0|
|ботодателей (собственные, заем-| | | | |
|ные, привлеченные) | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
|Профессиональная ориентация и | | | | |
|психологическая поддержка насе-| | | | |
|ления | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства федерального бюджета | 6,6| 3,5| 1,2| 1,9|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства областного бюджета | - | - | - | - |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства местных бюджетов | - | - | - | - |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
|Содействие развитию персонала | | | | |
|на предприятиях | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства областного бюджета | 0,4| 0,4| - | - |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
|Профподготовка, повышение ква- | | | | |
|лификации и переподготовка без-| | | | |
|работных граждан и незанятого | | | | |
|населения | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства федерального бюджета | 80,9| 25,3| 18,8| 36,8|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства областного бюджета | 7,9| 7,9| - | - |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства местных бюджетов | - | - | - | - |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
|Содействие трудовой мобильности| | | | |
|незанятого населения, ищущего | | | | |
|работу через органы службы за- | | | | |
|нятости | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства федерального бюджета | 3,5| 0,7| 1,3| 1,5|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
|Развитие временных и обществен-| | | | |
|ных работ | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства федерального бюджета | 105,2| 24,6| 25,7| 54,9|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства областного бюджета | 26,7| 4,8| 12,2| 9,7|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства местных бюджетов | 19,1| 3,5| 4,3| 11,3|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| консолидированные средства ра-| 31,0| 9,8| 10,2| 11,0|
|ботодателей (собственные, заем-| | | | |
|ные, привлеченные) | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
|Содействие занятости лиц, нуж- | | | | |
|дающихся в социальной поддержке| | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства федерального бюджета | 18,1| 6,7| 4,7| 6,7|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства областного бюджета | 1,9| 1,9| - | - |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства местных бюджетов | 0,1| 0,1| - | - |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| консолидированные средства ра-| 13,3| 3,8| 2,8| 6,7|
|ботодателей (собственные, заем-| | | | |
|ные, привлеченные) | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
|Материальная поддержка доходов | | | | |
|безработных граждан | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства федерального бюджета | 537,2| 108,1| 172,6| 256,5|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
|Содержание территориальных | | | | |
|органов Минтруда России по во- | | | | |
|просам занятости населения | | | | |
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
| средства федерального бюджета | 369,3| 97,3| 127,7| 144,3|
+-------------------------------+--------+-------+-------+-------+
|Итого | 44247,0|20022,2| 7388,1|16836,7|
L-------------------------------+--------+-------+-------+--------
Примечание: конкретные мероприятия по данным направлениям
разрабатываются и утверждаются Администрацией области после
формирования федерального и областного бюджетов.
|