РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2004 г. N 322
О ПРИНЯТИИ "КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ,
ТЕХНОГЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Целенаправленная деятельность Администрации города в области
устойчивого развития Ростова-на-Дону позволила достичь приемлемого
уровня безопасности населения и города в целом.
В городе ведется последовательная работа по предупреждению
социальных конфликтов за счет ограничения роста безработицы,
оказания социальной помощи малообеспеченным, частичной компенсации
из бюджета затрат на жилищно-коммунальные услуги, обеспечения
населения бесплатной медицинской помощью гарантированного объема и
качества, поддержания на доступном уровне стоимости проезда в
общественном транспорте и др.
Активизируется деятельность по совершенствованию работы
надзорных органов и реализации превентивных мер на действующих
потенциально опасных объектах города.
Наметилась положительная тенденция сокращения преступлений,
особенно среди несовершеннолетних, не допущено существенного роста
количества разбойных нападений и краж.
Несмотря на принимаемые меры, уровень безопасности города не
является достаточным. Сохраняется тенденция к расширению спектра и
многообразия внутренних и внешних угроз, характерных для крупных
городов Российской Федерации, как в рамках переходного периода,
переживаемого страной в целом, так и во все более усложняющихся
условиях развития человечества.
Все чаще ощущается угроза перехода террористических актов из
гипотетической области в область реальных чрезвычайных ситуаций
вследствие активизации в ряде субъектов Южного федерального округа
деятельности террористических группировок, угрожающих безопасности
Ростова-на-Дону.
В условиях плотной городской застройки, высокой концентрации
промышленных объектов особую опасность представляет возможность
применения террористами средств массового поражения и
инициирования техногенных катастроф на предприятиях и объектах,
где в производственном цикле используются сильнодействующие
отравляющие вещества или биологические агенты.
Старение и износ водопроводных, тепловых и иных инженерных
сетей приводит к авариям, сопровождающимся вымыванием грунта,
образованием провалов, нарушением целостности фундаментов, ведущим
к разрушению зданий и сооружений.
Снижение производственной и исполнительской дисциплины, другие
отклонения от норм поведения повышают вероятность аварий,
крупномасштабных пожаров, техногенных катастроф.
Сохраняющийся уровень криминализации негативно сказывается на
общественно-социальной и экономической обстановке в Ростове-на-
Дону, на обеспечении личной безопасности граждан.
Указанные факторы обуславливают сохранение различных видов
угроз устойчивому развитию и безопасности города.
Реализуемые в настоящее время городские программы не в полной
мере учитывают реально существующие аспекты безопасности населения
и территории города от угроз внутреннего и внешнего характера,
отнесенные ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.
7 Областного закона "О местном самоуправлении в Ростовской
области" к предмету ведения местного самоуправления.
Учитывая изложенное, необходимо оценить состояние безопасности
города, определить жизненно важные интересы и возможные угрозы
безопасности, приоритетные цели и основные направления обеспечения
безопасности муниципального образования. И на данной основе
разработать и принять комплекс стратегических мер по
совершенствованию системы обеспечения безопасности Ростова-на-
Дону.
Руководствуясь ст.ст. 22, 40 и 42 Устава города, городская Дума
решила:
1. Принять "Концепцию программы общественной, техногенной и
экологической безопасности города Ростова-на-Дону" (приложение).
2. Предложить Администрации города на основе данной концепции
разработать и представить на рассмотрение городской Думы целевые
программы по конкретным направлениям обеспечения безопасности
города Ростова-на-Дону на 2005-2010 годы.
3. Администрации города, районным администрациям, муниципальным
учреждениям и предприятиям при организации работы
руководствоваться положениями "Концепции общественной, техногенной
и экологической безопасности города Ростова-на-Дону", утвержденной
настоящим решением.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
постоянную комиссию по безопасности, правопорядку и связям с
правоохранительными органами и военнослужащими (С.А. Воронцов) и
постоянные комиссии в части их касающейся.
Мэр города
Ростова-на-Дону
М.А.ЧЕРНЫШЕВ
Приложение
к решению
городской Думы
от 15.06.2004 N 322
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕСТВЕННОЙ, ТЕХНОГЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
1. Общие положения
Концепция программы общественной, техногенной и экологической
безопасности города Ростова-на-Дону (далее - Концепция)
представляет собой систему взглядов на цели, задачи, основные
принципы и направления деятельности администраций города и
районов, промышленных предприятий, учреждений, организаций,
органов здравоохранения и образования, в области обеспечения
безопасности и устойчивого развития города, жизни и здоровья
населения в условиях возможных внешних и внутренних опасностей и
угроз (далее именуются - угрозы).
Под обеспечением общественной, техногенной и иной безопасности
понимается состояние и процесс обеспечения защиты жизненно важных
интересов личности, общества и города от угроз, препятствующих их
нормальной жизнедеятельности.
Жизненно важные интересы представляют совокупность
потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает
существование и возможности прогрессивного развития личности,
общества и города.
Под угрозами безопасности понимается совокупность условий и
факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности,
общества и города.
Составными элементами общественной, техногенной и иной
безопасности города являются:
- реальное знание опасностей и их возможных последствий;
- система мер, обеспечивающая прогнозирование и предупреждение
проявления угроз личности, обществу и городу, смягчение их
негативных последствий, осуществление контроля за их
предотвращением и устранением;
- взаимодействие в целях обеспечения безопасности органов
муниципальной власти с органами государственной власти,
правоохранительными органами, предприятиями и учреждениями,
гражданами и их объединениями, политическими партиями, а также
сотрудничество с другими муниципальными образованиями.
Концепция является основой для:
- формирования и проведения единой политики городских властей,
экономических и социальных структур, населения города в
обеспечении безопасности муниципального образования;
- разработки и реализации целевых программ по обеспечению
безопасности города от конкретных угроз;
- совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой
базы обеспечения безопасности личности, общества, города.
В Концепции отражены проблемы безопасности Ростова-на-Дону,
жизненно важные интересы города и его населения, основные виды
угроз этим интересам, сформулированы цели, принципы и основные
направления деятельности по обеспечению безопасности
муниципального образования.
Реализация Концепции осуществляется на основании принципов
законности, соблюдения баланса жизненно важных интересов личности,
общества и муниципального образования, взаимной ответственности
личности и органов местного самоуправления.
Правовую и методологическую базу Концепции составляют
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", законы Российской Федерации в сфере безопасности,
экологии, экономики, градостроительства, санитарно-
эпидемиологического благополучия и другие, Концепция национальной
безопасности Российской Федерации, Областной закон "О местном
самоуправлении в Ростовской области", Областной закон "Об охране
окружающей среды", Устав города Ростова-на-Дону.
2. Состояние безопасности города
Ростов-на-Дону - самый крупный город на юге России, центр
Южного федерального округа и Ростовской области.
Территория города - 348,5 кв. км. Численность населения города
на 09.10.2002 - 1068267 человек, плотность населения - 3065,3
человек на кв. км.
В Ростове-на-Дону ведется последовательная, целенаправленная
работа по предупреждению социальных конфликтов за счет ограничения
роста безработицы, оказания социальной помощи малообеспеченным,
частичной компенсации из бюджета затрат на жилищно-коммунальные
услуги, обеспечения населения бесплатной медицинской помощью
гарантированного объема и качества, поддержания на доступном
уровне стоимости проезда на общественном транспорте и др.
Достигнута определенная стабилизация экологической обстановки
за счет строительства канализационного коллектора, ликвидации
свалок, использования современных технологий утилизации отходов,
очистки территории города от различного рода загрязнений.
Принимаются активные меры по повышению устойчивости систем
жизнеобеспечения города за счет развития мощностей муниципального
предприятия ПО "Водоканал", ремонта и профилактики коммунальных
сетей.
Активизируется деятельность по совершенствованию работы
надзорных органов и реализации превентивных мер на действующих
потенциально опасных объектах города.
Более эффективно стала действовать система оперативного
реагирования на чрезвычайные ситуации.
Отмечается тенденция к сокращению преступлений, особенно среди
несовершеннолетних.
Вместе с тем сохраняется тенденция к снижению общего уровня
безопасности Ростова-на-Дону, расширению спектра и многообразия
внутренних и внешних угроз, характерных для крупных городов
Российской Федерации, как в рамках переходного периода,
переживаемого страной в целом, так и во все более усложняющихся
условиях развития человечества.
Все чаще создается угроза перехода террористических актов из
гипотетической области в область реальных чрезвычайных ситуаций
ввиду активизации деятельности террористических группировок в ряде
субъектов Южного федерального округа, угрожающих безопасности
Ростова-на-Дону.
В условиях плотной городской застройки, высокой концентрации
промышленных объектов особую опасность представляет возможность
применения террористами средств массового поражения и
инициирования техногенных катастроф на предприятиях и объектах,
где в производственном цикле используются сильнодействующие
отравляющие вещества или биологические агенты.
Сохраняющаяся тенденция к усилению криминализации негативно
сказывается на общественно-социальной и экономической обстановке в
городе, на обеспечении личной безопасности граждан.
Изменения в социальной, экономической и прочих сферах, резкое
размежевание людей по уровню доходов и качеству жизни, проявление
конфронтационности в политических, духовно-нравственных,
межнациональных областях осложняют ситуацию в городе и формируют
предпосылки, игнорирование которых может привести к чрезвычайным
ситуациям.
Изложенное требует разработки и принятия комплексных,
скоординированных мер по совершенствованию обеспечения
безопасности Ростова-на-Дону.
3. Жизненно важные интересы города
Жизненно важные интересы Ростова-на-Дону представляют собой
совокупность интересов каждого отдельного жителя, общественных,
производственных и иных законно признанных коллективов и города в
целом. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели,
перспективные и текущие задачи политики органов местного
самоуправления города.
Интересы жителей муниципального образования в сфере
безопасности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и
свобод, личной безопасности, безопасности имущества, возможности
физического, духовного и интеллектуального развития, создания и
поддержания здорового образа и качества жизни на уровне
благополучных крупных городов Российской Федерации.
Интересы социальных групп состоят в обеспечении обусловленных
законами условий их функционирования, саморазвития,
самоуправления, повышения активности членов этих групп по
выполнению установленных законодательством задач.
Интересы органов местного самоуправления состоят в
политической, экономической и социальной стабильности, в
безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в
реализации права граждан на осуществление местного самоуправления.
Интересы города включают установление политической,
экономической и социальной стабильности, выполнение законов и
поддержание правопорядка, создание нормальных условий
жизнедеятельности для жителей города и его структур.
В конкретных сферах основные интересы Ростова-на-Дону
проявляются в следующем:
3.1. В сфере общественной безопасности:
- в обеспечении прав каждого человека на личную безопасность;
- в недопущении и своевременном предупреждении проявлений
террористической направленности;
- в ликвидации условий возникновения явлений криминального
характера;
- в поддержке и совершенствовании системы обеспечения
правопорядка;
- в совершенствовании правовой подготовки населения, прежде
всего молодежи;
- в создании условий для развития инициативы граждан в части
содействия силам обеспечения общественной безопасности;
- в обеспечении гражданского мира, согласия, правопорядка,
стабильности муниципальной власти и ее институтов;
- в нейтрализации причин и условий, способствующих
возникновению политического и религиозного экстремизма,
этносепаратизма и их последствий: социальных, межэтнических и
религиозных конфликтов;
- в сокращении социально неблагополучного контингента (лица
БОМЖ).
3.2. В области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций техногенного и коммунально-бытового характера:
- в совершенствовании системы мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций;
- в повышении эффективности деятельности по предупреждению
чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий;
- в развитии и поддержании в готовности сил и средств для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- в обеспечении безопасности техногенных производственных
комплексов, последовательной их модернизации на основе передовых и
безвредных технологий;
- в своевременном и полном выполнении мероприятий
мобилизационной подготовки;
- в повышении надежности работы объектов и систем
жизнеобеспечения города;
- в обеспечении устойчивого функционирования производств и
инфраструктуры города в условиях воздействия факторов опасностей и
угроз;
- в развитии жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых
услуг;
- в четком функционировании и развитии инфраструктуры города;
- в совершенствовании системы обучения населения действиям в
условиях чрезвычайных ситуаций.
3.3. В сфере экологической и санитарно-эпидемиологической
безопасности:
- в приоритетном обеспечении прав жителей города на
благоприятную окружающую среду;
- в оздоровлении природной среды, поддержании благоприятной
экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в городе;
- во внедрении передовых природоохранных мер и технологий в
Генеральный план развития города;
- в применении передовых природоохранных технологий в
промышленности, на транспортных предприятиях и транспорте;
- в организации и проведении санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
- в учете факторов охраны окружающей среды при реализации
экономических и социальных программ и проектов;
- в санитарной охране территории города от заноса и
распространения карантинных и особо опасных заболеваний, а также
предотвращении ввоза на территорию города товаров, химических,
биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов,
представляющих опасность для человека с учетом предупреждения
вредного влияния на здоровье населения объектов и сооружений при
их размещении.
4. Возможные угрозы безопасности города
Разработка мер по повышению уровня безопасности города,
совершенствованию механизма их реализации должна осуществляться с
учетом угроз, которые противостоят соответствующим интересам
граждан, социальных групп, города в целом.
Угрозы носят комплексный взаимосвязанный характер и в
большинстве своем имеют трансграничные масштабы. Уровни опасности
угроз различного вида зависят от политической обстановки в мире,
Российской Федерации, Южном Федеральном округе, стабильности
социально-экономического развития Ростовской области как субъекта
Федерации и в разные периоды могут изменяться. Эти изменения
должны учитываться в программе реализации концепции.
Значимость угроз усиливается особенностями города:
Ростов-на-Дону - центр Южного федерального округа и Ростовской
области, здесь находятся Аппарат Полномочного Представителя
Президента РФ и Главы администрации (Губернатора) Ростовской
области. Политическая, социальная, нравственная и культурная
атмосфера столицы ЮФО - залог здорового общественного климата всех
регионов на юге России и народов их населяющих.
Ростов-на-Дону - крупнейший на юге России промышленный центр.
Вклад промышленности города в общие экономические показатели ЮФО
является определяющим.
Ростов-на-Дону - стратегически важный населенный пункт. В
городе расположены:
- штаб Северо-Кавказского военного округа;
- штаб 4 армии ВВС и ПВО;
- Северо-Кавказский округ внутренних войск МВД России;
- Главное управление МВД по ЮФО;
- Северо-Кавказское УВД на транспорте;
- Южное таможенное управление;
- Северо-Кавказское территориальное управление по
государственным резервам;
- Северо-Кавказское территориальное управление по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Северо-Кавказский отдел Государственной инспекции
радиационной безопасности;
- Северо-Кавказское зональное управление Госветнадзора на
государственной границе и транспорте;
- Северо-Кавказский региональный центр по делам ГО, ЧС и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
Ростов-на-Дону - крупнейший транспортный узел юга России:
здесь расположены управление Северо-Кавказской железной дороги,
южно-региональное Управление воздушного транспорта, ОАО "Волго-
Донское пароходство", транспортные объекты, мосты, путепроводы, от
состояния которых зависит функционирование всей транспортной
системы региона.
Ростов-на-Дону - крупнейший узел связи. Здесь расположено
Государственное территориальное предприятие междугородних связей N
9, осуществляющее техническую эксплуатацию средств связи на
Северном Кавказе.
Ростов-на-Дону - центр сосредоточения крупных финансовых и
информационных потоков, обеспечивающих развитие субъектов ЮФО.
Ростов-на-Дону - центр научной и культурной жизни юга России.
ВУЗы города готовят кадры для всех субъектов ЮФО. Ядром
развития фундаментальных наук является Ростовский государственный
университет и его шесть научно-исследовательских институтов.
Для Ростова-на-Дону наиболее характерными являются следующие
группы угроз:
4.1. Террористические угрозы
К основным угрозам террористического характера относятся:
- возможные нападения на объекты власти и управления (захват,
подрыв, обстрел и т.д.);
- взрывы, другие террористические и диверсионные акты в местах
массового пребывания людей (вокзалы, транспорт, жилые кварталы,
митинги, культурно-зрелищные центры, стадионы и др.);
- похищение людей и захват заложников;
- нападение на объекты, потенциально опасные для жизни
населения в случае их разрушения или нарушения технологического
режима;
- применение химических и радиоактивных веществ в местах
массового пребывания людей;
- отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов
питания;
- искусственное распространение возбудителей инфекционных
болезней.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение
террористических угроз, являются:
- сочетание организованных террористических организаций с
самостоятельными индивидуумами;
- расширение спектра способов террористической деятельности
(биологических, химических, радиационных и др.);
- немотивированность и непредсказуемость террористов,
направляющих насилие не против конкретных лиц и объектов, а на
беспорядочное убийство случайных людей.
Реализация указанных угроз может привести к:
- нарушению на длительный срок нормальной жизни города;
- созданию атмосферы страха;
- большому количеству жертв.
4.2. Криминальные угрозы
К основным криминальным угрозам относятся:
- усиление криминального давления на жизнедеятельность города;
- наличие уличной преступности и преступности
несовершеннолетних;
- рост числа граждан, употребляющих наркотики;
- возможность проникновения преступных авторитетов в выборные
органы муниципальной власти;
- возможность перехода торговых центров под контроль отдельных
преступных групп и оказание ими влияния на рыночные цены на
продукты питания;
- несоблюдение "Правил дорожного движения" пешеходами и
водителями.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение
криминальных угроз, являются:
- разделение сфер влияния среди различных криминальных
структур;
- значительное количество в городе выходцев из стран ближнего и
дальнего зарубежья, не зарегистрированных в установленном законом
порядке, занимающихся преступной деятельностью;
- недостаточная раскрываемость преступлений;
- низкий уровень правовой культуры населения.
Реализация указанных угроз может привести:
- к появлению атмосферы страха и неуверенности среди жителей
города;
- к формированию условий для влияния преступных авторитетов на
характер решений органов местного самоуправления;
- к парализации экономических преобразований и обесцениванию
демократических завоеваний.
4.3. Угрозы коммунально-бытового характера
К основным угрозам коммунально-бытового характера относятся:
- возрастающий уровень порывов в сетях тепло- и водоснабжения,
приводящих к вымыванию грунта, разрушению фундаментов, образованию
провалов;
- старение жилого фонда, особенно зданий дореволюционной
постройки и полносборных домов первого поколения, а также
инженерной инфраструктуры города;
- снижение надежности и устойчивости энергоснабжения, связанное
с недостаточным объемом замены устаревших инженерных сетей;
- перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и
полей фильтрации;
- дефицит источников теплоснабжения в отдельных районах города;
- медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды,
уборки улиц, утилизации производственных и бытовых отходов;
- возможность воздействия внешних факторов на качество воды,
ограниченность водопотребления;
- несоответствие дорожного покрытия на территории города
требованиям безопасности пассажирских перевозок;
- отсутствие единой системы оперативного реагирования служб ЖКХ
на обращения населения по вопросам жилищно-бытового характера;
- снижение уровня коммунально-бытовых услуг для населения
(бани, прачечные, химчистки и др.).
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз
коммунально-бытового характера, являются:
- старение и износ газовых, водопроводных, тепловых и других
инженерных сетей и сооружений;
- недостаточное наличие или полное отсутствие резервных и
аварийных источников водо- и теплоснабжения;
- ослабление материально-технической базы коммунально-бытового
обеспечения из-за низкой платежеспособности населения;
- недостаточное внимание должностных лиц муниципального
образования к обращениям и жалобам населения, отсутствие
персональной ответственности за игнорирование законных интересов
граждан;
- невозможность использования альтернативных энергоресурсов
(ветровой, солнечной, геотермальной энергии и др.);
- перегруженность транспортных магистралей города.
Реализация указанных угроз может привести к:
- резкому повышению аварийности на коммунально-энергетических
сетях города;
- деформированию жизнедеятельности населения и функционирования
экономики города;
- дестабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки,
повышению уровня инфекционных заболеваний;
- снижению уровня жизнеобеспечения населения Ростова-на-Дону
при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных сильными морозами,
засухой, жарой;
- созданию нестабильной социальной обстановки.
4.4. Техногенные угрозы
К основным техногенным угрозам относятся:
- возможность возникновения (аварий с выбросом химически
опасных веществ в районах проживания населения (хлор, аммиак,
окись азота, цианины и др.) и образование зон химического
заражения;
- аварии на железнодорожном, речном и автомобильном транспорте,
сопровождаемые выбросом опасных веществ и возникновением обширных
площадей заражения, загрязнения и возгорания;
- крупномасштабные пожары в местах концентрированного
проживания и нахождения населения.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение
техногенных угроз, являются:
- повышенная концентрация потенциально опасных объектов вблизи
жилых кварталов города;
- старение основных производственных фондов;
- сокращение вследствие застройки санитарно-защитных зон вокруг
потенциально опасных объектов;
- падение производственной дисциплины и увеличение в связи с
этим числа отклонений от установленных технологических режимов
работы;
- нарушение надлежащих мер защиты и профилактики на
железнодорожном и автомобильном транспорте, перевозящем опасные
вещества в черте города;
- недостаточная эффективность системы защиты населения и
реагирования на чрезвычайные ситуации на городском уровне
(автоматизированных систем обнаружения и оповещения, локализации и
ликвидации последствий аварий).
Реализация техногенных угроз может привести к:
- гибели и потере здоровья промышленно-производственного
персонала и проживающего вблизи опасных объектов населения;
- росту травматизма;
- уничтожению значительных материальных ценностей, большому
экономическому ущербу;
- разрушению среды жизнеобеспечения человека с усилением
социально-политических и экономических угроз.
4.5. Экологические угрозы
К основным экологическим угрозам относятся:
- критическое состояние атмосферного воздуха, обусловленное
превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ
(формальдегида, оксидов азота, серы, диоксида углерода и др.), а
также недопустимый уровень физического воздействия на него;
- загрязнение рек Дон, Мертвый Донец, Темерник до критических
уровней сточными водами, опасные загрязнения не только
поверхностных, но и подземных вод;
- техногенное загрязнение литосферы вследствие отсутствия
эффективных технологий утилизации радиоактивных, химических,
промышленных и бытовых отходов;
- превышение в продуктах питания допустимой концентрации
опасных для здоровья веществ (ядохимикаты, нитраты, тяжелые
металлы, консерванты и др.);
- воздействие на население и территорию города аварий и
стихийных бедствий, происходящих на территориях Ростовской и
близлежащих областей.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение
экологических угроз, являются:
- нарушение требований природоохранного законодательства,
недостаточный контроль за газоочистными установками и соблюдение
правил их эксплуатации;
- внедрение и использование технологий, не обеспечивающих
безопасность природы и человека;
- снижение площади лесопарковых зон и озеленения в Ростове-на-
Дону;
- применение коммунально-бытовыми службами веществ, приносящих
вред окружающей среде;
- увеличение количества автотранспорта с превышением содержания
загрязняющих веществ в отработавших газах, низкая пропускная
способность магистралей, неудовлетворительное состояние дорожной
сети и организации движения.
Реализация экологических угроз может привести к:
- увеличению числа заболеваний;
- сокращению продолжительности жизни людей;
- ограничению развития производства при введении режима
экологического бедствия.
4.6. Угрозы санитарно-эпидемиологического характера
К основным санитарно-эпидемиологическим угрозам относятся:
- вспышки инфекционных и паразитарных заболеваний, в т.ч. особо
опасных, рост социально обусловленных болезней (туберкулез,
вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым
путем);
- рост массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных
неблагоприятными факторами окружающей среды (несбалансированное
питание, рост антропотехногенной нагрузки и т.д.), увеличение
профессиональной заболеваемости.
Основные предпосылки, усугубляющие возникновение угроз
эпидемиологического характера:
- рост социально неблагополучного контингента жителей (беженцы,
переселенцы, лица БОМЖ и др.);
- ухудшение социально-экологических, жилищно-бытовых условий
жизни значительной части жителей города;
- усиление миграционных процессов, что способствует снижению
уровня иммунизации населения, в первую очередь детей;
- недостаточная профилактика инфекционных заболеваний;
- наличие в городе учреждений, работающих с возбудителями особо
опасных инфекционных заболеваний, и возможность распространения
таких инфекций вследствие снижения трудовой и производственной
дисциплины, пожара или террористического акта;
- децентрализованная поставка большого количества
скоропортящихся продуктов питания, импортных продуктов с
просроченными сроками реализации и продуктов низкого качества;
- наличие уличной торговли, в том числе несанкционированной,
при которой отсутствуют необходимые санитарно-гигиенические
условия реализации и хранения продукции;
- социальное расслоение населения, упадок нравственности, рост
проституции и наркомании.
Реализация указанных угроз может привести к:
- возникновению эпидемий опасных и особо опасных инфекционных
заболеваний;
- снижению уровня здоровья жителей, сокращению средней
продолжительности жизни.
5. Долгосрочные и приоритетные цели, принципы
обеспечения безопасности города
Главной стратегической целью обеспечения безопасности Ростова-
на-Дону является создание благоприятных условий для устойчивого
развития личности, общества и города.
Приоритетными целями обеспечения безопасности города являются:
- обеспечение соблюдения конституционных прав и свобод граждан,
высокого уровня личной безопасности;
- достижение высокой степени социального равенства;
- снижение преступности и коррупции;
- обеспечение благоприятной экологической обстановки,
высокоэффективной природоохранной деятельности;
- обеспечение приемлемого уровня риска возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
предупреждение возможного нанесения ущерба от чрезвычайных
ситуаций, повышение эффективности системы защиты населения в
условиях чрезвычайных ситуаций;
- поддержание высокой надежности и устойчивости систем
жизнеобеспечения города.
Реализация целей, обеспечивающих безопасность города,
разработка и осуществление мероприятий по их выполнению должны
проводиться в соответствии со следующими основными принципами.
5.1. Принцип законности - обеспечение безопасности города в
строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации,
действующими законодательными и правовыми актами Российской
Федерации, Концепцией национальной безопасности Российской
Федерации, законами Ростовской области, Уставом города Ростова-на-
Дону всеми участниками общественных отношений: от муниципальной
власти в лице ее органов и должностных лиц до граждан Российской
Федерации, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на
территории муниципального образования.
5.2. Принцип всеобщей обязательности - обеспечение безопасности
Ростова-на-Дону должно являться обязательной функцией всех органов
местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений,
различных организационно-правовых форм, обязанностью каждого
жителя города.
5.3. Принцип универсальности - мероприятия по обеспечению
безопасности города должны организовываться и осуществляться с
учетом возможности возникновения любого из разумно вероятных видов
угроз.
5.4. Принцип превентивности - мероприятия по обеспечению
безопасности Ростова-на-Дону должны организовываться, прежде
всего, в интересах предупреждения угроз, осуществляться
заблаговременно в сочетании с оперативным наращиванием их объема и
интенсивности.
5.5. Принцип разумной достаточности - мероприятия по
обеспечению безопасности города должны планироваться и
реализовываться с учетом разумной достаточности их объемов,
приемлемости сроков и экономической обоснованности.
5.6. Принцип дифференцированности - характер, объем, сроки и
порядок осуществления мероприятий по обеспечению безопасности
города должны соответствовать особенностям каждого городского
района, предприятия, организации, учреждения и предусматривать
рациональное использование трудовых, материальных и финансовых
ресурсов.
5.7. Принцип разграничения функций - обеспечение безопасности
города должно строиться на разделении полномочий между органами
государственной власти, органами местного самоуправления,
администрациями предприятий, организаций, учреждений.
6. Основные направления обеспечения
безопасности города
Деятельность по обеспечению безопасности города должна
осуществляться по следующим основным направлениям:
- завершение реформирования командно-административной системы в
демократическую, основанную на идее приоритета прав и свобод
личности;
- активное взаимодействие с федеральными органами и
организациями по проблемам безопасности города;
- обеспечение эффективной работы городской системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской
обороны;
- преодоление криминализации экономики города, контроль и
пресечение источников легализации преступных доходов;
- совершенствование правового образования и воспитания
молодежи;
- охрана здоровья и среды обитания.
На современном этапе в Ростове-на-Дону первоочередными
приоритетами являются:
- повышение эффективности противодействия террористической
деятельности;
- снижение уровня криминализации;
- обеспечение безопасности в коммунально-бытовой сфере;
- переход на новые принципы градостроительства с учетом уровня
техногенного и природного рисков;
- повышение уровня безопасности промышленных и транспортных
объектов (снижение угроз взрывов, пожаров, выбросов опасных
веществ);
- совершенствование городской системы мониторинга состояния
безопасности Ростова-на-Дону;
- совершенствование транспортной системы города и улично-
дорожной сети;
- развитие системы гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- повышение уровня правового образования молодежи;
- обеспечение устойчивого роста экономического потенциала и
уровня социальной защиты населения.
Исходя из указанных приоритетов основными мероприятиями по
обеспечению безопасности города являются:
6.1. В области предупреждения, выявления, пресечения
террористической деятельности и минимизации ее последствий:
- выявление и устранение причин и условий, способствующих
осуществлению террористической деятельности;
- идеологическое, информационное, административное,
организационное противодействие формированию у граждан
террористических и экстремистских намерений;
- правовое, информационное и административное противодействие
возникновению террористических групп и организаций;
- недопущение незаконного ввоза в город боеприпасов, взрывчатых
и ядовитых веществ, опасных химических веществ и др., которые
могут использоваться в качестве средств террористической
деятельности;
- создание общегородской системы выявления и предупреждения
террористических действий и их последствий, четкое определение в
ней роли и места органов местного самоуправления;
- содействие проведению комплекса специальных мер по защите
особо опасных производств и сооружений, объектов жизнеобеспечения
города;
- совершенствование защитно-предупредительных мер в местах
массового пребывания людей (зрелищные мероприятия, митинги,
спортивные состязания и др.);
- создание системы кризисного управления городом на период
возникновения угрозы террористического акта до ликвидации причин
его последствий;
- организация эффективного взаимодействия городских и
федеральных структур, участвующих в контртеррористической
деятельности;
- содействие техническому оснащению сил, привлекаемых для
ликвидации последствий террористических актов в Ростове-на-Дону;
- совершенствование систем мониторинга по обнаружению
радиоактивных и химических веществ и биологических агентов;
- повышение общего уровня промышленной безопасности для
снижения рисков техногенного терроризма.
6.2. В области обеспечения общественной безопасности и
правопорядка:
- пресечение и предупреждение случаев срастания преступных
формирований с муниципальными структурами;
- пресечение деятельности групп, стремящихся к решению
политических, социальных и хозяйственных задач противоправными
методами;
- содействие проведению планомерной работы по ликвидации
криминальных группировок и сокращению преступности
несовершеннолетних, недопущению вовлечения детей и подростков в
криминальную сферу;
- содействие совершенствованию работы и условий жизни
сотрудников милиции общественной безопасности;
- взятие под особый контроль наиболее криминальных районов и
мест города;
- совершенствование системы мер по пресечению и предупреждению
наркобизнеса и распространения наркотиков;
- исключение из сферы товарно-денежных отношений "черных касс",
перевод всей системы взаиморасчетов через банковские учреждения;
- содействие профилактики опасного поведения участников улично-
дорожного движения;
- развитие системы профессиональной подготовки и
переподготовки, организация общественных работ с целью
максимальной занятости трудовых ресурсов;
- улучшение условий для здорового отдыха горожан, создание
индустрии развлечений как альтернативы бесцельному
времяпрепровождению, пьянству, наркомании;
- совершенствование дифференцированной оплаты за коммунальные и
транспортные услуги различным категориям населения в соответствии
с уровнем их доходов за счет адресных дотаций;
- расширение сети бесплатных столовых, мест для ночлега и
центров социальной реабилитации;
- совершенствование системы правовой подготовки населения,
прежде всего молодежи;
- организация цивилизованного диалога с оппозицией, перенос
центра политических дискуссий с площадей и улиц в организованные
формы (специальные политические центры, средства массовой
информации и т.д.).
6.3. В области техногенной и коммунально-бытовой безопасности:
- переход на новые принципы в области градостроительства с
внедрением и реализацией вопросов безопасности города;
- разработка и внедрение мероприятий по снижению дефицита
источников и подачи питьевой воды;
- перепрофилирование или снижение степени опасности взрыво-,
химически-, пожароопасных объектов и производств;
- ограничение концентрации производства в отдельных
промышленных зонах города;
- освобождение от застройки санитарно-защитных зон вокруг
опасных объектов, запрет и санкции против их дальнейшей застройки;
- ужесточение порядка перевозки опасных грузов внутри города
всеми видами транспорта;
- снос физически устаревших (аварийных) зданий (сооружений) и
жилых домов;
- регулярная замена изношенных сетей тепло- и водоснабжения;
- сокращение применения аммиака на объектах, имеющих его в
технологическом производстве;
- запрет на строительство новых и расширение существующих
производств, представляющих потенциальную опасность для города;
- вывод опасных производств за пределы города;
- совершенствование работы городской информационной службы по
вопросам коммунально-бытового характера;
- совершенствование городской системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, нормативного правового
обеспечения ее деятельности;
- содействие техническому оснащению городских подразделений
противопожарной службы;
- проведение комплекса мер по снижению дефицитности
энергосистемы города;
- совершенствование просвещения населения об особенностях
поведения при различных чрезвычайных ситуациях;
- разработка и внедрение системы обязательного обучения и
допуска руководителей муниципальных образований и городских
(районных) служб к управлению подчиненными территориями и сферами
деятельности в кризисных ситуациях;
- введение обязательной, общей и специальной подготовки
руководящих работников, специалистов и различных групп населения
для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
6.4. В экологической области:
- совершенствование административных и экономических методов
управления природоохранной деятельностью города Ростова-на-Дону;
- снижение уровня техногенного воздействия на окружающую
природную среду и здоровье населения;
- содействие мероприятиям по пресечению сброса вредных стоков в
реки Дон, Мертвый Донец, Темерник;
- увеличение площади зеленых насаждений в черте города;
- недопущение использования коммунально-бытовыми службами
города веществ, причиняющих вред окружающей среде;
- привлечение общественности к принятию и реализации решений,
оказывающих влияние на состояние окружающей среды;
- развитие системы мониторинга за состоянием окружающей среды и
контроля за источниками загрязнения;
- разработка и применение эффективных схем организации улично-
дорожного движения в целях повышения пропускной способности
автомагистралей города;
- совершенствование эколого-просветительской деятельности и
системы непрерывного экологического образования для формирования у
граждан бережного отношения к природе;
- организация и обеспечение функционирования городской
экологической службы (структурного подразделения Администрации
города Ростова-на-Дону).
6.5. В области санитарно-эпидемиологической:
- реализация мер по улучшению санитарно-эпидемиологической
обстановки в городе;
- разработка и реализация программ по внедрению идей
культурного и здорового образа жизни;
- оптимизация соотношения предприятий государственной,
муниципальной и частной собственности в создании текущих запасов,
организации торговли продуктами питания и предметами первой
необходимости;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического контроля за
социально неблагополучными контингентами граждан (беженцы,
переселенцы, лица БОМЖ и др.);
- проведение работ по обеззараживанию производственных площадей
при сносе, реконструкции, перепрофилировании объектов, отдельных
участков, применяющих (производящих) опасные вещества, а также при
работе с возбудителями инфекционных болезней;
- совершенствование системы профилактики инфекционных
заболеваний;
- повышение уровня защиты либо вынос за черту города
учреждений, работающих с возбудителями инфекционных заболеваний;
- совершенствование контроля за уличной торговлей, пресечение
несанкционированной торговли, осуществляемой с нарушением
санитарно-гигиенических условий реализации и хранения продукции;
- создание запасов средств химической, биологической и
радиационной защиты;
- обеспечение необходимым количеством иммунобиологических и
диагностических препаратов, антидотами и другими современными
лекарственными средствами;
- модернизация и развитие учреждений службы наблюдения и
лабораторного контроля;
- гигиеническое воспитание и обучение граждан;
- недопущение проектирования, строительства и ввода в
эксплуатацию объектов, являющихся источниками загрязнения
атмосферы на территориях с уровнями загрязнения, превышающими
установленные гигиенические нормативы;
- осуществление производства работ по проектированию,
организации и благоустройству санитарно-защитных зон;
- предоставление земельных участков под строительство только
при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.
7. Реализация концепции безопасности города
Концепция программы общественной, техногенной и экологической
безопасности города Ростова-на-Дону является основой для
разработки Комплексных программ обеспечения общественной,
техногенной и экологической безопасности города Ростова-на-Дону на
2005-2010 годы, которые должны предусматривать:
- мероприятия по обеспечению безопасности и правопорядка в
городе Ростове-на-Дону на основе данной концепции;
- закрепление ответственности на всех уровнях управления
городом за реализацию концепции и программы обеспечения
безопасности Ростова-на-Дону;
- создание единого центра или системы по сбору, анализу, оценке
угроз безопасности и управления городом в кризисных ситуациях;
- разработку и утверждение реестра сил и средств, создаваемых
(привлекаемых) для обеспечения безопасности территорий, сфер
деятельности и наиболее важных объектов городской экономики;
- совершенствование нормативной правовой базы по регулированию
и управлению безопасностью города.
В соответствии с компетенцией городских органов муниципальной
власти мероприятия и программы обеспечения безопасности Ростова-на-
Дону должны быть согласованы с мерами противодействия
террористическим угрозам, проводимыми в Ростовской области в
рамках Региональной антитеррористической комиссии.
|