ВОЛГОДОНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2004 г. N 40
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ,
РЕМОНТ ЖИЛЬЯ И ОКАЗАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.12.92 N 4218-1
"Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции от
06.05.2003) пересмотр цен, в том числе на содержание и ремонт
жилья, может осуществляться не чаще одного раза в год одновременно
с принятием бюджета города и только на основании результатов
независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт
жилья и оказание коммунальных услуг. Учитывая, что независимая
экспертиза проводится в порядке, определяемом органами местного
самоуправления, городская Дума решила:
1. Утвердить Порядок проведения независимой экспертизы
фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание жилищно-
коммунальных услуг (приложение).
2. Ввести в действие Порядок проведения независимой экспертизы
фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание жилищно-
коммунальных услуг с 08.04.2004.
3. Довести указанный Порядок до предприятий жилищно-
коммунального хозяйства и энергоснабжающих организаций города.
4. Заместителю главы администрации города по городскому
хозяйству К.Н. Ищенко при утверждении Государственным комитетом
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу совместно с Минфином Российской Федерации новой методики
расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем
помещений, а также тарифов на коммунальные услуги представить на
рассмотрение городской Думы предложения по изменению порядка
проведения независимой экспертизы.
5. Отделу координации служб жизнеобеспечения города
администрации города оказывать содействие предприятиям жилищно-
коммунального хозяйства и энергоснабжающим организациям в вопросах
проведения экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
6. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную
комиссию по обеспечению жизнедеятельности города (В.А. Егоров),
заместителя главы администрации города по городскому хозяйству
К.Н. Ищенко.
Председатель Думы
С.Л.ШЕРСТЮК
Проект вносит
отдел координации служб
жизнеобеспечения города
Приложение
к решению
городской Думы
от 07.04.2004 N 40
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ФАКТИЧЕСКИХ
ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ, РЕМОНТ ЖИЛЬЯ И ОКАЗАНИЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок применяется для проведения экспертизы
экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги,
учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг при рассмотрении и
утверждении соответствующих тарифов органами местного
самоуправления.
1.2. Система требований к проведению экспертизы, установленных
настоящим Порядком, распространяется на экспертизы, осуществляемые
в целях:
- установления достоверности представляемой хозяйствующими
субъектами финансово-экономической и производственно-
технологической информации при регулировании цен и тарифов;
- защиты экономических интересов организаций, оказывающих
жилищно-коммунальные услуги, по регулируемым тарифам;
- выявления неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в
расчеты тарифов;
- определения путей снижения производственной себестоимости по
регулируемой деятельности;
- выявления внутренних резервов для повышения эффективности
производства, обеспечения ресурсосбережения;
- усиления контроля за ценами (тарифами) организаций,
занимающих монопольное положение в осуществлении регулируемой
деятельности;
- защиты экономических интересов населения и других
потребителей от монопольного повышения тарифов.
1.3. Порядок разработан на основании Постановления
Правительства РФ от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении основ
ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" и
действующих отраслевых нормативно-правовых актов:
- Порядка аккредитации при Госстрое России экспертных
организаций для проведения независимой экспертизы экономического
обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в
оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением
Госстроя России от 15.04.99 N 24;
- Методики проведения финансового аудита тарифов в
организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги,
утвержденной приказом Госстроя России от 29.12.97 N 17-142.
1.4. Для настоящего Положения применяются следующие определения
основных понятий:
Регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства
товаров, работ и услуг жилищно-коммунального назначения, цены
(тарифы) на которые регулируются органами местного самоуправления,
а именно: деятельность по водоснабжению, водоотведению,
теплоснабжению, содержанию и ремонту жилищного фонда, вывозу
твердых и жидких бытовых отходов, найму жилья, обслуживанию
лифтового хозяйства, подготовке химически очищенной воды,
деятельность в сфере предоставления коммунальных услуг, включающая
поставку твердого топлива, услуги по сетевому и сжиженному
газоснабжению, поставку газа в баллонах, услуги по горячему
водоснабжению, услуги по централизованному отоплению, регулируемая
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и
коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения",
постановлением Главы Администрации (Губернатора) Ростовской
области от 30.12.98 N 555 "Об установлении единого порядка
расчетов и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в
Ростовской области", Постановлением Правительства РФ от 17.02.2004
N 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-
коммунального хозяйства", прочими нормативными актами.
Тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются
расчеты за водоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт
жилищного фонда, вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание
лифтового хозяйства, подготовку химически очищенной воды,
коммунальные услуги, включающие поставку твердого топлива, услуги
по сетевому и сжиженному газоснабжению, поставку газа в баллонах,
услуги по горячему водоснабжению, услуги по централизованному
отоплению.
Тарифная политика - порядок формирования тарифов по
регулируемой деятельности, установленный федеральными органами
исполнительной власти по регулированию естественных монополий,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления.
Регулирующие органы (органы, осуществляющие регулирование
тарифов) - органы, в компетенцию которых входит рассмотрение
финансово-экономической информации по установлению тарифов с целью
дальнейшего их утверждения (органы местного самоуправления,
городская тарифная комиссия и другие уполномоченные органами
местного самоуправления комиссии).
Период регулирования - временной интервал (квартал, полугодие,
год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в тариф.
Хозяйствующие субъекты - юридические лица любых организационно-
правовых форм и форм собственности, осуществляющие регулируемую
деятельность и представляющие расчеты и обоснования по
установлению тарифов в регулирующие органы.
Экспертиза (проверка) - независимая вневедомственная финансовая
и технологическая экспертиза факторов, влияющих на формирование
тарифов, а также производственно-технологическую и финансово-
экономическую информацию, представляемую хозяйствующими субъектами
в целях экономического обоснования тарифов в сфере регулируемой
деятельности.
Экспертное заключение (заключение) - документ, являющийся
результатом проведенной независимой экспертной организацией
экспертизы и имеющий юридическое значение в процедуре утверждения
экономически обоснованных тарифов регулирующими органами для всех
хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления.
Экспертная организация - организация, осуществляющая
деятельность по проведению независимых вневедомственных проверок
специального назначения (аудиторские организации, технические,
технологические, научные и иные организации).
1.5. Проведение независимой экспертизы экономического
обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемые при
оплате жилья и коммунальных услуг, может быть выполнено
исключительно организацией, аккредитованной при Госстрое России.
Порядок аккредитации при Госстрое России экспертных организаций
для проведения независимой экспертизы экономического обоснования
тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и
коммунальных услуг, утвержден постановлением Государственного
комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от
15.04.99 N 24 "Об утверждении порядка аккредитации при Госстрое
России экспертных организаций для проведения независимой
экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы,
услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг".
2. Порядок проведения экспертизы тарифов
2.1. Настоящий Порядок устанавливает систему требований к
проведению проверки специального назначения хозяйствующих
субъектов в соответствии с методологическими, организационными и
правовыми особенностями ценообразования и тарифной политики в
регулируемой деятельности.
2.2. Требования, установленные настоящим Порядком,
распространяются на экспертизы, проводимые как по инициативе
хозяйствующих субъектов, так и по инициативе органов,
осуществляющих регулирование тарифов.
2.3. Экспертиза экономического обоснования тарифов проводится:
- при подготовке хозяйствующими субъектами соответствующих
расчетов и обоснований на регулируемый период, установленный
действующими нормативными актами для расчета показателей,
включаемых в тариф;
- при изменении величины уровня платежей граждан за
предоставляемые жилищно-коммунальные услуги;
- при включении в Реестр (в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.02.96 N 154)
хозяйствующих субъектов, участвующих на рынке услуг тепло-,
электро-, водо-, газоснабжения и других и по своим признакам
относящихся к естественным и локальным естественным монополиям;
- при инициативном обращении хозяйствующих субъектов в
регулирующие органы об изменении тарифов в течение регулируемого
периода;
- по окончании регулируемого периода, в течение которого
действуют тарифы на жилищно-коммунальные услуги;
- в иных случаях - по соглашению между хозяйствующим субъектом
и органом, осуществляющим регулирование тарифов.
2.4. Результатом проведения экспертизы должно быть заключение
экспертной организации.
Заключение экспертной организации является документом, имеющим
юридическое значение в процедуре рассмотрения регулирующими
органами обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности и
утверждения их в установленном законодательством порядке.
Заключение по результатам проведения в соответствии с настоящим
Порядком экспертизы должно быть принято городской тарифной
комиссией как основание для формирования тарифа.
2.5. Независимая вневедомственная экспертиза, проводимая в
соответствии с настоящим Порядком, осуществляется на основании
договора возмездного оказания услуг. Заказчиком экспертизы
является организация, по инициативе которой она проводится. Оплата
работ по экспертизе тарифов производится заказчиком.
2.6. Методы проведения экспертизы устанавливаются экспертными
организациями самостоятельно, при этом экспертные организации
должны гарантировать качество и достоверность представленной в
заключении информации.
2.7. Экспертиза должна быть финансовой и технологической и в
обязательном порядке содержать анализ факторов, влияющих на
формирование тарифов.
Специальное назначение экспертизы, устанавливаемой настоящим
Порядком, определяется содержанием поставленных целей, глубиной,
составом и объемом привлекаемой для анализа информации.
2.8. Критериями для экспертизы являются федеральные законы,
законы субъектов Российской Федерации, общие нормативные правовые
акты, принятые органами государственной власти и органами местного
самоуправления, определяющие порядок ценообразования и тарифную
политику по регулируемой деятельности, а также указания,
инструкции, правила и нормы технической эксплуатации объектов и
другие документы, обязательные для исполнения хозяйствующими
субъектами.
2.9. Заключение экспертной организации в обязательном порядке
должно содержать следующую информацию:
По финансовой экспертизе:
- анализ организационно-правового статуса хозяйствующего
субъекта, его основные функции и права, анализ требований учетной
политики;
- описание методов экспертизы тарифов и оснований для их
выбора;
- оценку достоверности финансовой информации, используемой при
обосновании расчетной величины тарифов;
- обоснованность определения видов и объемов продукции (работ,
услуг) в натуральном выражении;
- оценку экономической обоснованности расходов, приведенных в
предложениях по установлению цен и тарифов;
- анализ динамики тарифов за последние 3 года, включая
постатейный анализ фактической себестоимости и рентабельности;
- сведения о динамике цен на приобретаемые товарно-материальные
ценности;
- анализ применяемых норм и нормативов в сравнении со
среднеотраслевыми показателями, обоснование отклонений от этих
показателей;
- сведения о соблюдении предприятиями установленных норм и
нормативов;
- сведения о системе контроля за сохранностью товарно-
материальных ценностей;
- данные о суммах и удельном весе в себестоимости (товаров,
работ, услуг) производственных потерь, их причинах;
- сведения о доле в себестоимости (товаров, работ, услуг)
затрат на энергоресурсы, динамику тарифа за проверяемый период;
- анализ цен, объемов и динамики расходов на оплату услуг
сторонних организаций;
- результаты выборочной проверки выполненных работ и услуг
сторонними организациями, основания для выборки, анализ
обоснованности расходов;
- выборочная оценка влияния переоценки основных средств на
сумму амортизации;
- данные о степени изношенности основных средств;
- результаты проверки целевого использования амортизационных
отчислений;
- результаты выборочной проверки сданных работ по капитальному
ремонту и другим капитальным вложениям;
- результаты проверки целевого использования ремонтного фонда;
- объемы планово-предупредительных работ - процент испольнения,
соответствие нормам;
- расшифровку прочих расходов по текущему ремонту, оценку их
обоснованности;
- сведения об обоснованности складских запасов;
- сведения об аварийно-восстановительных работ в себестоимости
(товаров, работ, услуг), причинах аварий;
- расшифровку цеховых и общепроизводственных расходов;
- анализ избранной методики учета и калькулирования
себестоимости;
- анализ расходов на оплату труда в сравнении с расходами на
оплату труда, рассчитанными по нормативной численности персонала;
- анализ данных, на основании которых был рассчитан тариф, и
фактических данных за предыдущий год;
- социально-экономические аспекты установления показателей
уровня оплаты ЖКУ населением;
- наличие дифференцированных тарифов;
- покрытие затрат хозяйствующего субъекта действующими тарифами
(по группам потребителей);
- наличие и влияние перекрестного субсидирования и динамики его
изменения;
- оценку финансового состояния и уровня технического оснащения
организаций;
- анализ экономической обоснованности величины прибыли,
необходимой для функционирования и развития организации.
По технологической экспертизе:
- описание методов проведения технологической экспертизы и
обоснований их выбора;
- состав и состояние основного и вспомогательного
технологического оборудования, степень использования его мощности;
- совокупные и удельные затраты первичных ресурсов в
технологических процессах, включая оценку эффективности их
использования в сравнении с базовыми отраслевыми показателями,
предложения по повышению эффективности использования первичных
ресурсов;
- совокупные и удельные показатели фактически производимых в
технологическом процессе ресурсов и услуг;
- состав и состояние транспортных коммуникаций доставки
ресурсов, включая оценку совокупных и удельных потерь в сравнении
с базовыми отраслевыми показателями, предложения по снижению
потерь при транспортировке ресурсов;
- наличие приборного учета ресурсов на этапах производства,
транспортировки и потребления, степень использования данных
приборного учета в управлении технологическими процессами и
расчетах с потребителями;
- анализ качества работ и услуг, оказываемых организациями;
- наличие механизма начисления штрафных санкций в договорных
отношениях при нарушении качества энергоресурсов, поставляемых
потребителям;
- анализ обоснованности расчетов:
- объемных показателей выработки, расходов на собственные
нужды, подачи в сеть, отпуска и потребления энергоресурсов;
- потерь энергоресурсов;
- формирование системы планово-предупредительных ремонтов
предприятия и контроль выполнения;
- информационно-нормативную базу производственно-технических
служб предприятия, организации;
- оценку работы оперативно-диспетчерских служб хозяйствующего
субъекта;
- анализ плана технического вооружения и развития предприятия,
источников его финансирования.
2.10. Заключение экспертной организации, проводящей проверку
обоснованности уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги,
должно содержать выводы и практические рекомендации, позволяющие:
- установить достоверность финансово-экономической и
производственно-технологической информации по обоснованию уровня
тарифов, цен;
- оценить соблюдение хозяйствующими субъектами установленного
нормативными актами порядка ценообразования;
- выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в
расчеты тарифов;
- определить мероприятия по снижению себестоимости производства
и поставки потребителю услуги;
- выявить внутренние резервы предприятия или организации в
целях повышения эффективности производства и обеспечения
энергоресурсосбережения;
- определить обоснованность расчетов с потребителями
коммунальных услуг, включая население (по приборам учета и
контроля, по нормативам потребления).
2.11. Заключение экспертной организации должно содержать
рекомендации по уровню тарифов, цен на период регулирования.
2.12. В ходе проведения экспертизы при выявлении фактов
нарушений или допущенных ошибок, существенно влияющих на величину
формируемых тарифов, хозяйствующими субъектами вносятся
необходимые изменения на основании соответствующих рекомендаций.
2.13. В случае, если хозяйствующим субъектом в ходе проведения
экспертизы не были устранены выявленные существенные нарушения или
ошибки, соответствующая информация должна найти отражение в
заключении с оценочным анализом последствий для установления
величины тарифов и в целях выполнения задач, решаемых экспертизой.
2.14. По результатам независимой экспертизы предприятием
разрабатывается и согласовывается с органом местного
самоуправления программа снижения расходов с учетом рекомендаций
независимой экспертизы.
Руководитель аппарата
городской Думы
Е.Т.ХИЖНЯКОВА
|