УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 23 июня 2003 г. N 16.04-22/8@
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМИ,
ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА
Управление МНС РФ по Ростовской области, в связи с поступающими
запросами о применении установленного налоговым законодательством
РФ порядка расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость
предприятиями, освобожденными от уплаты налога, а также в
соответствии с планом работ на второе полугодие 2003 года,
обращает особое внимание на правомерность применения
установленного порядка расчетов с бюджетом по налогу на
добавленную стоимость предприятиями, не являющимися плательщиками
налога.
Проверки, проводимые аппаратом отдела Косвенных налогов УМНС РФ
по Ростовской области, а также поступающие запросы, позволяют
сделать вывод о том, что в настоящее время продолжают иметь место
нарушения налогового законодательства в части применения
предприятиями, освобожденными от уплаты платежей налога на
добавленную стоимость установленных налоговых вычетов, что
приводит к значительному отвлечению средств из бюджетной системы
РФ.
В этой связи особое внимание следует уделить проверке вопросов
применения налогового законодательства предприятиям, получившим
освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика,
установленные ст. 145 Налогового кодекса РФ.
В целях применения указанного порядка освобождения следует
руководствоваться тем обстоятельством, что в соответствии с
пунктом 1, статьи 145 Налогового кодекса РФ установлено, что
организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если
за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма
выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без
учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один
миллион рублей.
В этой связи следует обратить особое внимание на порядок
определения показателя выручки от реализации товаров (работ,
услуг), используемого в целях применения указанного освобождения.
Указанный показатель определяется исходя из выручки от
реализации как облагаемых, в том числе по налоговой ставке 0
процентов, так и необлагаемых товаров (работ, услуг), фактически
полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату
ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ,
услуг), местом реализации которых не признается территория
Российской Федерации (в соответствии со ст. ст. 147 и 148
Кодекса), кроме выручки, полученной от реализации товаров (работ,
услуг) в части осуществления деятельности, подлежащей обложению
единым налогом на вмененный доход для определенных видов
деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N
148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности" (п. 48 Изменений и дополнений в Методические
рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную
стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных
Приказом МНС России от 22.05.2001 N БГ-3-03/156).
Кроме того, в выручку от реализации товаров (работ, услуг) не
включаются доходы, полученные при осуществлении следующих
операций:
- реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
- операций, перечисленных в пп. 2, 3, 4 п. 1 и п. 2 ст. 146, а
также ст. 162 Кодекса;
- операций, осуществляемых налоговыми агентами в соответствии
со ст. 161 Кодекса;
- средства, полученные в виде санкций за неисполнение или
ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих
переход права собственности на товары (работы, услуги).
Обращается особое внимание на тот факт, что пунктом 2 статьи
145 указанной нормы налогового законодательства определено, что
организациям и индивидуальным предпринимателям законодательством
предоставляется право на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в
случае отсутствия у них оборотов по реализации подакцизных товаров
и (или) подакцизного минерального сырья в течение трех
предшествующих последовательных календарных месяцев.
Вместе с тем сообщается, что Конституционный Суд РФ
Определением от 10.11.2002 N 313-0 постановил, что положение
пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации в его
конституционно-правовом истолковании, данном в настоящем
Определении на основе правовых позиций Конституционного Суда
Российской Федерации, содержащихся в сохраняющих свою силу
постановлениях, не может служить основанием для отказа лицу,
осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и
неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения
обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость по
операциям с неподакцизными товарами.
Таким образом, в случае, если организацией или индивидуальным
предпринимателем наряду с реализацией в указанном периоде
подакцизной продукции, производится реализация другой продукции,
не являющейся подакцизной, он вправе использовать освобождение от
исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренных ст. 145
НК РФ по оборотам, связанным с реализацией продукции, не
являющейся подакцизной, при выполнении требований указанной нормы
налогового законодательства о соблюдении объема произведенной
реализации продукции, по которой предоставляется освобождение от
исполнения обязанностей налогоплательщика.
При проведении контрольных мероприятий следует обратить
внимание на правомерность применения налоговых вычетов
предприятиями, освобождаемыми от уплаты налога на добавленную
стоимость.
В этой связи следует иметь в виду, что пунктом 2 статьи 171
Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок
расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость
плательщиками налога, при котором вычетам подлежат суммы налога,
предъявленные налогоплательщику и уплаченные им по товарам
(работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций,
признаваемых объектами налогообложения.
В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской
Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-
фактур, выставленных продавцами при приобретении
налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов,
подтверждающих фактическую уплату сумм налога после принятия на
учет данных товаров (работ, услуг).
Таким образом, если приобретенные налогоплательщиком товары
(работы, услуги) используются для осуществления операций,
признаваемых объектом налогообложения, то налоговые вычеты по этим
товарам (работам, услугам) при выполнении вышеуказанных условий
предоставляются в общеустановленном порядке.
Рядом положений Налогового кодекса РФ предусмотрено
освобождение налогоплательщиков от обязанностей по уплате в
бюджетную систему сумм налога на добавленную стоимость
(плательщики единого налога на вмененный доход, предприятия,
реализующие продукцию, не облагаемую налогом на добавленную
стоимость в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса РФ и
т.д.). В соответствии с указанными положениями данные предприятия
не являются плательщиками налога по поименованной реализации
товаров (работ, услуг).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога,
предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг),
в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются
в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных
средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза)
товаров (работ, услуг).
Следовательно, при использовании налогоплательщиком
предоставленного налоговым законодательством порядка, который
позволяет ему не исчислять к уплате в бюджет сумму налога на
добавленную стоимость, суммы уплаченного поставщиком налога,
приходящиеся на недоамортизированную часть стоимости основных
средств, подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Данный порядок расчетов с бюджетом по налогу на добавленную
стоимость подлежит распространению и на суммы налога,
предъявленные к вычету налогоплательщиками по материальным
ценностям, приобретенным и списанным в производство в целях
изготовления продукции, подлежащей обложению налогом на
добавленную стоимость и реализуемых в условиях получения
освобождения от уплаты налога.
Указанные суммы должны быть восстановлены и уплачены в бюджет в
последнем налоговом периоде, когда организация являлась
плательщиком налога на добавленную стоимость.
Кроме того, следует обратить особое внимание на порядок
применения установленных налоговым законодательством налоговых
вычетов при переходе налогоплательщика, использующего освобождение
от исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренных ст.
145 НК РФ на упрощенную систему налогообложения.
Пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) определен перечень лиц, которые не вправе
применять упрощенную систему налогообложения. Лица, использующие
право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
в соответствии со статьей 145 Кодекса, в указанном перечне не
поименованы.
Таким образом, плательщики налога на добавленную стоимость,
использующие право на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика, вправе применять упрощенную систему
налогообложения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса
организации и индивидуальные предприниматели с момента перехода на
упрощенную систему налогообложения не признаются плательщиками
налога на добавленную стоимость, за исключением налога на
добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с
Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской
Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 145 Кодекса организации и
индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган
уведомление об использовании права на освобождение (о продлении
срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до
истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением
случаев, когда право на освобождение не будет утрачено ими в
соответствии с пунктом 5 указанной статьи.
Учитывая то, что лица, применяющие упрощенную систему
налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную
стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость,
подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации, нормы статьи 145
Кодекса на них не распространяются с момента перехода на
упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели,
использующие освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, при
переходе на упрощенную систему налогообложения до истечения 12
месяцев от начала использования права на освобождение, суммы
"входного" налога на добавленную стоимость за период, в котором
они использовали право на освобождение, не восстанавливают.
Указанная позиция согласована с Министерством финансов
Российской Федерации и Министерством экономического развития и
торговли Российской Федерации и подтверждена письмом МН РФ от
24.03.2003 N ВГ-6-03/337@.
Отдел Косвенных налогов УМНС РФ по Ростовской области
предлагает изучить изложенную информацию, использовав ее при
проведении контрольных мероприятий на предприятиях, осуществляющих
хозяйственную деятельность в целях обеспечения наиболее полного
поступления платежей налога на добавленную стоимость в бюджетную
систему РФ.
Заместитель руководителя
Управления - советник
налоговой службы РФ I ранга
Н.И.МАНИХИН
|