ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2003 г. N 33
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА
О РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2000-2002 ГОДЫ"
Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Утвердить итоговый отчет о реализации областной целевой
программы "Развитие земельной реформы в Ростовской области на
2000-2002 годы", утвержденной решением Законодательного Собрания
Ростовской области от 14 декабря 2000 года N 67 (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой
информации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет по аграрной политике, продовольствию и
природопользованию (Талалаев В.Н.).
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
А.ПОПОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Ростовской области
от 30.05.2003 N 33
ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2002 ГОДЫ"
Областная целевая программа "Развитие земельной реформы в
Ростовской области на 2000-2002 годы" (далее - Программа)
разработана в соответствии с федеральной целевой программой
"Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002
годы".
Целью Программы являлось обеспечение реализации комплекса
взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых,
землеустроительных и иных мер, направленных на завершение
земельной реформы в области, и создание эффективного механизма
регулирования земельных отношений и государственного управления
земельными ресурсами.
Система программных мероприятий предусматривала:
- стабилизацию отношений собственности на землю;
- земельные преобразования в сельской местности;
- совершенствование земельных платежей;
- ведение государственного земельного кадастра;
- оценку земель;
- земельные преобразования в городах и других поселениях;
- комплекс работ по землеустроительному обеспечению;
- мониторинг земель;
- усиление контроля за использованием и охраной земель.
За период реализации Программы стабилизировалось соотношение
земель, находящихся в государственной и частной собственности. По
состоянию на 1 января 2003 года площадь земель, находящихся в
государственной собственности составляет 3532,5 тыс. га, а в
частной собственности граждан и юридических лиц - 6564,2 тыс. га.
В связи с тем, что Федеральный закон "О разграничении
государственной собственности на землю" вступил в действие 17
января 2002 года, то реализация принципов, порядка и
согласительных процедур разграничения на земли федеральной
собственности, государственной собственности Ростовской области и
муниципальной собственности была начата только в 2002 году. За
этот период был отрегулирован порядок разграничения земель на
земли федеральной собственности, государственной собственности
Ростовской области и муниципальной собственности в соответствии с
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской
Федерации от 4 марта 2002 года N 140.
Было приватизировано 720 земельных участков государственных и
муниципальных предприятий, приватизировано в основном в 2002 году
в связи с понижением цены земли в соответствии с Федеральным
законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации".
В основном за счет средств собственников земли выполнено
межевание и закрепление на местности границ более 24 тысяч
земельных участков.
С целью совершенствования земельных преобразований при
проведении аграрной реформы, создания механизма экономического
стимулирования рационального и эффективного использования земель
сельскохозяйственные и земельные органы содействовали концентрации
земельных долей в руках эффективных хозяйствующих субъектов. За
годы осуществления Программы уменьшилось на 472 число крестьянских
(фермерских) хозяйств. Это происходило за счет прекращения
деятельности мелких крестьянских (фермерских) хозяйств с передачей
их земельных участков экономически сильным крестьянским
(фермерским) хозяйствам, а также за счет передачи им земельных
долей. Площадь земель, используемая крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами, выросла на 884 га и составляет 1 млн. 509 тыс. га.
Средний размер крестьянского (фермерского) хозяйства увеличился на
8,4 га и составляет 91 га.
С целью уточнения земельного фонда для предоставления
земельных участков казачьим обществам в 2000 году была составлена
и утверждена схема формирования целевого земельного фонда и
предоставления земель для размещения казачьих обществ. В 40
районах области сформирован целевой фонд общей площадью 37,5 тыс.
га. По состоянию на 1 января 2003 года 48 казачьим обществам,
включенным в Государственный реестр, из целевого земельного фонда
предоставлено для коллективного пользования 16,3 тыс. га земли.
Для информационного обеспечения управления земельными
ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за
землю, государственного контроля за использованием и охраной
земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и
недвижимости создан и ведется государственный земельный кадастр.
На сегодняшний день в государственный земельный кадастр внесены
сведения об 1 млн. 380 тыс. земельных участков.
Для присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых
номеров проведено кадастровое зонирование территории области.
Для автоматизации ведения государственного земельного кадастра
был внедрен программно-технический комплекс Единый государственный
реестр земель. Программно-технические комплексы, обеспечивающие
автоматизацию ведения земельного кадастра, внедрены во всех
муниципальных образованиях.
Начато формирование информационной базы данных о федеральных
областных и муниципальных землях. Составлены списки предприятий и
организаций, земельные участки которых отнесены к федеральной
собственности. Составлены также предварительные списки по
предприятиям и организациям, находящимся в государственной
собственности Ростовской области.
Пока еще не осуществлялись такие программные мероприятия, как
опытная эксплуатация системы передач кадастровых данных,
организация взаимодействия государственного земельного кадастра с
другими отраслевыми кадастрами, но которые вошли в целевые
мероприятия по созданию автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра и государственного учета
объектов недвижимости в Ростовской области на 2003-2007 годы.
Для наиболее полного использования налогового потенциала в
области проведена государственная кадастровая оценка земель. В
2001 году выполнена государственная кадастровая оценка земель
сельскохозяйственных угодий во всех районах по крупным
сельскохозяйственным предприятиям. В результате проведения работ
по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственных
угодий Ростовской области было оценено 1226 объектов общей
площадью 6,3 млн. га. Результаты оценки утверждены постановлением
Главы Администрации Ростовской области от 21 июня 2002 года N 315.
В 2001 году были развернуты работы по государственной
кадастровой оценке земель поселений, которые завершены в сентябре
2002 года. Оценка проводилась по всем населенным пунктам области.
В результате выполненных работ определены удельные показатели
кадастровой стоимости земель поселений по 14 видам функционального
использования. Результаты работ также согласованы и утверждены в
установленном порядке и рекомендованы для внедрения их в систему
земельных платежей. В г. Ростове-на-Дону на основе результатов
государственной кадастровой оценки земель начаты работы по
разработке автоматизированной системы расчета ставок арендной
платы за землю. Завершен первый этап работ, результатом которого
стала разработка программного модуля "База данных результатов
государственной кадастровой оценки земель г. Ростова-на-Дону",
выполнены сравнительные расчеты арендной платы за землю на основе
результатов государственной кадастровой оценки земель города.
Земельные преобразования в городах и других поселениях были
направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание
необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала
земли.
Практически по всем городам выполнены работы по уточнению и
вынесению на местность черты поселений. По сельским поселениям эта
работа не выполнялась по причине отсутствия финансирования.
В 11 районах составлены дежурные карты ограничений в
использовании земель и обременений (сервитутов) и теперь такие
карты имеются в 31-м из 43 районов.
В пределах финансирования проводился мониторинг
сельскохозяйственных земель.
Таким образом, намеченные программные мероприятия реализованы.
Неполное выполнение отдельных мероприятий объясняется
необеспеченностью их правовыми и методическими документами, а
также недостаточным финансированием.
Программа за весь период реализации профинансирована на 112,2
процента. Перевыполнение объясняется тем, что были привлечены
средства собственников земельных участков на работы, связанные с
межеванием.
Финансирование мероприятий Программы осуществлялось следующим
образом:
(млн. рублей)
---------------------------------T----------T---------T----------¬
¦ Источники финансирования ¦Утверждено¦Исполнено¦ Процент ¦
¦ ¦на 2000- ¦за 2000- ¦выполнения¦
¦ ¦2002 годы ¦2002 годы¦ ¦
+--------------------------------+----------+---------+----------+
¦Федеральный бюджет ¦ 29,3 ¦ 9,6 ¦ 32,8 ¦
+--------------------------------+----------+---------+----------+
¦Областной бюджет ¦ 6,3 ¦ 6,3 ¦ 100,0 ¦
+--------------------------------+----------+---------+----------+
¦Местные бюджеты ¦ 19,2 ¦ 14,8 ¦ 77,1 ¦
+--------------------------------+----------+---------+----------+
¦Внебюджетные источники ¦ 0,3 ¦ 31,1 ¦в 103 раза¦
+--------------------------------+----------+---------+----------+
¦Итого ¦ 55,1 ¦ 61,8 ¦ 112,1 ¦
L--------------------------------+----------+---------+-----------
Средства федерального бюджета в сумме 9,6 млн. руб. направлены
на:
- составление схемы формирования земельного фонда для казачьих
обществ - 0,3 млн. руб.;
- составление дежурных карт ограничений и обременений в
использовании земель Веселовского, Егорлыкского,
Константиновского, Куйбышевского, Мартыновского, Тарасовского и
Усть-Донецкого районов - 0,7 млн. руб.;
- выполнение работ по инвентаризации и упорядочению
(определению) границ земельных участков, используемых
сельскохозяйственными предприятиями на различном праве в
Волгодонском районе - 0,2 млн. руб.;
- выполнение работ по инвентаризации и упорядочению
(определению) границ земельных участков, используемых
сельскохозяйственными предприятиями на различном праве в
Мартыновском районе - 0,2 млн. руб.;
- выполнение работ по инвентаризации и упорядочению
(определению) границ земельных участков, используемых
сельскохозяйственными предприятиями на различном праве, в
Красносулинском районе - 0,2 млн. руб.;
- выполнение работ по инвентаризации и упорядочению
(определению) границ земельных участков, используемых
сельскохозяйственными предприятиями на различном праве, в
Песчанокопском районе - 0,2 млн. руб.;
- выполнение работ по государственной кадастровой оценке
земель поселений Ростовской области - 5,2 млн. руб.;
- составление дежурных карт ограничений и обременений в
использовании земель по Константиновскому, Мартыновскому и
Тарасовскому районам - 1,9 млн. руб.;
- выполнение работ по кадастровому делению (зонированию)
территорий административных районов - 0,7 млн. руб.
Средства областного бюджета в сумме 6,3 млн. руб. направлены
на:
- создание цифровых контурных планов населенных пунктов
масштаба 1:2000 Константиновского, Целинского, Тацинского,
Кагальницкого, Волгодонского, Егорлыкского и Песчанокопского
районов - 2,35 млн. руб.;
- выполнение работ по мониторингу земель сельскохозяйственного
назначения - 0,35 млн. руб.;
- выполнение работ по государственной кадастровой оценке
земель поселений Ростовской области - 1,7 млн. руб.;
- выполнение работ по мониторингу земель сельскохозяйственного
назначения - 0,1 млн. руб.;
- составление районных карт обременений в использовании земель
по Цимлянскому, Чертковскому и Кашарскому районам - 1,04 млн.
руб,;
- выполнение работ по кадастровому делению территорий
поселений - 0,36 млн. руб.;
- выполнение работ по мониторингу земель сельскохозяйственного
назначения - 0,1 млн. руб.;
- выполнение работ по составлению альбома картосхем
государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий
Ростовской области - 0,5 млн. руб.
Средства муниципальных бюджетов в сумме 14,8 млн. руб.
направлены на:
- выполнение работ по государственной кадастровой оценке
земель поселений - 1,7 млн. руб.;
- установление и восстановление границ земельных участков,
относящихся к муниципальной собственности, - 0,7 млн. руб.;
- уточнение и вынесение в натуру черты городских и сельских
поселений - 0,5 млн. руб.;
- выполнение работ по государственной кадастровой оценке
земель поселений - 2,8 млн. руб.;
- землеустроительные работы, связанные с установлением земель,
относящихся к муниципальной собственности, - 0,8 млн. руб.;
- установление (восстановление) границ земельных участков в
натуре - 0,2 млн. руб.;
- установление (восстановление) границ муниципальных
образований - 0,7 млн. руб.;
- инвентаризация земель поселений - 4,7 млн. руб.;
- ведение земельного кадастра - 1,9 млн. руб.;
- создание опорно-межевой сети - 0,5 млн. руб.;
- другие виды землеустроительных работ - 0,3 млн. руб.
В развитие Программы органы местного самоуправления
муниципальных образований приняли свои программы развития
земельной реформы, за исключением Волгодонского, Веселовского,
Милютинского районов и г. Волгодонска. Не выделялись средства в
Аксайском, Волгодонском, Веселовском, Дубовском, Кашарском,
Советском и Целинском районах.
В результате реализации Программы использование земельных
ресурсов стало более эффективным и рациональным. В 2002 году
платежи за землю возросли по сравнению с 2000 годом более чем в
два раза и составили более 1 млрд. руб.
Учитывая, что Программа не являлась инвестиционным проектом и
что интересы и цели ее - в области структурной и инвестиционной
политики государства, эффективность Программы выражается в
улучшении макроэкономических показателей, а также в социальной и
экологической сферах.
|