НОВОШАХТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2003 г. N 165
О ПРИНЯТИИ "КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА НА 2003-2005 ГОДЫ"
Рассмотрев "Концепцию развития здравоохранения города
Новошахтинска на 2003-2005 годы", принимая во внимание особую
социальную значимость и актуальность проведения эффективной
муниципальной политики на современном этапе развития
здравоохранения, а также модернизацию системы обязательного
медицинского страхования, в целях создания благоприятных условий
для обеспечения широких слоев населения доступной медицинской
помощью и в целях обеспечения эффективности использования
материально-технической базы ЛПУ города, руководствуясь п. 6
ст. 27 Устава города Новошахтинска, п. 2.3 решения Новошахтинской
городской Думы от 04.02.2000 г. N 161 "Об утверждении Положения "О
порядке управления и распоряжения объектами муниципальной
собственности города Новошахтинска", городская Дума решила:
1. Принять "Концепцию развития здравоохранения города
Новошахтинска на 2003-2005 годы" (приложение N 1).
2. Начальнику Управления здравоохранения Безусу С.И. в срок до
01.06.2003 года:
2.1. Подготовить мероприятия по оптимизации структуры
здравоохранения и представить в комиссию по социальным вопросам.
2.2. Подготовить и предоставить на утверждение Думы:
- целевую программу по обеспечению медицинскими кадрами ЛПУ
города;
- мероприятия по формированию дополнительных источников
финансирования ЛПУ города.
2.3. Создать при Управлении здравоохранения попечительский
совет.
3. Председателю Комитета по управлению имуществом города
Новошахтинска Стоянову В.В. и начальнику Управления
здравоохранения Безусу С.И. в срок до 20.05.2003 года подготовить
предложение по вопросу делегирования Управлению здравоохранения
города Новошахтинска полномочий собственника по владению,
пользованию, распоряжению и управлению объектами здравоохранения,
находящихся в муниципальной собственности, и внесению изменений в
Положение "О порядке управления и распоряжения объектами
муниципальной собственности города Новошахтинска".
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
депутатскую комиссию по социальным вопросам (председатель
Жабин М.И.).
Глава Администрации
(Мэр) города
В.А.СОЛНЦЕВ
Приложение N 1
к решению
Новошахтинской
городской Думы
от 23.04.2003 N 165
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА
НОВОШАХТИНСКА НА 2003-2005 ГОДЫ
I. Обоснование
За последние годы в нашем городе, как и во всей стране,
сложилась крайне неблагоприятная обстановка в области охраны
здоровья населения. Медико-демографическая ситуация
характеризуется ростом смертности, заболеваемости, падением
рождаемости, отрицательным естественным приростом населения.
Профилактика утратила приоритетность и стала носить декларативный
характер. Увеличивается заболеваемость во всех возрастных группах,
в том числе социально обусловленными болезнями. Особую тревогу
вызывает ухудшение состояния здоровья детей и подростков, а также
женского населения, что служит предпосылкой к ухудшению состояния
здоровья последующих поколений и отражается на показателях
годности к военной службе.
Остается на высоком уровне заболеваемость онкологическими
болезнями и туберкулезом, регистрируется рост ВИЧ-инфицированных
граждан, отмечается рост смертности и высокий процент "запущенных"
случаев онкологической патологии.
Несмотря на проводимую реформу здравоохранения,
перераспределение объемов оказания медицинской помощи с
дорогостоящей и ресурсоемкой стационарной помощи на
стационарозамещающие и иные до- и послегоспитальные формы
осуществляется недостаточно, в основном из-за низкой
материально-технической базы учреждений здравоохранения.
Повседневный анализ эффективности сложившейся системы
городского здравоохранения свидетельствует о наличии целого ряда
факторов, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли, и проблем, без
решения которых маловероятно улучшение медицинского обеспечения
населения города. Таких как:
- низкая материально-техническая база учреждений
здравоохранения;
- недостаточная укомплектованность врачебными кадрами;
- недостаточное финансирование;
- низкие тарифы на медицинские услуги в системе ОМС, не
обеспечивающие фактическую потребность в финансовых средствах
(медикаменты, питание, зарплата, накладные расходы).
Особого внимания требует совершенствование системы
амбулаторно-поликлинической помощи. Именно состояние наиболее
приближенного к населению первичного звена, где начинают и
заканчивают обследование и лечение до 80% пациентов, обращающихся
за медицинской помощью, во многом определяет эффективность и
качество деятельности всей системы здравоохранения. Решением
проблемы является развертывание дневных стационаров и стационаров
на дому, консультативно-диагностических комплексов, центров
амбулаторной хирургии, медико-социальной помощи и реабилитации и
т.д. Особая роль отводится развитию института врача общей
(семейной) практики.
Актуальными остаются проблемы полноценного обеспечения
стационарных лечебно-профилактических учреждений медикаментами и
изделиями медицинского назначения, продуктами питания, мягким
инвентарем, а также обеспечение граждан лекарственными средствами
и изделиями медицинского назначения по льготным и бесплатным
рецептам.
Существенной проблемой остается материально-техническая база
лечебных учреждений, в том числе устаревшая и имеющаяся в
недостаточном количестве лечебно-диагностическая аппаратура,
расположение медицинских учреждений в зданиях, требующих
капитального ремонта.
Одной из серьезных проблем, сложившихся в здравоохранении
города, является проблема обеспеченности врачебными кадрами. Город
имеет самую низкую в области укомплектованность врачебными
кадрами, при среднем возрасте врачей 55 лет. Управлением
здравоохранения города ведется работа по областной
"Территориальной программе обеспечения медицинскими кадрами
учреждений здравоохранения Ростовской области на 2001-2005 гг." по
вопросам, касающимся профессиональной подготовки специалистов.
Городская целевая программа по данному вопросу принята не была. Не
разработаны системы привлечения врачебных кадров в город и
социальных льгот для медицинских работников.
При разработке соответствующих территориальных программ
необходимо обоснование оптимальных пропорций между объемами
оказываемой амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской
помощи, определения объемов и наиболее оптимальных вариантов
оказания медицинской помощи населению на основе государственного и
муниципального заказов. Объемы государственного финансирования
здравоохранения должны определяться реальными потребностями
населения в медицинской помощи в рамках Программы государственных
гарантий.
Значительно сократились возможности государства финансировать
бесплатное предоставление населению медицинской помощи, вследствие
чего резко ухудшилась ее доступность для широких слоев населения.
Как следствие сокращения государственного финансирования
происходит сокращение масштабов профилактики заболеваний и
нарастание платности медицинской помощи. Это существенно снижает
доступность медицинской помощи, причем в наиболее сложном
положении оказываются наименее обеспеченные группы населения.
Растущее число больных вынуждено отказаться от лечения и
приобретения нужных лекарств.
Так как в рамках бюджетного финансирования предполагается
стратегия наращивания ресурсного потенциала в силу использования в
качестве финансовообразующих показателей числа коек и посещений, в
то время как система ОМС использует показатели, ориентирующие на
конечные результаты деятельности, - объемы и качество медицинской
помощи, необходимо не допустить дальнейшего сокращения коечного
фонда.
Ежегодно утверждаемая Правительством РФ Программа
государственных гарантий обеспечения населения бесплатной
медицинской помощи не решает проблемы несбалансированности
государственных гарантий и их финансового обеспечения. Дефицит
составляет 40-50% и покрывается вынужденными расходами пациентов
на оплату лекарств и медицинских услуг. Нарастание платности
порождает скрытую коммерциализацию государственных и муниципальных
лечебно-профилактических учреждений.
Законодательное регулирование сферы охраны здоровья не
формирует единства системы здравоохранения, не позволяет
обеспечить эффективное использование ресурсов отрасли и не создает
условия для рациональных форм привлечения средств населения.
II. Основные цели и задачи
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения в
Российской Федерации и Концепцией модернизации системы
обязательного медицинского страхования в РФ стратегической целью
реформирования сферы здравоохранения является улучшение состояния
здоровья населения.
Основным звеном в выполнении этой задачи является повышение
реальной доступности медицинской помощи для широких слоев
населения с предоставлением медицинских услуг, виды, качество и
объемы которых соответствуют уровням заболеваемости и запросам
населения.
Для достижения этой цели необходимо:
- обеспечение сбалансированности объемов государственных
гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с
финансовыми возможностями города;
- ввести в действие механизм финансовообеспеченных заказов на
оказание бесплатной медицинской помощи для каждого муниципального
учреждения;
- обеспечение устойчивости и прозрачности системы
финансирования сферы здравоохранения с решением вопроса на уровне
субъекта федерации об оплате медицинской помощи, стимулирующей
рост эффективности использования ресурсов здравоохранения;
- постепенного создания условий для развития платной
медицинской помощи в городском здравоохранении и усиление контроля
за ее оказанием, легализация соучастия населения в оплате
медицинской помощи;
- ввести регулирование объемов бесплатной медицинской помощи и
порядка предоставления платной медицинской помощи в муниципальных
медицинских учреждениях;
- продолжение реструктуризации амбулаторно-поликлинической и
стационарной медицинской помощи;
- перспективным направлением развития системы организаций
здравоохранения является преобразование муниципальных
лечебно-профилактических учреждений в некоммерческие организации,
имеющие различных соучредителей;
- формирование механизмов эффективного расходования средств
обязательного медицинского страхования, в том числе принятие
положений, предусматривающих обязанность страховщиков выбирать
медицинские организации, предоставляющие медицинскую помощь, в
которых оптимально сочетаются критерии цены и качества;
- дальнейшее развитие специализированных видов медицинской
помощи, в том числе по социально обусловленным направлениям
(онкология, туберкулез, психиатрия) с подготовкой необходимых
специалистов;
- формирование приоритетных видов медицинской помощи,
предусматривающих решение конкретных первоочередных задач и
конкретные результаты по повышению эффективности медицинского
обеспечения;
- формирование целевых благотворительных фондов, инвестируемых
гражданами и работодателями в целях улучшения состояния здоровья
населения города и обеспечения высокого приоритета здоровья в
системе социальных ценностей общества;
- создание условий для развития профилактики заболеваний
здорового образа жизни, роста вложений работодателей и населения в
улучшение состояния здоровья, повышения качества
лечебно-профилактической помощи;
- регулярное информирование населения, в том числе через
средства массовой информации, о распространенности социально
значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для
окружающих;
- информирование общественности о реформе обязательного
медицинского страхования, ее целях, задачах, преимуществ и
издержек для граждан, прав и обязанностей, возникающих в новых
условиях, вариантах выбора в новой системе ОМС.
III. Механизм и пути реализации
В "Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации", одобренной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387, "Основах
законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22.07.93 г. и
"Концепции модернизации системы обязательного медицинского
страхования в РФ", принятой на Государственном Совете в г. Тамбове
в апреле 2003 г., главной целью развития здравоохранения является
обеспечение сохранения и улучшения здоровья людей.
Для достижения этой цели необходимо:
1. Обеспечение всеобщей доступности медицинского обслуживания
населения, сохранение установленных объемов и уровня качества
медицинской помощи в рамках программы социальных гарантий.
Путями реализации основных положений данного направления
должны явиться:
- реализация постановления Главы Администрации Ростовской
области N 68 от 31.01.2003 г. "Об утверждении Территориальной
программы государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи в Ростовской области на
2003 год";
- выполнение официально установленных государственных
минимальных социальных стандартов в области медицинской и
лекарственной помощи;
- укрепление социальной базы здравоохранения: широкое
привлечение общественности города, религиозных организаций,
населения к проблемам охраны здоровья с целью пропаганды
медико-профилактических знаний и здорового образа жизни, создание
попечительского совета при Управлении здравоохранения,
формирование целевых фондов, инвестируемых гражданами и
работодателями, предназначенных для охраны здоровья граждан.
2. Дальнейшая реструктуризация амбулаторно-поликлинической и
стационарной помощи населению; дальнейшее развитие системы
первичной медико-санитарной помощи, особенно детскому населению и
женщинам; развитие внебольничной и полустационарной помощи.
Решение данной проблемы может осуществляться путем внедрения
новых организационных форм первичной медико-санитарной помощи
(стационарзамещающие технологии, врач общей практики), наряду с
функционированием уже существующей системы медицинского
обслуживания жителей города. Повышение эффективности
специализированных видов медицинской помощи может быть достигнуто
внедрением унифицированных организационных и
лечебно-диагностических технологий.
Обязательным в работе лечебно-профилактических учреждений
должно являться выполнение стандартов диагностики и лечения и
формуляров по лечению.
3. Развитие системы платных медицинских услуг и добровольного
медицинского страхования.
При этом возрастание доли финансового участия населения должно
сопровождаться увеличением возможностей потребительского выбора,
что приведет к развитию сектора общественно-экономических
отношений, связанного с формированием экономически мотивированного
потребителя лечебно-профилактической помощи, осознающего
ответственность за сохранение своего здоровья и свой
потребительский выбор.
4. Дальнейшее совершенствование специализированных видов
медицинской помощи, в том числе по социально значимым направлениям
(туберкулез, онкология, психиатрия, наркология, сахарный диабет,
заболевания, передаваемые половым путем, служба крови), по
развитию безопасного материнства.
Для решения этих задач необходимо:
4.1. По профилактике туберкулеза:
- выполнение постановления Главы Администрации от 25.01.2001
N 27 "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г. Новошахтинске на
2001-2002 годы" и принятие новой целевой программы на 2003-2005
гг.;
- проведение туберкулинопрофилактики;
- замена флюорографической установки;
- обеспечение химиопрофилактического лечения туберкулеза и
лечения контактных в очагах;
- предоставление изолированной жилой площади больным
бациллярной формой туберкулеза;
- обеспечение кадрами - врачами-фтизиатрами;
- обеспечение оснащения ЛПУ средствами профилактики
туберкулеза в соответствии с нормативами оснащения.
4.2. С целью улучшения качества медицинской помощи больным
онкологическими заболеваниями:
- организация комплексных медицинских осмотров лиц, работающих
на производствах с канцерогенными веществами;
- обеспечение периодических медицинских осмотров лиц, занятых
во вредных производственных условиях.
4.3. С целью улучшения качества медицинской помощи больным
психическими расстройствами:
- укомплектование психиатрических учреждений социальными
работниками, врачами-психиатрами.
4.4. С целью улучшения качества медицинской помощи
наркологическим больным:
- открытие наркологического диспансера на 50 коек;
- совместно с органами управления образования, внутренних дел,
суда и прокуратуры решить вопрос об обеспечении раннего выявления
детей и подростков с девиантными формами поведения и взрослых,
допускающих немедикаментозное потребление наркотических средств и
психотропных веществ, с целью их своевременного направления на
консультацию к врачам-наркологам в соответствии с действующим
законодательством;
- решить вопрос о создании при межведомственной комиссии по
противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту лекторских групп по правовой, противоалкогольной и
антинаркотической пропаганде в учебных заведениях из числа
сотрудников органов внутренних дел, суда, прокуратуры,
врачей-наркологов и врачей общелечебной сети;
- организовать химико-токсикологическое исследование
биологических сред для определения в них наркотиков и алкоголя;
- укомплектование наркологической службы врачами-наркологами.
4.5. С целью улучшения качества медицинской помощи больным
сахарным диабетом:
- гарантированное обеспечение инсулинами и другими
сахаропонижающими средствами;
- организация комплексных осмотров больных с факторами риска
по сахарному диабету;
- организация работы школ "Для больных сахарным диабетом" и
"Диабетическая стопа";
- укомплектование кадрами - врачами-эндокринологами.
4.6. По профилактике заболеваний, передаваемых половым путем:
- контроль за полнотой и своевременностью прохождения
медицинского обследования на заболевания, передаваемые половым
путем, декретированными контингентами населения;
- развитие системы информирования населения о доступных мерах
профилактики ВИЧ-инфекции;
- обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской
крови, медицинских и иммунобиологических препаратов;
- совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.
4.7. По развитию безопасного материнства и детства:
- оснащение необходимой ультразвуковой диагностической
аппаратурой для своевременного выявления врожденных пороков
развития у новорожденных;
- приобретение рентгенологической установки для расширения
объема рентген-исследований;
- оснащение палат интенсивной терапии в соответствии с
существующими требованиями в ДГБ и родильных отделениях;
- вакцинация детей против гепатита А и гепатита В, краснухи;
- продолжить работу по оказанию медицинской помощи
беспризорным и безнадзорным детям;
- продолжить работу по диспансеризации детей;
- обеспечение кабинета планирования семьи контрацептивными
средствами для молодежи, подростков и малообеспеченных семей;
- обеспечения нуждающихся беременных и детей йодсодержащими
препаратами;
- выделение средств на обследование беременных женщин на
наличие внутриутробных инфекций;
- выделение средств на профилактику развития резус-конфликта у
первобеременных женщин с резус-отрицательным фактором.
4.8. По обеспечению безопасной кровью и ее компонентами:
- выполнение постановления Главы Администрации от 04.04.2002
N 155 "Обеспечение населения г. Новошахтинска безопасной кровью,
ее компонентами и препаратами на 2002-2004 гг.".
4.9. По обеспечению кадрами:
- совершенствование системы подготовки специалистов, в том
числе - врача и медицинской сестры общей практики;
- создание условий для привлечения врачебных кадров в город;
- разработка социальных льгот для медицинских работников;
- назначение руководителей подразделений
лечебно-профилактических учреждений производить на конкурсной
основе.
5. Рациональное использование ресурсов городского
здравоохранения.
Для обеспечения указанной цели необходимо:
- развивать дневные формы организации медицинской
полустационарной помощи, являющимися механизмами
ресурсосбережения;
- обеспечить развитие хозяйственной самостоятельности
медицинских учреждений.
Необходимо дальнейшее развитие автоматизированных систем
учета, таких как "Льгота-регистр", "Диабет-регистр" и др., которые
также являются еще одним механизмом ресурсосбережения.
6. Совершенствование диагностической и укрепление
материально-технической базы общелечебной сети города с акцентом
на повышение профилактической направленности деятельности.
Выполнение этой задачи необходимо для проведения комплексов
профилактических мероприятий, своевременной и ранней диагностики
заболеваний, в т.ч. социально обусловленных, качественного
проведения лечебно-диагностических мероприятий при выявленных
заболеваниях.
7. Обеспечение социальных гарантий населения.
Формирование бюджета здравоохранения должно отвечать реальным
потребностям населения города, пользующихся правом на льготное и
бесплатное получение лекарственных средств и изделий медицинского
назначения. Для этого необходим расчет потребностей в зависимости
от категории граждан и групп заболеваний.
IV. Ожидаемые результаты
При выполнении мероприятий, намеченных в Комплексной программе
реформирования здравоохранения города, планируется получить
следующие результаты:
- укрепление материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений;
- повышение реальной доступности медицинской помощи для
широких слоев населения;
- сохранение здоровья жителей города со стабилизацией
показателей заболеваемости туберкулезом, онкологической
патологией;
- совершенствование системы первичной медико-социальной
помощи.
|