11 марта 2003 года N 316-ЗС
-------------------------------------------------------------------
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Законодательным Собранием
20 февраля 2003 года
(в ред. Областных законов от 22.10.2005 N 385-ЗС,
от 28.12.2005 N 454-ЗС, от 30.06.2006 N 511-ЗС)
Настоящий Областной закон в соответствии с Федеральным законом
"Об охране окружающей среды" регулирует отношения, связанные с
охраной окружающей среды в Ростовской области.
Земля, недра, воды, растительный и животный мир, другие
природные богатства в Ростовской области являются основой
жизнедеятельности населения, проживающего на ее территории, и
подлежат охране, рациональному использованию и сохранению для
последующих поколений.
Глава 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
1. В отношении настоящего Областного закона понятия и термины
используются в соответствии с Федеральным законом "Об охране
окружающей среды".
2. Помимо понятий и терминов, указанных в пункте 1 настоящей
статьи, в настоящем Областном законе используются следующие
понятия и термины:
эндемичные виды - виды растений и животных, ограниченные в
своем распространении относительно небольшой территорией;
фитопланктон - совокупность микроскопических растений,
обитающих в толще морских и пресных вод и пассивно передвигающихся
под влиянием водных течений;
зоопланктон - совокупность мелких животных, обитающих в толще
морских и пресных вод и переносимых течениями;
бентос - совокупность организмов, средой обитания которых
являются донные отложения водных объектов;
эстуарий - однорукавное воронкообразное устье реки,
расширяющееся в сторону моря;
абиотические компоненты - неорганические компоненты окружающей
среды;
ареал - область распространения организмов определенного вида,
рода, семейства или какой-либо другой систематической категории;
экологический паспорт - нормативно-технический документ,
включающий совокупность систематизированных данных по
использованию ресурсов, готовой продукции и воздействию
предприятия на окружающую среду.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере охраны
окружающей среды на территории Ростовской области
1. Законодательство в сфере охраны окружающей среды
основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из
федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных
правовых актов Российской Федерации, областных законов, иных
нормативных правовых актов Ростовской области.
2. Областные законы и иные нормативные правовые акты Ростовской
области, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и
природных ресурсов, обязательны к исполнению на всей территории
области.
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды на
территории Ростовской области
На территории Ростовской области органы государственной власти,
органы местного самоуправления, юридические и физические лица
руководствуются принципами охраны окружающей среды, определенными
Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Статья 4. Объекты охраны окружающей среды на территории
Ростовской области
1. К объектам, подлежащим охране от загрязнения, порчи,
повреждения, истощения, уничтожения и других негативных
воздействий, относятся:
а) земли, недра, почвы;
б) воды;
в) леса и иная растительность;
г) животные и иные организмы;
д) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы;
е) естественные экосистемы и природные ландшафты и комплексы;
ж) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды флоры и
фауны;
з) особо охраняемые природные территории, определенные
законодательством Российской Федерации и Ростовской области.
2. Органами исполнительной власти Ростовской области в пределах
их компетенции могут устанавливаться категории особо охраняемых
природных территорий в порядке, предусмотренном Федеральным
законом "Об особо охраняемых природных территориях".
Глава 2.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ
С ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 5. Система органов государственной власти Ростовской
области, осуществляющих деятельность по охране окружающей среды
1. На территории Ростовской области деятельность по охране
окружающей среды осуществляют Законодательное Собрание Ростовской
области и Администрация Ростовской области в пределах своей
компетенции.
2. Орган исполнительной власти Ростовской области,
осуществляющий государственное управление в сфере охраны
окружающей среды, положение о нем, структура и штатное расписание
утверждаются постановлением Администрации Ростовской области.
Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания Ростовской
области
К полномочиям Законодательного Собрания Ростовской области в
сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
а) законодательное определение основных направлений охраны
окружающей среды с учетом географических, природных, социальных,
экономических особенностей Ростовской области;
б) участие в разработке и принятие областных законов в сфере
охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного
воздуха и обращения с отходами;
(в ред. Областного закона от 30.06.2006 N 511-ЗС)
в) утверждение финансирования природоохранных мероприятий в
областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год;
г) утверждение областных целевых программ в сфере охраны
окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного
воздуха и обращения с отходами Ростовской области;
(в ред. Областного закона от 30.06.2006 N 511-ЗС)
д) установление порядка управления и распоряжения природными
объектами, находящимися в государственной собственности Ростовской
области;
е) установление в пределах компетенции нормативов и порядка
допустимого изъятия компонентов природной среды, находящихся в
государственной собственности Ростовской области;
ж) установление нормативов качества окружающей среды,
содержащих соответствующие требования и нормы, не ниже требований
и норм, установленных на федеральном уровне;
(в ред. Областного закона от 30.06.2006 N 511-ЗС)
з) осуществление с учетом специфики экологических, социальных и
экономических условий Ростовской области правового регулирования
отношений в области экологической экспертизы и обращения с
отходами в пределах полномочий, предоставленных федеральным
законодательством;
и) установление на территории Ростовской области
административной ответственности за правонарушения в сфере охраны
окружающей среды и природопользования;
к) иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным
законодательством.
Статья 7. Полномочия Администрации Ростовской области
К полномочиям Администрации Ростовской области в сфере отношений,
связанных с охраной окружающей среды, относятся:
а) заключение соглашений с федеральными органами исполнительной
власти о передаче осуществления части полномочий в сфере
отношений, связанных с охраной окружающей среды;
б) разработка проектов областных законов, регулирующих
отношения в сфере охраны окружающей среды, в том числе в области
охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами, и
представление их в Законодательное Собрание Ростовской области в
порядке, предусмотренном областным законодательством;
в) разработка и реализация областных целевых программ в сфере
охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного
воздуха и обращения с отходами, а также рационального
использования, сохранения и восстановления природных ресурсов;
г) организация и осуществление межмуниципальных программ и
проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической
безопасности;
д) принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения
в сфере охраны окружающей среды, в том числе в области охраны
атмосферного воздуха и обращения с отходами, а также в области
экологической экспертизы в пределах своей компетенции;
е) участие в порядке, установленном нормативными правовыми
актами Российской Федерации, в осуществлении государственного
мониторинга окружающей среды (государственного экологического
мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования
территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды
на территории Ростовской области;
ж) ведение учета объектов и источников негативного воздействия
на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих
федеральному государственному экологическому контролю;
з) осуществление государственного контроля в области охраны
окружающей среды (государственного экологического контроля), а
также в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и
иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на
территории Ростовской области, за исключением объектов
хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному
государственному экологическому контролю;
и) право организации и развития системы экологического
образования и формирования экологической культуры на территории
Ростовской области;
к) осуществление международного сотрудничества в области охраны
окружающей среды в порядке, предусмотренном федеральным
законодательством;
л) участие в проведении государственной политики в области
обращения с отходами, а также в области охраны атмосферного
воздуха и экологического развития на территории Ростовской
области;
м) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
возникших при осуществлении обращения с отходами;
н) контроль в установленном федеральным законодательством
порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по
объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением
объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому
контролю;
о) введение ограничений на передвижение транспортных средств в
населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых
территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух;
п) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей
в экспертных комиссиях государственных экологических экспертиз
объектов, намечаемых к реализации на территории Ростовской
области;
р) право образования особо охраняемых природных территорий
регионального значения, управление и контроль в области охраны и
использования таких территорий;
с) иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным
законодательством.
(статья 7 в ред. Областного закона от 30.06.2006 N 511-ЗС)
Статья 8. Полномочия органа исполнительной власти Ростовской
области, осуществляющего государственное управление в сфере охраны
окружающей среды
1. Орган исполнительной власти Ростовской области,
осуществляющий государственное управление в сфере охраны
окружающей среды, помимо функций управления в области охраны
окружающей среды и использования природных ресурсов на территории
Ростовской области осуществляет функции, предусмотренные
федеральным и областным законодательством.
2. Полномочия органа исполнительной власти Ростовской области,
осуществляющего государственное управление в сфере окружающей
среды, устанавливаются Администрацией Ростовской области.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления
Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны
окружающей среды определяются в соответствии с Федеральными
законами "Об охране окружающей среды", "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" и
иными федеральными законами.
(статья 9 в ред. Областного закона от 22.10.2005 N 385-ЗС)
Статья 10. Передача полномочий органами исполнительной власти в
области охраны окружающей среды
1. Передача полномочий в сфере отношений, связанных с охраной
окружающей среды, органами исполнительной власти Российской
Федерации органам исполнительной власти Ростовской области
осуществляется в порядке, предусмотренном Конституцией Российской
Федерации и федеральным законодательством.
2. Наделение органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями Ростовской области в сфере
отношений, связанных с охраной окружающей среды, осуществляется
областными законами.
(в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 454-ЗС)
Глава 3.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА
ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, НА БЛАГОПРИЯТНУЮ
ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Статья 11. Право жителей, проживающих на территории Ростовской
области, на благоприятную окружающую среду
1. Каждый житель, проживающий на территории Ростовской области,
имеет право на благоприятную окружающую среду, не создающую угрозу
для состояния здоровья и условий жизнедеятельности.
2. Права и обязанности жителей, проживающих на территории
Ростовской области, в сфере охраны окружающей среды
устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным и
областным законодательством.
3. Органы государственной власти Ростовской области создают
условия для обеспечения права каждого на благоприятную окружающую
среду.
Статья 12. Учет мнения населения, проживающего на территории
Ростовской области, при размещении объектов хозяйственной и иной
деятельности
1. Решение о размещении объектов хозяйственной и (или) иной
деятельности, которые могут оказать негативное воздействие на
окружающую среду, принимается с учетом мнения населения или
результатов референдума.
2. Учет мнения населения по вопросу размещения объектов
хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать
негативное воздействие на окружающую среду, проводится в порядке,
определенном федеральным и областным законодательством.
3. Референдум по вопросу размещения объектов хозяйственной и
иной деятельности, которые могут оказать негативное воздействие на
окружающую среду, проводится в порядке, определенном областным
законодательством.
Статья 13. Гарантии обеспечения прав жителей, проживающих на
территории Ростовской области, на благоприятную окружающую среду
1. Право жителей, проживающих на территории Ростовской области,
на благоприятную окружающую среду обеспечивается:
а) мерами органов государственной власти Ростовской области по
предупреждению, пресечению и прекращению экологически опасной
хозяйственной и иной деятельности, оздоровлению окружающей среды;
б) проведением экологической экспертизы с участием
общественности;
в) нормированием в области охраны окружающей среды в пределах,
установленных федеральным законодательством;
г) предупреждением чрезвычайных экологических ситуаций;
д) возмещением в установленном законом порядке вреда,
причиненного в результате загрязнения окружающей среды и иных
вредных воздействий на нее;
е) экологическим контролем, привлечением к ответственности
физических и юридических лиц, виновных в несоблюдении
экологических требований и условий.
Статья 14. Экологическое воспитание и образование населения
1. Органы государственной власти Ростовской области в
соответствии со своей компетенцией организуют систематическую
подготовку и обучение руководителей и специалистов
заинтересованных организаций в области охраны окружающей среды и
экологической безопасности.
2. Органы государственной власти Ростовской области с целью
повышения экологической культуры жителей, проживающих на
территории Ростовской области, разрабатывают и внедряют систему
экологического воспитания и образования в рамках
общеобразовательных и профессиональных программ в образовательных
учреждениях всех организационно-правовых форм собственности.
3. Органы государственной власти Ростовской области организуют
участие учащихся, студентов в организации экологических программ и
проектов, направленных на защиту окружающей среды.
Статья 15. Организация общественных объединений в сфере охраны
окружающей среды на территории Ростовской области
1. Население Ростовской области в порядке, предусмотренном
федеральным законодательством, вправе создавать общественные
объединения, осуществляющие деятельность в области охраны
окружающей среды.
2. Источниками финансирования общественных объединений могут
служить добровольные взносы и пожертвования населения, юридических
лиц и другие, разрешенные законодательством поступления.
3. Порядок деятельности и использования финансовых средств
общественных объединений определяется уставом общественного
объединения и законодательством Российской Федерации.
Глава 4.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 16. Методы экономического регулирования охраны
окружающей среды
1. Экономическое регулирование в области охраны окружающей
среды осуществляется с целью формирования у хозяйственного
субъекта экономического интереса в соблюдении экологических
требований, установленных законодательством.
2. К методам экономического регулирования в области охраны
окружающей среды относятся:
а) разработка государственных прогнозов социально-
экономического развития на основе экологических прогнозов;
б) разработка областных целевых программ в области охраны
окружающей среды;
в) разработка и проведение мероприятий по охране окружающей
среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
г) проведение экономической оценки природных объектов и
природно-антропогенных объектов;
д) проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду;
е) предоставление организациям, осуществляющим внедрение
наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии,
использование вторичных ресурсов и переработку отходов, а также
при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды
налоговых и иных льгот;
ж) поддержка предпринимательской, инновационной и иной
деятельности (в том числе экологического страхования),
направленной на охрану окружающей среды;
з) возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
и) формирование целевого бюджетного областного экологического
фонда;
к) иные методы экономического регулирования по
совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей
среды.
(часть 2 в ред. Областного закона от 30.06.2006 N 511-ЗС)
3. Порядок осуществления методов экономического регулирования
устанавливается федеральным и областным законодательством.
Статья 17. Реализация экономической политики на территории
Ростовской области в области охраны окружающей среды
1. Органы государственной власти Ростовской области формируют
экономическую, в том числе бюджетную политику и благоприятный
инвестиционный климат в области охраны окружающей среды.
2. Для реализации экономической политики в сфере охраны
окружающей среды на территории Ростовской области используются:
а) оценка и компенсация экологического ущерба;
б) методы стоимостной оценки биологических ресурсов;
в) системы установления экологических ограничений и требований,
нарушение которых связано с применением штрафных санкций или иных
мер экономического воздействия;
г) меры финансовой поддержки и экономического стимулирования
природосберегающих способов ведения хозяйственной деятельности;
д) оценки риска причинения вреда здоровью населения в процессе
принятия градостроительных и инвестиционных решений;
е) экономические модели территориального и правового
зонирования земель, направленные на сохранение устойчивого
экологического потенциала Ростовской области.
Глава 5.
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 18. Целевые программы в области охраны окружающей среды
Ростовской области
Порядок принятия, содержание, срок действия и иные вопросы,
касающиеся областных целевых программ в области охраны окружающей
среды, регулируются Областным законом "О бюджетном процессе в
Ростовской области".
(статья 18 в ред. Областного закона от 30.06.2006 N 511-ЗС)
Статья 19. Финансирование целевых программ в области охраны
окружающей среды Ростовской области
Областные целевые программы в области охраны окружающей среды
подлежат финансированию в порядке, предусмотренном Областным
законом "О бюджетном процессе в Ростовской области" и областным
законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
(статья 19 в ред. Областного закона от 30.06.2006 N 511-ЗС)
Глава 6.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 20. Экологические требования к организации и ведению
хозяйственной деятельности на территории Ростовской области
1. При организации и ведении хозяйственной деятельности на
территории Ростовской области коммерческие и некоммерческие
организации обязаны:
а) выполнять процедуры подготовки хозяйственных решений,
установленные федеральным и областным законодательством;
б) размещать объекты хозяйственной деятельности с учетом
исключения их вредного воздействия на окружающую среду;
в) разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия,
меры по обеспечению радиационной безопасности населения,
предотвращению экологически опасной деятельности при строительстве
и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности;
г) оснащать технологические процессы и оборудование
измерительной аппаратурой для контроля уровня их воздействия на
окружающую среду;
д) соблюдать технологические режимы, обеспечивать надежную
эффективную работу очистных сооружений в проектном режиме,
установок и средств контроля обезвреживания и утилизации отходов;
е) предоставлять в установленном порядке достоверную информацию
об использованных в технологических процессах материалах,
переработка или создание которых сопровождаются процессами
воздействия на окружающую среду;
ж) осуществлять комплексное развитие территории с учетом
необходимости создания благоприятной для населения окружающей
среды;
з) соблюдать иные требования, предусмотренные природоохранным
законодательством.
2. Порядок разработки и принятия дополнительных экологических
требований к организации и ведению хозяйственной деятельности на
территории Ростовской области осуществляется органами
государственной власти Ростовской области в соответствии с
законодательством.
Статья 21. Учет экологических требований при подготовке
хозяйственных решений
1. Разработка и реализация мер по предупреждению
неблагоприятных экологических и других последствий реализации
хозяйственных решений на территории Ростовской области
осуществляются заказчиком на каждом этапе подготовки документации,
обосновывающей социально-экономическое, отраслевое и
территориальное развитие.
2. Выполнение экологических требований к ведению хозяйственной
деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду,
обеспечивается при подготовке обосновывающей документации с
помощью процедур оценки воздействия на окружающую среду.
(часть 2 в ред. Областного закона от 30.06.2006 N 511-ЗС)
3. Проверка обосновывающей документации на соответствие
экологическим требованиям и условиям осуществляется экологической
экспертизой в порядке, установленном федеральным
законодательством.
Глава 7.
НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую
среду
1. Областные нормативы допустимого воздействия на окружающую
среду могут вводиться при отсутствии федеральных либо в целях
установления иных ограничений по сравнению с федеральными, но не
ниже установленных, с учетом экологической обстановки на
территории Ростовской области в порядке, предусмотренном
федеральным законодательством.
2. При установлении нормативов допустимого воздействия на
окружающую среду в Ростовской области учитывается состояние
земельных, водных, лесных, минеральных, водных биологических
ресурсов, биологических ресурсов суши, рекреационных и
климатических (атмосферный воздух) ресурсов.
3. Постановлениями Администрации Ростовской области могут
устанавливаться областные нормативы предельно допустимых
концентраций (ПДК) и поправки к ПДК, учитывающие региональные
особенности действия атмосферных загрязнений, загрязнения
поверхностных водных объектов и почв, а также иные нормативы
допустимого воздействия на окружающую среду субъектов
хозяйственной и иной деятельности в порядке, предусмотренном
федеральным законодательством.
Статья 23. Областные нормативы качества окружающей среды
1. Областные нормативы качества окружающей среды представляют
собой научно обоснованные количественные границы свойств и
характеристик ее компонентов, которые характеризуют безопасный
уровень состояния окружающей среды на территории Ростовской
области и используются для установления предельно допустимых
нормативов воздействия хозяйственной деятельности на окружающую
среду.
2. Областные нормативы качества окружающей среды должны
учитывать природно-климатические и социально-экономические условия
развития Ростовской области в целом и ее территорий.
Статья 24. Областные правила природопользования
Областные правила природопользования представляют собой систему
норм, регламентирующих порядок и основания предоставления
природных ресурсов в пользование, прекращения природопользования,
права и обязанности природопользователей, порядок использования
природных ресурсов, находящихся в государственной собственности
Ростовской области.
Статья 25. Областные нормативы воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду
Областные нормативы воздействия на окружающую среду
представляют собой научно обоснованные количественные ограничения
на внесение или изъятие веществ и (или) энергии по отношению к
окружающей среде на территории Ростовской области, использование
которых в процессе хозяйственной деятельности не приводит к
нарушению качества окружающей среды.
Статья 26. Разработка, утверждение и введение в действие
областных норм, нормативов и правил деятельности по охране
окружающей среды
1. Областные нормы качества окружающей среды, нормативы
воздействия на нее, правила природопользования разрабатываются по
инициативе Администрации Ростовской области за счет областного
бюджета или внебюджетных средств.
2. Областные нормы качества окружающей среды, нормативы
воздействия на нее, правила природопользования подлежат
согласованию с органом исполнительной власти Ростовской области,
осуществляющим государственное управление в сфере охраны
окружающей среды, и соответствующими уполномоченными
государственными органами Российской Федерации в области
регулирования использования и охраны отдельных видов природных
ресурсов, действующими на территории Ростовской области. Областные
нормы качества окружающей среды, кроме того, согласовываются с
областным центром государственного санитарно-эпидемиологического
надзора.
3. Областные нормы качества окружающей среды, нормативы
воздействия на нее, правила природопользования утверждаются,
вводятся в действие и изменяются постановлением Администрации
Ростовской области в порядке, установленном законодательством.
4. Производственные нормативы воздействия на окружающую среду
устанавливаются органом исполнительной власти Ростовской области,
осуществляющим государственное управление в сфере охраны
окружающей среды по согласованию с соответствующими
уполномоченными государственными органами Российской Федерации в
области регулирования использования и охраны отдельных видов
природных ресурсов, осуществляющими свою деятельность на
территории Ростовской области, территориальными органами
государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Глава 8.
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
И ОХРАНА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Статья 27. Оценка воздействия на окружающую среду
1. Оценка воздействия на окружающую среду на территории
Ростовской области представляет собой совокупность действий
заказчика намечаемой хозяйственной или иной деятельности, органов
государственной власти и населения по выявлению, анализу и учету
последствий воздействия на окружающую среду в целях принятия
решения.
(в ред. Областного закона от 22.10.2005 N 385-ЗС)
2. Оценка воздействия на окружающую среду на территории
Ростовской области проводится при подготовке следующих видов
обосновывающей документации:
а) концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов
социально-экономического развития;
б) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
в) градостроительной документации (генеральных планов городов и
других поселений);
г) предпроектных обоснований инвестиций в строительство,
технико-экономических обоснований и проектов строительства новых,
реконструкции, расширения, технического перевооружения действующих
хозяйственных и иных объектов;
д) документации по созданию новой техники, технологии,
материалов и веществ;
е) иных видов деятельности, намечаемых к реализации на
территориях, имеющих особое природохозяйственное значение (бассейн
Азовского моря, места нерестилищ, места гнездовий, ареалов
распространения растений и животных, занесенных в Красную книгу, и
других).
Статья 28. Особо охраняемые природные объекты, их сохранение и
восстановление
1. Сохранение совокупности объектов биологического и
ландшафтного разнообразия является приоритетной задачей Ростовской
области.
2. Подлежат охране и восстановлению следующие объекты:
а) видовое разнообразие доминирующих, эндемичных, редких,
исчезающих и занесенных в Красную книгу видов растительного
сообщества;
б) видовой состав и численность популяций животного мира;
промысловые, в том числе охотничьи виды; исчезающие и занесенные в
Красную книгу виды; виды перелетных птиц, виды зимующих и
водоплавающих птиц;
в) почвы эталонные, природного и природно-культурного
назначения;
г) почвенная фауна;
д) фитопланктон, зоопланктон, бентос, бактериальная флора;
е) виды рыб, места нереста, нагула, зимовки.
Глава 9.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Статья 29. Единая территориальная система экологического
мониторинга
1. Единая территориальная система экологического мониторинга
осуществляется в соответствии с федеральным и областным
законодательством.
2. Задачами территориального экологического мониторинга на
территории Ростовской области являются:
а) организация систематических наблюдений;
б) выявление антропогенных явлений; прогноз и определение
тенденций изменений.
3. Единая территориальная система экологического мониторинга
включает мониторинг биологического разнообразия, почв, эстуариев,
абиотических компонентов, потенциально опасных объектов,
выполнения установленных условий природопользования.
4. Порядок организации и осуществления экологического
мониторинга определяется федеральным и областным
законодательством.
Глава 10.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Статья 30. Организация экологического контроля
1. На территории Ростовской области осуществляется
государственный контроль в области охраны окружающей среды и
природопользования объектов, подлежащих государственному
экологическому контролю.
Помимо государственного экологического контроля на территории
Ростовской области осуществляется производственный экологический
контроль и общественный контроль в области охраны окружающей
среды.
(в ред. Областного закона от 30.06.2006 N 511-ЗС)
2. Органы исполнительной власти Ростовской области,
общественные объединения, юридические и физические лица в пределах
их компетенции осуществляют экологический контроль в следующих
сферах:
(в ред. Областного закона от 30.06.2006 N 511-ЗС)
а) охраны атмосферного воздуха;
б) использования и охраны водных объектов;
в) рационального использования и охраны недр;
г) использования и охраны земель;
д) соблюдения природоохранных требований в системе обращения с
отходами производства и потребления (кроме радиоактивных);
е) охраны объектов животного мира и среды их обитания;
ж) состояния, использования и охраны лесного фонда, лесной и
древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд.
3. Основной задачей экологического контроля является
предупреждение правонарушений в области охраны окружающей среды и
природопользования, а также пресечение этих нарушений.
4. Порядок организации и осуществления экологического контроля
определяется федеральным и областным законодательством.
Статья 31. Государственный экологический контроль
1. Государственный экологический контроль осуществляется с
целью обеспечения исполнения законодательства об охране окружающей
среды, соблюдения экологических требований (экологических норм,
правил и нормативов), соблюдения правил природопользования,
выполнения программ и мероприятий по охране окружающей среды.
(часть 1 в ред. Областного закона от 30.06.2006 N 511-ЗС)
2. Государственный экологический контроль в Ростовской области
осуществляется уполномоченными государственными органами
Российской Федерации в области регулирования, использования и
охраны отдельных природных ресурсов , действующими на территории
Ростовской области, в соответствии с их компетенцией и органом
исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим
государственное управление в сфере охраны окружающей среды, за
исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих
федеральному экологическому контролю.
3. Порядок проведения государственного экологического контроля,
права и обязанности должностных лиц, осуществляющих
государственный экологический контроль, устанавливаются
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 32. Муниципальный экологический контроль. - Утратила
силу. - Областной закон от 30.06.2006 N 511-ЗС.
Статья 33. Производственный экологический контроль
1. Производственный экологический контроль является элементом
управления охраной окружающей среды на территории Ростовской
области.
2. Производственный экологический контроль осуществляется за
счет собственных средств субъектов хозяйственной деятельности.
3. Порядок осуществления производственного экологического
контроля определяется нормативно-методической документацией в
соответствии со спецификой хозяйственной деятельности.
4. Сведения о лицах, ответственных за проведение
производственного экологического контроля, об организации
экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности,
а также результаты производственного экологического контроля в
обязательном порядке субъектами хозяйственной и иной деятельности
представляются в орган исполнительной власти Ростовской области,
осуществляющий государственный экологический контроль.
(часть 4 в ред. Областного закона от 30.06.2006 N 511-ЗС)
Статья 34. Общественный контроль в области охраны окружающей
среды
1. Общественный контроль осуществляется населением Ростовской
области в целях реализации прав на благоприятную окружающую среду.
2. Общественный контроль осуществляют граждане, общественные и
иные некоммерческие объединения.
3. Задачами общественного контроля являются:
а) наблюдение за состоянием окружающей среды, ее изменением под
влиянием хозяйственной и иной деятельности;
б) обращение в органы государственной власти Ростовской области
по вопросам нарушений в области охраны окружающей среды,
выявленных в результате общественного контроля;
в) оказание содействия органам государственной власти
Ростовской области по вопросам охраны окружающей среды и
рационального природопользования;
г) пропаганда деятельности по охране окружающей среды,
воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической
безопасности;
д) защита прав и интересов граждан в области охраны окружающей
среды;
е) иные задачи в соответствии с федеральным и областным
законодательством.
4. Результаты общественного контроля в области охраны
окружающей среды (общественного экологического контроля),
представленные в органы государственной власти Ростовской области,
органы местного самоуправления, подлежат рассмотрению в
установленном законодательством порядке.
(часть 4 введена Областным законом от 30.06.2006 N 511-ЗС)
Глава 11.
РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 35. Разрешение споров в области охраны окружающей среды
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном
порядке в соответствии с законодательством.
Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства об
охране окружающей среды
Нарушения законодательства об охране окружающей среды влекут за
собой привлечение виновных к дисциплинарной, имущественной,
административной, уголовной ответственности в соответствии с
законодательством. Привлечение к ответственности не освобождает
правонарушителей от устранения допущенных нарушений.
Статья 37. Возмещение ущерба
1. Вред, причиненный окружающей среде, здоровью человека, и
ущерб, нанесенный имуществу юридических и физических лиц в
результате негативного воздействия и нарушения законодательства в
области охраны окружающей среды, подлежат возмещению в полном
объеме. Привлечение к административной, дисциплинарной, уголовной
ответственности не освобождает от обязанности возместить
причиненный вред (ущерб).
2. Размер подлежащего возмещению вреда (ущерба) определяется по
утвержденным в установленном порядке таксам и методикам по
фактически произведенным или планируемым будущим затратам на
восстановление нарушенного состояния окружающей среды, включая
упущенную выгоду.
3. Ущерб, нанесенный окружающей среде, сумма ущерба возмещаются
правонарушителем в добровольном порядке или по решению суда общей
юрисдикции, арбитражного суда.
Глава 12.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 38. Вступление в силу настоящего Областного закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Статья 39. Приведение нормативных правовых актов Ростовской
области в соответствие с настоящим Областным законом
Нормативные правовые акты органов государственной власти
Ростовской области приводятся в соответствие с настоящим Областным
законом в течение 6 месяцев со дня его вступления в силу.
Нормативные правовые акты органов государственной власти
Ростовской области до приведения в соответствие с настоящим
Областным законом действуют в части, не противоречащей ему.
Глава Администрации
(Губернатор) Ростовской области
В.ЧУБ
г. Ростов-на-Дону
11 марта 2003 года
N 316-ЗС
|