25 октября 2002 года N 276-ЗС
-------------------------------------------------------------------
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Законодательным Собранием
8 октября 2002 года
(в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
1. Территориальные избирательные комиссии Ростовской области
(далее - территориальные избирательные комиссии) формируются для
реализации и защиты избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации, организации подготовки и
проведения выборов и референдумов на соответствующей территории
Ростовской области.
2. Территориальные избирательные комиссии являются
государственными органами и входят в систему избирательных
комиссий Ростовской области.
3. Территориальные избирательные комиссии формируются в
административно-территориальных образованиях, непосредственно
входящих в состав Ростовской области и являющихся одновременно
муниципальными образованиями.
4. Территориальные избирательные комиссии действуют на
постоянной основе. Срок полномочий территориальной избирательной
комиссии составляет четыре года. Если срок полномочий
территориальной избирательной комиссии истекает в период
избирательной кампании, после назначения референдума и до
окончания кампании референдума, в которой участвует данная
комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой
избирательной кампании, кампании референдума.
5. При проведении референдума Российской Федерации, областного
референдума, а в случаях, предусмотренных законом, также при
проведении местного референдума территориальные избирательные
комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
Статья 2.
В отношении настоящего Областного закона понятия и термины
используются в соответствии с Федеральным законом "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации".
Глава II.
СТАТУС ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 3.
1. Территориальные избирательные комиссии в пределах своей
компетенции независимы от органов государственной власти и органов
местного самоуправления. Вмешательство в деятельность
территориальных избирательных комиссий со стороны законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных
лиц, иных граждан не допускается.
2. Решения и иные акты территориальной избирательной комиссии,
принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнительных
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений,
общественных объединений, организаций, должностных лиц,
избирателей и участников референдума, а также нижестоящих
избирательных комиссий. Решения и иные акты комиссий не подлежат
государственной регистрации.
(п. 2 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
Статья 4.
1. Территориальные избирательные комиссии обязаны в пределах
своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период
избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении
закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам,
направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не
позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям,
поступившим в день голосования или в день, следующий за днем
голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях,
требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не
позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на
нарушение закона кандидатом, избирательным объединением,
инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат,
избирательное объединение, инициативная группа по проведению
референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть
незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать
объяснения по существу обращения.
(п. 1 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
2. Территориальные избирательные комиссии вправе, в том числе в
связи с обращениями, указанными в пункте 1 настоящей статьи,
обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок
и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы
исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный
срок, а если представление получено за пять и менее дней до дня
голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а
если в день голосования или в день, следующий за днем голосования,
- немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и
незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся
территориальную избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в
представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры
принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
3. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением,
инициативной группой по проведению референдума Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" территориальная
избирательная комиссия вправе вынести этим кандидату,
избирательному объединению, инициативной группе по проведению
референдума предупреждение, которое доводится до сведения
избирателей, участников референдума через средства массовой
информации либо иным способом.
(п. 3 введен Областным законом от 28.12.2005 N 449-ЗС)
Статья 5.
1. Государственные органы, органы местного самоуправления,
государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные
лица обязаны оказывать территориальным избирательным комиссиям
содействие в реализации их полномочий, в частности на
безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том
числе для хранения избирательной документации и документации
референдума до передачи указанной документации в архив либо
уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом,
обеспечивать охрану представляемых помещений и указанной
документации, а также предоставлять на безвозмездной основе
транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
2. Организации, в уставном капитале которых доля (вклад)
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или)
муниципальных образований превышает 30 процентов на день
официального опубликования (публикации) решения о назначении
выборов, официального опубликования решения о назначении
референдума, их должностные лица обязаны оказывать территориальным
избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в
частности, предоставлять транспортные средства, средства связи,
техническое оборудование, помещения.
(п. 2 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
3. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие
теле- и(или) радиовещание, и(или) редакции государственных и
муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять
территориальным избирательным комиссиям бесплатное эфирное время
для информирования в установленном законом порядке избирателей,
участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для
опубликования их решений и актов, размещения иной печатной
информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и
редакций периодических печатных изданий, связанные с
предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной
площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и
редакций.
4. Государственные органы, органы местного самоуправления,
общественные объединения, организации всех форм собственности, в
том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание
(далее - организации телерадиовещания), редакции периодических
печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и
организаций обязаны предоставлять территориальным избирательным
комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на
обращения территориальных избирательных комиссий в пятидневный
срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня
голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а
если в день голосования или день, следующий за днем голосования, -
немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются
территориальным избирательным комиссиям бесплатно.
(п. 4 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
Глава III.
ПОЛНОМОЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
И ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
Статья 6.
Территориальная избирательная комиссия:
а) осуществляет на соответствующей территории контроль за
соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации;
б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение
нормативов технологического оборудования (кабины для голосования,
ящики для голосования) для участковых комиссий;
(в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию
мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов,
референдумов, развитием избирательной системы в Российской
Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств
автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной
подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов,
референдумов;
г) осуществляет на соответствующей территории меры по
соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета,
областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и
проведения выборов, референдума, на обеспечение деятельности
территориальной избирательной комиссии, контролирует целевое
использование указанных средств;
е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь
нижестоящим комиссиям;
ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти
Ростовской области и органов местного самоуправления по вопросам,
связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия
(бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным
жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными
законами, Уставом Ростовской области, настоящим Областным законом
и иными областными законами.
Статья 7.
1. Территориальная избирательная комиссия формируется в
следующем количестве в зависимости от числа избирателей,
зарегистрированных на территории, на которую распространяются
полномочия указанной комиссии:
до 50000 избирателей - 5-7 членов территориальной избирательной
комиссии с правом решающего голоса;
свыше 50000 избирателей - 8-9 членов территориальной
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2. Формирование территориальной избирательной комиссии
осуществляется Избирательной комиссией Ростовской области на
основе предложений избирательных объединений, выдвинувших списки
кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в
Законодательном Собрании Ростовской области, в представительном
органе соответствующего муниципального образования, иных
общественных объединений, представительного органа
соответствующего муниципального образования, собраний избирателей
по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной
избирательной комиссии предыдущего состава.
(п. 2 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
3. Избирательная комиссия Ростовской области обязана назначить
не менее одной второй от общего числа членов территориальной
избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе
поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки
кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов,
допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном
Собрании Ростовской области;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов,
допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном
органе соответствующего муниципального образования.
(п. 3 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
4. В пределах одного административно-территориального
образования с большим числом избирателей может формироваться
несколько территориальных избирательных комиссий, при этом решение
об их формировании принимает Избирательная комиссия Ростовской
области по согласованию с Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации. Избирательная комиссия Ростовской области
вправе сформировать одну либо несколько территориальных
избирательных комиссий для руководства деятельностью участковых
комиссий, сформированных на избирательных участках, участках
референдума, образованных на судах, находящихся в плавании в день
голосования.
5. В состав территориальной избирательной комиссии может быть
назначено не более одного представителя от каждой политической
партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного
объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное
общественное объединение не вправе предлагать одновременно
несколько кандидатур для назначения в состав одной территориальной
избирательной комиссии.
(п. 5 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
6. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять
более одной второй от общего числа членов территориальной
избирательной комиссии.
(п. 6 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
7. Избирательная комиссия Ростовской области не ранее чем за 75
дней и не позднее чем за 60 дней до дня истечения срока полномочий
территориальной избирательной комиссии публикует в средствах
массовой информации либо обнародует иным способом сообщение о
предстоящем формировании территориальной избирательной комиссии.
Предложения в новый состав территориальной избирательной комиссии
принимаются Избирательной комиссией Ростовской области в течение
30 дней со дня обнародования указанного в настоящем пункте
сообщения.
8. Избирательная комиссия Ростовской области принимает решение
о формировании нового состава территориальной избирательной
комиссии не позднее 5 дней до дня истечения срока полномочий
предыдущего состава территориальной избирательной комиссии.
9. При назначении в состав территориальной избирательной
комиссии гражданина Российской Федерации Избирательная комиссия
Ростовской области обязана получить его письменное согласие на
вхождение в состав этой территориальной избирательной комиссии.
Статья 8.
По решению Избирательной комиссии Ростовской области, принятому
на основании обращения представительного органа соответствующего
муниципального образования, на территориальную избирательную
комиссию на срок ее полномочий могут возлагаться полномочия
избирательной комиссии этого муниципального образования. Решение
Избирательной комиссии Ростовской области может быть изменено в
порядке, предусмотренном областными законами и Регламентом
Избирательной комиссии Ростовской области. Если на территории
муниципального образования образуется несколько территориальных
избирательных комиссий, полномочия избирательной комиссии
муниципального образования могут быть возложены на одну из них.
(в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
В случае отсутствия представительного органа муниципального
образования полномочия избирательной комиссии муниципального
образования могут возлагаться на территориальную избирательную
комиссию по решению Избирательной комиссии Ростовской области,
принятому на основании обращения главы этого муниципального
образования, а во вновь образованном муниципальном образовании -
по решению Избирательной комиссии Ростовской области.
(введен Областным законом от 28.12.2005 N 449-ЗС)
Глава IV.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 9.
1. Деятельность территориальных избирательных комиссий
осуществляется коллегиально.
2. Территориальная избирательная комиссия собирается на свое
первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после
вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего
голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий территориальной
избирательной комиссии предыдущего созыва. При этом в состав
территориальной избирательной комиссии должно быть назначено не
менее двух третей членов территориальной избирательной комиссии с
правом решающего голоса. Со дня проведения первого заседания
территориальной избирательной комиссии нового состава полномочия
комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий
территориальной избирательной комиссии исчисляется со дня
проведения ее первого заседания.
(п. 2 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
Статья 10.
1. Председатель территориальной избирательной комиссии
назначается на должность из числа ее членов с правом решающего
голоса и освобождается от должности решением Избирательной
комиссии Ростовской области.
2. Заместитель председателя и секретарь территориальной
избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом
заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии с
правом решающего голоса.
Статья 11.
1. Заседания территориальной избирательной комиссии созываются
ее председателем по мере необходимости. Заседание также
обязательно проводится по требованию не менее одной трети от
установленного числа членов территориальной избирательной комиссии
с правом решающего голоса.
2. Член территориальной избирательной комиссии с правом
решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях
территориальной избирательной комиссии.
3. Заседание территориальной избирательной комиссии является
правомочным, если на нем присутствует большинство от
установленного числа членов территориальной избирательной комиссии
с правом решающего голоса.
4. Территориальная избирательная комиссия по требованию любого
ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена
вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование
по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым
территориальной избирательной комиссией на заседании в
соответствии с утвержденной повесткой дня.
5. Решения территориальной избирательной комиссии об избрании
на должность либо об освобождении от должности заместителя
председателя территориальной избирательной комиссии, секретаря
территориальной избирательной комиссии, а также о внесении
предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом
обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, об
отмене решения нижестоящей избирательной комиссии, противоречащего
закону либо принятого с превышением установленной компетенции,
либо нарушающего избирательные права граждан и право граждан на
участие в референдуме, а также решения по иным вопросам,
установленным федеральными законами, принимаются на заседании
территориальной избирательной комиссии большинством голосов от
установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
6. Решения об освобождении от должности заместителя
председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии
принимаются тайным голосованием (за исключением случая
освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание
новых заместителя председателя и секретаря территориальной
избирательной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном
пунктом 2 статьи 10 настоящего Областного закона.
7. Решения территориальной избирательной комиссии по иным
вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих
членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего
голоса.
8. При принятии территориальной избирательной комиссией решения
в случае равного числа голосов членов территориальной
избирательной комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и
"против", голос председателя территориальной избирательной
комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
9. Решения территориальной избирательной комиссии подписываются
председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии
(председательствующим на заседании и секретарем заседания).
10. Члены территориальной избирательной комиссии с правом
решающего голоса, несогласные с решением территориальной
избирательной комиссии, вправе изложить в письменной форме особое
мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее
решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в
соответствии с законом указанное решение территориальной
избирательной комиссии подлежит опубликованию (обнародованию),
особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же
порядке, что и решение территориальной избирательной комиссии.
(п. 10 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
Статья 12.
В случаях и порядке, установленных законом, при территориальных
избирательных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы.
Глава V.
СТАТУС ЧЛЕНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Статья 13.
1. Членами территориальных избирательных комиссий с правом
решающего голоса не могут быть:
а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда,
вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно
дееспособными;
в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
г) депутаты законодательных (представительных) органов
государственной власти, органов местного самоуправления;
д) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица
субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации),
главы местных администраций;
(в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
е) судьи, прокуроры;
ж) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные
представители и доверенные лица, уполномоченные представители и
доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;
(в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
з) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные
представители инициативных групп по проведению референдума;
и) на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с
правом совещательного голоса;
к) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники
кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у
кандидатов;
м) лица, выведенные из состава избирательных комиссий по
решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов
территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса в
результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в
отношении которых судом было установлено отсутствие вины за
допущенные территориальной избирательной комиссией нарушения), - в
течение пяти лет со дня вступления в законную силу
соответствующего решения суда;
(в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также
лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию
за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в
течение одного года со дня вступления в законную силу решения
(постановления) суда о назначении административного наказания.
(в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
2. Положения подпунктов "ж", "к" и "л" пункта 1 настоящей
статьи не распространяются на членов территориальных избирательных
комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по
другому избирательному округу.
3. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на
одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной
комиссии с правом решающего голоса.
4. Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса
истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав
которой они входят.
Статья 14.
1. Член территориальной избирательной комиссии с правом
решающего голоса освобождается от обязанностей члена
территориальной избирательной комиссии до истечения срока своих
полномочий по решению Избирательной комиссии Ростовской области в
случае:
а) подачи членом территориальной избирательной комиссии
заявления в письменной форме о сложении своих полномочий.
Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за
десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день
установления итогов голосования, определения результатов выборов,
референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с
вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким
расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;
(в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи
13 настоящего Областного закона, за исключением случаев,
предусмотренных подпунктами "а", "б" и "н" пункта 1 статьи 13
настоящего Областного закона.
2. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с
правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
а) утраты членом территориальной избирательной комиссии
гражданства Российской Федерации;
б) вступления в законную силу в отношении члена территориальной
избирательной комиссии обвинительного приговора суда либо решения
(постановления) суда о назначении административного наказания за
нарушение законодательства о выборах и референдумах;
в) признания члена территориальной избирательной комиссии
решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным,
ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
г) смерти члена территориальной избирательной комиссии;
д) признания члена территориальной избирательной комиссии
решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления
этой территориальной избирательной комиссии систематически не
выполняющим свои обязанности;
е) вступления в законную силу решения суда о расформировании
территориальной избирательной комиссии в соответствии со статьей
21 настоящего Областного закона.
(введен Областным законом от 28.12.2005 N 449-ЗС)
3. Утратил силу. - Областной закон от 28.12.2005 N 449-ЗС.
4. Если Избирательная комиссия Ростовской области не примет
решение о досрочном прекращении полномочий члена территориальной
избирательной комиссии в течение одного месяца, а в период
избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до
окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня
поступления в Избирательную комиссию Ростовской области заявления
члена территориальной избирательной комиссии в письменной форме о
сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не
позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении
полномочий этого члена территориальной избирательной комиссии
принимается территориальной избирательной комиссией, в состав
которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного
срока.
5. Избирательная комиссия Ростовской области обязана назначить
нового члена территориальной избирательной комиссии вместо
выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей
статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной
кампании, период со дня назначения референдума и до окончания
кампании референдума - не позднее чем через десять дней со дня его
выбытия в соответствии с требованиями, установленными Федеральным
законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим
Областным законом. В случае невыполнения данного требования новый
член территориальной избирательной комиссии назначается в
соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации".
Статья 15.
Члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего
голоса может производиться дополнительная оплата труда
(вознаграждение) за работу в территориальной избирательной
комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За
членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего
голоса, освобожденным на основании представления территориальной
избирательной комиссии от основной работы на период подготовки и
проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы
(должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение
которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок
выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения)
устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы,
референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на
проведение этих выборов, референдума.
Статья 16.
1. Член территориальной избирательной комиссии с правом
решающего голоса не может быть привлечен к уголовной
ответственности, подвергнут административным наказаниям,
налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Ростовской
области.
2. Член территориальной избирательной комиссии с правом
решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член
комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной
кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по
инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую
работу.
Статья 17.
1. Председатель территориальной избирательной комиссии:
а) представляет территориальную избирательную комиссию во
взаимоотношениях с органами государственной власти, органами
местного самоуправления, организациями, общественными
объединениями и гражданами;
б) созывает заседания территориальной избирательной комиссии и
председательствует на них;
в) распределяет обязанности между членами территориальной
избирательной комиссии для организации работы по исполнению ее
решений, дает отдельные поручения членам территориальной
избирательной комиссии с правом решающего голоса;
г) приглашает для участия в заседаниях территориальной
избирательной комиссии граждан, должностных лиц, представителей
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций, общественных объединений;
д) представляет территориальную избирательную комиссию в судах,
выдает доверенности на представление интересов территориальной
избирательной комиссии в судах другим лицам;
е) является распорядителем финансов;
ж) осуществляет контроль за реализацией решений территориальной
избирательной комиссии;
з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и
областным законодательством.
2. Председатель территориальной избирательной комиссии по
вопросам, отнесенным к его ведению, издает распоряжения.
3. Заместитель председателя территориальной избирательной
комиссии оказывает содействие председателю в осуществлении
возложенных на него полномочий, выполняет поручения председателя,
а в отсутствие председателя выполняет по его поручению функции
председателя территориальной избирательной комиссии.
4. Секретарь территориальной избирательной комиссии
осуществляет организационно-техническое и документационное
обеспечение заседаний территориальной избирательной комиссии,
оформляет принятые решения, протоколы заседаний территориальной
избирательной комиссии и другие акты территориальной избирательной
комиссии, организует ведение делопроизводства, обеспечивает
сохранность документов территориальной избирательной комиссии и
передачу их в архив, выполняет другие поручения председателя
территориальной избирательной комиссии.
Статья 18.
1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" кандидат, избирательное объединение,
выдвинувшее список кандидатов, вправе назначить в территориальную
избирательную комиссию по одному члену территориальной
избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Если территориальная избирательная комиссия действует в
качестве комиссии референдума, инициативная группа по проведению
референдума, а также избирательные объединения, списки кандидатов
которых были допущены к распределению депутатских мандатов в
Законодательном Собрании Ростовской области, представительном
органе муниципального образования соответственно уровню
референдума или в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации, после официального опубликования решения о
назначении референдума вправе в соответствии с Федеральным законом
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" назначить в
территориальную избирательную комиссию по одному члену
территориальной избирательной комиссии с правом совещательного
голоса.
(п. 1 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
1.1. Членами территориальной избирательной комиссии с правом
совещательного голоса не могут быть назначены лица, указанные в
подпунктах "а", "в"-"е" пункта 1 статьи 13 настоящего Областного
закона, граждане Российской Федерации, признанные решением суда,
вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники
аппаратов территориальных избирательных комиссий, доверенные лица
кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие
командные должности в воинских частях, военных организациях и
учреждениях.
(п. 1.1 введен Областным законом от 28.12.2005 N 449-ЗС)
2. Срок полномочий членов территориальной избирательной
комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами,
которые были избраны, или избирательными объединениями, списки
кандидатов которых были допущены к распределению депутатских
мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов,
списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту
же должность. Полномочия остальных членов территориальной
избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются
в день окончания соответствующей избирательной кампании. Если
кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению - в
регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка
кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов
территориальной избирательной комиссии с правом совещательного
голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением,
выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов,
прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее
аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации
обжаловано в суд - со дня вступления в силу решения суда о
законности отказа в регистрации. Полномочия членов территориальной
избирательной комиссии, назначенных в соответствии с абзацем
вторым пункта 1 настоящей статьи, прекращаются одновременно с
прекращением полномочий этой комиссии.
(п. 2 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
3. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с
правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица
или органа, назначивших данного члена территориальной
избирательной комиссии, и переданы другому лицу.
4. За кандидатами, которые были избраны, а также за
избирательными объединениями, списки кандидатов которых были
допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока
полномочий депутата, должностного лица сохраняется право
назначения членов территориальных избирательных комиссий с правом
совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
(п. 4 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
Статья 19.
1. Член территориальной избирательной комиссии с правом
совещательного голоса обладает равными правами с членом данной
территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса
по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за
исключением права:
а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные
удостоверения;
б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах
выборов, референдума;
г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу,
отнесенному к компетенции территориальной избирательной комиссии,
и подписывать решения территориальной избирательной комиссии;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях.
(введен Областным законом от 28.12.2005 N 449-ЗС)
Положения настоящего пункта не могут служить основанием для
отказа члену территориальной избирательной комиссии с правом
совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в
настоящем пункте действий.
2. Член территориальной избирательной комиссии с правом
решающего голоса и член данной территориальной избирательной
комиссии с правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещаются о заседаниях территориальной
избирательной комиссии;
б) вправе выступать на заседании территориальной избирательной
комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к
компетенции территориальной избирательной комиссии, и требовать
проведения по данным вопросам голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания территориальной
избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и
получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе
со списками избирателей, участников референдума, с подписными
листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных
объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами,
референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на
машиночитаемых носителях, соответствующей территориальной и
нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих
документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных
удостоверений, списков избирателей, участников референдума,
подписных листов, иных документов и материалов, содержащих
конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке,
установленном федеральным законом), требовать заверения указанных
копий;
(в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам
избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в
голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам,
избирательным объединениям, вариантам ответов на вопрос
референдума;
(в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
е) вправе обжаловать действия (бездействие) территориальной
избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную
комиссию или в суд.
3. Член территориальной избирательной комиссии с правом
совещательного голоса в период, на который распространяются его
полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами,
связанными с подготовкой и проведением всех выборов и
референдумов, в проведении которых принимает участие данная
территориальная избирательная комиссия.
Глава VI.
ГЛАСНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ
Статья 20.
1. На всех заседаниях территориальной избирательной комиссии, а
также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и
осуществлении территориальной избирательной комиссией работы со
списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями,
открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования
вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и
работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо
вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо,
уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного
объединения, список кандидатов которого зарегистрирован
вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного
списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы
по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях
территориальной избирательной комиссии и при осуществлении ею
работы с указанными избирательными документами, документами,
связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным
лицам не требуется дополнительное разрешение. Территориальная
избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность
свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение,
в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников
референдума, осуществляется работа с указанными избирательными
документами, документами, связанными с подготовкой и проведением
референдума.
(п. 1 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
2. На всех заседаниях территориальной избирательной комиссии и
при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при
подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе
присутствовать представители средств массовой информации.
3. При проведении досрочного голосования, установлении итогов
голосования, определении результатов выборов, составлении
соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах
выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей,
участников референдума в территориальной избирательной комиссии в
соответствии с федеральными и областными законами могут
присутствовать наблюдатели, иностранные (международные)
наблюдатели.
4. Решения территориальной избирательной комиссии,
непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов,
референдума, публикуются в государственных или муниципальных
периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения
избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются
в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые
установлены соответствующими федеральными и областными законами.
Глава VII.
РАСФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
Статья 21.
Территориальная избирательная комиссия может быть
расформирована судом в соответствии с Федеральным законом "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской федерации" в случаях:
а) нарушения территориальной избирательной комиссией
избирательных прав граждан, права граждан на участие в
референдуме, повлекшего за собой признание Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации, Избирательной
комиссией Ростовской области в порядке, установленном
соответствующим федеральным или областным законом (в том числе на
основании решения суда), недействительными итогов голосования на
соответствующей территории либо результатов выборов, референдума;
б) неисполнения территориальной избирательной комиссией решения
суда или вышестоящей избирательной комиссии, решений Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной
комиссии Ростовской области, принятых в соответствии с пунктом 7
статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации".
в) невыполнения территориальной избирательной комиссией
обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение
выборов временной избирательной комиссией в порядке, установленном
пунктом 9 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации.
(введен Областным законом от 28.12.2005 N 449-ЗС)
Статья 22.
1. С заявлением в суд о расформировании территориальной
избирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов
Законодательного Собрания Ростовской области численностью не менее
одной трети от установленного числа депутатов Законодательного
Собрания Ростовской области, либо группа депутатов
представительного органа соответствующего муниципального района,
городского округа численностью не менее одной трети от
установленного числа депутатов этого органа, либо Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации, либо Избирательная
комиссия Ростовской области.
(п. 1 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
2. Заявление в суд о расформировании территориальной
избирательной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней
до дня голосования либо после окончания избирательной кампании,
кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня
появления оснований для расформирования территориальной
избирательной комиссии.
Статья 23.
1. В случае принятия судом решения о расформировании
территориальной избирательной комиссии территориальная
избирательная комиссия формируется в новом составе в порядке,
установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации".
2. Расформирование территориальной избирательной комиссии не
влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей
территориальной избирательной комиссии с правом совещательного
голоса.
Глава VIII.
ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И ИХ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, НАРУШАЮЩИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ
ПРАВА И ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 24.
1. Решения и действия (бездействие) территориальных
избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие
избирательные права граждан и право граждан на участие в
референдуме, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую
избирательную комиссию либо в суд в порядке, установленном
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Решения суда, а также решения вышестоящей избирательной
комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для
исполнения соответствующей территориальной избирательной
комиссией.
Глава IX.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 25.
За нарушение избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации члены территориальных
избирательных комиссий несут уголовную, административную либо иную
ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Глава X.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26.
1. Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. Подпункты "б" и "в" пункта 3 статьи 7 настоящего Областного
закона вступают в силу после проведения первых после вступления в
силу настоящего Областного закона выборов депутатов
Законодательного Собрания Ростовской области, депутатов
представительного органа муниципального образования, в результате
которых депутатские мандаты соответственно в Законодательном
Собрании Ростовской области, в представительном органе
муниципального образования соответствующего муниципального
образования будут распределены в том числе между списками
кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями.
(п. 2 в ред. Областного закона от 28.12.2005 N 449-ЗС)
Глава Администрации
(Губернатор)
Ростовской области
В.ЧУБ
г. Ростов-на-Дону
25 октября 2002 года
N 276-ЗС
|