ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА
РЕШЕНИЕ
от 25 сентября 2002 г. N 212
О ПРОЕКТЕ ПОЛОЖЕНИЯ "О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА"
В целях упорядочения торговой деятельности на территории
города, совершенствования и развития предприятий торговли,
общественного питания и бытового обслуживания, руководствуясь
Федеральным законом от 28.08.95 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" и
Уставом города, городская Дума решила:
1. Утвердить Положение "О торговой деятельности на территории
г. Новочеркасска" с учетом замечаний и предложений депутатов
(Положение "О торговой деятельности на территории
г. Новочеркасска"с приложениями 1, 2, 3 прилагается).
2. Рекомендовать Главе администрации (Мэру) привести в
соответствие нормативные акты, регламентирующие торговую
деятельность на территории г. Новочеркасска.
3. Контроль исполнения данного решения возложить на ПК "По
вопросам жизнедеятельности города, жилищно-коммунального
хозяйства, благоустройства города, торговли и бытового
обслуживания населения" (председатель ПК Емяшев В.И.).
Мэр города
А.П.ВОЛКОВ
Глава городской Думы
В.И.ЗОЛОТОРЕНКО
Приложение
к решению
городской Думы
от 25.09.2002 N 212
ПОЛОЖЕНИЕ
"О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ Г. НОВОЧЕРКАССКА"
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с ч. 1 ст. 130
Конституции Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской
Федерации, с п. 21 ст. 6 главы 1 Федерального закона от 28.08.1995
N 154-ФЗ (ред. от 21.03.2002) "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации, Законом Российской
Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 30.12.2001, с изм. и
доп. с 01.07.2002) "О защите прав потребителей", с абзацем 21 п. 1
ст. 10 раздела 2 Устава города Новочеркасска и другими
нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Отдельные нормы регулирования деятельности в сфере торговли на
территории города, не противоречащие федеральному и региональному
законодательству, могут приниматься решениями органов местного
самоуправления.
1.1. Целью Положения является регулирование деятельности в
сфере торговли и создание условий для обеспечения населения
услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
1.2. Основными направлениями в организации деятельности в
сфере торговли в городе являются:
- усовершенствование предприятий потребительского рынка, их
рациональное размещение на территории города;
- развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
- создание эффективных мер по защите прав потребителей;
- поддержка социально значимых видов торговой деятельности и
отечественных товаропроизводителей.
1.3. Основные термины и определения.
1.3.1. Ассортиментный минимум - утвержденный исполнительным и
представительным органами местного самоуправления перечень
социально значимых товаров первой необходимости, которые должны
быть в наличии в обязательном порядке.
1.3.2. Нестационарный торговый объект - функционирующий на
принципах развозной и разносной торговли (палатка, лоток,
автофургон, автоцистерна и т.д.).
1.3.3. Нестационарная торговая сеть - торговая сеть,
функционирующая на принципах разносной и развозной торговли.
1.3.4. Общественное питание - совокупность предприятий
различных организационно-правовых форм и граждан-производителей,
занимающихся производством, реализацией и организацией потребления
кулинарной продукции.
1.3.5. Оптовая торговля - торговля товарами с последующей их
перепродажей или профессиональным использованием.
1.3.6. Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг
покупателям для личного, семейного, домашнего использования.
1.3.7. Стационарная торговая сеть - торговая сеть,
расположенная в специально оборудованных и предназначенных для
ведения торговли зданиях и строениях.
1.3.8. Стационарный торговый объект - объект, расположенный
в специально оборудованном и предназначенном для ведения торговли
здании или строении (магазин, павильон, киоск, столовая и т.д.).
1.3.9. Субъект торговли - юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в
установленном порядке.
1.3.10. Торговая политика - совокупность организационных,
правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых
органами местного самоуправления совместно с общественными
организациями и предпринимателями.
1.3.11. Торговая сеть - совокупность торговых предприятий,
расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под
общим управлением.
1.3.12. Торговля - вид предпринимательской деятельности,
связанной с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
1.3.13. Торговый объект (торговое предприятие) - имущественный
комплекс для осуществления торговой деятельности.
1.4. Организацию торговли в городе возглавляет Управление
торговли и бытового обслуживания администрации города
Новочеркасска.
1.5. Предметом регулирования торговой деятельности являются:
- развитие и совершенствование нормативно-правового
обеспечения деятельности в сфере торговли;
- лицензирование отдельных видов торговой деятельности;
- сертификация услуг розничной торговли и общественного
питания;
- определение потребности на основные продовольственные и
социально значимые товары;
- утверждение для торговых предприятий ассортиментного
минимума продовольственных и непродовольственных товаров первой
необходимости и контроль его выполнения;
- организация городских оптово-розничных ярмарок;
- принятие мер по гарантированному обеспечению продуктами
питания детских, лечебных, дошкольных и школьных учреждений;
- координация деятельности малых предприятий и объектов,
производящих товары народного потребления, оказание помощи в
реализации готовой продукции торговым предприятиям города;
- определение типа предприятия и объекта розничной торговли и
общественного питания с указанием основного ассортимента
реализуемых товаров;
- определение перечня товаров и услуг, необходимых для
удовлетворения потребностей определенной категории населения, и
мер поддержки социально значимых видов деятельности в сфере
торговли;
- сбор информации о субъектах торговли, общественного питания
и бытового обслуживания на территории города и представление ее
администрации города, Департаменту потребительского рынка товаров
администрации Ростовской области, согласно утвержденным формам
отчетности;
- информирование через городские средства массовой информации,
на семинарах, совещаниях, личных приемах руководителей торговли о
принятии новых нормативно-правовых актов в сфере торговли;
- организация подготовки и переподготовки кадров сферы
торговли;
- оформление свидетельств о регистрации и временных патентов;
- координация работы рынков города;
- контроль за соблюдением требований законодательства в сфере
торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
1.6. Правила торговой деятельности определяются нормативными
правовыми актами Российской Федерации, Ростовской области и
г. Новочеркасска и являются обязательными для всех хозяйствующих
субъектов.
1.7. Управление торговли и бытового обслуживания администрации
города ведет регистрацию субъектов торговой деятельности и
торговых объектов города. Информация о субъектах торговой
деятельности и торговых объектах (дислокация), расположенных на
территории города направляется в Администрацию города, городскую
Думу, Департамент потребительского рынка товаров и услуг
администрации Ростовской области, другим контролирующим службам.
Документом, подтверждающим наличие всей необходимой документации
для открытия и функционирования торгового объекта, является:
- для предприятий и объектов торговой сети, предприятий
общественного питания и бытового обслуживания - свидетельство о
регистрации (приложение 1);
- для предприятий и объектов нестационарной торговли -
временный патент (приложение 2).
1.8. Субъекты торговли, использующие земельные участки по
договорам аренды под объекты и предприятия торговой деятельности,
обязаны соблюдать условия целевого использования участка и
обеспечивать за свой счет их содержание в соответствии с
санитарными, противопожарными и иными нормами.
1.9. Трудовые отношения работников в сфере торговой
деятельности регулируются действующим трудовым законодательством
Российской Федерации.
1.10. В целях социальной защиты некоторым категориям населения
города предоставляются преимущества и льготы на отдельные виды
торгового обслуживания, предоставление которых предусматривается
нормативными актами Российской Федерации.
1.11. Субъекты сферы торговой деятельности обязаны принимать и
рассматривать устные и письменные обращения граждан, решения по
которым принимаются в сроки, определенные Законом РФ "О защите
прав потребителей" и иными нормативно-правовыми актами.
2. Особенности организации торговли в
стационарных торговых объектах
2.1. Основанием осуществления торговой деятельности является
свидетельство о регистрации, выдаваемое Управлением торговли и
бытового обслуживания на один год с последующим продлением срока
его действия.
2.2. Для получения свидетельства о регистрации субъект
торговли представляет в Управление торговли и бытового
обслуживания:
- заявление о регистрации торгового предприятия;
- оригиналы и ксерокопии или нотариально заверенные копии
учредительных документов и свидетельства о государственной
регистрации юридического лица;
- оригинал и копию свидетельства о государственной регистрации
физического лица в качестве индивидуального предпринимателя,
заверенную нотариусом;
- положительные заключения специальных уполномоченных
государственных органов о соответствии торговых и складских
помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим и пожарным нормам
и требованиям;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
юридического лица, образованного в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, по месту нахождения;
- документы, характеризующие сооружение, в котором открывается
торговый объект: а) технический паспорт на помещение с
выкопировкой (поэтажным планом) и экспликацией (копия); б)
свидетельство о государственной регистрации права собственности
(аренды) (копия);
- договор аренды земли либо свидетельство на право
собственности (копия);
- справку о наличии на объекте контрольно-кассовых машин;
- копию свидетельства об уплате налога;
- для лицензируемых видов деятельности: копию лицензии, а если
она не заверена нотариусом - с предъявлением оригинала;
- для временных объектов, расположенных на землях общего
пользования: разрешение на право эксплуатации помещения из
Управления архитектуры и градостроительства администрации города.
2.3. Основной задачей предприятий и объектов торговли является
розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте,
соответствующем его товарному профилю, а также другими товарами
при наличии условий для их реализации, обеспечение высокой
культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени
на совершение покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение
прав и интересов покупателей в соответствии с Законами Российской
Федерации "О защите прав потребителей" и "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2.4. Товарный профиль предприятий устанавливается, исходя из
большей занимаемой площади соответствующей группы товаров (более
51%). Товарный профиль и специализация предприятий торговли
определяются его собственником.
2.5. Каждое предприятие должно иметь свидетельство о
регистрации, выдаваемое Управлением торговли и бытового
обслуживания администрации города, а в случае торговли товарами,
облагаемыми в соответствии с законодательством акцизами, -
лицензию.
2.6. На входной двери предприятия или объекта торговли
помещается табличка или делается трафаретная надпись с информацией
о режиме работы, юридическом адресе (местонахождении) его
собственника. В течение всего рабочего времени двери торгового
предприятия должны быть открыты для свободного доступа покупателей
в торговый зал.
2.7. Торговое предприятие должно соблюдать архитектурные нормы
и требования к рекламно-художественному оформлению, освещению
витрин (особенно в ночное время), содержанию фасадов торгового
предприятия.
2.8. Помещения предприятия торговли, прилегающая к ним
территория (не мене 5 м), находящиеся в его ведении палатки,
киоски и другая мелкорозничная сеть, витрины, оборудование и
торговый инвентарь, а также работа предприятия должны отвечать
правилам техники безопасности, действующим санитарным,
противопожарным и другим требованиям, установленным для
предприятий соответствующего профиля (типа). За нарушение этих
требований руководитель несет персональную ответственность.
Субъекты торговой деятельности могут осуществлять торговлю в
нестационарном торговом объекте на прилегающей территории при
наличии временного патента.
2.9. Режим работы муниципального предприятия торговли
устанавливается по согласованию с Управлением торговли и бытового
обслуживания администрации. Любые изменения режима работы
торгового предприятия должны согласовываться с Управлением
торговли и бытового обслуживания администрации.
2.10. Режим работы предприятий других форм собственности
устанавливается собственником с обязательным уведомлением
Управления торговли и бытового обслуживания администрации. При
внесении изменений в режим работы собственник обязан за 3 дня до
изменения сообщить об этом в Управление торговли и бытового
обслуживания администрации.
2.11. При закрытии предприятия или объекта торговли на
обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают
работу в точном соответствии с установленными часами работы
торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые
или товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях торговли самообслуживания при закрытии их на
обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все
покупатели, находящиеся в торговом зале.
Закрытие предприятий торговли на санитарный день, плановый
ремонт, переоборудование и т.п. согласовывается с Управлением
торговли и бытового обслуживания администрации, о чем покупатели
извещаются не позднее, чем за 5 дней до его закрытия специальным
объявлением, в котором также указывается адрес ближайшего
предприятия, торгующего аналогичным товаром.
2.12. Средства измерения в соответствии с установленными
требованиями и в установленном порядке должны подвергаться
обязательной поверке органами Государственной метрологической
службы.
Положительные результаты поверки средств измерения
удостоверяются соответствующим клеймом и свидетельством о поверке
на каждый прибор. Документы находятся у администрации магазина и
предъявляются по первому требованию покупателей, а также лиц,
уполномоченных для поверки.
2.13. В предприятиях торговли должна быть представлена
информация для покупателей в соответствии с Законом "О защите прав
потребителей", а также - о внеочередном обслуживании отдельных
категорий граждан.
В предприятиях и объектах торговли всех форм собственности на
доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и
предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная печатью и
подписью руководителя Управления торговли администрации города.
Работники предприятия торговли не должны чинить каких-либо
препятствий покупателям, желающим сделать запись в книге, для чего
им создаются необходимые условия.
3. Особенности организации торговли в
нестационарных объектах торговли
3.1. Перед началом осуществления торговой деятельности
субъектам торговли необходимо получить разрешение в соответствии с
Постановлением Мэра города на установку объекта в виде малой
архитектурной формы (павильон, ларек, киоск).
3.2. Основанием для осуществления торговой деятельности
является свидетельство о регистрации, выданное Управлением
торговли и бытового обслуживания администрации города на один год
с последующим продлением срока его действия в порядке,
определенном разделом 2 настоящего Положения, при наличии
разрешения на эксплуатацию торгового объекта.
3.3. Малые архитектурные формы объектов торговли являются
временным сооружением и при необходимости могут быть перенесены по
инициативе главного архитектора города по решению постоянно
действующей комиссии по торговле, общественному питанию и бытовому
обслуживанию администрации города.
3.4. Самовольно установленные малые архитектурные формы
объектов торговли подлежат демонтажу на основании решения суда.
4. Особенности организации деятельности нестационарных
мелкорозничных объектов торговли социальной
направленности
4.1. Торговля может осуществляться во временных торговых
объектах, расположенных в специально отведенных местах. Места для
торговли определяет постоянно действующая комиссия по торговле,
общественному питанию и бытовому обслуживанию администрации
города.
4.2. Субъекты торговой деятельности могут осуществлять
торговлю при наличии временного патента, выданного Управлением
торговли и бытового обслуживания, или квитанции, подтверждающей
оплату за арендованную муниципальную территорию.
4.3. Для получения временного патента субъект торговли
представляет в Управление торговли и бытового обслуживания:
- заявление на осуществление вида деятельности на не
ограждаемой территории или рынках города;
- оригинал и ксерокопии или нотариально заверенные копии
учредительных документов и свидетельства о государственной
регистрации юридического лица;
- оригинал и копию свидетельства о государственной регистрации
гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, заверенную
нотариусом;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- копию свидетельства об уплате налога;
- положительное заключение санитарно-эпидемиологической службы
на осуществление заявленного вида деятельности.
4.4. Организация торгового места (лотки, столы, временные
прилавки, палатки), соблюдение санитарных норм и правил
возлагается на лиц, обладающих временным патентом, выданным
Управлением торговли и бытового обслуживания.
5. Особенности организации деятельности в сфере
торговли на территории рынков и мини-рынков города
5.1. Рынок города является торгово-посредническим предприятием
и территорией для ведения на основе договоров купли-продажи торгов
сельскохозяйственной продукцией, потребительскими и социально
значимыми товарами и оказания услуг населению.
5.2. По специализации рынки делятся на:
- продовольственные - для реализации продовольственных товаров
и сельскохозяйственной продукции;
- вещевые - для реализации непродовольственных товаров;
- универсальные - для реализации продовольственных товаров,
сельскохозяйственной продукции и непродовольственных товаров;
- специализированные - для реализации отдельных групп товаров.
5.3. На территории города могут действовать только рынки,
созданные по решению городской Думы на основании Постановления
Главы администрации (Мэра) города о выделении земельного участка
для организации рынка и решения конкурсной комиссии о
строительстве, размещении и эксплуатации рынка. Порядок оформления
документов на открытие рынков и приемки их в эксплуатацию
регулируется законодательством РФ, нормативно-правовыми актами
Ростовской области и г. Новочеркасска.
5.4. При организации рынка и его работе должны соблюдаться
требования норм в области архитектуры, пожарной безопасности,
действующих санитарных и ветеринарных норм, техники безопасности,
рекламно-художественного оформления, освещения.
5.5. Работой рынка руководит его владелец и/или назначаемая им
администрация. Все отношения покупателей с продавцами товаров и
исполнителями услуг строятся на договорной основе.
5.6. Все виды деятельности в сфере торговли и услуг
осуществляются с обязательным выполнением требований Закона РФ "О
защите прав потребителей", соответствующих правил торговли и
услуг, утверждаемых Правительством РФ и настоящим Положением,
действие которых распространяется на предприятия и объекты
торговли, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности.
Торговля на территории рынка может осуществляться во временных
торговых объектах - стационарных и нестационарных.
5.7. Расчеты между продавцом и покупателем производятся в
соответствии с требованиями действующего законодательства и
нормативно-правовых актов. Факт покупки подтверждается выдачей
кассового или товарного чека (для товаров, имеющих гарантию)
(приложение 3).
5.8. Работа рынка осуществляется на основании Положения о
рынке, разрабатываемого владельцем рынка и согласованного с
Управлением торговли и бытового обслуживания.
Положение о рынке должно содержать следующие сведения:
- наименование и специализация рынка;
- режим работы;
- перечень товаров, разрешенных к реализации на данном рынке;
- перечень услуг, предоставляемых дирекцией рынка (разруб
мяса; прокат весов, гирь, спецодежды; взвешивание на товарных
весах; хранение товара в холодильнике; перевозка товаров и
продавцов; бронирование мест в гостинице; охрана товаров,
привезенных на рынок для реализации; контроль продуктов питания и
непродовольственных товаров), порядок утверждения размера сборов и
тарифов за предоставление услуг;
- перечень товаров и услуг, запрещенных для реализации на
территории рынка, определяемый центром Госсанэпиднадзора,
ветеринарной службой города и другими органами в соответствии с
законодательством РФ;
- права и обязанности, ответственность руководства рынка.
5.9. При входе на рынок должна быть расположена вывеска с
указанием наименования и специализации рынка, режима его работы,
фамилии, имени, отчества владельца и юридического адреса рынка.
В доступном для обозрения месте продавцам товаров,
исполнителям услуг и потребителям должна быть предоставлена
следующая информация:
- Закон РФ "О защите прав потребителей";
- Положение о рынке;
- перечень услуг, предоставляемых дирекцией рынка;
- размеры сборов и тарифов за предоставление услуг;
- схема размещения зон, объектов торговли и обслуживания:
администрации, лабораторий, контрольных весов, туалета и других
объектов;
- сведения об адресе и телефоне Управления торговли и бытового
обслуживания, органов по защите прав потребителей и других
контролирующих органов.
5.10. Режим работы муниципального рынка устанавливается по
решению Управления торговли и бытового обслуживания администрации
города. Режим работы рынка, основанного на иных формах
собственности, устанавливается дирекцией по согласованию с
Управлением торговли и бытового обслуживания администрации города.
Управление торговли и бытового обслуживания может с согласия
администрации рынка вносить изменение в режим работы для
организации торговли в предпраздничные и праздничные дни, дни
проведения городских мероприятий.
5.11. Размещение рабочих мест должно обеспечивать удобство
работы продавцов и свободный доступ покупателей к товарам.
Торговые ряды (места) должны быть сгруппированы по видам товаров.
5.12. Размер сборов и тарифов за услуги определяется
руководством рынка, согласовывается с инспекцией по контролю цен и
Управлением торговли и бытового обслуживания.
5.13. Оплата услуг, оказываемых рынком юридическим и
физическим лицам, занимающимся индивидуальной трудовой
деятельностью, осуществляется через кассу с выдачей чека или
квитанции. Передача квитанций и чеков третьим лицам запрещена.
При несоблюдении настоящего Положения и Положения о рынке
администрация города, согласно действующему законодательству,
вправе приостановить деятельность рынка на время устранения
недостатков.
6. Контроль за осуществлением деятельности
в сфере торговли
6.1. Контроль за деятельностью в сфере торговли на территории
города осуществляют:
- органы и службы, имеющие на это право, в соответствии с
законодательством Российской Федерации, в пределах их компетенции.
К проверкам соблюдения требований настоящего Положения могут
привлекаться специалисты, а также представители общественных
организаций по защите прав потребителей:
- общественная организация по защите прав потребителей в
пределах предоставленных действующим законодательством РФ
полномочий.
Координацию деятельности контролирующих органов в сфере
торговли осуществляет Управление торговли и бытового обслуживания
администрации города.
6.2. Работники контролирующих органов проводят проверки
предприятий и объектов торговли по предъявлению служебного
удостоверения, а для внештатных сотрудников - надлежаще
оформленных документов (скрепленных подписью ответственного лица и
печатью организации) с указанием срока полномочий на право
проверки предприятия.
6.3. В торговом предприятии и на объекте торговли ведутся
санитарный и контрольный журналы, в которые проверяющим вносится
запись о результатах проверки. Журнал прошнуровывается и
скрепляется печатью Управления торговли и бытового обслуживания
администрации города.
6.4. Администрация предприятия и объекта торговли обязана
оказывать содействие проверяющим лицам в проведении проверки и
принимать меры к устранению недостатков и нарушений. О принятых
мерах администрация объекта торговли делает отметку в контрольном
журнале.
6.5. За невыполнение и нарушение требований настоящего
Положения, действующего законодательства, регламентирующего
торговую деятельность, контролирующие органы вправе (в пределах
своей компетенции) применить к работникам предприятия торговли
меры воздействия.
6.6. В случаях выявления нарушений в сфере торговой
деятельности к нарушителям применяются меры ответственности,
предусмотренные действующим законодательством РФ.
6.7. При неоднократных нарушениях требований законодательных и
других нормативно-правовых актов деятельность торговых предприятий
и объектов может быть приостановлена компетентными органами на
основании актов контролирующих органов в соответствии с
действующим законодательством.
Глава городской Думы
В.И.ЗОЛОТОРЕНКО
|