ГОРОДСКАЯ ДУМА Г. ТАГАНРОГА
РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2002 г. N 327
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В Г. ТАГАНРОГЕ НА 2002 ГОД"
В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания
условий для повышения эффективности использования земли,
увеличения инвестиционного производственного потенциала земельных
ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю,
формирования эффективного механизма регулирования земельных
отношений и государственного управления земельными ресурсами, во
исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
26 июня 1999 г. N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие
земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы",
решения Законодательного Собрания Ростовской области от 14 декабря
2000 года "Об областной целевой программе "Развитие земельной
реформы в Ростовской области на 2000-2002 годы", городская Дума
решила:
1. Утвердить городскую целевую программу "Развитие земельной
реформы в г. Таганроге на 2002 год" (приложение 1).
2. Реализацию Программы осуществлять в пределах средств,
выделенных в бюджете г. Таганрога на 2002 г.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального
опубликования в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
заместителя главы администрации города Пиценко А.И.
Глава городского
самоуправления
С.ШИЛО
Председатель
городской Думы
Ю.СТЕФАНОВ
Рассылка:
- администрация города
- комзем
- КУИ
Приложение 1
к решению
городской Думы
от 25.05.2002 N 327
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В Г. ТАГАНРОГЕ НА 2002 ГОД"
ПАСПОРТ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В Г. ТАГАНРОГЕ В 2002 ГОДУ"
Наименование Программы - городская целевая Программа
"Развитие земельной реформы в
г. Таганроге на 2002 год"
Дата принятия решения о - Поручение Главы городского
разработке Программы самоуправления г. Таганрога
Шило С.И. от 23.01.01 г.
Государственный заказчик - Комитет по земельным ресурсам
Программы и землеустройству г. Таганрога
Разработчик Программы - Комитет по земельным ресурсам
и землеустройству г. Таганрога
Цели и задачи Программы - повышение эффективности
использования земли, создание
условий для увеличения
социального, инвестиционного,
производительного потенциала
земли и превращение ее в
самостоятельный фактор
экономического роста
Сроки реализации - 2002 год
Программы
Перечень основных - стабилизация отношений
мероприятий Программы собственности на землю;
- земельные преобразования в городе;
- совершенствование системы
земельных платежей;
- ведение государственного
земельного кадастра;
- оценка земель;
- землеустроительное обеспечение;
- усиление контроля за
использованием земель.
Объемы финансирования: Всего В том числе
2002 г.
500 тыс.руб. 500 тыс.руб.
Ожидаемые конечные - разграничение земель, находящихся
результаты реализации в федеральной собственности,
Программы собственности Ростовской области
и муниципальной собственности;
- эффективное и рациональное
использование земельных ресурсов
на всех уровнях управления ими;
- повышение поступлений от платежей
за землю в доходную часть бюджета;
- создание рынка земли и
недвижимости как единого
имущественного комплекса;
- создание благоприятных условий для
инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ
Городская целевая Программа "Развитие земельной реформы в
г. Таганроге на 2002 год" разработана по поручению Главы
городского самоуправления г. Таганрога Шило С.И. от 23.01.01 г. и
во исполнение приказа Комитета по земельным ресурсам и
землеустройству Ростовской области от 28 января 2000 года N 62.
Необходимость разработки и реализации городской целевой
Программы продиктована неэффективным использованием земельных
ресурсов, незавершенностью земельной реформы, несовершенством
размеров и механизмов начисления земельных платежей, отсутствием
инфраструктуры рынка земли и системы гарантий прав на земельные
участки, низкой долей земельных платежей в бюджетах всех уровней.
Для улучшения сложившегося положения необходимо определить
основные направления земельной политики и разработать систему
мероприятий по развитию земельной реформы в г. Таганроге.
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1.1. Основные итоги земельных преобразований в г. Таганроге в
1991-2001 гг.
На территории г. Таганрога практически завершен первый этап
земельных преобразований, суть которого в исполнении законов
Российской Федерации, указов Президента, постановлений и
распоряжений Правительства, а также нормативных актов органов
местного самоуправления города.
Основным итогом первого этапа можно считать ликвидацию
монополии государственной собственности на землю.
Все желающие горожане получили земельные участки в
собственность под индивидуальным жилищным строительством, садами,
огородами, завершается процесс безвозмездной приватизации
земельных участков.
В общей сложности приватизировано 1088,5 га земель, или
33 тыс. участков под индивидуальное жилищное строительство, что
составляет около 90% всего частного домовладения в городе.
Земельных участков предоставлено на условиях аренды около 5000 на
площади 600 га.
Создана и работает система автоматизированного земельного
кадастра. Практически все землепользователи, состоящие в базе
данных земельного кадастра, имеют правовые документы на земельные
участки. Всего в базе данных сделано более 40 тыс. записей. В
основу формирования кадастра были положены земельные участки
практически всех предприятий, проинвентаризированные с
перерегистрацией права пользования ранее предоставленными
земельными участками. На территории города проинвентаризировано
около 1000 предприятий на площади более 5 тыс. га.
Городская территория разделена на 18 зон градостроительной
ценности. Переход с 8 зон на 18-зонное деление позволил повысить
на 23% сбор платы за землю городской территории.
В результате работы, выполненной Комитетом по земельным
ресурсам и землеустройству, доля средств, поступающих в городской
бюджет от платы за землю, составляет 11%.
1.2. Цели и задачи Программы
Целями земельной реформы являются повышение эффективности
использования земли, создание условий для увеличения
производительного потенциала земли, превращение ее в мощный
самостоятельный фактор экономического роста.
Земельная реформа - одно из основных направлений
государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе
являются:
- осуществление практического перехода к гарантированным
Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и
их стабилизации посредством гарантирования прав и государственной
регистрации;
- приватизация гражданами и юридическими лицами земли в
соответствии с законодательством;
- разграничение неприватизированных земель на находящиеся в
федеральной собственности, в собственности Ростовской области и в
муниципальной собственности;
- создание системы государственного земельного кадастра и
государственной регистрации прав на земельные участки и другое
недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки
земли;
- повышение эффективности управления землями, находящимися в
государственной и муниципальной собственности.
Целью Программы является обеспечение разработки и реализации
комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых,
землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном
завершить осуществление земельной реформы в городе и создать
эффективный механизм регулирования земельных отношений и
государственного управления земельными ресурсами.
1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими программами
Программа является составной частью Областной целевой
Программы "Развитие земельной реформы в Ростовской области на
2000-2002 годы".
В настоящее время принята за основу городская целевая
Программа "Развитие автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра", утвержденная решением
городской Думы от 25.09.97 г.
За четыре года за счет городского бюджета Программа "Развитие
автоматизированной системы ведения государственного земельного
кадастра" профинансирована на 44%.
Программой предусматриваются минимально необходимые затраты на
ведение госземкадастра и мониторинга земель с учетом реальных
возможностей городского бюджета.
II. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика в области развития и стабилизации
отношений собственности на землю состоит в реализации положений
Конституции Российской Федерации о многообразии форм
собственности, о равной защите всех форм собственности и
осуществляется по следующим основным направлениям:
- передача государственных и муниципальных земель в
собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель,
которые в соответствии с законодательством Российской Федерации
изъяты из гражданского оборота);
- реализация принципов, порядка, согласительных процедур и
сроков разграничения земель на земли федеральной собственности,
собственности Ростовской области и муниципальной собственности;
- дальнейшая приватизация земель при приватизации
государственных и муниципальных предприятий, а также при
расширении и строительстве дополнительных объектов на этих
предприятиях;
- инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ
земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной
собственности, собственности граждан и юридических лиц;
- установление порядка управления и распоряжения землями,
находящимися в областной и муниципальной собственности;
- установление порядка изъятия и выкупа земельных участков для
областных и муниципальных нужд;
- кадастровое зонирование земель.
2.2. Совершенствование системы земельных платежей
При проведении реформы следует исходить из необходимости
повышения роли земельных платежей в формировании доходной части
бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как
инструмента рационализации землепользования.
Наиболее полное использование налогового потенциала земли
предполагает завершение инвентаризации земель города, проведение
их оценки, учета и государственной регистрации.
С развитием системы государственного земельного кадастра и
осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет
увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от
рыночной оценки земли.
2.3. Ведение государственного земельного кадастра
Программой определены мероприятия по ведению государственного
земельного кадастра в целях планирования рационального
использования и управления земельными ресурсами, оценки земель,
установления всех видов платежей за землю, государственного
контроля за использованием и охраной земель, государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также
поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.
К основным мероприятиям в этой области относятся:
- проведение кадастрового зонирования территории города в
целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых
номеров;
- формирование в рамках государственного земельного кадастра
информационной базы о федеральных землях, землях области и
муниципальных образований;
- обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой
информации, установление принципов оплаты за ее получение;
- внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих
автоматизацию ведения земельного кадастра;
- опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на
основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными,
классификаторов и технологических процедур;
- организация взаимодействия государственного земельного
кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным,
водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур;
- организация системы защиты информации от
несанкционированного доступа, обеспечение безопасности без
кадастровых данных на основе обязательной сертификации
используемого оборудования и программного обеспечения;
- введение в городе единой системы идентификации земельных
участков и иных объектов недвижимости;
- организация системы передачи кадастровых данных и
обеспечение на этой основе периодического уточнения данных
государственного земельного кадастра;
- создание информационной базы данных о федеральных землях,
землях области и землях муниципальных образований.
2.4. Оценка земель
В целях внедрения экономических методов управления земельными
ресурсами, повышения на этой основе эффективности использования
земель и иных целей Программа предусматривает создание в
г. Таганроге современной системы оценки земли.
Основными направлениями государственной политики в этой
области являются:
- проведение территориального оценочного зонирования с целью
последующего определения нормативной стоимости земель;
- проведение кадастровой оценки всех категорий земель на
территории области для целей налогообложения и иных целей,
установленных действующим законодательством;
- организация учета реальных цен сделок с землей и отражение
полученных данных в государственном земельном кадастре;
- массовая оценка земель на всей территории города.
2.5. Земельные преобразования в городе
Земельная реформа в городе в основном осуществлялась без учета
социально-экономической значимости этих земель в формировании
благоустроенной среды проживания.
Земельные преобразования в городе в рамках Программы
направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание
необходимых условий реализации инвестиционного потенциала земель,
активно влияющего на принятие социально-экономических и
градостроительных решений.
Для реализации Программы проводятся следующие мероприятия:
- реализация проекта зонирования земель в г. Таганроге;
- осуществление программы инвентаризации городских земель;
- разработка в соответствии с утвержденной градостроительной
документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих
застройке земель с выполнением работ по уточнению и вынесению на
местность городской черты, выявлению территориальных резервов с
созданием резервных земельных фондов города;
- формирование и межевание земельных участков как объектов
недвижимости в городе;
- обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о
земельных участках и их участия в принятии решений по земельному
регулированию в городе.
2.6. Землеустроительное обеспечение
Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации
Программы предусматривается:
- проведение землеустроительных работ, связанных с
установлением земель, относящихся к федеральной, областной и
муниципальной собственности;
- установление (восстановление) в натуре границ вновь
предоставленных и перерегистрируемых земельных участков.
2.7. Усиление контроля за использованием и охраной земель
В последнее время сохраняется высокий уровень самовольного
занятия земельных участков, уклонение от оформления и
переоформления прав на землю.
Росту эффективности использования и повышению уровня охраны
земель препятствует несовершенство нормативной и правовой базы
осуществления государственного контроля за использованием и
охраной земель.
Для реализации необходимо:
- улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений
земельного законодательства и информированности населения о
деятельности органов государственного контроля за использованием
и охраной земель;
- укрепить взаимодействие органов, осуществляющих
государственный контроль за использованием и охраной земель путем
проведения совместных комплексных проверок по соблюдению
земельного законодательства.
В целях усиления контроля за использованием и охраной земель
необходимо обследование и контрольные съемки и обмеры посевных
площадей и земельных участков, используемых не по целевому
назначению, нерационально используемых, используемых без
оформления прав и т.д.
III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы осуществляется за
счет доли средств от взимания земельного налога и арендной платы,
остающихся в бюджете города.
Для определения объемов ассигнований за счет городского
бюджета был проведен анализ исполнения действующих городских
программ, мероприятия которых включены в Программу.
Из городского бюджета на 1997-2000 годы в ценах 2000 года
предусматривались затраты на реализацию городской целевой
программы "Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра" в сумме 5,15 млн. руб.,
фактически было выделено средств 2,23 млн. руб.
Исходя из этого, общий режим ассигнований за счет средств
городского бюджета принят, исходя из реальных возможностей
выделения средств с учетом роста поступления в бюджет средств от
взимания земельного налога и арендной платы за землю.
Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной
реформой, предусматриваются в сумме 500 тыс. руб.
Средства городского бюджета в общей сумме 500 тыс. руб. будут
направлены на:
- оценку земель - 119 тыс. руб.;
- мониторинг земель - 24 тыс. руб.;
- землеустроительные работы (межевание земель) - 119 тыс.руб.;
- картографо-геодезические работы - 238 тыс. руб.
Финансирование Программы будет осуществляться также за счет
участников рынка земли и недвижимости.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Государственным заказчиком Программы является Комитет по
земельным ресурсам и землеустройству по г. Таганрогу.
При размещении заказов на выполнение работ необходимо
руководствоваться Положением об организации закупки товаров, работ
и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 08.04.97 г. N 305.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров между
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Таганрогу
и исполнителями мероприятий.
Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения
программных мероприятий определяется путем проведения торгов
(конкурсов).
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются
в соответствии с порядком формирования и механизмом реализации
компонентов городской целевой программы.
Заказчики ежегодно направляют в администрацию города
согласованные предложения по объемам финансирования мероприятий,
предусмотренных Программой. Согласованные объемы финансирования
мероприятий включаются в проект городского бюджета.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Таганрога
анализирует ход реализации Программы и представляет в
администрацию города: ежеквартально, не позднее 15-го числа
месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о полученных
средствах, и дважды в год (к 1-му августа и 1-му февраля)
материалы о ходе работ по Программе и эффективности использования
финансовых средств.
В случае невыделения предусмотренных Программой средств на ее
реализацию заказчики вносят в администрацию города предложения о
продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий
или о нецелесообразности дальнейшей реализации Программы или
отдельных ее мероприятий.
V. СОЦИАЛЬНАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Реализация Программы позволит создать условия для
совершенствования ведения государственного земельного кадастра,
будет способствовать становлению и развитию системы
государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое
имущество и сделок с ним, а также обеспечить целевое использование
земель и решение в определенной мере вопросов социальной защиты
граждан при реализации ими права собственности на земельные
участки.
Развитие рынка земли и другой недвижимости в городе будет
способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул
развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей,
созданию дополнительных рабочих мест.
Управляющий делами
городской Думы
Т.БУРМИСТРОВА
|