НОВОШАХТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2002 г. N 90
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
N 60 ОТ 30.11.2001 Г. "О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА 2002-2004 ГГ."
Заслушав и обсудив информацию главного врача ЦГБ Шикули С.И. и
заместителя Главы Администрации города Домашенко А.М. о выполнении
решения городской Думы N 60 от 30.11.2001 г. "О состоянии и
перспективах развития муниципального здравоохранения на 2002-2004
гг.", городская Дума решила:
1. Информацию главного врача ЦГБ Шикули С.И. и заместителя
Главы Администрации города Домашенко А.М. о выполнении решения
городской Думы N 60 от 30.11.2001 г. "О состоянии и перспективах
развития муниципального здравоохранения на 2002-2004 гг." принять
к сведению.
2. Согласиться с решением Главы Администрации города о
создании Управления здравоохранения города и назначении на
должность начальника Управления Безуса Сергея Ивановича,
заведующего стоматологической поликлиникой.
3. Поручить горфинотделу (Морозова Т.Н.) и комиссии по бюджету
и налогам (Никитенко Т.С.) не позднее 1 мая 2002 года подготовить
на утверждение городской Думы изменения в бюджет 2002 года,
предусмотрев финансирование вновь созданного Управления
здравоохранения.
4. Управлению здравоохранения города в срок до 1.08.2002 года
подготовить медико-экономическое обоснование существующей
структуры лечебно-профилактических учреждений с целью подготовки и
принятия концепции развития здравоохранения города.
5. Контроль за выполнением данного решения возложить на
комиссию по бюджету и налогам (Никитенко Т.С.) и комиссию по
социальным вопросам (Жабин М.И.).
Глава Администрации
(Мэр) города
В.А.СОЛНЦЕВ
ИНФОРМАЦИЯ
"О ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ НОВОШАХТИНСКОЙ
ГОРОДСКОЙ ДУМЫ N 60 ОТ 30.11.01 "О СОСТОЯНИИ
И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА 2002-2004 ГГ." ЗА 2001 ГОД"
В 2001 году в г. Новошахтинске функционировало 12 медицинских
учреждений, в том числе 6 больниц, 2 диспансера, 2
стоматологические поликлиники, центр Госсанэпиднадзора, станция
скорой медицинской помощи. Из них 7 - муниципальные
лечебно-профилактические учреждения. ЦГБ, городская больница N 2,
городская больница N 3, детская городская больница,
стоматологическая поликлиника, детская стоматологическая
поликлиника функционируют в системе обязательного медицинского
страхования и имеют в своем составе подразделения, финансирующиеся
из средств местного бюджета. Станция скорой медицинской помощи
полностью финансируется из средств местного бюджета.
Деятельность лечебно-профилактических учреждений города
Новошахтинска в 2001 году осуществлялась согласно территориальной
программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской
Федерации бесплатной медицинской помощью в Ростовской области,
утвержденной Постановлением Главы Администрации Ростовской области
N 101 от 12.03.2001 г. Принятая программа предусматривала
финансирование по всем источникам в сумме 57273,1 тыс. руб. или
489 руб. на 1 жителя в год. Поступило финансовых средств 65182,6
тыс. руб. или 556 руб. на 1 жителя в год, что на 13,8% больше, чем
было запланировано. Это произошло за счет того, что проводились
целевые программы по финансированию некоторых статей хозяйственных
расходов (мягкий инвентарь, медикаменты, питание), а также в целях
защищенности отдельных категорий работников учреждений бюджетной
сферы выплачивались ежемесячные надбавки к окладам (ставкам),
согласно постановлениям Главы Администрации Ростовской области (от
12.01.01 N 9; от 16.01.01 N 24; от 23.03.01 N 129; от 18.06.01
N 277).
План и исполнение поступления финансовых средств приведены в
таблице N 1:
Таблица N 1
-----------------T--------------T---------------T-----------------
|Источник поступ-| План | Исполнено | % выполнения |
|ления фин.ср-в | | | финансирования |
+----------------+--------------+---------------+----------------+
|Бюджет | 15907,2 | 15598,6 | 98,1 |
+----------------+--------------+---------------+----------------+
|ОМС | 40785,9 | 48802 | 119,7 |
+----------------+--------------+---------------+----------------+
|Платные мед.усл.| 580 | 782 | 134,8 |
+----------------+--------------+---------------+----------------+
|Всего | 57273,1 | 65182,6 | 113,8 |
L----------------+--------------+---------------+-----------------
Долевое участие взносов на неработающее население из местного
бюджета составляет 22934,4 тыс. руб., т. е. расходы на оплату
медицинской помощи в значительной степени покрываются за счет
отчислений на неработающее население - 47%. Но эта доля
уменьшилась по сравнению с 2000 г. (68,3%).
С введением в разряд зарабатывающих параклинических услуг
изменилась ситуация в учреждениях, работающих в системе ОМС. Так,
в 2001 г. ЛПУ смогли не только заработать на заработную плату, но
и частично погасить долги прошлых лет.
Таблица N 2
------------------------------------------------------------------
| Заработано на заработную плату |
| по ЛПУ г. Новошахтинска за 2001 год |
+------------------T--------------T---------------T--------------+
| Наименование |Заработано на |Фактическая за-| Отклонение |
| учреждения |заработную |работная плата | |
| |плату | | |
+------------------+--------------+---------------+--------------+
|ЦГБ | 9746,5 | 8732,3 | 1014,2 |
+------------------+--------------+---------------+--------------+
|Гор.больница N 2 | 5156,6 | 4880,8 | 275,8 |
+------------------+--------------+---------------+--------------+
|Гор.больница N 3 | 2887,9 | 3176,7 | -288,8 |
+------------------+--------------+---------------+--------------+
|Детская гор.боль- | 4396,7 | 4308,8 | 87,9 |
|ница | | | |
+------------------+--------------+---------------+--------------+
|Детская стомат. | 488,7 | 477,4 | 11,3 |
|поликлиника | | | |
+------------------+--------------+---------------+--------------+
|Стомат.поликлиника| 522,6 | 538,4 | -15,8 |
+------------------+--------------+---------------+--------------+
|Всего | 23199 | 22114,4 | 1084,6 |
L------------------+--------------+---------------+---------------
По сравнению с 2000 годом финансирование муниципальных
лечебно-профилактических учреждений увеличилось в 1,52 раза. По
источникам поступления финансовых средств это выглядит следующим
образом:
Таблица N 3
-----------------T---------------T---------------T----------------
|Источник поступ-| 2000 | 2001 | Рост |
|ления фин. ср-в | | | |
+----------------+---------------+---------------+---------------+
|Бюджет | 10282,5 | 15598,6 | 1,52 |
+----------------+---------------+---------------+---------------+
|ОМС | 32140,1 | 48802 | 1,52 |
+----------------+---------------+---------------+---------------+
|Платные мед.усл.| 497,0 | 782 | 1,57 |
+----------------+---------------+---------------+---------------+
|Всего | 12919,6 | 65182,6 | 1,52 |
L----------------+---------------+---------------+----------------
Относительно новым и динамично развивающимся источником
финансирования являются средства по оказанию платных медицинских
услуг населению. В 2001 г. объем платных медицинских услуг
увеличился на 57,3% по сравнению с 2000 г. Его удельный вес в
общем объеме финансирования здравоохранения колебался от 0,7% в
1997 г. до 1,4% в 2001 г.
Ситуация по кредиторской задолженности муниципальных
лечебно-профилактических учреждений коренным образом изменилась по
сравнению с 2001 г. В целом кредиторская задолженность уменьшилась
в 2,2 раза по сравнению с 2000 г. Значительно сократилась
задолженность по коммунальным услугам, в 3,2 раза. Но, несмотря на
это, остается серьезной проблемой долг перед организациями -
поставщиками коммунальных услуг, который на 01.01.2002 г.
составляет 3067,4 тыс. руб. Из них на учреждения, работающие в
системе ОМС, приходится 3033,8 тыс. руб.
Таблица N 5
---------------------T--------------T-------------T---------------
| Наименование статей| ОМС | Бюджет | Итого |
+--------------------+-------T------+------T------+-------T------+
| | 2000 | 2001 | 2000 | 2001 | 2000 | 2001 |
+--------------------+-------+------+------+------+-------+------+
|Всего |18100,3|7228,3|1385,3| 1578 |19485,6|8806,3|
+--------------------+-------+------+------+------+-------+------+
|кредиторской задол- | | | | | | |
|женности | | | | | | |
+--------------------+-------+------+------+------+-------+------+
|в т. ч. | | | | | | |
+--------------------+-------+------+------+------+-------+------+
|Зар. плата с нач. | 1697,4| 506,9| | | 1697,4| 506,9|
+--------------------+-------+------+------+------+-------+------+
|Медикаменты | 490,6| 567| 604,2|1065,9| 1094,8|1632,9|
+--------------------+-------+------+------+------+-------+------+
|Питание | 78,0| 9,3| | | 78,0| 9,3|
+--------------------+-------+------+------+------+-------+------+
|Прочие расходы | 6162,6|3111,3|781,10| 478,5| 6943,7|3589,8|
+--------------------+-------+------+------+------+-------+------+
|Коммунальные услуги | 9671,7|3033,8| | 33,6| 9671,7|3067,4|
L--------------------+-------+------+------+------+-------+-------
Анализируя среднюю заработную плату работников здравоохранения
в 2001 г., следует отметить, что она возросла в 1,5 раза по
сравнению с 2000 г. Это связано с тем, что с 01.01.2001 г.
произошло увеличение тарифных ставок, согласно Постановлениям
Правительства РФ от 30.03.2000 г. N 284 и от 01.10.2000 г. N 764.
А также согласно постановлениям Главы Администрации Ростовской
области выплачивались ежемесячные надбавки к окладам: врачам,
среднему медицинскому персоналу, служащим - 100 руб., младшему и
техническому персоналу - 75 руб. Несмотря на это, средняя
заработная плата в целом по здравоохранению (1031,63 руб.) ниже,
чем прожиточный минимум (1300 руб.).
Таблица N 6
-----------------T--------------------------------T---------------
| Наименование | Средняя зарплата | Коэффициент |
| персонала | | роста |
+----------------+----------------T---------------+--------------+
| | 2000 г. | 2001 г. | |
+----------------+----------------+---------------+--------------+
|Врачи | 1444,7 | 2137,14 | 1,5 |
+----------------+----------------+---------------+--------------+
|Средние | 607,3 | 967,06 | 1,6 |
+----------------+----------------+---------------+--------------+
|Младшие | 339,9 | 571,89 | 1,7 |
+----------------+----------------+---------------+--------------+
|Прочие | 674,8 | 992,5 | 1,5 |
+----------------+----------------+---------------+--------------+
|Итого | 668,2 | 1031,63 | 1,5 |
L----------------+----------------+---------------+---------------
Также следует отметить, что повысился уровень бюджетного
обеспечения медикаментами: если в минувшем году стационары
получали на 1 пациента 15,95 руб. в день, то в 2001 г. - 33,97
руб. Больше средств было выделено на выполнение программы
государственных гарантий оказания медицинской помощи населению и
на питание больных. Расходы на 1 больного в день в 2001 г.
составили 16,34 руб., что всего лишь на 1,8% меньше, чем
установленная норма (16,64 руб.). В 2000 г. при том же нормативе
расход на 1 больного составил 8,55 руб.
Таблица N 7
------------------------T-----------T-----------T-----------------
|Наименование | Питание |Медикаменты| Коэффициент |
|показателей | | | роста |
+-----------------------+-----T-----+-----T-----+--------T-------+
| |2000 |2001 |2000 |2001 |питание |медика-|
| | | | | | |менты |
+-----------------------+-----+-----+-----+-----+--------+-------+
|ЦГБ | 7,78|15,91|17,21|36,53| 2,0 | 2,1 |
+-----------------------+-----+-----+-----+-----+--------+-------+
|Городская больница N 2 | 6,82|13,36|14,48|30,10| 2,0 | 2,1 |
+-----------------------+-----+-----+-----+-----+--------+-------+
|Городская больница N 3 | 9,72|17,22|13,69|26,79| 1,8 | 2,0 |
+-----------------------+-----+-----+-----+-----+--------+-------+
|Детская городская б-ца |14,59|24,44|17,09|42,83| 1,7 | 2,5 |
+-----------------------+-----+-----+-----+-----+--------+-------+
|Всего по городу | 8,55|16,34|15,95|33,97| 1,9 | 2,1 |
L-----------------------+-----+-----+-----+-----+--------+--------
Обеспечение медицинской помощью населения в значительной мере
определяется степенью оснащенности лечебно-профилактических
учреждений медицинской техникой. Так, в 2001 г. по статье
"Приобретение оборудования" профинансировано 262 тыс. руб., это в
2,5 раза больше, чем в прошлом году. Хотя потребность учреждений в
медицинской технике значительно выше. Все это приводит к тому, что
в больницах и поликлиниках эксплуатируется физически изношенное и
морально устаревшее оборудование. В 2001 г. так и не был решен
вопрос по обеспечению Станции скорой медицинской помощи санитарным
автотранспортом.
По статье "Капитальный ремонт" профинансировано 850,5 тыс.
руб., что на 18,3% меньше, чем в прошлом году. Реальная
потребность в финансировании по этой статье значительно выше.
Отсутствие должного финансирования не позволяет вовремя проводить
профилактические работы на коммуникациях, что приводит к
возникновению аварийных ситуаций, на устранение которых уходит
значительно большее количество денежных средств по сравнению с
профилактикой и ухудшается санитарно-техническое состояние в ЛПУ.
В 2001 году в городе было введено в эксплуатацию новое здание
патолого-анатомического отделения и судебно-медицинской
экспертизы. Проведены ремонты родильного отделения ГБ N 3,
травматологического отделения ГБ N 2, детского боксированного
инфекционного отделения, лечебных кабинетов стоматполиклиники,
кровли ССМП, системы отопления в детской стоматполиклинике,
котельной и пищеблока ЦГБ. Продолжена работа по установке
электро- и теплосчетчиков в ЛПУ.
В 2001 году приобретено следующее оборудование:
Для ЦГБ приобретен аппарат УЗИ, гастродуоденоскоп для
эндоскопического кабинета, целевым назначением из Администрации
Губернатора области получен автомобиль "Газель" и
электрокардиограф.
Для городской больницы N 2 приобретено 4 функциональные
кровати и дыхательная аппаратура для отделения реанимации,
установлен новый автоклав. Проведен ремонт физиотерапевтического
оборудования.
Городская больница N 3 приобрела за счет целевых средств
области электрокардиограф в терапевтическое отделение больницы.
Детская городская больница приобрела оборудование для
клинической лаборатории, 2 электроотсоса, 2 инфузомата, компьютер.
Это позволило внедрить новые медицинские технологии, улучшить
качество диагностики и уменьшить потоки больных в областные
учреждения. Освоены и широко применяются в амбулаторной и
стационарной практике методы УЗИ-диагностики заболеваний органов
брюшной полости, органов малого таза и щитовидной железы. Число
обследованных методами УЗИ возросло на 32,4%. Число
эндоскопических обследований возросло на 28%.
В отделении переливания крови освоен и взят на вооружение для
всех стационаров города метод плазмофереза больным с
гнойно-септической патологией, при отравлениях алкоголем,
наркотическими и другими веществами.
В терапевтическом отделении ЦГБ освоена методика снятия ЭКГ
по Слопаку для обеспечения ранней диагностики инфаркта миокарда.
Число лиц, которым было проведено ЭКГ, возросло на 38,7%.
В травматологическом отделении ГБ N 2 освоен метод лечения
переломов пластинами с термопамятью.
В физиотерапевтическом отделении ЦГБ освоены методы лечения
высокочастотной импульсной магнитотерапии и микроволновой терапии
дециметрового и КВЧ-диапазонов, что позволило увеличить число
физиотерапевтических процедур амбулаторным больным.
В иммунологической лаборатории ГБ N 2 создан компьютерный банк
данных на больных и носителей вирусных гепатитов и
ВИЧ-инфицированных.
В настоящее время решается вопрос по обеспечению ССМП 4
автомобилями марки УАЗ и рентгеновским аппаратом ЦГБ за счет
целевых средств областного бюджета. Кроме того, Администрации
города необходимо обратиться к Администрации области о выделении
целевых средств на замену изношенных на 98% аппаратов
физиотерапевтических кабинетов.
Увеличение финансирования муниципальных ЛПУ в 2001 году и
работа, проведенная по изменению структуры коечного фонда повлияли
на улучшение показателей деятельности всего здравоохранения в
целом. По итогам работы здравоохранения области за прошлый год г.
Новошахтинск переместился с 16 рангового места на 10. Невысокое
ранговое место города объясняется высоким уровнем детской
смертности и неисполнением нормативов по объемам государственных
гарантий.
Число посещений на 1-го жителя в год возросло до 5,9, а вместе
с областными составило 7,3 (норматив 10). Функция врачебной
должности увеличилась до 4280 против 3916 в предыдущем году.
Число выполненных в 2001 г. вызовов ССМП снизилось до 277,9
против 279,1 на 1000 нас. в 2000 году (Норматив - 318; ср. обл. -
368).
Значительно улучшены показатели интенсивного использования
коечного фонда: работа койки возросла до нормативного уровня и
составила 341,2 против 332,5 дней в 2000 г. при среднем по области
- 317. Оборот коек возрос до 28 в год, на фоне сохранения
невысокой средней продолжительности пребывания больного на койке -
12,3 дня.
Число госпитализаций в год в расчете на 1000 нас. увеличилось
до 176 против 173 в 2000 г. По территории данный показатель
составил - 220, при среднеобластном - 238 на 1000 нас. в год.
После постепенного сокращения 705 коек, т.е. 48% коечного фонда,
обеспеченность муниципальными койками составила 63,6 на 10 тыс.
нас. при среднеобластном для городов 80,5. Вместе с областными
учреждениями данный показатель составляет 103,4 на 10 тыс. нас.
(обл. - 113,1).
Учитывая, что возраст каждого 5-го жителя города превышает
60-летний рубеж, истинная нуждаемость в стационарном лечении очень
высока и потому вопрос о госпитализации лиц преклонного возраста
стоит достаточно остро. Плановая госпитализация осуществляется
согласно очереди в 1-1,5 месяца.
Это обстоятельство повлекло увеличение обращений в Минздрав, в
Администрации области и города, а также лично ко мне как к
руководителю здравоохранения и депутату Думы.
Серьезным препятствием в улучшении качества медицинского
обеспечения населения является неукомплектованность многих служб
врачебными кадрами и высокий процент совместительства. В целом
укомплектованность ЛПУ физическими лицами составила в 2001 году
69,8%, в т. ч. врачами - 56,9%, средними мед. раб. - 82,7%.
Для привлечения врачебных кадров в город городская Дума
приняла решение о выделении врачам двух квартир в год. В настоящее
время уже обеспечено квартирами 2 врача, но этого недостаточно,
т.к. естественная убыль врачебных кадров в три раза превышает
приток молодых специалистов. В 2001 г. прибыло 6 врачей, выбыло
17, за 2,5 месяца текущего года прибыло 3 врача в ГБ N 3.
Врачами терапевтами поликлиники укомплектованы на 60%,
педиатрами на 53%. Нами на должном уровне ведется работа по
повышению квалификации кадров, в 2001 году обучено 41 врач и 116
средних медработников, аттестовано 34,6% врачей и 65,4% ср.
медработников.
В целях снижения командировочных расходов нами постоянно
организуются выездные циклы повышения квалификации для медсестер и
врачей без отрыва от производства, эта работа будет продолжена и в
2002 году.
В целях повышения эффективности расходования финансовых
средств здравоохранения в ближайшее время необходимы меры по
увеличению финансовых средств на приобретение оборудования. Без
этого обостряется проблема не только расширенного, но и простого
воспроизводства основных фондов, что ставит под угрозу реализацию
программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской
помощи населению города. Пока по объемам услуг скорой медицинской
помощи и амбулаторно-поликлинических подразделений мы значительно
отстаем от установленных в области норм. В ближайшее время следует
провести оценку структуры основных фондов, изучить формы и методы
обновления оборудования во всех ЛПУ, дать характеристику состава
оборудования в соответствии с функцией ЛПУ, определить уровень
нагрузки на имеющееся оборудование.
Следует определить первоочередность по расходованию средств на
приобретение оборудования для рентгеновских и физиотерапевтических
кабинетов, где процент износа аппаратов составляет 98-100%, что
небезопасно для пациентов и медперсонала. Кроме того, необходимо
предусмотреть средства на заключение договоров с "Медтехникой" на
техническое обслуживание дорогостоящего оборудования и его поверку
в Центра стандартизации в целях обеспечения продления сроков его
эксплуатации и предотвращения поломок. Многие годы средства на эти
цели не выделялись, из-за чего большой парк медицинской техники
нуждается в дорогостоящем ремонте.
По исполнению пункта 4 Решения Думы по реорганизации
врачебно-физкультурной службы сообщаю, что в настоящее время
приняты новые приказы МЗ РФ и МЗ РО по организации этой службы и
данный вопрос находится в стадии рассмотрения.
По вопросу подготовки программы "Сахарный диабет" сообщаю, что
в первом квартале 2002 года проведена работа по обновлению
регистра "Сахарный диабет" в соответствии с новыми учетными
картами на больных этой патологии. Совместно с областным
фармуправлением и аптекой N 74 ведутся расчеты по обеспечению
больных сахарным диабетом сахароснижающими препаратами,
подбирается специалист на должность эндокринолога.
В целях улучшения работы с населением по снижению числа
обращений граждан г. Новошахтинска в вышестоящие инстанции на
недостатки в организации медицинской помощи в городе нам предстоит
провести следующие меры:
1. Пересмотреть графики приемов узких специалистов ЛПУ, в том
числе с выездом на отдаленные поселки, организовать работу единой
для города комиссии по профосмотрам и профпригодности, повысить
диспансеризацию дикретированных групп населения.
2. Принятие городской программы государственных гарантий
обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью в 2002 году с
учетом переданных в городской бюджет областных учреждений.
3. Подготовка к рассмотрению на заседаниях городской Думы
следующих решений, требующих определения финансирования: "План
развития городского здравоохранения в 2002-2004 г.г.", Программа
"Безопасное материнство", Программа "Безопасное донорство",
Программа "Сахарный диабет".
4. Активизировать работу по привлечению в город врачей базовых
специальностей и повышению квалификации кадров ЛПУ.
5. Улучшить демографические показатели, обеспечить исполнение
городских программ по снижению социальных заболеваний.
6. Продолжить автоматизацию бухгалтерской, экономической и
статистической деятельности.
7. Составить регистр контингентов населения, имеющих показания
на получение различных льгот на обеспечение медикаментами и
зубопротезированием.
8. Принять участие в переписи населения, предусмотреть
средства на приобретение информации о структуре населения по
поселкам.
Главный врач ЦГБ
г. Новошахтинска
С.И.ШИКУЛЯ
|