ШАХТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2001 г. N 128
О ПРИНЯТИИ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Г. ШАХТЫ НА 2002 ГОД
В целях повышения эффективности использования бюджетных
средств всех уровней и для обеспечения разработки прогноза
социально-экономического развития города Шахты на 2002 год
Шахтинская городская Дума решила:
1. Утвердить Программу поддержки малого предпринимательства
г. Шахты на 2002 год (прилагается).
2. Учесть указанную Программу при составлении прогноза
социально-экономического развития города на 2002-2004 гг.
3. Контроль за исполнением Программы возложить на постоянную
комиссию (Л. Чернова), заместителя Мэра по экономике
Жемойтеля В.В.
Председатель городской Думы
С.А.АВТОНОМОВА
Утверждена
решением
городской Думы
от 25.12.2001 N 128
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В Г. ШАХТЫ НА 2002 Г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В Г. ШАХТЫ НА 2002 Г.
Программа поддержки малого предпринимательства в г. Шахты на
2002 г. разработана в соответствии с Постановлением мэра г. Шахты
N 101 от 10.07.01 "О разработке прогноза социально-экономического
развития, проекта бюджета города Шахты на 2002 год, основных
параметров прогноза социально-экономического развития города и
перспективного финансового плана на период до 2004 года".
Программа содержит обзор нынешнего состояния малого
предпринимательства в городе, базирующийся не на достоверной
статистической информации, а не методе исключения и общих
показателях, не имеющих отношения к малому предпринимательству.
Поддержка малого предпринимательства представлена по трем
направлениям:
- реализация разработанных и ранее принятых Программ по
поддержке малого предпринимательства;
- оптимизация процессов информирования субъектов малого
предпринимательства по широкому кругу вопросов;
- создание действенной системы мониторинга состояния малого
предпринимательства.
Предлагаемая Программа тесно переплетается с этапами Программы
государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской
области на 2000-2002 гг., утвержденной решением Законодательного
Собрания Ростовской области N 52 от 10.05.2000 г. с учетом
изменений и дополнений.
В программе указывается на наличие в городе субъектов,
призванных оказывать информационную поддержку предпринимателям,
что не всегда осуществляется на должном уровне. Как следствие -
отсутствие на данный момент исчерпывающего реестра субъектов
малого бизнеса.
В качестве одного из направлений развития предпринимательства
предлагается реализация разработанной программы поддержки малого
предпринимательства. В основе своей программа строится на
деятельности МФ поддержки малого предпринимательства.
Финансирование программы предусмотрено по направлениям:
- федеральный бюджет - 7500 тыс. руб.
- средства реинвестирования МФ ПМП - 796,978 тыс. руб.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого
предпринимательства рассматривается в контексте освоения средств
господдержки, поступающих на реализацию программ местного развития
по направлению "Поддержка малого бизнеса". В настоящий момент
Фондом сформирован перечень проектов, претендующих на участие в
конкурсе по указанному направлению на общую сумму 7740 тыс. руб.
В целом Программа является объемной, охватывающей различные
аспекты поддержки малого предпринимательства, что создает условия
для ее реализации и достижения поставленной цели.
Заключение подготовлено Управлением по экономике.
ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В Г. ШАХТЫ НА 2002 ГОД
Паспорт
Наименование программы Поддержка малого предпринимательства
в г. Шахты на 2002 г.
Основания для разработки Областной закон N 40-ЗС от
16.06.1997 г. "О поддержке малого
предпринимательства в Ростовской
области", Решение N 329 Шахтинской
городской Думы от 27 мая 1999 г.,
Постановление Мэра N 101 от 10.07.01
"О разработке прогноза социально -
экономического развития, проекта
бюджета города Шахты на 2002 год,
основных параметров прогноза
социально-экономического развития
города и перспективного финансового
плана на период до 2004 года".
Разработчик программы Управление экономики
Цель программы Создание благоприятного
инвестиционно-финансового климата и
организационно-правовых условий для
повышения устойчивости и динамичного
развития малого предпринимательства
г. Шахты.
Задачи программы Нормативно-правовое обеспечение
малого предпринимательства.
Развитие прогрессивных финансовых
технологий поддержки малого
предпринимательства.
Повышение эффективности
использования созданной
инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства и информационных
систем.
Сроки реализации 2002 год
программы
Ответственные Управление экономики, Муниципальный
исполнители программных фонд поддержки малого
мероприятий предпринимательства г. Шахты
(МФПМП), Шахтинский центр занятости
населения (ШЦЗН),
Торгово-промышленная палата
в г. Шахты (ТПП).
Источники финансиро- Средства областного бюджета,
вания программы средства муниципального бюджета,
средства Федерального фонда
поддержки малого предпринимательст-
ва, проценты от ранее выданных
кредитов Шахтинским муниципальным
фондом поддержки малого предпринима-
тельства.
Ожидаемые конечные - Увеличение количества действующих
результаты субъектов малого предпринимательства
в г. Шахты, создание новых рабочих
мест, прежде всего в производст-
венной сфере;
- Расширение налогооблагаемой базы,
повышение собираемости налогов в
бюджеты всех уровней;
- Увеличение вклада малого
предпринимательства в валовой
внутренний продукт;
- Создание условий, способствующих
реализации внутреннего потенциала
малого предпринимательства, в том
числе экспортного.
Контроль за реализацией Администрация Ростовской области
программы Законодательное Собрание Ростовской
области
Мэрия г. Шахты, городская Дума
Начальник Управления Сударкина М.А.
Председатель Совета Каплин Л.А.
предпринимателей
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Г. ШАХТЫ
Малое предпринимательство представляет собой неотъемлемую
часть народно-хозяйственного комплекса г. Шахты и мощный рычаг для
решения комплекса политических, экономических и социальных
проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами до
смягчения негативного влияния последствий безработицы, обеспечения
занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих
мест, формирования стабильной налогооблагаемой базы.
Малый бизнес в экономической и социальной структуре города
является новым сегментом и находится в состоянии постоянного
совершенствования. На 1 сентября 2001 года в городе функционирует
порядка 5500 предпринимателей без образования юридического лица
(ПБОЮЛ), около 750 юридических лиц в форме различных обществ,
товариществ, объединений и организаций.
Субъекты малого бизнеса в городе занимают в основном нишу
оказания услуг. В услугах, в свою очередь, превалирует торговля
(свыше 39% от общей численности). Второе место занимают другие
услуги (автосервис, транспортные, бытовое обслуживание) - 21%.
Промышленность и переработка - 14%, строительство - 8,5%, прочие -
17,5%.
В последние полтора года отмечена устойчивая тенденция роста
количества зарегистрированных малых предприятий (ПБОЮЛ - 107%,
юридических лиц - 100%). Вместе с тем, необходимо отметить, что
неработающие предприятия, как правило, не ликвидируются
("зависают"), а число возвращенных свидетельств ПБОЮЛ примерно
соответствует числу зарегистрированных + законсервированные (за
2000 г. зарегистрировано 434 ЮЛ, ликвидировано - 26,
зарегистрировано ПБОЮЛ - 1503, сняты с учета - 841).
В то же время, имея статистику, основанную исключительно на
фактах регистрации и снятии с учета, можно однозначно утверждать,
что в городе в настоящий момент отсутствует действенный механизм
мониторинга деятельности субъектов малого предпринимательства.
Программа должна предусматривать разрешение этого вопроса.
Неблагоприятное воздействие на рынок труда массового закрытия
угольных предприятий, сопровождающееся высвобождением большого
количества работников, не покрывается компенсационными
экономическими и социальными мерами. Условия перехода безработных
к малому бизнесу не позволяют большинству из них получить льготные
инвестиции для самостоятельного трудоустройства.
Ограниченные финансовые возможности малого
предпринимательства диктуют стратегию действия инфраструктуры для
его поддержки: приоритетными направлениями приняты следующие:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- информационная поддержка;
- финансовая поддержка.
В разрезе отраслей народного хозяйства:
- промышленность;
- сельское хозяйство и сельхозпереработка;
- сфера услуг;
- народные промыслы и ремесла;
- наука и инновации;
- экология и социальная сфера.
Указанные направления поддержки являются приоритетными для
финансирования как из средств господдержки, так и средств
реинвестирования и собственных средств МФ ПМП. Важной задачей,
стоящей перед структурами поддержки малого бизнеса в городе,
является плавный переход действующих предпринимателей из сферы
торговли в производственную - устранение существующего дисбаланса.
Организация новых рабочих мест в приоритетных направлениях
развития городского малого бизнеса - основное требование инвестора
для последующего финансирования.
Неблагоприятные технические условия для начала своего дела в
городе, недостаточный начальный капитал, отсутствие первоначальных
навыков предпринимательства - вот основные негативные факторы,
оказывающие влияние на формирование класса
бизнесменов-производственников. К сказанному следует добавить
ощутимый дефицит инвестиционных ресурсов и жестко регламентируемые
условия их предоставления, отсутствие у многих субъектов малого
бизнеса достаточной залоговой базы.
Вместе с тем, местной властью в совокупности с
предпринимателями предпринимаются усилия по созданию в городе
благоприятного инвестиционного климата, участия шахтинских
предпринимателей в областных и федеральных программах, оживлению
производственной сферы и привлечению в нее малого бизнеса.
В городе функционируют следующие организации, чья деятельность
направлена на оказание поддержки малого бизнеса:
- Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства
(финансовая поддержка, методическая и консультационная помощь);
- ТПП (методология, консалтинг, выставки, семинары);
- бизнес-инкубатор;
- Союз предпринимателей (общественная организация
предпринимателей);
- Совет предпринимателей (консалтинг, координация действий).
В городе ведется работа по созданию единого делового центра,
целью которого является оказание всего спектра услуг начинающим
предпринимателям: регистрация, обучение, финансовая и правовая
поддержка субъектов малого предпринимательства, экономические и
бухгалтерские консультации, содействие в поиске производственных
площадей и мощностей, бизнес-планирование и т. п. Одновременно
ведется работа в направлении систематизации учета
незадействованных или простаивающих мощностей, облегчении доступа
к ним малого бизнеса. Совершенствуется система торгов и конкурсов.
За период с августа 1999 года по 1 сентября 2001 года при
содействии Муниципального фонда поддержки малого
предпринимательства выделены 18 микрокредитов и инвестированы
средства в 2 инвестиционных проекта на общую сумму 3807000 рублей.
До конца года предполагается инвестировать из средств ГП еще
4058500 рублей. В 2001 году реинвестированы возвратные средства от
инициаторов проектов и собственные средства МФ ПМП на общую сумму
более 200000 рублей (два проекта). До конца года предполагается
инвестировать по этой программе еще 150000 рублей. Организовано 47
рабочих мест, до конца года возможна организация еще 60.
Вместе с тем, отмечено, что структуры, созданные для поддержки
малого бизнеса, в городе действуют недостаточно согласованно,
дублируя друг друга, тяготеют к оказанию комплекса платных услуг,
что не всегда приемлемо для начинающих предпринимателей. При этом
субъекты малого бизнеса лишены информации обо всех процессах,
происходящих в сфере малого предпринимательства. Структуры,
призванные способствовать распространению, в том числе и
экономико-правовых знаний, не выполняют своих функций.
Характеризуя состояние и перспективы развития малого
предпринимательства, необходимо отметить, что фактическое его
становление проходит хаотично. Несовершенная и зачастую не
работающая правовая основа поддержки предпринимательства на
федеральном, региональном и местном уровнях не позволяет
эффективно влиять на происходящие процессы. По сути дела, не
выполнены 329 решение 31 заседания Шахтинской городской Думы от
27.05.99 и 491 решение 48 заседания от 27.07.00, предусматривающие
источники финансирования Программы поддержки малого
предпринимательства.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
На основе сложившегося состояния, имеющейся инфраструктуры и с
учетом вышеобозначенных проблем, дальнейшее развитие малого
предпринимательства возможно при реализации следующих
принципиальных направлений:
- создание действенной системы мониторинга состояния малого
предпринимательства;
- оптимизация процессов информирования субъектов малого
предпринимательства по широкому спектру вопросов;
- реализация разработанной Программы поддержки малого
предпринимательства;
- участие в реализации областной и федеральной программ
государственной поддержки малого предпринимательства.
Создание действенной системы мониторинга состояния малого
предпринимательства заключается в необходимости отслеживания
процессов, происходящих в малом бизнесе, для дальнейшего
эффективного управления. В настоящий момент такой механизм
отсутствует. Разрешение вопроса видится в двух направлениях.
Первое - введение штатной должности муниципальной статистики, с
учетом необходимых затрат в бюджете города. Второе - заключение
договора с Государственным комитетом статистики по Ростовской
области на предоставление информации на коммерческой основе.
Информационное обеспечение предпринимателей, предусмотренное
Уставами таких структур, как Торгово-Промышленная палата,
Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, позволит
наладить качественную обратную связь, что, в свою очередь, должно
быть заложено в основу создания реестра субъектов малого бизнеса.
Вышеприведенные условия необходимы для полной и качественной
реализации Программы поддержки малого предпринимательства, которая
заключается в следующем.
Цели и задачи программы
Основной целью программы государственной поддержки малого
предпринимательства в г. Шахты на 2002 г. является создание
благоприятного инвестиционно-финансового климата и
организационно-правовых условий для динамичного развития малого
предпринимательства.
Для достижения основной цели Программы требуется решение
первоочередных задач по:
нормативно-правовому обеспечению малого предпринимательства;
развитию прогрессивных финансовых технологий поддержки малого
предпринимательства;
повышению эффективности использования созданной инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства и информационных систем.
Разрешение задач по нормативно-правовому обеспечению малого
предпринимательства возможно за счет реализации следующих
мероприятий:
- участие в разработке областного закона "О внесении изменений
в областной закон "О поддержке малого предпринимательства в
Ростовской области" в соответствии с изменениями федерального
закона;
- участие в разработке областного закона "О кредитной
корпорации в Ростовской области" после принятия аналогичного
федерального закона.
Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого
предпринимательства подразумевает следующие шаги:
- реализация соответствующего направления областной Программы
по поддержке малого предпринимательства в шахтерских городах и
районах (Программа государственной поддержки малого
предпринимательства в Ростовской области на 2000-2002 годы
утверждена решением Законодательного Собрания Ростовской области
N 52 от 10.05.2000 г.);
- размещение муниципального заказа среди субъектов малого
предпринимательства.
Повышению эффективности использования созданной инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства и информационных систем
способствует реализация следующих шагов:
- формирование и обновление баз данных для информационного
обеспечения малых предприятий;
- проведение мониторинга по малому предпринимательству;
- проведение городских и участие в областных конкурсных
мероприятиях различной направленности;
- оказание на безвозмездной основе части
консультационно-информативных услуг по вопросам создания
предприятий;
- организация постоянно действующей выставки товаров и
продукции городских предприятий.
Стоит отметить, что задачи, поставленные как первоочередные в
достижении цели, соответствуют основным направлениям развития
малого предпринимательства на Дону, определенным Решением
Законодательного Собрания области "О внесении изменений и
дополнений в Программу государственной поддержки малого
предпринимательства в Ростовской области на 2000-2002 гг." от
16.08.2001 г.
Реализация программы возможна при деятельном участии различных
субъектов инфраструктуры. Особо важная функция возлагается на
Муниципальный ффонд поддержки малого предпринимательства.
Свою деятельность Фонд строит на основе ресурсов,
сформированных за счет следующих источников: средства
господдержки, проценты по кредитам, платные услуги, средства
муниципального бюджета, возвратные кредитные ресурсы. Направления
расходования ресурсов следующие: предоставление микрокредитов,
рефинансирование микрокредитов, содержание фонда.
С учетом того, что формирование доходов города подразумевает
получение дотаций и субвенций из областного бюджета,
финансирование деятельности Фонда и программы в целом из средств
городского бюджета не представляется возможным.
На реализацию программы могут быть направлены только средства
господдержки по направлению "Поддержка малого бизнеса" и средства
реинвестирования самого Фонда, которые в 2002 году составят
796,978 тыс. руб.
Таким образом, реализация программы требует следующего
финансирования:
млн. руб.
------------------------------------T----------T---------T---------
| Направления реализации |Ответст- |Областной|Федерал.|
| программы |венный ис-| бюджет |бюджет |
| |полнитель | 2002 г. | 2002 г.|
+-----------------------------------+----------+---------+--------+
| ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА |
+-----------------------------------T----------T---------T--------+
|Нормативно-правовое обеспечение |УЭ, МФПМП,| - | - |
|малого предпринимательства |ГД, КУИ | | |
+-----------------------------------+----------+---------+--------+
|Развитие прогрессивных финансовых |УЭ, МФПМП,| - | 7,5 |
|технологий поддержки малого пред- | | | |
|принимательства | | | |
+-----------------------------------+----------+---------+--------+
|Повышение эффективности использо- |УЭ, МФПМП | - | - |
|вания созданной инфраструктуры под-|ТПП, СП | | |
|держки малого предпринимательства | | | |
|и информационная поддержка | | | |
+-----------------------------------+----------+---------+--------+
|Итого: | | - | 7,5 |
L-----------------------------------+----------+---------+---------
млн. руб.
------------------------------------T---------------T-----------
| Направления реализации |Ответст- | Средства |
| программы |венный ис- | Фонда |
| |полнитель | |
+-----------------------------------+---------------+----------+
| ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | |
+-----------------------------------T---------------+----------+
|Нормативно-правовое обеспечение | УЭ, МФПМП, | - |
|малого предпринимательства | ГД, КУИ | |
+-----------------------------------+---------------+----------+
|Развитие прогрессивных финансовых | УЭ, МФПМП | 0,796 |
|технологий поддержки малого пред- | | |
|принимательства | | |
+-----------------------------------+---------------+----------+
|Повышение эффективности использо- | УЭ, МФПМП, | - |
|вания созданной инфраструктуры под-| ТПП, СП | |
|держки малого предпринимательства | | |
|и информационная поддержка | | |
+-----------------------------------+---------------+----------+
|Итого: | | 0,796 |
L-----------------------------------+---------------+-----------
Управделами городской Думы
В.Н.БЕЗДНЯКОВА
Приложение 1
МЕРОПРИЯТИЯ К ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
----T---------------------------T--------T----------T------------T----------
| N | Наименование мероприятий | Испол- | Срок | Источники | Сумма |
| | | нитель |исполнения|финансирова-| |
| | | | |ния | |
+---+---------------------------+--------+----------+------------+---------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+---+---------------------------+--------+----------+------------+---------+
| Финансово-кредитная поддержка |
+---T---------------------------T--------T----------T------------T---------+
| 1.|Кредитование субъектов ма- | МФПМП |в течение |собственные | 796,978 |
| |лого бизнеса | | года | средства | т.р. |
+---+---------------------------+--------+----------+------------+---------+
| 2.|Оказание содействия субъек-| МФПМП |постоянно |Собственные | - |
| |там малого бизнеса в полу- | | |средства | |
| |чении кредитов из различных| | |МФМПМ, сред-| |
| |источников | | |ства получа-| |
| | | | |телей | |
+---+---------------------------+--------+----------+------------+---------+
| 3.|Кредитование субъектов ма- | МФПМП |постоянно |Средства |по кон- |
| |лого бизнеса | |на конкур-|господдержки|курсу |
| | | |сной осно-|(федеральный|7500 тыс.|
| | | |ве |бюджет) | руб. |
+---+---------------------------+--------+----------+------------+---------+
| Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства |
+---T---------------------------T--------T----------T------------T---------+
| 1.|Оказание содействия в полу-| УЭ, | | | |
| |чении кредитов в коммерче- | МФПМП | | | |
| |ских банках | | | | |
+---+---------------------------+--------+----------+------------+---------+
| 2.|Разработка проекта норма- | УЭ,КУИ,| | | |
| |тивно-правового документа, | МФПМП | | | |
| |определяющего условия и по-| | | | |
| |рядок предоставления в | | | | |
| |аренду на льготных условиях| | | | |
| |субъектам малого бизнеса | | | | |
| |муниципального имущества | | | | |
| 3.|Оказание содействия безра- | УЭ,ЦЗН,|в течение |средства фе-|По бюд- |
| |ботным гражданам, зарегист-| МФПМП | года |дерального |жетной |
| |рированным в службе занято-| | |бюджета (че-|росписи |
| |сти в организации собствен-| | |рез ЦЗН) |2002 г. |
| |ного дела | | | | |
+---+---------------------------+--------+----------+------------+---------+
| Производственная поддержка |
+---T---------------------------T--------T----------T------------T---------+
| 1.|Проведение выставок, пре- | УЭ, |в течение | средства | |
| |зентаций, субъектов малого | МФПМП, | года | участников | |
| |бизнеса, привлечение к уча-| ТПП | | | |
| |стию в региональных выстав-| | | | |
| |ках, ярмарках, деловых | | | | |
| |встречах | | | | |
+---+---------------------------+--------+----------+------------+ |
| Итого |8296,978 |
| |тыс.руб. |
L----------------------------------------------------------------+----------
Федеральный бюджет (средства господдержки) - 7500 тыс. руб.
Собственные средства МФПМП - 796,978 тыс. руб.
Управделами городской Думы
В.Н.БЕЗДНЯКОВА
|