ШАХТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2001 г. N 52
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ Г. ШАХТЫ
(в ред. решения Шахтинской городской Думы
от 25.03.2004 N 461)
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав
потребителей", Уставом г. Шахты и на основании постановления Главы
Администрации Ростовской области от 23.09.1998 года N 380 "О
торговой деятельности на территории Ростовской области", а также в
целях упорядочения торговых процессов и защиты прав потребителей
на территории г. Шахты, Шахтинская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение о торговой деятельности на территории г.
Шахты (приложение N 1).
2. Считать утратившими силу решения Шахтинской городской Думы N
69 от 20.04.1995 года, N 187 от 26.05.1998 г.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования в
СМИ.
Председатель городской Думы
С.А.АВТОНОМОВА
Приложение N 1
к решению
Шахтинской городской Думы
от 21.06.2001 N 52
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ Г. ШАХТЫ
(в ред. решения Шахтинской городской Думы
от 25.03.2004 N 461)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О
защите прав потребителей", "Уставом города Шахты" и другими
нормативно-правовыми актами, определяющими основы торговой
деятельности на территории г. Шахты.
1.1. Положение издано с целью регулирования отношений в сфере
торговой деятельности для обеспечения более полного удовлетворения
спроса населения города в товарах и услугах.
1.2. Принципами организации торговой деятельности в г. Шахты в
соответствии с действующим законодательством являются:
- развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
- создание эффективных мер по защите прав потребителей;
- государственное регулирование торговой деятельности;
- государственная поддержка социально значимых видов торговой
деятельности и отечественных товаропроизводителей.
1.3. Основные термины и определения.
1.3.1. Торговая деятельность - вид предпринимательской
деятельности для получения прибыли через куплю-продажу товаров,
оказание услуг и реализацию продукции общественного питания
населению.
1.3.2. Торговая политика мэрии города - совокупность
организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер,
проводимых органами городского самоуправления города во
взаимодействии с органами государственной власти, общественными
организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов
настоящего Положения.
1.3.3. Уполномоченный орган - структурное подразделение
городской мэрии - Управление торговли, осуществляющее управление и
регулирование в сфере торговой деятельности.
1.3.4. Товары потребительского назначения - продукты труда,
обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы
личного, бытового, семейного потребления.
1.3.5. Розничная торговля - вид предпринимательской
деятельности, связанный с реализацией товаров народного
потребления непосредственно населению для личного, семейного и
домашнего использования, не связанных с предпринимательской
деятельностью.
1.3.6. Мелкорозничная торговля - разновидность розничной
торговли, реализация товаров, не требующих особых условий
хранения, продажи, через объекты мелкорозничной сети.
1.3.7. Оптовая торговля - вид предпринимательской деятельности
в сфере торговли, которая является связующим звеном между
производителями и розничной торговлей (или профессиональными
потребителями).
1.3.8. Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли,
связанная с реализацией посредниками для последующей перепродажи в
розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия
товара не может быть меньше, чем количество единиц в одной
упаковке производителя для розничной торговли.
1.3.9. Общественное (массовое) питание - вид деятельности,
связанный с производством, реализацией и организацией потребления
кулинарной продукции.
1.3.10. Торговую деятельность в торговых объектах осуществляют
субъекты - юридические лица различных организационно-правовых форм
собственности (торговые предприятия) и граждане (индивидуальные
предприниматели), зарегистрированные в установленном Законом
порядке.
1.3.11. Торговый объект (торговое предприятие) - имущественный
комплекс, используемый торговой организацией для осуществления
торговой деятельности.
Торговые объекты деятельности:
- стационарные (капитальные), установленные на заглубленных
фундаментах и присоединенные к инженерным коммуникациям;
- нестационарные, установленные без заглубленных фундаментов,
вне зависимости от присоединения к инженерным коммуникациям. К
таким объектам относятся киоски, палатки, быстровозводимые
павильоны и комплексы из легких конструкций.
Эксплуатация перечисленных объектов способствует созданию
условий для поддержки малого предпринимательства и восполнения
недостатка торговой сети и услуг.
1.4. Обеспечение государственного регулирования торговой
деятельности осуществляется органами городского самоуправления г.
Шахты посредством:
- развития и совершенствования нормативно-правового обеспечения
деятельности отрасли в пределах своей компетенции;
- лицензирования отдельных видов деятельности (розничной
продажи алкогольной продукции).
1.5. Правила осуществления торговой деятельности в городе
определяются в соответствии с нормативно-правовыми актами
Российской Федерации, Ростовской области, органов местного
самоуправления и являются обязательными для всех хозяйствующих
субъектов города.
1.6. Сертификация товаров и услуг торговли осуществляется
специальными органами, согласно установленным законами и
стандартами требованиям.
Обязательная сертификация является средством государственного
контроля за качеством реализуемых товаров и услуг, их соответствия
требованиям безопасности. Перечень товаров, подлежащих
обязательной сертификации, и перечень работ и услуг, подлежащих
обязательной сертификации, утверждается Правительством Российской
Федерации.
Добровольная сертификация проводится для товаров и услуг, не
подлежащих обязательной сертификации, для подтверждения их
соответствия определенным потребительским качествам.
1.7. Управление торговли города является уполномоченным
отраслевым органом, осуществляющим регулирование в сфере торговой
деятельности и услуг, ведет торговый реестр субъектов торговой
деятельности и торговых объектов (дислокация), расположенных на
территории города. Распоряжение Мэра города на открытие и
функционирование торгового объекта является основным документом
для внесения сведений в торговый реестр (дислокацию).
1.8. Меры поддержки социально значимых видов торговой
деятельности определяет своим решением Шахтинская городская Дума
по представлению Управления торговли мэрии г. Шахты.
1.9. Торговые организации (арендаторы крупных торговых объектов
муниципальной собственности), получившие право на использование
объектов с условием целевого назначения, должны использовать эти
объекты строго по назначению, независимо от ведомственной
принадлежности и формы собственности. Изменение профиля крупных
торговых объектов производится по инициативе предпринимателя по
согласованию с Комитетом по управлению имуществом г. Шахты.
1.10. Торговые организации, использующие земельные участки по
договорам аренды под организацию торговой деятельности, обязаны
соблюдать условия целевого использования участка и обеспечивать за
свой счет их содержание в соответствии с санитарными,
противопожарными и иными нормами. Условия землепользования, размер
и порядок оплаты за пользование земельными участками
устанавливаются договором аренды. Преимущественное право на
заключение договора на новый срок имеют торговые организации,
ранее арендовавшие земельный участок.
Раздел II. ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ Г. ШАХТЫ
2.1. Настоящие правила определяют основные требования к работе
предприятий розничной торговли, независимо от их организационно-
правовой формы.
2.2. Торговое предприятие призвано обеспечивать население
товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его
товарной специализации, а также другими товарами при наличии
необходимых условий для их реализации в соответствии с действующей
нормативно-технической документацией.
2.3. Товарная специализация предприятия определяется исходя из
удельного веса реализации соответствующей группы товаров (более
50%), товарный профиль предприятия торговли определяется Уставом и
согласовывается (для предприятий муниципальной собственности) с
Управлением торговли мэрии.
2.4. Cобственник торгового объекта самостоятельно определяет
ассортиментный перечень реализуемого товара.
(п. 2.4 в ред. решения Шахтинской городской Думы от 25.03.2004 N
461)
2.5. Торговое предприятие у входа должно иметь информационную
вывеску на русском языке, с указанием товарного профиля,
организационно-правовой формы, номера регистрационного
свидетельства, фирменного наименования, юридического адреса,
режима работы.
2.6. Режим работы муниципальных торговых предприятий
устанавливается согласно распоряжению Мэра г. Шахты.
2.7. Режим работы предприятий иных форм собственности, кроме
государственной и муниципальной, устанавливается собственником. В
случае изменения режима работы собственник уведомляет об этом
Управление торговли.
2.8. При закрытии торгового предприятия на обеденный перерыв
или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в
соответствии с режимом работы предприятия. Все покупатели,
находящиеся в торговом зале самообслуживания и в зале с
традиционным методом обслуживания и имеющие на руках кассовые
чеки, должны быть обслужены.
2.9. Торговое предприятие должно соблюдать требования к
рекламно-художественному оформлению вывесок, витрин и фасадов, их
освещению в ночное время.
2.10. При закрытии торгового объекта при его ликвидации,
собственник (учредитель) в трехдневный срок обязан уведомить об
этом регистрирующий орган по месту нахождения объекта для
исключения из реестра и направить извещение в мэрию города.
(п. 2.10 в ред. решения Шахтинской городской Думы от 25.03.2004 N
461)
2.11. Торговый зал, складские помещения и прилегающая к ним
территория (не менее 5 метров по периметру), а также
мелкорозничная сеть, находящаяся в ведении предприятия, должны
отвечать правилам техники безопасности, санитарным,
противопожарным и иным требованиям в соответствии с его товарным
профилем, за что руководитель предприятия несет персональную
ответственность.
2.12. Имеющееся в торговом предприятии весоизмерительное
оборудование должно соответствовать требованиям Госстандарта и
подвергаться ежегодной госпроверке. Результаты поверки средств
измерений удостоверяются клеймом и свидетельством о поверке.
Документы, подтверждающие результаты поверки, должны предъявляться
по требованию покупателей или представителей контролирующих служб.
2.13. В каждом предприятии оформляется уголок покупателя, где
должны находиться:
- выписка из Закона "О защите прав потребителей";
- правила реализации той группы товаров, которая отражена в
ассортиментном перечне;
- книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная
и заверенная печатью.
(в ред. решения Шахтинской городской Думы от 25.03.2004 N 461)
Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
2.14. Поступающие товары на предприятия торговли всех форм
собственности должны сопровождаться документами, подтверждающими
их безопасность для здоровья населения и фиксирующими его
количество (объем). Приемка товара осуществляется по количеству и
качеству в соответствии с действующими нормативными документами.
2.15. Принятые товары оприходуются в день поступления по их
фактическому наличию.
В случае невозможности принятия товара в день поступления
(необходимость вызова эксперта, несоответствие качества или
количества, проверка цены) в текстовой части товарного отчета, за
итогом прихода, делается запись о поступлении товара, с указанием
поставщика (продавца), стоимости товара в розничных ценах, а также
причин невозможности оприходования.
2.16. Не подлежат приемке предприятием товары с истекшим сроком
годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к
качеству, стандартам, при отсутствии документов, подтверждающих их
соответствие.
2.17. Каждая партия товара должна сопровождаться следующими
документами:
- приходные документы (накладные на каждую партию товара);
- сертификаты соответствия (выданные Госстандартом РФ);
- удостоверение качества (выданное предприятием -
изготовителем);
- гигиенический сертификат (выданный органом
Госсанэпиднадзора);
- справка к грузовой таможенной декларации (для подакцизных
товаров иностранного производства);
- справка к товарно-транспортной накладной (для алкогольной
продукции отечественного производства).
2.18. Подтверждение факта сертификации может осуществляться
одним из перечисленных ниже способов:
а) подлинником сертификата;
б) копией сертификата, заверенной одним из следующих субъектов:
- органом, выдавшим сертификат;
- держателем сертификата-подлинника;
- нотариальной конторой;
- центром стандартизации, метрологии и сертификации
Госстандарта РФ.
Копия сертификата должна быть двухсторонней, выполненной
электрографическим способом, и заверенной подлинной печатью
организации, выдавшей сертификат, и подписью ответственного лица.
Заверяющая организация должна на каждую копию ставить штамп со
своими реквизитами и указывать в нем количество продукции, на
которое распространяется данная копия;
в) знаком соответствия. Изготовитель или поставщик - держатели
сертификата-подлинника маркируют продукцию знаком соответствия
способом, обеспечивающим защиту знака от подделки. Правила
нанесения знака соответствия на конкретную продукцию
устанавливается порядком сертификации однородной продукции;
г) товарно-транспортными документами по каждому наименованию
продукции, заверенными подписью и печатью изготовителя или
поставщика, держателя сертификата-подлинника или сертификата
первой копии, и содержащие сведения о наличии сертификата
соответствия, с указанием учетного и регистрационного номеров,
срока их действия и органа, выдавшего сертификат. В
товаросопроводительных документах указывается также адрес, телефон
и фамилия держателя сертификата-подлинника или сертификата первой
копии. Ответственность за идентичность информации, указанной в
копии сертификата товарно-транспортных документов, информации,
содержащейся в сертификате-подлиннике, а также за неправильное или
неправомерное использование знака соответствия несет организация,
заверившая копию, сделавшая запись в товарно-транспортной
документации или использующая знак соответствия.
2.19. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их
в торговых залах розничной сети работники предприятия обязаны
строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила,
нормы складирования и требования противопожарной безопасности.
Режим хранения товара (температура, влажность, освещение, сроки
хранения) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству,
содержащихся в нормативно-технических документах.
2.20. Товар перед поступлением в торговый зал должен пройти
предпродажную подготовку в соответствии с теми требованиями,
которые предъявляются к реализации той или иной группы товаров
(освобожден от тары, соответствующие товары зачищены и нарезаны,
предварительно расфасованы, одежда отутюжена), велосипеды, мопеды
и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и
консервные банки протерты и т.д.)
Продажа товаров
2.21. К моменту открытия в торговом предприятия должны быть
произведены следующие действия:
- в торговом зале обеспечена выкладка товаров в полном
ассортименте, имеющемся в магазине и поддерживаемом в течение
рабочего дня;
- товары снабжены ценниками;
- подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные
материалы;
- включены контрольно-кассовые машины.
2.22. Реализация товаров в торговом предприятии должна
производиться всем гражданам на общих основаниях. Предприятие
обеспечивает льготы отдельным группам населения на основании
законодательных актов Российской Федерации, а также решений
городской Думы.
2.23. В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей"
предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых
товаров.
2.24. Запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности,
хранения, реализации, не соответствующих требованиям к качеству,
стандартам. Обязательно наличие на все реализуемые товары
сертификатов соответствия, нормативно-технической документации,
удостоверяющей качество товаров, их безопасность для жизни и
здоровья людей и обеспечивающей соответствие реализуемых товаров
требованиям указанных документов, а также источникам их
поступления.
2.25. Запрещается продажа алкогольной продукции, пива, табачных
изделий, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей
несовершеннолетним лицам.
2.26. Продажа товаров повседневного спроса детям производится в
порядке, установленном законодательством.
2.27. Гастрономические товары, сыпучие, метражные и штучные
товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге,
пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. По
просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые
гастрономические товары.
Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в чистую
тару покупателя по весу или с применением стандартной мерной
емкости. При взвешивании не допускается отлив из тары покупателя в
общую тару с продукцией.
2.28. Магазины, реализующие живую рыбу, должны быть оборудованы
аквариумом. Без воды живая рыба должна находиться не более 15
минут.
2.29. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть
установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы,
контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп, в предприятиях,
торгующих тканями и другими мерными товарами, - контрольные метры.
2.30. Исключен. - Решение Шахтинской городской Думы от
25.03.2004 N 461.
2.31. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых
утверждается Правительством РФ, производится только при наличии
лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой в
установленном порядке.
2.32. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров,
для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки,
ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная и
посылочная торговля, рыба, хлебобулочные изделия), осуществляется
с соблюдением также и этих правил.
2.33. При продаже товаров наборами, скомплектованными в
торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не
вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме
наборов фабричного изготовления).
2.34. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой
отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку,
подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи
между покупателем и данным предприятием.
При продаже технически сложных товаров и других
непродовольственных товаров покупателю выписывается товарный чек,
с указанием на нем названия (номера) магазина, наименования и
сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца.
Товарный чек выписывается в двух экземплярах. В техническом
паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп
магазина, фамилия продавца, срок гарантии.
2.35. В случае приобретения товара с недостатками покупатель
имеет право на предъявление требований, указанных в ст. 18 Закона
РФ "О защите прав потребителей".
2.36. Покупатель имеет право на обмен купленных в розничной
торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества в
соответствии со ст. 25 Закона РФ "О защите прав потребителей".
2.37. Продовольственные товары, купленные в розничной торговой
сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов
(кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие
посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и
др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были
проданы, - в течение гарантийного срока или срока годности,
установленного изготовителем.
(п. 2.37 в ред. решения Шахтинской городской Думы от 25.03.2004 N
461)
2.38. При продаже товара с условием о его принятии покупателем
в определенный срок продавец не может продать товар другому
покупателю в течение этого срока. Если иное не предусмотрено
договором между продавцом и покупателем, неявка покупателя или
несовершение иных необходимых действий для принятия товара в
течение определенного договором срока могут рассматриваться
продавцом в качестве отказа покупателя от приобретения товара.
(п. 2.38 в ред. решения Шахтинской городской Думы от 25.03.2004 N
461)
2.39. Покупателю предоставляется возможность оставлять на
хранение оплаченные крупногабаритные и тяжелые товары на срок до 3
суток. Эти товары с табличкой "Продано" хранятся по сохранной
квитанции отдельно от непроданных товаров, без взимания платы за
хранение.
2.40. В магазине самообслуживания товары, поступившие в
нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются, с учетом
свойств товаров и спроса покупателей, в специально отведенном и
оборудованном для этой цели помещении. Фасовка товаров
производится в полиэтиленовую или целлофановую пленку,
пергаментную или оберточную бумагу, сетчатую тару, пакеты, коробки
и т. д., в зависимости от их свойств. На упаковке фасуемых в
магазине товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типографским
способом, указываются наименование и сорт товара, его вес нетто,
стоимость с упаковкой, дата фасовки, номер фасовщика.
При фасовке капусты кочанной, арбузов, ананасов, кабачков,
тыквы и других аналогичных товаров, они предварительно
взвешиваются и оцениваются. При этом их стоимость указывается на
самом товаре или прикрепленном к нему ценнике.
2.41. При необходимости некоторые товары могут продаваться в
зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает
на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле
расчета.
2.42. Товары в торговом зале отдела (магазина) самообслуживания
должны быть размещены на стационарном оборудовании, поддонах,
пластмассовых ящиках, проволочных корзинах, кронштейнах, вешалках
и другой таре и таре-оборудовании.
Ценники закрепляются в ценникодержателях, вмонтированных в
оборудование или установленных на специальных стойках. В тех
случаях, когда наименование товара, вес, сорт указаны на упаковке,
применяются ценники, указывающие только стоимость единицы товара.
2.43. Отбор товаров покупателями производится только в
инвентарные корзины и тележки, которые покупатель обязан взять при
входе в зал самообслуживания.
2.44. При входе в торговый зал покупатель оставляет
хозяйственную сумку, рюкзак, портфель, чемодан и т.п., а
администрация магазина должна обеспечить их сохранность.
2.45. Расчеты за все товары, приобретенные в магазине
самообслуживания, производятся только в едином узле расчета.
Покупателю при расчете в обязательном порядке выдается кассовый
чек, подтверждающий покупку товаров в данном магазине, который
должен сохраняться покупателем до выхода из магазина.
Работникам магазина запрещается применять двойной контроль
покупателей на выходе, а также проверять их личные сумки и т.п.
2.46. Запрещается продажа товаров из подсобных и складских
помещений, а также до начала и по окончании установленных часов
работы предприятия.
Расчеты с покупателями
2.47. Денежные расчеты с начислением за товары осуществляются с
обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством.
2.48. Расчеты с покупателем производятся кассиром, при этом:
- кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их
отдельно на виду у покупателя;
- печатает чек на контрольно-кассовой машине, на котором
указывается наименование предприятия, номер кассового аппарата,
дата, цена покупки;
- объявляет покупателю общую сумму покупок;
- называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с
чеком;
- после окончательного расчета кладет полученные от покупателя
деньги в кассовый ящик.
2.49. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег
какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
2.50. Запрещается закрытие касс в рабочее время для подсчета
выручки при наличии очередей.
2.51. В зале продовольственных магазинов самообслуживания
рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за
покупки, состоящие из одного-двух предметов. В непродовольственных
предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле
расчета или в кассах, установленных в местах выхода покупателей.
2.52. При поступлении от покупателя претензий по расчетам
кассир, контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации
предприятия. Возврат из кассы денег покупателям производится в
установленном порядке, по разрешению администрации.
Права и обязанности покупателя
2.53. Покупатель имеет право:
- на помощь в выборке товара, консультацию о его свойствах,
назначении, способах ухода, порядке эксплуатации и демонстрации
отдельных товаров в действии;
- проверить правильность цены, веса и меры, отпущенных ему
товаров, а также сроки хранения продовольственных товаров и
наличие сертификата;
- требовать организации процесса продажи товаров, направленного
на ликвидацию очередей;
- требовать соблюдения положений Правил и других нормативных
актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы
покупателей;
- вносить в книгу отзывов и предложений замечания и предложения
по качеству и порядку обслуживания покупателей.
2.54. В соответствии с гражданским законодательством,
нормативными актами при выборке и покупке товаров покупатель
обязан:
- соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не
входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими
предметами, не курить в торговом зале;
- производить отбор продовольственных товаров без упаковки
только с помощью соответствующего инвентаря;
- набирать товары только в инвентарную тару и сохранять чек до
выхода из торгового зала самообслуживания;
- возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине
товары.
Требования, предъявляемые к продавцам
2.55. Продавцы на рабочем месте должны находиться в единой
форменной одежде, соответствующей рабочей обстановке и отвечающей
санитарно-гигиеническим требованиям, и иметь нагрудный знак, с
указанием фамилии, инициалов.
2.56. Продавец обязан следить за наличием товаров в продаже в
торговом зале согласно ассортиментному перечню; своевременно
пополнять запасы товаров, не допускать образования очередей.
2.57. При обслуживании покупателей продавец должен быть
терпеливым, вежливым, предупредительным, внимательно относиться к
покупателям.
2.58. Отпуск товаров за прилавком должен вестись так, чтобы
покупатель мог видеть правильность всех операций (взвешивание,
отмеривание и т.д.).
2.59. Продавец может уходить с рабочего места только в случае
его замены другим продавцом.
2.60. Работникам магазина запрещается на рабочих местах прием
пищи, курение, для этого выделяется отдельное помещение или место.
2.61. Продавец, осуществляющий реализацию продовольственных
товаров, обязан знать порядок работы торгового предприятия:
- правила торговли товарами данной группы, правила подготовки
товаров к продаже;
- приемы показа и упаковки товаров;
- принципы размещения, выкладки товаров и оформления витрин;
- правила хранения товаров и сроки их реализации;
- правила взвешивания товаров, установки, регулировки, проверки
весов и ухода за ними, сроки клеймения мер, весов, гирь;
- правила работы на контрольно-кассовой машине и ухода за ней;
- виды торгового оборудования, инвентаря, инструментов и
правила пользования ими;
- установленный порядок приема и сдачи денег;
- правила обращения с тарой;
- правила санитарии и гигиены;
- правила техники безопасности и противопожарные мероприятия;
- принципы соблюдения товарного соседства при выкладке и
хранении товаров. Продавец скоропортящихся товаров должен знать
правила пользования холодильным оборудованием.
2.62. При реализации непродовольственных товаров продавец
обязан осуществлять:
- показ товаров, консультации о назначении, свойствах, качестве
товаров, правилах ухода за ними;
- предложение взаимозаменяемых товаров, новых и сопутствующих
товаров;
- подсчет стоимости покупки, выписку (печатание) чека,
получение денег;
- оформление техпаспорта на товары, имеющие гарантийные сроки
пользования;
- упаковку товаров, выдачу покупки или передачу ее на контроль,
обмен товаров; знать ассортимент, классификацию, характеристику,
назначение товаров данной группы, способы ухода за ними;
- правила расшифровки артикула и маркировки, подбора, примерки,
отмеривания, отреза, комплектации товаров;
- шкалы размеров изделий и правила их определения;
- основные виды сырья и материалы, идущие на изготовление
товаров, и способы их распознавания;
- основные требования к качеству товаров;
- виды брака;
- гарантийные сроки пользования товарами.
2.63. Продавец несет ответственность за нарушение настоящих
Правил в порядке, установленном действующим законодательством.
Раздел III. ПРАВИЛА РАБОТЫ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ СЕТИ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ШАХТЫ
3.1. К мелкорозничной торговой сети относятся:
- стационарная мелкорозничная сеть (палатки, киоски, павильоны,
торговые автоматы);
- передвижные средства развозной и разносной торговли (тележки,
автолавки, фургоны, лотки, корзины и др.).
3.2. Размещение объектов мелкорозничной сети осуществляется по
специальному разрешению органов местного самоуправления в
соответствии с Единой схемой размещения торговых предприятий.
3.3. Через мелкорозничную сеть производится продажа
продовольственных и непродовольственных товаров (кроме товаров
технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенных
условий), овощей, фруктов, продукции общественного питания
(хлебобулочные, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты,
бутерброды и др.).
Запрещается реализация скоропортящихся товаров при отсутствии
холодильного оборудования, а также товаров при отсутствии
документов, подтверждающих безопасность их качества и соответствие
установленным требованиям.
Юридические и физические лица, осуществляющие через объекты
мелкорозничной сети торговлю товарами, реализация которых подлежит
лицензированию, должны иметь соответствующую лицензию.
3.4. Часы работы мелкорозничной сети муниципальной
собственности устанавливаются органами местного самоуправления, в
зависимости от размещения и товарной специализации предприятий, с
учетом необходимости обслуживания населения в утренние и вечерние
часы, когда закрыты магазины.
Часы работы мелкорозничной сети иных форм собственности
определяются собственником, с последующим уведомлением Управления
торговли мэрии города.
3.5. Продавцы несут полностью ответственность за качество
реализуемых товаров.
3.6. При продаже непродовольственных товаров продавец обязан
вручать покупателю чек или другой документ, подтверждающий факт
приобретения товара.
3.7. Объекты мелкорозничной сети должны иметь вывеску со
следующей информацией: фирменное наименование своей организации,
место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы.
Индивидуальный предприниматель должен предоставить информацию о
государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его
органа.
(п. 3.7 в ред. решения Шахтинской городской Думы от 25.03.2004 N
461)
Требования к помещению и оборудованию
3.8. Каждое мелкорозничное предприятие должно иметь
соответствующий инвентарь и оборудование, а торгующие
скоропортящимися товарами - средства охлаждения.
Весоизмерительное оборудование должно быть исправным,
опломбированным, иметь номер (заводской), оттиск даты последней
госповерки и предъявлять на поверку в установленные сроки,
согласно действующему порядку.
3.9. В мелкорозничной сети, осуществляющей реализацию
продовольственных товаров, прилавки должны быть покрыты
водонепроницаемыми материалами, разрешенными органами санитарно-
эпидемиологического надзора.
3.10. Лотки должны быть обеспечены складными подставками,
ставить лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар
запрещается.
3.11. Собственники палаток, киосков несут ответственность за
своевременное выполнение работ по очистке и уборке территорий,
прилегающих к объектам, а также за содержание в соответствии с
установленными требованиями (техники безопасности, санитарными,
противопожарными и др.).
Порядок продажи товаров
3.12. Образцы всех находящихся в продаже продовольственных и
непродовольственных товаров должны быть снабжены ценниками,
согласно установленным требованиям.
3.13. На все продаваемые в мелкорозничной сети товары должны
быть документы, указывающие источник их поступления, а также
сертификаты качества (или документы, их заменяющие).
Покупатель имеет право проверить наличие документов,
удостоверяющих качество товаров, сроки хранения, а также
правильность веса и меры отпущенных ему товаров.
3.14. Приемка, хранение и продажа товаров производятся с
соблюдением действующих правил торговли отдельными товарами, с
которыми работники мелкорозничной сети должны быть ознакомлены.
3.15. Запрещается мелкорозничная торговля пищевыми продуктами с
применением посуды одноразового использования при отсутствии
емкостей для ее сбора.
3.16. Торговля вразвал разрешается бахчевыми, овощами,
картофелем.
3.17. При обслуживании покупателей работники мелкорозничной
сети обязаны выполнять требования правил работы предприятий
розничной торговли и основных правил производства и реализации
общественного питания населению.
3.18. Денежные расчеты с населением в предприятиях стационарной
мелкорозничной сети должны осуществляться с обязательным
применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев,
предусмотренных действующим законодательством.
Предприятие мелкорозничной сети, осуществляющее расчеты с
применением ККМ, обязаны выдавать покупателю вместе с покупкой
отпечатанный машинкой чек в соответствии с Законом РФ "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением".
Раздел IV. ПРАВИЛА УЛИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА
ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ШАХТЫ
4.1. Под уличной торговлей понимается продажа товаров
физическими и юридическими лицами в палатках, с лотков на
специально отведенных местах, а также с помощью средств развозной
(автолавки, тележки) и разносной (лотки, корзины) торговли.
(п. 4.1 в ред. решения Шахтинской городской Думы от 25.03.2004 N
461)
4.2. Уличная торговля разрешается органами местного
самоуправления только в специально отведенных для этого местах: на
продовольственных, вещевых, смешанных и мини-рынках, отдельно
организованных местах города.
Для организации торговли плодоовощной продукцией, в целях
создания максимальных удобств покупателям в приобретении этой
продукции, могут выделяться дополнительные территории, по
согласованию с архитектурными и санитарными службами, органами
Госавтоинспекции в местах прохождения автодорог областного и
федерального значения.
4.3. Юридические и физические лица, осуществляющие реализацию
товаров через объекты мелкорозничной (палатки, лотки, автолавки,
тележки и др.) сети, должны иметь свидетельства на право торговли,
регистрационные свидетельства, удостоверение личности, а при
продаже подакцизных товаров - лицензию, выданную в установленном
порядке.
4.4. За сделки, заключенные между продавцами уличной торговли и
покупателями, администрация территории ответственности не несет.
4.5. Продавцы уличной торговли несут полностью ответственность
за качество реализуемых товаров.
4.6. Режим работы предприятий уличной торговли устанавливается
их собственником.
4.7. Продавцы обязаны соблюдать чистоту и порядок в местах
уличной торговли в течение всего времени работы, производить
уборку торговых мест от отходов продукции и мусора после окончания
торговли, осуществлять реализацию продовольственных товаров в
соответствии с санитарными требованиями.
Порядок организации уличной торговли на
отдельно отведенной территории и мини-рынках
4.8. На мини-рынках размещение торговых мест должно
обеспечивать свободный проход покупателей, доступ к торговым
местам и соблюдение противопожарных правил.
Специализированные места для продажи отдельных групп товаров,
открытые и крытые прилавки должны иметь обозначенные указатели.
Торговые места представляются юридическим и физическим лмцам,
оплатившим установленные рыночные сборы. Оплата проводится до
начала торговли, с выдачей документа об оплате, который
сохраняется до конца торговли и предъявляется по требованию
контролера или представителя администрации рынка.
4.9. Мини-рынок должен иметь информационный стенд, который
должен содержать:
- режим работы рынка, определенный администрацией рынка и
согласованный с органами местного самоуправления;
- настоящие правила:
- размер ставок рыночного сбора с продавцов;
- указатель о местонахождения дирекции рынка, органа,
регулирующего торговлю на территории, и контролирующих органов,
номера телефонов, по которым покупатели могут обратиться по
вопросам организации работы рынка.
4.10. Администрация рынка имеет право лишать продавцов торговых
мест за нарушение правил торговли, условий лицензий, несоблюдение
требований к содержанию торговых мест в соответствии с действующим
законодательством и настоящих Правил, с обязательным составлением
акта, фиксирующего нарушения.
4.11. Товары реализуются по ценам согласно договоренности между
продавцом и покупателем.
4.12. Торговые предприятия и изготовители, независимо от форм
собственности, осуществляющие продажу товаров с лотков и
автомашин, обязаны иметь вывеску с указанием юридического адреса
(местонахождения собственника), даты и номера регистрационного
свидетельства, режима работы.
(п. 4.12 в ред. решения Шахтинской городской Думы от 25.03.2004 N
461)
Лотки должны быть обеспечены подставками, ставить лотки
непосредственно на мостовую, землю, тротуар запрещается.
4.13. Торговля на мини-рынках и специально отведенных
территориях осуществляется с соблюдением санитарных правил,
постоянно обеспечивается уборка территории.
4.14. Ответственность за поддержание порядка и чистоты
территории, соблюдение прав и обязанностей продавца возлагается на
администрацию мини-рынка.
Раздел V. КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЕМ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
5.1. Контроль за осуществлением торговой деятельности г. Шахты
осуществляют:
- Департамент потребительского рынка товаров и услуг
Администрации области;
- Инспекция министерства по налогам и сборам по г. Шахты;
- Управление торговли мэрии;
- Управление федеральной службы налоговой полиции по
Шахтинскому региону;
- УВД г. Шахты;
- Государственный Центр санэпиднадзора по г. Шахты;
- Государственная торговая инспекция.
5.2. Кроме перечисленных выше контролирующих органов, за
работой торговых предприятий осуществляют общественный контроль
добровольные общественные организации потребителей в соответствии
с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Общественные организации могут проводить проверки и совместно с
контролирующими органами.
5.3. В случае выявления нарушений в торговой деятельности
организаций (предпринимателей) нарушители привлекаются к
ответственности, установленной действующим законодательством.
5.4. При неоднократных нарушениях требований законодательных и
других нормативно-правовых актов торговая организация может быть
ликвидирована в судебном порядке.
5.5. Трудовые отношения работников торговли регулируются
действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.6. При приеме на работу в сферу торговли лицам рабочих
категорий необходимо иметь в наличии медицинские документы,
перечень которых предусмотрен органами санитарно -
эпидемиологического надзора.
5.7. Руководители торговых предприятий, независимо от
организационно-правовых форм, заключают коллективные договоры по
решению трудового коллектива.
Управделами городской Думы
В.Н.БЕЗДНЯКОВА
|