РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2000 г. N 315
О ПРИНЯТИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ (2001-2005 ГГ.)"
Заслушав и обсудив информационное сообщение председателя
комитета по физической культуре, спорту и туризму А.И. Орехова "О
муниципальной программе "Здоровье нации (2001-2005 гг.)",
городская Дума отмечает, что за период 1994-2000 годов
администрацией проделана большая работа по развитию массового
физкультурно-оздоровительного движения в городе Ростове-на-Дону.
В течение календарного года в городе проводится более 300
спортивно-массовых мероприятий, в том числе первичных стартов для
всех желающих. Работают городские федерации по 60 видам спорта,
действуют более 100 физкультурно-спортивных клубов. Все
действующие секции и клубы обеспечиваются спортивным инвентарем и
оборудованием. В школах города действует "Всеобуч по греко-римской
борьбе". В течение 2000 года совместно с районными администрациями
горспорткомитет оборудовал 19 дворовых спортивных площадок, в том
числе два стадиона: "Темерник" и "Лучший" - в Первомайском и
Ворошиловском районах. Количество жителей города, приобщенных к
оздоровительным физкультурным занятиям, достигло в 2000 году
значения 150000 человек.
Деятельность горспорткомитета была положительно оценена на
российском уровне. По итогам Всероссийского конкурса "Старт в 3-е
тысячелетие" город Ростов-на-Дону занял 1-е место среди городов с
миллионной численностью населения по организации
физкультурно-оздоровительной работы с населением.
По показателям высшего спортивного мастерства (чемпионаты
мира, Европы, Олимпийские игры) город Ростов-на-Дону уверенно
занимает 3-4-е места в России. На Олимпийских играх в Сиднее
ростовские спортсмены завоевали 8 медалей (1 золотую, 3 серебряных
и 4 бронзовых). С 1999 года, по постановлению мэра города
выполнялась программа "Олимпийские стипендии" для выдающихся
ростовских спортсменов и талантливой молодежи.
Однако ситуация со здоровьем жителей города по-прежнему
остается напряженной. Не удается переломить негативные
демографические тенденции, противостоять распространению вредных
привычек, особенно наркомании. Идеи здорового образа жизни не
стали доминирующими на городском пространстве, более того: еще не
поставлены во главу угла муниципальной социальной политики.
Разработанные новейшие методики и технологии не имеют возможности
полного их воплощения в результате отсутствия координирующего и
связующего технологического органа управления.
В соответствии с пунктом 4 "Приоритетных направлений
деятельности Правительства РФ на 2000-2001 гг. по реализации
"Основных направлений социально-экономической политики
Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу",
Федеральной программой "Здоровье нации", Федеральным законом "О
физической культуре и спорте в Российской Федерации", Областным
законом "О физической культуре и спорте в Ростовской области",
решением коллегии администрации города N 39 от 21 сентября 2000
года, руководствуясь ст. ст. 22, 40 и 42 Устава города
Ростова-на-Дону, городская Дума решила:
1. Принять муниципальную программу "Здоровье нации (2001 -
2005 гг.)" (приложение).
2. Одобрить практику работы горспорткомитета (А.И. Орехов) с
городскими общественными организациями на основании договоров о
совместной деятельности.
3. Считать целесообразным создание в городе Ростове-на-Дону
координирующего органа управления со статусом "Комплексная
детско-юношеская спортивная школа" - центра олимпийской подготовки
спортсменов на базе МУ "Гребной канал "Дон" (директор
С.Р. Аракелян).
4. Администрации города включать в бюджеты 2001 и последующих
годов финансирование календарных спортивно-массовых мероприятий в
пределах контрольных цифр, учтенных при определении межбюджетных
отношений в соответствии с Законом Ростовской области "О бюджете
2001 года" и последующих годов и предусмотреть финансирование
программы "Здоровье нации", муниципальных учреждений и спортивных
команд за счет дополнительно привлеченных доходов в городской
бюджет (приложение 1 "Программы").
5. Контроль за исполнением данного решения возложить на
постоянную комиссию по образованию, культуре, здравоохранению,
вопросам социальной защиты, физической культуры
(Т.Ю. Гайдадымова).
Мэр города Ростова-на-Дону
М.А.ЧЕРНЫШЕВ
Приложение
к решению
городской Думы
от 02.11.2000 N 315
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ (2001-2005 ГГ.)"
1. Введение
В 1994 году в Ростове-на-Дону была разработана комплексная
целевая программа "Здоровье нации". Программа была рассчитана на
1994-1997 годы, а основная цель сформулирована следующим образом:
оздоровление жителей города средствами физической культуры и
спорта. Программа представляла собой уникальную разработку
инновационных технологий в сфере управления физкультурно -
спортивной отраслью муниципального образования.
Оригинальность программы была подтверждена авторским
свидетельством Юго-Западного филиала Российского авторского
общества N 12 от 14 декабря 1994 года. Аналогов данной разработке
в России не имелось. Впервые в новейшей истории Российской
Федерации муниципальная власть начала решать вопросы физического
оздоровления населения, существенным образом определяющие
"качество жизни" жителей города. В то же время следует отметить,
что в ряде развитых стран мира подобные
физкультурно-оздоровительные программы разрабатываются и
реализуются уже в течение многих лет и находятся под пристальным
вниманием правительства, парламента и общественности.
Первые шаги по реализации программы на городском пространстве
показали, что в условиях реформирования социально экономической
жизни России физкультурно-оздоровительная деятельность
муниципальной власти является высоко социально-значимой и
способствует разрешению многих социальных проблем. В 1997 году
горспорткомитет приступил к разработке 2-го этапа программы
"Здоровье нации" на 1998-2000 годы, сохраняя концепцию программы,
основные механизмы ее реализации и учитывая накопленный
практический опыт и теоретические разработки.
Тем временем произошли существенные подвижки в отношении
Федеральной власти к вопросам физического здоровья населения.
Депутат Государственной Думы Николай Герасименко в книге "Власть и
здоровье нации (Что ожидает Россию в ХХI веке)" написал: "Здоровье
населения - это не медицинская категория, это категория
социально-экономическая, вопрос национальной безопасности страны".
Вопросы физического оздоровления населения в период 1998 -
2000 годов неоднократно рассматривались на заседаниях
Правительства РФ и парламентских комиссиях, что привело к
разработке таких программ и документов, как Федеральный закон "О
физической культуре и спорте в РФ", Федеральная программа
"Здоровье нации", "Приоритетные задачи Правительства Российской
Федерации на 2000-2001 годы по реализации "Основных направлений
социально-экономической политики Правительства Российской
Федерации на долгосрочную перспективу".
Таким образом, 2-й этап муниципальной программы "Здоровье
нации (1998-2000 гг.)" выполнялся в условиях осознания обществом и
властью значимости затронутых проблем. Следующий этап
муниципальной программы "Здоровье нации" рассчитан на 2001 -
2005 годы.
2. Актуальность проблемы
Данные исследований убедительно показывают, что показатели
физического состояния жителей города Ростова-на-Дону остаются на
неудовлетворительно низком уровне. По данным министерства
здравоохранения Ростовской области и областного бюро медицинской
статистики, средняя численность населения города Ростова-на-Дону
уменьшается ежегодно на 3-4 тысячи человек, при этом рождаемость
составляла 7,3 и 7,1 новорожденных на 1000 человек в 1998 и 1999
годах соответственно.
По продолжительности жизни российские женщины занимают 100-е
место в мире, а мужчины - 135-е. Одна треть умерших уходит из
жизни в трудоспособном возрасте, из них 80% - мужчины. Не имеет
аналогов в мире такая большая, как в России, разница между
продолжительностью жизни мужчин (57-58 лет) и женщин (72 года).
Серьезные опасения вызывает здоровье школьников города
Ростова-на-Дону. Специалисты Ростовского детского диагностического
центра провели обследование детей в школе N 77 и выявили, что
только 2% детей могут быть признаны абсолютно здоровыми, при этом
наиболее распространенные патологии - нарушения
опорно-двигательного аппарата и нарушения сердечно-сосудистой
деятельности (соответственно 72 и 32% учащихся). Аналогичные
данные были получены в Донской реальной гимназии, школах N 18, 19
и других образовательных учреждениях города.
Более того, по данным Ростовского областного
врачебно-физкультурного диспансера, около 60% учителей средней
школы нуждаются в лечении. 85% учителей испытывают в школе
состояние устойчивого стресса, причем наиболее выражены
невротические изменения у учителей русского языка и литературы, а
наименее - у преподавателей физической культуры и труда.
Не менее серьезные опасения вызывает здоровье студенческой
молодежи, будущих руководителей всех уровней. По данным Совета
ректоров вузов Ростовской области, около 30% студентов ростовских
вузов не могут заниматься физической культурой по состоянию
здоровья, при этом отмечается увеличение негативного отношения
студентов к занятиям физкультурой. Только 28,1% студентов
Ростовского медицинского университета (будущие врачи) практически
здоровы, причем более 50% опрошенных отметили, что не имеют
возможности заботиться о своем здоровье.
По данным Генштаба РФ, в 1998 г. 30% юношей призывного
возраста не могли служить в армии по состоянию здоровья, а 40%
были признаны "условно годными" (в 1985 г. "белый билет" получал
только каждый двадцатый!).
Однако, помимо очевидных проблем с физическим состоянием
населения, существует также целый ряд негативных явлений в сферах
"психического" и "социального" здоровья населения, которые
неправомерно рассматривать в отрыве друг от друга. Так, в
частности, около 70% населения испытывает хронический стресс, что
приводит к распространению депрессивных состояний, увеличению
количества суицидальных попыток, возникновению немотивированной
жестокости и агрессии, росту бытовой преступности и преступности
несовершеннолетних.
Наблюдается повсеместное распространение вредных привычек -
алкоголизма, курения, наркомании. По росту количества
наркозависимых подростков Ростов-на-Дону, к сожалению, намного
опережает российские показатели.
Одной из очень опасных тенденций является широкое
распространение различных видов социальной дезадаптации -
бродяжничества, попрошайничества, мошенничества, детской
безнадзорности и беспризорности.
Очевидно, что ни одну из этих проблем нельзя рассматривать и
решать изолированно от других. Борьба с негативными явлениями
напоминает борьбу со сказочным чудовищем, когда вместо одной
отрубленной головы вырастают три новых.
На наш взгляд, наиболее перспективным является формирование
устойчивых позитивных моделей поведения, что означает широкое
распространение идей здорового образа жизни и "моды" на активный и
здоровый имидж.
В настоящее время неправомерно рассматривать физическую
культуру и спорт всего лишь как досуг или средство отвлечения
молодежи от вредных привычек. Сфера физической культуры и спорта
оказывает многоплановое воздействие на социальные процессы,
происходящие в обществе:
- способна реально улучшить состояние физического здоровья
населения, нормализует физиологическое состояние организма, снижая
факторы агрессивности, тревожности и неудовлетворенности,
способствует формированию положительных эмоций;
- имеет высокую значимость и является авторитетной для
подавляющего большинства молодежи;
- несет позитивное содержание без политической окраски;
- противостоит распространению вредных привычек;
- организует здоровый и активный досуг населения;
- обеспечивает занятость детей и подростков деятельностью,
которая им по душе;
- дает возможность индивиду улучшить свое материальное
положение и получить общечеловеческое признание;
- способствует развитию спортивной индустрии - динамичной
отрасли экономики.
Таким образом, актуальность представленной муниципальной
программы "Здоровье нации" обуславливается как высокой социальной
значимостью обозначенной проблемы, так и наличием механизмов ее
решения с использованием предложенных технологий.
3. Этапы реализации муниципальной программы
"Здоровье нации" в городе Ростове-на-Дону
1-й этап - 1994-1997 гг.
1994 год - сохранение комитета по физической культуре и спорту
в структуре администрации города, разработка концепции программы
(2 "кита" программы - массовые соревнования + идеи здорового
образа жизни, механизм реализации программы - "20 стартов
каждому"), написание целевой муниципальной комплексной программы
"Здоровье нации" (1994-1997) и утверждение ее на заседании
городского Совета. Впервые высказано положение о необходимости
оздоровления населения средствами физической культуры и спорта.
Поиск новых организационных форм работы со спортивными
организациями.
1995 год - проведение региональной научно-практической
конференции "Актуальные проблемы физической культуры" -
определение основных проблем и вопросов в сфере физической
культуры, отработка системы договорных отношений с
физкультурно-спортивными организациями, решение кадровой проблемы
- организация 60 городских федераций по видам спорта, возрождение
городского календаря спортивно-массовых мероприятий (чемпионаты,
первенства и Кубки города, комплексные спартакиады и т. д.),
проведение передвижных летних оздоровительных лагерей туристского
типа, апробация проведения массовых спортивно-театрализованных шоу
в качестве агитационных мероприятий.
1996 год - совершенствование управленческих технологий,
отработка методов взаимодействия со спортивными сооружениями и
структурами независимо от формы собственности, формирование
городской физкультурно-спортивной инфраструктуры, активизация
физкультурной общественности города и мобилизация на поиск новых
форм работы, крупные агитационные спортивно-театрализованные
акции, расширение городского календаря массовых соревнований.
1997 год - поддержка создания физкультурно-оздоровительных и
физкультурно-спортивных клубов, охват соревновательным календарем
всего образовательного среза (от дошкольных образовательных
учреждений до вузов), организация дворовых спортивных площадок,
формирование "рукотворного" физкультурника, привлечение крупных
фирм-спонсоров к проведению массовых турниров по уличному футболу
и уличному баскетболу, фестивалю нетрадиционных видов спорта,
Ростовской миле, организация массовых соревнований для всех
возрастов.
2-й этап - 1998-2000 гг.
1998 год - анализ итогов выполнения 1-го этапа программы,
разработка 2-го этапа муниципальной программы "Здоровье нации"
(1998-2000 гг.), выделение в качестве приоритетного направления
агитации и пропаганды здорового образа жизни, валеологического
образования и воспитания населения, расширение сферы
физкультурно-оздоровительных услуг, развитие идеологии здорового
образа жизни, разработка "Сертификата здоровья школьника",
разработка программы противодействия вредным привычкам, разработка
программы допризывной подготовки молодежи.
1999 год - развитие "самодеятельного" физкультурного движения,
просветительская деятельность (издание книги-альманаха и т. д.),
глубокий анализ изменений, происходящих в физкультурно-спортивной
отрасли, социо-психологические исследования, поддержка
физкультурно-оздоровительных инициатив населения, крупные
спортивные шоу, посвященные 250-летию города Ростова-на-Дону,
проведение научно-практической конференции "Физическая культура,
спорт и туризм: шаг в третье тысячелетие".
2000 год - реализация территориального принципа в организации
физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства,
разработка системы подготовки общественных физкультурно-спортивных
кадров - общественных инструкторов по спорту, тщательный анализ
1-го и 2-го этапов выполнения программы, разработка 3-го этапа
муниципальной программы "Здоровье нации".
Основные итоги реализации 1-го и 2-го этапов программы:
- решена кадровая проблема, сформирована
организационно-структурная база отрасли - система общественных
физкультурно-спортивных организаций, физкультурных кадров;
- отработаны эффективные организационные технологии проведения
массовых спортивных мероприятий;
- налажены и продолжают совершенствоваться
информационно-агитационные технологии;
- привлечены коммерческие организации, вкладывающие
собственные средства в развитие физкультурно-спортивной отрасли;
- достигнут показатель 150000 жителей города, участвующих в
физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Таким образом, можно констатировать, что основные задачи 1-го
и 2-го этапов муниципальной программы "Здоровье нации" выполнены,
сформирована тенденция к постоянному росту числа занимающихся
физической культурой горожан, увеличению количества видов спорта и
видов состязаний в городе.
4. Основные цели и задачи муниципальной программы
"Здоровье нации (2001-2005 гг.)"
Учитывая опыт работы по реализации комплексной целевой
программы "Здоровье нации" в 1994-2000 годах, особенности
современного периода социально-экономического развития России и
города Ростова-на-Дону, современные научные представления о
способах и средствах сохранения и укрепления здоровья, можно
сформулировать основную цель муниципальной программы "Здоровье
нации" (2001-2005 гг.) следующим образом - физическое и социальное
оздоровление жителей города Ростова-на-Дону средствами физической
культуры, спорта и туризма на основе всемерного распространения
"самодеятельного" физкультурного движения и идеологии "Мое
здоровье - здоровье общества".
Для выполнения основной цели муниципальной программы "Здоровье
нации" необходимо решить следующие тактические задачи:
Финансовое подкрепление
Обеспечение стабильного финансирования раздела "Физическая
культура и спорт" в консолидированном бюджете города
Ростова-на-Дону.
Привлечение внебюджетных средств для финансирования
физкультурно-спортивной отрасли.
Поддержка мероприятий, способствующих переходу
физкультурно-спортивных организаций к финансовой независимости.
Технологии
Вовлечение в систематические занятия физической культурой и
спортом до 35% населения города, т. е. практически каждую
ростовскую семью.
Экспансивная агитационная кампания по пропаганде идей
здорового образа жизни.
Материальная база
Развитие и укрепление муниципальной спортивной базы.
Протекционистская поддержка любых физкультурно -
спортивно-оздоровительных организаций, независимо от формы
собственности.
Продолжение процесса подготовки кадров
Укрепление районного административного звена
физкультурно-спортивной отрасли.
Разработка системы подготовки и переподготовки специалистов,
работающих в физкультурно-оздоровительных организациях.
Поддержка и поощрение общественных физкультурных кадров.
5. Принципы программы
Муниципальная программа "Здоровье нации (2001-2005 гг.)"
основывается на принципах государственной политики Российской
Федерации, положениях Устава города Ростова-на-Дону, принципах
местного самоуправления и историко-географических особенностей
муниципального образования.
1. Принципы государственной политики в области физической
культуры и спорта (гл. 1 ст. 3 ФЗ "О физической культуре и спорте
в РФ").
Непрерывность и преемственность физического воспитания
различных возрастных групп граждан на всех этапах их
жизнедеятельности.
Учет интересов всех групп граждан при разработке
физкультурно-оздоровительных программ; признание ответственности
граждан за свое здоровье и физическое состояние.
Признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных
объединений и равенства их прав на государственную поддержку.
Создание благоприятных условий финансирования
физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций.
2. Положения Устава города Ростова-на-Дону (принят городской
Думой, решение N 211 от 9 апреля 1996 г.).
Управление всеми находящимися в ведении города
физкультурно-спортивными учреждениями.
Строительство зданий и сооружений муниципальных организаций
физической культуры и спорта, обеспечение совместно с районными
администрациями обустройства прилегающих территорий.
Разработка комплексных программ укрепления здоровья населения.
Организация проведения общегородских мероприятий в области
спорта.
3. Принципы муниципальной политики в сфере физической культуры
и спорта (Положение о комитете по физической культуре, спорту и
туризму администрации города Ростова-на-Дону, утверждено в 1997
году).
Обеспечение развития в городе Ростове-на-Дону физической
культуры, спорта и туризма в целях гармоничного развития личности,
укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и
организации активного отдыха горожан.
Разработка в пределах своей компетенции основ государственной
политики в сфере физической культуры, спорта и туризма.
Развитие спортивно-оздоровительного туризма в городе
Ростове-на-Дону.
Проведение работы по подбору, воспитанию, переподготовке и
распределению физкультурных кадров.
Координация деятельности районных спорткомитетов, других
государственных учреждений, предприятий и организаций различной
ведомственной принадлежности и формы собственности, действующих в
сфере физической культуры, спорта и туризма.
Развитие материально-технической базы физической культуры,
спорта и туризма города Ростова-на-Дону.
Подготовка спортсменов высокого класса для участия в составе
сборных команд России на Олимпийских играх, Чемпионатах мира,
Европы, а также на международных турнирах и соревнованиях.
Организация агитационных и пропагандистских мероприятий в
целях развития идей здорового образа жизни и физической культуры.
6. План мероприятий муниципальной программы
"Здоровье нации (2001-2005 гг.)"
1. Массовые городские спортивные соревнования.
1.1. Чемпионаты, Первенства и Кубки города по 30 видам спорта.
1.2. Комплексные Спартакиады образовательных учреждений по
10-15 видам спорта - вузов, ссузов, СПТУ, общеобразовательных
школ, детских дошкольных учреждений.
1.3. Памятные мемориальные турниры (16 турниров в год).
1.4. Участие сборных команд города в Чемпионатах, Первенствах,
Кубках и Спартакиадах Ростовской области.
2. Массовые соревнования для всех желающих по программе "20
стартов каждому!".
2.1. Массовые пробеги, старты и заплывы ("Ростовское кольцо",
Первомайская эстафета, Ростовская миля, Донской марафон, забеги
роллеров, заплывы, триатлон и т. д.).
2.2. Турниры по дворовому футболу, уличному баскетболу,
пляжному волейболу и т. д.
2.3. Фестиваль нетрадиционных видов спорта.
2.4. Комплексные Спартакиады трудовых коллективов по 5-8 видам
спорта.
2.5. Регистрация заочных рекордов города.
2.6. Проведение массовых стартов в дни школьных каникул.
3. Агитационно-зрелищные мероприятия и спортивные шоу.
3.1. Новогодние спортивные праздники.
3.2. Месячник оборонно-спортивной работы.
3.3. Спортивно-театрализованный праздник, посвященный Дню
Весны и Труда.
3.4. Чествование ветеранов спорта - участников Великой
Отечественной войны.
3.5. Детский спортивный праздник, посвященный Дню защиты
детей.
3.6. Спортивный праздник, посвященный Дню молодежи.
3.7. Мероприятия, посвященные Дню физкультурника.
3.8. Спортивно-театрализованный праздник, посвященный Дню
города.
4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
4.1. Спортивно-массовые соревнования для социально -
незащищенных категорий граждан (инвалиды, многодетные семьи,
ветераны и т. д.).
4.2. Внутриклубные и внутрисекционные соревнования, праздники
"открытия" и "закрытия" сезона, юбилея клуба и т. д.
4.3. Поддержка инициативных предложений самодеятельных
общественных физкультурно-оздоровительных организаций.
5. Спорт высших достижений.
5.1. Программа "олимпийские стипендии" для спортсменов,
выступающих на Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы.
5.2. Поддержка на долевых началах программ развития
олимпийских видов спорта.
5.3. Открытие Муниципальной школы высшего спортивного
мастерства.
6. Укрепление муниципальной спортивной базы.
6.1. Программа развития Муниципального учреждения "Гребной
канал "Дон".
6.2. Программа развития спортивно-туристской отрасли города
Ростова-на-Дону (исполнитель - Муниципальное учреждение
"Спортивно-туристский центр "Дон").
6.3. Программа развития муниципального Центра допризывной
подготовки.
6.4. Передача в муниципальную собственность физкультурно -
спортивных объектов города Ростова-на-Дону, находящихся под
угрозой перепрофилирования.
6.5. Строительство, ремонт, реконструкция, оборудование
дворовых спортивных площадок в жилых районах города.
6.6. Оборудование "троп здоровья" в городских парках.
6.7. Изготовление и приобретение спортивного оборудования и
тренажеров.
7. Материальное обеспечение физкультурно-спортивной отрасли.
7.1. Разработка и изготовление наградной атрибутики (грамоты,
дипломы, вымпелы, кубки, медали и т. д.).
7.2. Приобретение и распределение спортивного инвентаря (мячи,
тренажеры, маты и т. д.).
7.3. Изготовление и приобретение инвентаря для проведения
массовых соревнований (флаги, поворотные тумбы, ограждение,
таблички, препятствия и т. д.).
8. Подготовка кадров.
8.1. Разработка муниципального заказа на подготовку и
переподготовку специалистов по физкультурно-оздоровительной
работе.
8.2. Разработка системы повышения квалификации кадров
руководителей административных органов физкультурно-спортивной
отрасли, физкультурно-спортивных клубов и федераций.
8.3. Разработка и внедрение системы лицензирования
физкультурно-спортивной деятельности в городе Ростове-на-Дону.
9. Информационно-агитационное обеспечение физкультурно -
спортивной отрасли.
9.1. Совершенствование системы предоставления информации о
физкультурно-спортивной жизни города средствам массовой информации
с использованием современных технологий.
9.2. Разработка агитационных плакатов, афиш, листовок,
наклеек, информационных щитов и других средств наглядной агитации
здорового образа жизни.
9.3. Поддержка печатных изданий, теле- и радиоканалов,
публикующих и выпускающих материалы физкультурно-оздоровительной
направленности.
10. Научно-методическое обеспечение физкультурно -
оздоровительной деятельности.
10.1. Выпуск печатной продукции по основам здорового образа
жизни.
10.2. Организация валеологических и социологических
научно-практических исследований.
10.3. Разработка и внедрение системы массового мониторинга
уровня физического развития детей и подростков города
Ростова-на-Дону "Сертификат здоровья школьников".
10.4. Проведение городских конкурсов на лучшую
физкультурно-оздоровительную деятельность в образовательных
учреждениях, трудовых коллективах, лучшее освещение спортивной и
оздоровительной тематики в СМИ и др.
7. Механизм реализации программы
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим
инструментом, используемым во всех сферах и отраслях. Он является
одним из основных документов, определяющих стратегию развития
отрасли на определенный срок, позволяющих дать достаточно четкую
экономическую оценку намеченным мероприятиям. Вместе с тем,
бизнес-план отрасли базируется на общей концепции развития
муниципального образования.
Основная задача всех служб администраций муниципальных
образований - предоставление максимального количества услуг
населению города.
Третий этап Программы "Здоровье нации" предлагает два основных
направления в продвижении "физкультурно-массовых услуг" к
потребителю:
1. Физкультурное воспитание и образование населения.
Физкультурное воспитание населения заключается в формировании
высокомотивированной потребности в здоровом образе жизни в
массовом сознании горожан, создание "моды" на здоровый и активный
имидж у населения.
Система всестороннего валеологического образования обеспечит
ростовчан необходимыми знаниями по сохранению и укреплению
собственного здоровья.
Формирование массового сознания
Способы воздействия
----------------------------¬ ----------------------------¬
¦ Среда обитания ¦ ¦Технологические процессы по¦
¦(оформление улиц, площадей,+--¬ ¦ распространению и ¦
¦ спортсооружений, ¦ ¦ ¦ внедрению знаний о ¦
¦ транспорта и т. д.) ¦ ¦ ¦ сохранении собственного ¦
L---------------------------- ¦ ¦ здоровья ¦
¦ L-------------T--------------
---------------------¬ ¦ ¦
¦ СМИ ¦ ¦ Объект воздействия
¦(телевидение, радио,+----¬ ¦ (человек)
¦газеты, электронные)¦ ¦ ¦
L--------------------- ¦ ¦ ---------------------------¬
¦ ¦ ¦Стремление соответствовать¦
----------------------¬ ¦ ¦ ¦ социальным нормам и ¦
¦Стереотипы массового ¦ ¦ ¦ ¦ стандартам ¦
¦ сознания ¦ ¦ L>+--------------------------+
¦(мода, стиль одежды и¦ L-->¦ Знания о пользе и ¦
¦ поведения и т. д.) +-----¬ ¦ необходимости здорового ¦
L---------------------- L->¦ образа жизни ¦
-------->+--------------------------+
------------------¬ ¦ ¦Удовольствие от тренировок¦
¦Научно-популярная¦ ¦ -->¦ и соревнований ¦
¦ литература +-- ¦ L---------------------------
¦(книги, журналы) ¦ ¦
L------------------ ¦
--------------------------¬ ¦
¦ Наградная спортивная ¦ ¦
¦ атрибутика +---
¦ (медали, кубки, ¦
¦грамоты, дипломы и т. д.)¦
L--------------------------
2. Предоставление физкультурно-спортивных услуг населению с
правом участия в массовых соревнованиях повсеместно и в том числе
по месту жительства.
Это направление базируется на двух основных принципах:
2.1. Соревновательном - "20 стартов каждому!".
2.2. Территориальном.
2.1. Соревновательный принцип - один из основных принципов
всех трех этапов реализации Программы "Здоровье нации". В
таблице 1 показана вся соревновательная программа 2000 года,
которая свидетельствует о том, что в настоящий момент на 150000
ростовчан, приобщенных к физической культуре, приходится всего
около 2,8 старта в год. И это при 100%-ном использовании бюджета
спорткомитета.
Таблица 1
Усредненная оценка соревновательной нагрузки
ростовчан в течение 2000 года
----------------------------------T-----------------T----------T-----------¬
¦ Наименование соревнований ¦Продолжительность¦ Кол-во ¦Количество ¦
¦ ¦ каждого ¦участников¦ человеко- ¦
¦ ¦ мероприятия ¦ ¦стартов/год¦
+---------------------------------+-----------------+----------+-----------+
¦1. Чемпионаты и первенства города¦5-6 месяцев ¦ 3000 чел.¦ 1500000 ¦
¦по игровым видам спорта (футбол, ¦(1-2-3 игровых ¦ ¦ ¦
¦баскетбол) ¦дня в неделю) ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+----------+-----------+
¦2. Чемпионаты и первенства города¦От 1 до 5 дней ¦ 3000 чел.¦ 6000 ¦
¦по 30 видам спорта ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+----------+-----------+
¦3. Кубки города и городские ¦От 6 до 10 дней ¦ 2000 чел.¦ 16000 ¦
¦памятные турниры по 20 видам ¦ ¦ ¦ ¦
¦спорта ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+----------+-----------+
¦4. Комплексные Спартакиады ¦ ¦ ¦ ¦
¦(внутрирайонный + районный + ¦ ¦ ¦ ¦
¦городской этапы): ¦ ¦ ¦ ¦
¦- дошкольных учреждений, ¦2 дня ¦ 500 чел. ¦ 1000 ¦
¦- общеобразовательных школ по ¦Весь учебный год ¦30000 чел.¦ 120000 ¦
¦17 видам спорта, ¦(в среднем 4 ¦ ¦ ¦
¦ ¦старта по каждому¦ ¦ ¦
¦ ¦виду) ¦ ¦ ¦
¦- колледжей по 8 видам спорта, ¦2 старта по виду ¦ 2000 чел.¦ 4000 ¦
¦- профессиональных училищ и ¦2 старта по виду ¦ 3000 чел.¦ 6000 ¦
¦лицеев по 8 видам спорта, ¦ ¦ ¦ ¦
¦- вузов по 12 видам спорта ¦4 старта по виду ¦10000 чел.¦ 40000 ¦
+---------------------------------+-----------------+----------+-----------+
¦5. Участие в областных ¦2-3 дня по ¦ 1000 чел.¦ 3000 ¦
¦соревнованиях членов сборных ¦каждому виду ¦ ¦ ¦
¦команд ¦спорта ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+----------+-----------+
¦6. Массовые городские ¦1-2 дня ¦ 8000 чел.¦ 16000 ¦
¦соревнования (Первомайская ¦ ¦ ¦ ¦
¦эстафета, Ростовская миля, ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ростовское кольцо, Донской ¦ ¦ ¦ ¦
¦марафон, уличный баскетбол и ¦ ¦ ¦ ¦
¦уличный футбол, Фестиваль ¦ ¦ ¦ ¦
¦нетрадиционных видов спорта, ¦ ¦ ¦ ¦
¦Скальный фестиваль и т. д.) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+----------+-----------+
¦7. Массовые соревнования в ¦10 стартов в год ¦ 1000 чел.¦ 10000 ¦
¦праздничные дни (армрестлинг, ¦ ¦ ¦ ¦
¦дартс, силовые упражнения, ¦ ¦ ¦ ¦
¦роллерный спорт, фигурное ¦ ¦ ¦ ¦
¦вождение велосипеда, стрельба из ¦ ¦ ¦ ¦
¦пневмат. винтовки, конкурсы ¦ ¦ ¦ ¦
¦и т. п.) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+----------+-----------+
¦8. Летние оздоровительные походы,¦15 дней ¦ 1000 чел.¦ 15000 ¦
¦лагеря, сборы, соревнования ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------------+----------+-----------+
¦Итого: ¦ ¦ ¦ 387000 ¦
L---------------------------------+-----------------+----------+------------
Календарь физкультурно-массовых мероприятий 2001 года
представляет собой "паутину" соревнований от одноступенчатых до
многотуровых, от "дворовых" и "уличных" до городских, от клубных
до чемпионатов города по видам спорта. Охватывает возрастной
срез - от "дошколят" до пенсионеров, профессиональный срез -
"Спартакиада трудящихся". Предполагает очную и заочную регистрацию
"Рекордов города". Эта система соревнований, гармонично
накладываясь на традиционный спортивно-массовый календарь, даст
положительную динамику до 40 тысяч человек участников.
2.2. Территориальный принцип предусматривает увеличение объема
предлагаемых физкультурно-спортивных услуг по месту жительства. За
период реализации первых двух этапов сформирован сильный
общественный актив, готовый взять на себя ответственность за
реализацию программ развития по отдельным структурам и видам
спорта.
---------T-----------------------------------------T--------------¬
¦2000 год¦ 2001 год ¦ 2005 год, ¦
¦ +--------------------------T--------------+ ¦
¦ ¦ Составляющие Программы ¦Предполагаемый¦предполагаемый¦
¦ ¦ "Здоровье нации" ¦ прирост ¦ прирост ¦
¦ ¦ ¦ (человек) ¦ ¦
+--------+--------------------------+--------------+--------------+
¦150 ¦Перспективный план ¦ 2500 чел. х ¦ 10600 х ¦
¦тысяч ¦развития спортивной базы ¦ х 8 р-нов = ¦ х 8 р-нов = ¦
¦человек ¦Первомайского района ¦ +20000 ¦ +84800 ¦
¦физкуль-¦ (приложение 2) - ремонт и¦ ¦ ¦
¦турников¦строительство дворовых ¦ ¦ ¦
¦ ¦площадок, строительство ¦ ¦ ¦
¦ ¦дорожек "Здоровье", ¦ ¦ ¦
¦ ¦открытие залов ОФП, ¦ ¦ ¦
¦ ¦активизация существующих ¦ ¦ ¦
¦ ¦спорт. площадок. ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------+--------------+--------------+
¦ ¦1. Программа развития ¦ +11500 ¦ +50000 ¦
¦ ¦футбола, ¦ ¦ ¦
¦ ¦2. Программа развития ¦ ¦ ¦
¦ ¦единоборств, ¦ ¦ ¦
¦ ¦3. Программа развития ¦ ¦ ¦
¦ ¦циклических видов спорта ¦ ¦ ¦
¦ ¦и др. ¦ ¦ ¦
+--------+--------------------------+--------------+--------------+
¦Итого за счет увеличения предлагаемых услуг к 2005 году: +134800 ¦
L------------------------------------------------------------------
Всего по этому направлению (40 т. чел. по соревновательному
принципу и 134,8 т. чел. по территориальному принципу) к концу
третьего этапа реализации Программы "Здоровье нации" ожидается
прирост в количестве 174800 человек физкультурников, дополнительно
к существующим 150 тысячам, что составит примерно 32% населения.
8. Сохранение активного долголетия жителей
города Ростова-на-Дону
Одна из особенностей 3-го этапа муниципальной программы
"Здоровье нации" - организация физкультурно-оздоровительных
занятий для жителей города пенсионного возраста.
В настоящее время в городе проживает около 284000 людей
старшего и пожилого возраста, которые в целом находятся в тяжелом
социальном положении. Они пережили ломку привычного уклада жизни,
зачастую не имеют физических и моральных сил приспособиться к
новому, имеют больше всех оснований обижаться на власть. Известно,
что уровень цивилизованности общества определяется его отношением
к детям и старикам. К сожалению, нам здесь похвастаться пока
нечем.
Одна из основных проблем людей старшего и пожилого возраста -
это потерянное здоровье, а вследствие этого - плохое настроение,
отсутствие интереса к жизни, сомнения в правильности прожитой
жизни, затруднения с самообслуживанием, трудности с участием в
социальной и культурной жизни города. В то же время в развитых
цивилизованных странах пожилые люди повсеместно ходят на концерты,
ездят в туристические и экскурсионные поездки, посещают музеи и
выставочные залы, в соответствии со своим желанием работают в
качестве консультантов и советников там, где требуются их знания и
богатый опыт.
Одной социальной помощью, даже самой активной и действенной,
здесь ситуацию не улучшить. Научные исследования показывают, что
существуют методики восстановления физического здоровья у лиц
пожилого возраста с использованием организованной двигательной
активности, природных факторов оздоровления (воздух, вода
и т. д.), группового общения.
С 1997 года при городском спорткомитете действует Ростовская
городская общественная организация Благотворительный центр
ветеранов физической культуры, спорта и туризма "Взаимность",
которая ежегодно проводит по 3-4 мероприятия для ветеранов спорта,
поздравляет с юбилеями, оказывает помощь больным и помогает с
организацией похорон.
Планируется в период 2001-2005 годов значительно
активизировать деятельность этой организации. Привлекая физически
крепких ветеранов спорта в качестве инструкторов, горспорткомитет
будет организовывать "группы здоровья" в парках и жилых массивах.
По нашим подсчетам, около 15000 пенсионеров будут охвачены
физкультурно-оздоровительными занятиями, укрепляя свое здоровье,
общаясь с близкими по духу людьми, обмениваясь информацией по
способам и средствам сохранения здоровья, помогая друг другу.
Планируется издание брошюр и иных агитационных материалов на
данную тему, организация семинаров с инструкторами в целях
повышения их квалификации, проведение тематических праздников.
Деятельность по организованному вовлечению пожилых людей в
физкультурно-оздоровительное движение не имеет аналогов в практике
деятельности муниципальных образований России. Таким образом,
город Ростов-на-Дону будет сохранять свои лидирующие позиции в
использовании новых оздоровительных технологий.
9. Ожидаемый социальный эффект
Реализация муниципальной программы "Здоровье нации (2001 -
2005 гг.)" окажет многоплановое воздействие на различные стороны
"социального климата" города Ростова-на-Дону. По нашему прогнозу,
будут наблюдаться следующие благоприятные явления и процессы,
каждый из которых несет свой положительный вклад в формирование
нового современного облика Ростова-на-Дону и улучшение "качества
жизни" горожан:
- вовлечение в самодеятельное физкультурное движение 35%
населения города, т. е. практически каждую ростовскую семью;
- формирование инфраструктуры дворовых спортивных площадок и
мини-стадионов в жилых массивах города Ростова-на-Дону;
- улучшение состояния физического здоровья и показателей
уровня физического развития населения, особенно детей и молодежи;
- сохранение активного творческого долголетия жителей города
Ростова-на-Дону;
- активное противопоставление здорового образа жизни вредным
привычкам - наркомании, курению, алкоголизму;
- признание идеалов здорового образа жизни, как высокозначимых
личностных ценностей, подавляющим большинством молодежи;
- нормализация "психологического" климата в городе, снижение
психологических факторов агрессивности, тревожности и
неудовлетворенности, формирование положительного эмоционального
фона;
- улучшение подготовки молодежи к выполнению гражданских
обязанностей и службе в Вооруженных Силах России;
- формирование патриотических чувств подрастающего поколения,
основанных на чувстве гордости за "свою" команду - школы, двора,
улицы, города и т. д.;
- сближение политических партий и движений на позициях
признания ценности идей здорового образа жизни, несущих
положительное содержание без политической окраски;
- организация здорового и активного досуга населения в
выходные и праздничные дни;
- обеспечение занятости детей и подростков деятельностью,
которая им по душе;
- предоставление индивиду возможности самореализации в
спортивной деятельности и получения общечеловеческого признания;
- расширение сети физкультурно-оздоровительных центров
различной направленности и формы собственности;
- развитие производства спортивного инвентаря, спортивной
одежды и спортивного оборудования в городе Ростове-на-Дону;
- расширение сферы спортивно-оздоровительного туризма города
Ростова-на-Дону как одной из наиболее эффективных оздоровительных
технологий.
Таким образом, реализация муниципальной программы "Здоровье
нации" в полном объеме позволит существенно улучшить "качество
жизни" жителей города Ростова-на-Дону по многим параметрам.
Приложение N 1
Финансово-экономическое обеспечение муниципальной
программы "Здоровье нации" (2001-2005 гг.)
-------------------------------T----------------------------------¬
¦ Наименование направления ¦Требуемый объем бюджетных средств ¦
¦ ¦ (тыс. руб.) ¦
¦ +------T------T------T------T------+
¦ ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Муниципальная программа ¦ 29700¦ 30000¦ 33000¦ 35000¦ 37000¦
¦"Здоровье нации" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦1. Городской календарь ¦ 5400¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спортивно-массовых мероприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1. Чемпионаты, Первенства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кубки города по 30 видам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спорта. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2. Комплексные Спартакиады ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательных учреждений по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10-15 видам спорта - вузов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ссузов, СПТУ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦общеобразовательных школ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦детских дошкольных учреждений.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3. Памятные мемориальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦турниры (16 турниров в год). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.4. Участие сборных команд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦города в Чемпионатах, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Первенствах, Кубках и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Спартакиадах Ростовской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦области. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.5. Массовые пробеги, старты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и заплывы ("Ростовское ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кольцо", Первомайская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эстафета, Ростовская миля, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Донской марафон, забеги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦роллеров, заплывы, триатлон и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦т. д.). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.6. Турниры по дворовому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦футболу, уличному баскетболу, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пляжному волейболу и т. л. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.7. Фестиваль нетрадиционных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦видов спорта. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.8. Комплексные Спартакиады ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦трудовых коллективов по 5-8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦видам спорта. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.9. Разработка и изготовление¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦наградной атрибутики (грамоты,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дипломы, вымпелы, кубки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦медали и т. д.). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.10. Изготовление и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приобретение инвентаря для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проведения массовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦соревнований (флаги, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поворотные тумбы, ограждение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦таблички, препятствия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и т. д.). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Физкультурно-массовая ¦ 2200¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельность по месту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦жительства (территориальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦принцип) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦2. Допризывная подготовка ¦ 800¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦молодежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.1. Работы муниципального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Центра допризывной подготовки.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2. Проведение месячника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборонно-спортивной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3. Чествование ветеранов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спорта - участников Великой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Отечественной войны, воинов- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦интернационалистов. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦3. Развитие игровых видов ¦ 1000¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦4. Развитие спорта для ¦ 100¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инвалидов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦5. Физкультурно-оздоровитель- ¦ 500¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ное воспитание детей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦молодежи (круглогодичные школы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по созданию общественных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инструкторов). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5.1. Регистрация заочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рекордов города. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5.2. Проведение массовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стартов и зачетов в дни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦школьных каникул. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5.3. Проведение школ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подготовки общественных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инструкторов по спорту в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рамках летней оздоровительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кампании. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦6. Развитие спортивно- ¦ 800¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оздоровительного туризма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦7. Развитие восточных ¦ 1200¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦единоборств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7.1. Приобретение борцовских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦покрытий. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7.2. Аренда залов для массовых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мероприятий. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7.3. Приобретение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦специнвентаря. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦8. Фитнесс-программа ¦ 300¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦9. Агитация и пропаганда ¦ 200¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦здорового образа жизни, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦антинаркотическая кампания. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9.1. Новогодние спортивные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦праздники. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9.2. Спортивно-театрализован- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ный праздник, посвященный Дню ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Весны и Труда. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9.3. Детский спортивный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦праздник, посвященный Дню ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦защиты детей. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9.4. Мероприятия, посвященные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Дню физкультурника. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9.5. Спортивно-театрализован- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ный праздник, посвященный Дню ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦города. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9.6. Разработка агитационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦плакатов, афиш, листовок, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦наклеек, информационных щитов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и других средств наглядной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦агитации здорового образа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦жизни. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦10. Муниципальная спортивная ¦ 7000¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦школа, поддержка олимпийского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦резерва. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦11. Научно-методическая ¦ 500¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельность. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.1. Выпуск печатной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции по основам здорового¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образа жизни. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.2. Организация валеологи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ческих и социологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦научно-практических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦исследований. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.3. Разработка и внедрение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы массового мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уровня физического развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦детей и подростков г. Ростова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на-Дону "Сертификат здоровья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦школьников". ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.4. Проведение городских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦конкурсов на лучшую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦физкультурно-оздоровительную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельность в образовательных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждениях, трудовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦коллективах, лучшее освещение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спортивной и оздоровительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тематики в СМИ и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.5. Разработка системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦повышения квалификации кадров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦руководителей административных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦органов физкультурно-спортив- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ной отрасли, физкультурно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спортивных клубов и федераций.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦12. Создание информационных ¦ 400¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦систем и баз данных по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦физкультурно-спортивной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельности. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12.1. Совершенствование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы предоставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информации о физкультурно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спортивной жизни города ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средствами массовой информации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦с использованием современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦технологий. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12.2. Поддержка печатных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изданий, теле- и радиоканалов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦публикующих и выпускающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦материалы физкультурно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оздоровительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦направленности. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12.3. Разработка и внедрение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы лицензирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦физкультурно-спортивной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельности в г. Ростове-на- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Дону. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦13. Муниципальное учреждение ¦ 6000¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Гребной канал "Дон" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦14. Муниципальное учреждение ¦ 800¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Спортивно-туристский центр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Дон" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+
¦15. Содержание муниципальной ¦ 2500¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦женской гандбольной команды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"РСМ" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------+------+------+------+------+-------
Приложение N 2
Первомайский район - перспективный план развития
спортивной базы на 2001-2005 годы
-------------------T-----------------------------------------------------------------------¬
¦ Мероприятия ¦ Динамика роста занимающихся физкультурой и спортом в Первомайском ¦
¦ ¦ районе города Ростова-на-Дону на введенных объектах 2001-2005 гг. ¦
¦ +-----------T-----------T-----------T-----------T-----------T-----------+
¦ ¦ 2000 г. ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦1. Ремонт 32 ¦ 4800 чел. ¦ 5550 чел. ¦ 6300 чел. ¦ 7050 чел. ¦ 7800 чел. ¦ 8550 чел. ¦
¦спортивных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дворовых площадок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(по 5 в год) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦2. Строительство ¦ - ¦ 450 чел. ¦ 900 чел. ¦ 1350 чел. ¦ 1800 чел. ¦ 2250 чел. ¦
¦15 спортивных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дворовых площадок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(по 3 в год) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦3. Строительство 8¦ - ¦ 400 чел. ¦ 800 чел. ¦ 1200 чел. ¦ 1600 чел. ¦ 2000 чел. ¦
¦дорожек "Здоровья"¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(по 2 в год) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦4. Стадион ¦ 3000 чел. ¦ 3100 чел. ¦ 3200 чел. ¦ 3200 чел. ¦ 3200 чел. ¦ 3200 чел. ¦
¦"Темерник" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦5. Залы ОФП, ¦ 950 чел. ¦ 1350 чел. ¦ 1350 чел. ¦ 1350 чел. ¦ 1350 чел. ¦ 1350 чел. ¦
¦открытые в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1997-2000 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(4 зала) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦6. Вновь ¦ - ¦ 400 чел. ¦ 800 чел. ¦ 1200 чел. ¦ 1600 чел. ¦ 2000 чел. ¦
¦открываемые 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦залов ОФП (по 2 в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦год) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦Всего занимающихся¦ 8750 чел. ¦ 11250 чел.¦ 13350 чел.¦ 15350 чел.¦ 17350 чел.¦ 19350 чел.¦
¦на введенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦объектах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦Всего увеличение ¦ ¦ 2500 чел. ¦ 2100 чел. ¦ 2000 чел. ¦ 2000 чел. ¦ 2000 чел. ¦
¦за год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------
Одним из примеров работы по привлечению населения к активному
образу жизни в Первомайском районе является городская "Федерация
силовых видов атлетической подготовки". В 4-х открытых в 1997 -
2000 гг. залах в группах общей физической подготовки занимается
950 человек. Советом Федерации утверждена минимальная оплата
абонента - 20 руб/месяц, что позволяет посещать занятия детям из
малообеспеченных и многодетных семей. Для 300 детей предусмотрены
услуги на бесплатной основе с условием отработки часов по
благоустройству и ремонту залов.
При условии развития спортивной базы на период 2001-2005 гг. и
выделении на приобретение спортинвентаря для организации
тренировочного и соревновательного процесса, число физкультурников
за 5 лет только на площадках по месту жительства может возрасти до
10600 человек.
|