ШАХТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2000 г. N 498
ПОЛОЖЕНИЕ О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ И
БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В Г. ШАХТЫ
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и
Бюджетным кодексом Российской Федерации, Шахтинская городская Дума
решила:
1. Утвердить "Положение о бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в г. Шахты".
Председатель городской Думы
В.И.ЛОКТИОНОВ
Приложение
к решению
Шахтинской городской Думы
от 28.09.2000 N 498
ПОЛОЖЕНИЕ
О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ И БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ Г. ШАХТЫ
Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе города
Шахты разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Налоговым Кодексом Российской Федерации, Бюджетным
Кодексом Российской Федерации, Уставом города Шахты Ростовской
области.
1. Основные понятия и термины
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций
Шахтинского городского самоуправления.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в
безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации в распоряжение органов
Шахтинского городского самоуправления.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на
финансовое обеспечение задач и функций Шахтинского городского
самоуправления.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его
доходами.
Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его
расходами.
Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города
Шахты на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия
текущих расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города
Шахты, физическому или юридическому лицу на безвозмездной и
безвозвратной основах на осуществление определенных целевых
расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города
Шахты, физическому или юридическому лицу на условиях долевого
финансирования целевых расходов.
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права
деятельность органов местного самоуправления и участников
бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета
города, утверждению и исполнению бюджета города, а также контроль
за их исполнением.
Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении
доходов и расходов бюджета и поступлений из источников
финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение
бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и
составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской
Федерации.
Бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные
бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.
Минимальные государственные стандарты - государственные
услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и
безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов
государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на
определенном минимально допустимом уровне на всей территории
Российской Федерации.
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов,
которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам
на возвратной и возмездной основах.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые бюджету
города Шахты на возвратной, безвозмездной или возмездной основах
на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность
муниципального образования города Шахты денежных средств, которые
муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с
уплатой процента (платы) на сумму займа.
Муниципальный долг - обязательства, возникающие из
муниципальных займов (заимствований), принятых на себя
муниципальным образованием города Шахты гарантий (поручительств)
по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также
принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих
лиц.
2. Бюджетное устройство
2.1. Бюджетная система основана на принципах:
- единства бюджетной системы самостоятельности бюджета;
- полноты отражения доходов и расходов бюджета города;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы.
2.2. Годовой бюджет составляется на один финансовый год,
который соответствует календарному году и длится с 1 января по
31 декабря.
2.3. Бюджетная политика города Шахты проводится в соответствии
с налоговой, таможенной, денежно-кредитной, ценовой и валютной
политикой Российской Федерации, Ростовской области и направлена на
обеспечение бюджетными ресурсами органов местного самоуправления,
предприятий и организаций, финансируемых из городского бюджета для
исполнения ими своих функций.
3. Бюджетная классификация
Бюджетная классификация является группировкой доходов и
расходов бюджетной системы города Шахты, а также источников
финансирования дефицита, используемой для составления и исполнения
бюджета и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех
уровней бюджетной системе Российской Федерации.
Бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов;
- функциональную классификацию расходов;
- экономическую классификацию расходов;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицита
бюджета города;
- классификацию видов внутреннего долга муниципального
образования;
- ведомственную классификацию расходов.
3.1. К основным характеристикам бюджета относятся:
- объем доходов бюджета;
- объем расходов бюджета;
- дефицит бюджета.
4. Состав доходов бюджета
4.1. Доходы бюджета г. Шахты формируются в соответствии с
бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
4.2. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых
видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В
доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец
предыдущего года.
Доходы бюджета города формируются за счет собственных доходов
и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных
регулирующих налогов и сборов.
4.3. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым
законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и
местные налоги и сборы, а также пени и штрафы:
- собственные налоговые доходы бюджета города от местных
налогов и сборов, определенные налоговым законодательством
Российской Федерации;
- отчисления от федеральных и региональных регулирующих
налогов и сборов, передаваемые бюджету города Российской Федерации
и субъектом Российской Федерации;
- государственная пошлина, за исключением государственной
пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета, - по нормативу
100 процентов по месту нахождения кредитной организации, принявшей
платеж.
4.4. К неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в
муниципальной собственности;
- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения
имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых органами местного
самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в
ведении органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер
гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности,
в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства,
полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальному
образованию, и иные суммы принудительного изъятия в соответствии с
законодательством Российской Федерации и решениями суда;
- иные неналоговые доходы, установленные федеральными
законами, областными законами и правовыми актами органов местного
самоуправления;
- финансовая помощь бюджета другого уровня бюджетной системы
Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо
иная безвозвратная и безвозмездная передача средств;
- безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц,
международных организаций и правительств иностранных государств;
- взаимные расчеты бюджетами разных уровней системы Российской
Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном
законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по
финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после
утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом
(решением) о бюджете.
4.5. Состав регулирующих налоговых доходов определяется
законодательными актами Российской Федерации и Ростовской области.
4.6. Нормативы регулирующих доходов устанавливаются ежегодно
Законодательным Собранием Ростовской области при принятии
Областного закона "Об областном бюджете" на финансовый год, в
соответствии с Федеральным Законом "О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации".
4.7. Состав закрепленных налоговых доходов определяется
законодательными актами Российской Федерации и Ростовской области.
5. Состав расходов бюджета
5.1. Бюджет расходов состоит из:
- расходов по функциональной классификации, отражающей
направление средств на выполнение основных функций Шахтинского
городского самоуправления;
- расходов по экономической классификации, отражающей расходы
средств бюджета г. Шахты по их экономическому содержанию;
- расходов по классификации источников финансирования
дефицитов бюджета г. Шахты, являющегося группировкой заемных
средств, привлекаемых органами местного самоуправления для
покрытия дефицита бюджета;
- расходов по ведомственной классификации г. Шахты, являющейся
группировкой расходов бюджета и отражающая распределение бюджетных
ассигнований по главным распорядителям средств местного бюджета по
разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов
функциональной классификации расходов бюджета города.
5.2. Бюджет расходов по функциональной классификации состоит
из бюджета текущих расходов и капитальных расходов.
5.3. Капитальные расходы - капиталовложения, направленные на
капитальное строительство новых объектов социальной, культурной
сферы и жизнеобеспечения, на расширение, реконструкцию и
перепрофилирование производства, включая приобретение основных
средств, на внедрение новых технологий, расходы на проведение
капитального (восстановительного) ремонта. В составе капитальных
расходов бюджета может быть сформирован бюджет развития города.
Порядок и условия формирования бюджета развития определяются в
соответствии с федеральным законом.
5.4. К бюджету текущих расходов относятся расходы,
обеспечивающие текущее функционирование органов местного
самоуправления, бюджетных учреждений, субвенций и субсидий
отдельным отраслям экономики, а также иные расходы, не включенные
в капитальные расходы бюджета города.
6. Дефицит бюджета и его сбалансированность
6.1. В целях сбалансированности дефицита бюджета г. Шахты его
величина не должна превышать 3% от объема доходов местного бюджета
без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета
Ростовской области. Поступления из источников финансирования
дефицита местного бюджета не могут быть использованы для
финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального
долга.
Источники финансирования дефицита бюджета города Шахты:
- муниципальный займ, осуществляемый путем выпуска
муниципальных ценных бумаг;
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов
других уровней бюджетной системы;
- поступления от продажи имущества, находящегося в
муниципальной собственности;
- изменения остатков средств на счетах по учету средств
местного бюджета.
Право осуществления муниципальных внутренних заимствований и
выдачи муниципальных гарантий для привлечения кредитов на срок до
одного года принадлежит Мэру города, свыше одного года -
Шахтинской городской Думе в соответствии с п. 7 статьи 27 Устава
города Шахты.
6.2. Решение о выпуске муниципальных займов и векселей,
привлечении кредитных ресурсов и бюджетных ссуд принимается
Шахтинской городской Думой по представлению Мэра города.
6.3. Если в процессе исполнения бюджета происходит
значительное снижение поступлений доходов или поступлений из
источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к
неполному, по сравнению с утвержденным бюджетом, финансированию
расходов:
- не более чем на 5% годовых назначений, начальник финансового
управления самостоятельно принимает решение о введении режима
сокращения расходов;
- более чем на 5%, но не более чем на 10% годовых назначений,
Мэр города принимает решение о введении режима сокращения
расходов;
- более чем на 10% годовых назначений, мэрия г. Шахты
представляет в городскую Думу проект решения о внесении изменений
и дополнений в бюджет города на текущий год.
6.4. Общая сумма муниципальных гарантий не должна превышать
0,01% расходов бюджета города.
7. Взаимодействие бюджета г. Шахты с
бюджетами других уровней
7.1. Бюджет г. Шахты является частью бюджетной системы области
и Российской Федерации и строит свои взаимоотношения с их
элементами в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
7.2. В случае, если в ходе исполнения бюджета органы
государственной власти Российской Федерации, Ростовской области в
пределах своей компетенции принимают решения, приводящие к
уменьшению доходов и (или) увеличению расходов городского бюджета,
то недостающие в связи с этим для сбалансирования бюджета средства
компенсируются указанными выше органами власти за счет средств
соответствующих бюджетов.
7.3. В соответствии с решением Шахтинской городской Думы в
рамках законодательства Российской Федерации и Ростовской области
могут быть образованы внебюджетные и валютные фонды.
Их деятельность регулируется положениями о внебюджетных фондах
города Шахты, утверждаемыми Шахтинской городской Думой.
7.4. В расходной части бюджета города предусматривается
создание резервных фондов органов исполнительной власти и
резервных фондов органов местного самоуправления. Размер резервных
фондов определяется при утверждении бюджета на очередной
финансовый год.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование
непредвиденных расходов, в том числе на проведение
аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий
стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в
текущем финансовом году.
Порядок расходования средств резервного фонда устанавливается
органами местного самоуправления.
8. Организация бюджетного процесса
8.1. Составление и исполнение бюджета являются функциями Мэра
города и исполнительно-распорядительного органа городского
самоуправления - мэрии; рассмотрение, утверждение и контроль за
исполнением бюджета отнесено к функциям представительного органа
городского самоуправления - Шахтинской городской Думе.
8.2. Финансовое управление города Шахты предоставляет сведения
об исполнении бюджета города в министерство финансов Ростовской
области.
8.3. Определение сроков и форм бюджетной отчетности
осуществляется Министерством финансов Российской Федерации,
министерством финансов Ростовской области.
8.4. Мэр города представляет отчет по состоянию бюджета и его
исполнению по результатам первого полугодия, девяти месяцев и
текущего года. Годовой отчет об исполнении бюджета города подлежит
утверждению городской Шахтинской Думой.
8.5. Администрация города, городская Дума ежегодно публикует
отчет об исполнении бюджета города.
8.6. В соответствии с законодательными и нормативно-правовыми
актами Российской Федерации в городе осуществляется работа по
подготовке к переходу к банковской (казначейской) системе
кассового исполнения бюджета.
8.7. Ростовский банк Сберегательного Банка Российской
Федерации отделение N 250 Шахтинское ведет счета и является
кассиром органов исполнительной власти города на договорной
основе.
9. Составление бюджета
9.1. Составлению проекта бюджета города предшествует
разработка прогнозов социально-экономического развития города
Шахты и отраслей экономики, осуществляемая Управлением экономики
Мэрии города.
9.2. Непосредственное составление проекта бюджета города Шахты
осуществляет финансовое управление города Шахты.
9.3. Мэрия города не позднее месяца после утверждения
консолидированного и областного бюджета представляет городской
Думе проект бюджета города на планируемый год с приложениями:
- общий объем доходов бюджета города, общий объем расходов
бюджета города и дефицит бюджета;
- источники финансирования дефицита бюджета;
- прогнозируемые доходы бюджета города по группам, подгруппам
и статьям классификации доходов;
- нормативы отчислений от доходов бюджета;
- расходы бюджета города по разделам и подразделам
функциональной классификации расходов;
- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета с
выделением в составе капитальных расходов бюджета развития;
- объем финансовой помощи бюджету города;
- распределение бюджетных ассигнований по главным
распорядителям бюджетных средств, в соответствии с ведомственной
структурой областного бюджета;
- прогноз социально-экономического развития города на год;
- основные направления бюджетной налоговой политики на
предстоящий год;
- оценка соответствия прогноза социально-экономического
развития города на планируемый год фактическим показателям (по
данным на последнюю отчетную дату);
- проекты и утвержденные городской Думой целевые программы и
программы развития города, предусмотренные к финансированию за
счет средств городского бюджета в предстоящем году, с указанием
источников финансирования;
- расчеты по статьям классификации доходов городского бюджета,
разделам функциональной классификации расходов на планируемый год;
- данные о заимствовании финансовых средств города;
- оценка ожидаемого исполнения городского бюджета за
предшествующий планируемый год.
9.4. Ответственными за рассмотрение прогноза
социально-экономического развития города, проекта городского
бюджета, отдельных разделов и подразделов функциональной и
экономической классификации расходов бюджета города Шахты и
городских целевых программ являются постоянные комиссии городской
Думы. Изменение прогноза социально-экономического развития города
в ходе составления и рассмотрения проекта городского бюджета
влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
9.5. В течение финансового года городская Дума не вправе
принимать решений, приводящих к увеличению расходной части бюджета
или снижению его доходной части, без внесения изменений и
дополнений в соответствующее решение о бюджете города,
компенсирующее увеличение расходов, снижение доходов. Принимаемые
решения, предусматривающие выделение ресурсов, должны содержать
источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания
новых доходных источников, перераспределения расходов.
10. Рассмотрение бюджета
10.1. Подготовленный Мэрией города Шахты проект городского
бюджета в течение суток направляется депутатам Шахтинской
городской Думы, которые в течение 10 дней представляют свои
замечания и предложения по указанному проекту в постоянную
комиссию по бюджету, местным налогам и сборам, которая готовит
сводное заключение.
10.2. В период рассмотрения проекта бюджета администрация
города представляет в городскую Думу необходимую информацию.
10.3. Доработанный проект бюджета города со всеми необходимыми
документами и материалами должен быть представлен Думе в течение
10 дней со дня его возвращения на доработку и утвержден Думой в
установленном регламентом Думы порядке.
11. Утверждение бюджета
11.1. Утверждение бюджета города осуществляется в соответствии
с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом
города Шахты и оформляется соответствующим Решением Шахтинской
городской Думы.
11.2. Решение городской Думы о бюджете города вступает в силу
со дня его опубликования.
11.3. По решению городской Думы могут утверждаться
ассигнования по целевым программам, рассчитанным на несколько лет,
которые включаются в бюджеты последующих лет. В случае
недостаточности бюджетных ассигнований объемы финансирования
целевых программ уменьшаются или не принимаются к финансированию
вообще.
11.4. В случае неутверждения бюджета города до начала
следующего финансового года, расходование бюджетных средств по
соответствующим разделам функциональной и ведомственной
классификации расходов городского бюджета производить ежемесячно в
размере 1/12 фактически произведенных сумм расходов за
предшествующий год.
11.5. Мэрия города правомочна не финансировать расходы, не
предусмотренные проектом решения о бюджете на очередной финансовый
год.
12. Исполнение бюджета
12.1. Порядок исполнения бюджета устанавливается Бюджетным
кодексом Российской Федерации, настоящим Положением, Уставом
города Шахты.
12.2. Исполнение бюджета города осуществляется в соответствии
с бюджетной росписью доходов и расходов, утвержденной Мэром
города.
12.3. Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом
регулирующих доходов;
- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
- учет доходов городского бюджета и составление отчетности о
доходах соответствующего бюджета.
12.4. Городской бюджет по расходам исполняется в пределах
фактического наличия бюджетных средств на едином счете городского
бюджета с соблюдением основных процедур санкционирования и
финансирования:
1. Этапы санкционирования:
- составление и утверждение бюджетной росписи;
- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных
ассигнованиях получателей бюджетных средств, а также утверждение
смет доходов и расходов бюджетным учреждениям города;
- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных
обязательств до получателей бюджетных средств;
- принятие денежных обязательств получателями бюджетных
средств;
- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
2. Процедура финансирования заключается в расходовании
бюджетных средств путем их списания с единого счета бюджета в
размерах подтвержденного бюджетного обязательства получателем
бюджетных средств.
12.5. Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета
города сверх утвержденных Решением Шахтинской городской Думы,
направляются Мэрией города на уменьшение размера дефицита бюджета
и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без
внесения изменений и дополнений в Решение Думы о бюджете. При этом
Мэрия города подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную
роспись.
В случае необходимости направить дополнительные доходы на
цели, отличные от указанных в абзаце 1 данного пункта, либо в
случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными
годовыми назначениями более чем на 10% финансирования расходов
бюджета сверх ассигнований, утвержденных решением о бюджете,
осуществляется после внесения изменений и дополнений в решение о
бюджете.
12.6. Мэр города имеет право перемещать бюджетные ассигнования
между получателями бюджетных средств в объеме не более 5%
бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных
средств.
Мэр города осуществляет поквартальное распределение и
перераспределение средств доходной и расходной части городского
бюджета по согласованию с комиссией по бюджету, местным налогам и
сборам на основании предоставленных документов.
12.7. В случае установления встречных обязательств между
бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение
зачета денежных средств, в соответствии с утвержденным "Порядком
финансирования расходов путем зачета денежных средств по встречной
задолженности предприятий и организаций".
12.8. Не допускается размещение бюджетных средств на
банковских депозитах.
12.9. Бюджетный учет организуется финансовым управлением
города Шахты, в соответствии с Единым планом счетов бюджетного
учета, утвержденным Правительством Российской Федерации.
12.10. После завершения операций по принятым денежным
обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете
бюджета подлежит учету в доходах бюджета наступившего финансового
года в качестве остатков средств.
13. Контроль за исполнением бюджета
13.1. Контроль за исполнением бюджета г. Шахты и расходованием
средств внебюджетных фондов осуществляет городская Дума, в
пределах ее компетенции по бюджетным вопросам, установленной
Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской
Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
13.2. Министерство финансов Ростовской области осуществляет
внутренний контроль за использованием бюджетных средств города
Шахты.
13.3. Контроль за использованием бюджетных средств
получателями осуществляется Мэрией города Шахты в соответствии с
годовым планом контроля.
13.4. Городская Дума ежеквартально заслушивает отчет Мэрии
города Шахты об исполнении бюджета. Городская Дума вправе
запрашивать отчет от Мэрии города, ее финансовых, других органов,
бюджетных организаций и учреждений информацию, связанную с
исполнением бюджета.
14. Ответственность за нарушение Положения
"О бюджетном устройстве и бюджетном процессе
города Шахты"
14.1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение участниками
бюджетного процесса установленного настоящим Положением порядка
составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за
исполнением бюджета города влечет ответственность в соответствии с
бюджетным налоговым законодательством Российской Федерации.
Управделами городской Думы
В.Н.БЕЗДНЯКОВА
|