ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2000 г. N 130
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления администрации РО
от 30.12.2002 N 594)
В целях реализации Федерального закона "Об энергосбережении",
утвержденной Главой Администрации (Губернатором) области Программы
энергоресурсосбережения в Ростовской области на период 1998-2000
гг., рационального использования топливно-энергетических ресурсов
и сокращения расходов областного бюджета постановляю:
1. Возложить на Управление государственного энергетического
надзора по Ростовской области "Ростовгосэнергонадзор"
(Гончаров С.В.) организацию выполнения энергетических обследований
предприятий и организаций для оценки эффективности использования
топливно-энергетических ресурсов и возможности снижения затрат
потребителей на топливо и энергообеспечение.
В первую очередь организовывать обязательные энергетические
обследования предприятий и организаций бюджетной сферы и
жилищно-коммунального хозяйства.
2. Рекомендовать Управлению государственного энергетического
надзора по Ростовской области "Ростовгосэнергонадзор" в срок до
01.05.2000 создать в своей структуре Региональный инженерный центр
энергосбережения для оказания на коммерческой основе
инженерно-консалтинговых услуг потребителям, производителям и
поставщикам топливно-энергетических ресурсов по их эффективному
использованию. Расходы на содержание Регионального инженерного
центра энергосбережения не включаются в смету расходов целевого
финансирования по Управлению "Ростовгосэнергонадзор".
3. Управлению государственного энергетического надзора по
Ростовской области "Ростовгосэнергонадзор" в срок до 15.05.2000
представить на согласование в министерство топлива, энергетики и
природных ресурсов области Положение о Региональном инженерном
центре энергосбережения.
4. Утвердить разработанное Управлением "Ростовгосэнергонадзор"
Положение о проведении обязательных энергетических обследований
предприятий и организаций Ростовской области с годовым
потреблением топливно-энергетических ресурсов от двух до шести
тысяч тонн условного топлива (прилагается).
5. Определить с их согласия базовыми территориальными
организациями по обеспечению научно-технического и
методологического сопровождения энергетических обследований
предприятий, организаций и муниципальных образований Ростовской
области: Южно-Российский государственный технический университет,
Всероссийский научно-исследовательский институт экологических
проблем энергетики.
6. В случае нарушения сроков проведения обязательных
энергетических обследований, расточительного расходования
топливно-энергетических ресурсов потребителями Управлению
государственного энергетического надзора по Ростовской области
"Ростовгосэнергонадзор" привлекать к ответственности предприятия и
организации в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
7. Министерству топлива, энергетики и природных ресурсов
области (Назаров С.М.) в 2000 году создать автоматизированную
систему информационного обеспечения по проблемам энергосбережения
с привлечением Южно-Российского государственного технического
университета. Работы по созданию автоматизированной системы
информационного обеспечения по проблемам энергосбережения
финансировать из Фонда энергосбережения.
8. Утратил силу. - Постановление администрации РО от
30.12.2002 N 594.
9. Рекомендовать главам муниципальных образований области:
- до 01.07.2000 разработать Программы энергоресурсосбережения
соответствующих муниципальных образований;
абзац утратил силу. - Постановление администрации РО от
30.12.2002 N 594.
10. Считать утратившим силу приложение 1 к постановлению Главы
Администрации области от 23.03.98 N 102.
11. Министерству топлива, энергетики и природных ресурсов
области (Назаров С.М.) до 15.05.2000 внести предложения по
внесению изменений в Положение об областном Фонде энергосбережения
в соответствии с настоящим постановлением.
12. Контроль за выполнением постановления возложить на
заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - министра
топлива, энергетики и природных ресурсов, члена Правительства
Назарова С.М.
Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ф.ЧУБ
Постановление вносят:
министерство топлива, энергетики
и природных ресурсов области;
Управление государственного
энергетического надзора
по Ростовской области
"Ростовгосэнергонадзор"
Приложение
к постановлению
Главы Администрации области
от 18.04.2000 N 130
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ
ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ГОДОВЫМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ОТ ДВУХ ДО
ШЕСТИ ТЫСЯЧ ТОНН УСЛОВНОГО ТОПЛИВА
Настоящее Положение о проведении энергетических обследований
организаций (далее - Положение) устанавливает порядок проведения
энергетических обследований предприятий и организаций с годовым
потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) от двух до
шести тысяч тонн условного топлива, выполняемых по решению органов
исполнительной власти. Энергетические обследования проводятся в
целях оценки эффективности использования ТЭР и определения
возможности снижения затрат на топливо и энергообеспечение.
Положение действует на территории Ростовской области и обязательно
для исполнения юридическими лицами, независимо от форм
собственности и ведомственной подчиненности, за исключением
предприятий и организаций, действующих на основании Уставов и
Положений, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Термины и определения
В настоящем Положении используются следующие термины и
определения:
вторичный энергетический ресурс - энергетический потенциал
основного, промежуточного, побочного продукта и отходов
производства, не используемый в основном процессе, но достаточный
для использования в иных отраслях;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - потери
энергоресурсов, вызванные нарушением стандартов, норм, регламентов
и бесхозяйственностью;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная
величина потребления или потерь энергетических ресурсов для
продукции любого назначения, установленная государственными
стандартами;
потребитель ТЭР - юридическое лицо (организация), независимо
от форм собственности, использующее топливно-энергетические
ресурсы для производства продукции и услуг, а также на собственные
нужды;
топливно-энергетический ресурс (ТЭР) - носитель энергии,
который используется в настоящее время или может быть использован
в перспективе;
энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с
целью установления показателей эффективности использования ТЭР и
выработки экономически обоснованных мер по их повышению;
энергоаудитор - юридическое лицо (организация, кроме
государственных надзорных органов), осуществляющее энергетические
обследования потребителей ТЭР, имеющее лицензию на производство
этих работ и аккредитованное в Управлении "Ростовгосэнергонадзор";
энергосбережение - реализация правовых, организационных,
научных, производственных, технических и экономических мер,
направленных на эффективное использование энергетических ресурсов;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение
экономически оправданной эффективности использования
энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и
технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной
среды.
1. Общие положения
1.1. Энергетические обследования проводятся в соответствии с
Федеральным законом от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об энергосбережении",
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.95
N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению", Правилами
проведения энергетических обследований организаций, утвержденными
25.03.98 Министерством топлива и энергетики Российской Федерации,
настоящим Положением.
1.2. Энергетические обследования проводятся в целях оценки
эффективности использования организациями топливно-энергетических
ресурсов (электрической и тепловой энергии, природного и попутного
газов, твердого топлива, нефти и продуктов ее переработки),
определения возможностей ее повышения и затрат на реализацию
энергоэффективных решений.
1.3. Положение распространяется на организации, являющиеся
юридическими лицами, независимо от форм собственности, их филиалы,
использующие ТЭР для производства продукции и услуг, на
собственные нужды (далее - потребители ТЭР), а также на
организации, осуществляющие энергетические обследования.
1.4. Положение устанавливает порядок проведения энергетических
обследований предприятий и организаций с годовым потреблением ТЭР
от двух до шести тысяч тонн условного топлива, выполняемых по
решению органов исполнительной власти во всех сферах экономики
Ростовской области, регламентирует последовательность подготовки,
проведения и оформления результатов обследований.
2. Организация энергетических обследований
2.1. Организацию и координацию работ по энергетическим
обследованиям потребителей ТЭР, выполняемых по решению органов
исполнительной власти, на территории Ростовской области
осуществляет Управление "Ростовгосэнергонадзор" по графикам,
согласованным с министерством топлива, энергетики и природных
ресурсов области.
2.2. Право на проведение энергетических обследований
потребителей ТЭР предоставляется предприятиям и организациям,
уполномоченным министерством топлива, энергетики и природных
ресурсов области;
- Управлению государственного энергетического надзора по
Ростовской области "Ростовгосэнергонадзор";
- организациям, осуществляющим энергетические обследования
(далее - энергоаудиторам).
2.3. Энергоаудитор должен отвечать следующим требованиям:
- обладать правами юридического лица;
- иметь необходимое инструментальное, приборное и
методологическое оснащение;
- располагать квалифицированным и аттестованным персоналом;
- иметь опыт выполнения работ в соответствующей области
деятельности;
- иметь лицензию Министерства топлива и энергетики Российской
Федерации на право проведения энергетических обследований,
выдаваемую в порядке, установленном Методическими указаниями по
выдаче специальных разрешений (лицензий) в области энергетики (РД
3438. 128-95);
- иметь аккредитацию в Управлении "Ростовгосэнергонадзор".
2.4. Энергоаудитор до начала отчетного периода (квартал, год)
утверждает график предстоящих энергетических обследований на
территории Ростовской области в Управлении
"Ростовгосэнергонадзор".
2.5. При первичном энергетическом обследовании производится
оценка эффективности использования ТЭР (проверяется эффективность
работы оборудования, использующего ТЭР, состояние учета
используемых ТЭР, отчетность по их использованию, анализ затрат на
топливо- и энергообеспечение).
Эффективность использования ТЭР определяется по результатам
инструментального обследования.
Оценка эффективности использования ТЭР производится за
предшествующий обследованию период.
Результаты обследования заносятся в энергетический паспорт
потребителя ТЭР установленного образца.
По результатам обследования выдаются рекомендации об
устранении нарушений в использовании ТЭР и повышения эффективности
их использования.
3. Методики проведения энергетических обследований
3.1. Управление "Ростовгосэнергонадзор" выполняет
энергетические обследования по методикам, рекомендуемым
Департаментом "Госэнергонадзор" Российской Федерации.
3.2. Энергоаудиторы выполняют энергетические обследования либо
по методикам, применяемым в органах "Госэнергонадзора", либо
самостоятельно разрабатывают методики проведения энергетических
обследований, утверждая их в Управлении "Ростовгосэнергонадзор".
3.3. Указанные методики должны разрабатываться на основе
существующих методов оценки эффективности использования ТЭР в
соответствующих отраслях экономики.
3.4. Перед проведением энергетического обследования
энергоаудитор составляет техническое задание (программу) на
выполнение работ в соответствии с выбранной методикой и
согласовывает ее с обследуемым потребителей ТЭР.
4. Требования к обследуемым потребителям ТЭР
4.1. Обследуемый потребитель ТЭР обязан оказывать содействие
проведению энергетического обследования, а именно:
- назначить (распоряжением по предприятию) уполномоченного
представителя - лицо, ответственное за проведение энергетического
обследования;
- обеспечить доступ к обследуемым объектам;
- предоставить собственный персонал для сопровождения и помощи
в проведении обследования;
- установить режимы работы оборудования, необходимые для
проведения измерений, если это не противоречит требованиям
технологии и безопасности;
- представить необходимую техническую и технологическую
документацию:
а) исполнительные схемы энергетических коммуникаций, данные о
топливо- и энергоиспользующем оборудовании, приборах учета ТЭР,
режимные карты и т.д.;
б) данные о цеховом выпуске продукции и потреблении ТЭР;
в) документы по хозяйственно-финансовой деятельности
(отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы, тарифы, лимиты
потребления, договоры на поставку ТЭР, учет складских запасов
топлива, данные потребления ТЭР на собственные нужды, по
переданным транзитом ТЭР и отпущенным другим потребителям, их
потерям и т.д.);
г) статистическую отчетность о выпуске продукции и
использовании ТЭР в натуральном и стоимостном выражении;
д) при повторном обследовании - энергетический паспорт.
5. Оформление результатов энергетических обследований
5.1. В результатах энергетического обследования должна быть
дана оценка эффективности использования ТЭР в организации,
раскрыты причины выявленных нарушений в их использовании, выявлены
имеющиеся резервы экономии, предложены технические и
организационные энергосберегающие решения с указанием
прогнозируемой экономии в физическом и денежном выражении, а также
прогнозируемой стоимости их реализации.
Рекомендации по энергосбережению и рациональному использованию
ТЭР не должны снижать экологические характеристики работающего
оборудования и технологических процессов, уровень безопасности и
комфортности работы персонала, качество и безопасность продукции.
5.2. Управление "Ростовгосэнергонадзор" или энергоаудиторы по
завершении энергетических обследований оформляют следующую
документацию:
- энергетический паспорт потребителя ТЭР;
- инструментально подтвержденный топливно-энергетический
баланс (является составной частью энергетического паспорта);
- рекомендации (программу) по повышению эффективности
использования ТЭР и снижению затрат на топливо- и
энергообеспечение;
- пояснительную записку (отчет) о проведенном энергетическом
обследовании.
Энергетический паспорт, топливно-энергетический баланс и
рекомендации по повышению эффективности использования ТЭР вместе с
пояснительной запиской оформляются в виде единого сшива в трех
экземплярах.
5.3. Выполненная документация (отчет) по проведенному
энергетическому обследованию подписывается уполномоченными
представителями организации, проводившей энергетическое
обследование, и потребителя ТЭР.
Выполненная документация представляется для экспертного
заключения на соответствие действующим нормативным документам по
проведению энергетических обследований и согласования в отдел
энергосбережения Управления "Ростовгосэнергонадзор".
После проверки и подписания один экземпляр документации
выдается потребителю, второй - направляется в отдел
энергосбережения Управления "Ростовгосэнергонадзор", третий -
хранится в организации, проводившей энергетическое обследование.
После согласования в Управлении "Ростовгосэнергонадзор"
энергетического паспорта (отчета) в него запрещается вносить
изменения и дополнения до следующего энергетического обследования.
При наличии разногласий по содержанию отчета окончательное решение
принимает Управление "Ростовгосэнергонадзор".
Уполномоченный представитель потребителя ТЭР, не согласный с
указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение,
которое прилагается к отчету.
Уполномоченный представитель потребителя ТЭР, не согласный с
указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение,
которое прилагается к отчету.
5.4. Отчет доводится до сведения руководителя потребителя ТЭР,
который его подписывает. В случае отказа от подписи в отчете
энергетического обследования делается соответствующая запись.
6. Финансирование энергетических обследований
6.1. Энергетические обследования потребителей ТЭР, не имеющих
бюджетного финансирования, как правило, производятся полностью за
их счет.
6.2. Энергетические обследования потребителей ТЭР,
финансируемых из федерального, областного и местного бюджетов,
выполняются Управлением "Ростовгосэнергонадзор".
В случае полного бюджетного финансирования потребителя ТЭР,
энергетическое обследование производится Управлением
"Ростовгосэнергонадзор" за свой счет.
При частичном бюджетном финансировании потребителя ТЭР
энергоаудит выполняется Управлением "Ростовгосэнергонадзор" за
свой счет на величину пропорциональной доли бюджетного
финансирования потребителя ТЭР, а оставшаяся часть затрат
оплачивается обследуемым предприятием.
7. Права и ответственность
7.1. Потребители ТЭР, своевременно проводящие энергетические
обследования, имеют право на льготное финансирование из бюджетных
и внебюджетных источников мероприятий по энергосбережению в
порядке, определяемом областными законами и постановлениями Главы
Администрации Ростовской области.
7.2. Энергоаудиторы несут ответственность за качество
проведенных ими энергетических обследований.
В случае неоднократного подтверждения низкого качества
энергетических обследований, проведенных энергоаудитором, он может
быть лишен лицензии на право проведения этих работ.
7.3. Спорные вопросы по решениям должностных лиц Управления
"Ростовгосэнергонадзор" или других организаций, осуществляющих
энергоаудит, рассматриваются в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
7.4. Действия должностных лиц Управления
"Ростовгосэнергонадзор" или других организаций, осуществляющих
энергоаудит, могут быть обжалованы в административном и судебном
порядке.
Заместитель управляющего делами -
начальник общего отдела
Администрации области
Н.И.ГРИВЕННЫЙ
|