КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 1999 г. N 7/02
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Заслушав и обсудив доклад отдела высшего и среднего
профессионального образования, представителей ОУ СПО, коллегия
отмечает, что отделом, Советом директоров, НМЦ ПО РО, учебными
заведениями СПО ведется целенаправленная работа по формированию
региональной системы среднего профессионального образования.
Теоретической основой данной работы являются Концептуальные основы
совершенствования и развития среднего профессионального
образования, организационно-правовой основой является Программа.
Механизмом реализации Программы являются мероприятия, планируемые
ежегодно.
В 1999 году завершился первый этап реализации Программы.
Коллегия отмечает, что в ходе I этапа сформирована региональная
политика в СПО, определены цели и задачи министерства, Совета
учебных заведений СПО. Созданы организационно-педагогические
условия, способствующие становлению и развитию региональной
системы СПО.
Изменилась структура региональной системы СПО, произошло
укрупнение государственных ОУ СПО и включение части их в структуру
вузов (70 ГОС СПО). Сформировалась сеть НОУ СПО (9), колледжей,
открытых в структуре вузов (8). Начат процесс создания филиалов ОУ
СПО на территории области (9) и вне ее. Активно формируется
региональный комплекс непрерывного профессионального образования,
в который входит 65% ОУ СПО области. Ведется работа по координации
деятельности ОУ СПО по введению ГОС СПО, разработана модель и
содержание национально-регионального компонента. Ведется
мониторинг введения ГОС СПО творческими группами области.
Формируется региональная система повышения квалификации работников
ОУ СПО. За истекший период на базе НМЦ ПО РО, ИПК, РГУ, кафедрах
вузов повышена квалификация около 600 преподавателей. Формируется
функция управления региональной системой СПО на основе совместной
практической деятельности министерства, Совета, НМЦ ПО РО и
Соглашений с отраслевыми и региональными министерства и
ведомствами. Развивается сотрудничество с международными фондами и
программами - ISSER, Tasis.
Анализ результатов реализации первого этапа выявил наличие
проблем. Отсутствует долгосрочный заказ на специалистов, слабо
решаются вопросы социальной защиты студентов и преподавателей ОУ
СПАО, отсутствует новое поколение учебно-методической литературы,
требует совершенствования система воспитательной работы.
Недостаточно разработаны вопросы социального партнерства и
международного сотрудничества.
В настоящее время Минобразованием РФ разработан проект
Программы развития среднего профессионального образования на
2000-2005 годы. На его основе скорректированы основные направления
и мероприятия по дальнейшей реализации региональной Программы.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Продолжить дальнейшую реализацию Программы
совершенствования среднего профессионального образования в
Ростовской области.
2. Утвердить Основные направления реализации Программы
совершенствования СПО в Ростовской области на 2000-2002 годы и
мероприятия по реализации Программы. (Приложения 1, 2).
3. Отделу высшего и среднего профессионального образования:
3.1. Обеспечить совместную работу федерального и региональных
министерств и ведомств по дальнейшей реализации Программы.
3.2. Провести корректировку Программы и состава коллегии по
руководству реализацией Программы.
до 15.02.2000 г.
3.3. Подготовить аналитические и учебно-методические материалы
по развитию региональной системы СПО в области.
4. Научно-методическому Центру профессионального образования
совместно с ИПК и ПРО, ФППК вузов сформировать банк данных о
возможности повышения квалификации работников ОУ СПО области.
5. Руководителям ОУ СПО обеспечить работу по дальнейшей
реализации Программы в 2000-2001 году.
6. Контроль исполнения данного решения возложить на
заместителя министра Резванова С.В.
Председатель комиссии
П.Н.ТИЩЕНКО
Секретарь комиссии
В.Л.АНОШКИНА
СПРАВКА
К РЕШЕНИЮ КОЛЛЕГИИ
"О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Развитие системы СПО в 1998, 1999 году осуществлялось в
соответствии с федеральной программой "Развитие образования в
России" и региональной Программой совершенствования среднего
профессионального образования в Ростовской области на 1998-2002
гг. и принятой Правительством РФ (решение от 14.10.98 г. N 34) и
Главой Администрации Ростовской области (Постановление от 13.01.99
г. N 13), планами работы учебных заведений СПО на 1998-1999 уч.
год.
Совместная деятельность Минобразования области, НМЦПО РО,
Совета директоров, учебных заведений направлена на преодоление
кризисных явлений в образовании, внедрение ГОС СПО и освоение
новых форм обучения (экстернат и дистанционная форма),
совершенствование научно-методической и воспитательной работы,
развитие многоуровневого, многопрофильного и вариативного СПО,
совершенствование структуры учебных заведений и системы СПО в
области в целом, создание региональных колледжей, осмысление их
функций и содержания работ.
Продолжилось становление структуры государственного управления
системой СПО, направленного на постепенный переход от отраслевого
принципа к совместному федерально-региональному управлению с
участием общественно-государственных структур.
Изменяющаяся структура экономики Ростовской области,
выражающаяся в смене отраслевых приоритетов, расширении
негосударственного сектора, развитии малого предпринимательства, а
также современные тенденции в развитии образования,
здравоохранения, культуры определяют основные направления развития
среднего профессионального образования в Ростовской области. Со
своей стороны, образовательные учреждения среднего
профессионального образования, ориентируясь на региональные
условия, участвуя в реализации региональных интересов и
потребностей, выступают одним из факторов развития региона. Эти
два взаимодополняющих процесса реализуются в Программе развития
среднего профессионального образования Ростовской области на
1997-2002 гг.
Работа Минобразования РО в 1998-99 уч. году была направлена на
лицензирование реализуемых и вновь вводимых специальностей,
развитие многопрофильных колледжей, расширение специальностей
дополнительного профессионального образования.
Произошло изменение структуры подготовки специалистов в
сторону значительного роста подготовки по специальностям
экономического и гуманитарного профилей. Доля приема по этим
специальностям от общего приема возросла с 26,8% в 1994 г. до
31,2% в 1997 г. за счет сокращения доли приема в первую очередь по
техническим и сельскохозяйственным специальностям (соответственно
с 40,7% до 38,8% и с 7,1% до 5,9%). Следует отметить, что за
период 1997-1999 гг. в Ростовской области произошло сокращение
доли приема по педагогическим специальностям (с 12,2% до 11,5%).
В течение 1997-1999 гг. спектр реализуемых в области
специальностей увеличился со 118 до 144 специальностей. В целях
удовлетворения регионального рынка труда и образовательных
потребностей населения Ростовской области образовательными
учреждениями среднего профессионального образования стала
осуществляться подготовка по новым для области специальностям: в
группе 0300 Образование-0315 Домашнее образование, 0303
Иностранный язык, 0306 Психология; в группе 0200
Гуманитарно-социальные специальности-0205 Социальная работа;
группе 0600 Экономика и управление-0611 Делопроизводство и
архивоведение, 0612 Товароведение; в группе Электронная техника
и связь-2009 Средства связи с подвижными объектами; в группе 2300
Сервис-2304 Парикмахерское искусство и декоративная косметика; в
группе Строительство и архитектура-2903 Строительство и
эксплуатация городских путей сообщения, 2912 Водоснабжение и
водоотведение, 2915 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем
газоснабжения; в группе 2600 Воспроизводство и переработка лесных
ресурсов - 2605 Садово-парковое и ландшафтное строительство, 0909
Шахтное и подземное строительство, 2602 Технология
деревообработки; в группе 1000 Энергетики-1001
Электрооборудование электрических станций и сетей; в группе 1100
Металлургия-1101 Металлургия черных металлов. Вместе с тем за этот
же период в учебных заведениях был закрыт прием на такие
технические специальности среднего профессионального образования,
как 1104 Металловедение и термическая обработка металлов, 1908
Оптические и оптико-электронные приборы и системы, 2704 Технология
мяса и мясных продуктов.
Изменение структуры подготовки приводит к расширению спектра
реализуемых в учебных заведениях специальностей среднего
профессионального образования, в результате чего увеличивается
перечень образовательных услуг, предоставляемых образовательными
учреждениями, которые становятся многопрофильными учебными
заведениями.
Структурные изменения в среднем профессиональном образовании,
влияют на сокращение подготовки специалистов в избыточных
специальностях, усиление внимания к специальностям социальной и
рыночной ориентации и в целом на рост числа студентов ОУ СПО.
В последние годы динамика подготовки специалистов со средним
профессиональным образованием характеризуется ростом приема
студентов в средние специальные учебные заведения Ростовской
области: в 1997 году на 4,1%, в 1998 г. на 4,7%, в 1999 г. на 5,8%
по сравнению с уровнем предыдущего года, что значительно выше
подобных показателей по России.
Основная задача работы ОУ СПО и органов управления -
организовать полноценный прогноз и заказ со стороны всех
заинтересованных предприятий, организаций, учреждений; создавать
условия такой подготовки и координировать размещение заказа по
учебным заведениям различной ведомственной принадлежности,
расположенным на территории области.
В связи со складывающимися социально-экономическими условиями,
состоянием предприятий, недофинансированием системы и с целью
оптимизации сети ОУ СПО и размещения специальностей. По
предложениям Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области и по согласованию с советом директоров,
осуществлена реорганизация в форме объединения однопрофильных
учебных заведений. Так, в целях устранения дублирования
направлений подготовки, Таганрогский и Новочеркасский строительные
техникумы были реорганизованы в Донской межрегиональный колледж
строительства, экономики и предпринимательства. Министерством
топлива и энергетики в связи с уменьшением объемов бюджетного
финансирования были объединены Шахтинский энергетический,
Шахтинский горнотехнический и Новошахтинский горно-экономический
техникумы в Шахтинский региональный горно-энергетический колледж.
Процесс объединения этих однопрофильных учебных заведений был
вызван также устареванием материально-технической базы ряда
учебных заведений (Таганрогский строительный колледж, Шахтинский
энергетический колледж).
В условиях отсутствия миграционных процессов и для
удовлетворения образовательных потребностей населения в местах его
проживания расширяется сеть филиалов государственных техникумов и
колледжей. Азовский индустриально-педагогический колледж имеет
филиалы в Ростовской области и Краснодарском крае. Новочеркасский
промышленно-индустриальный колледж имеет филиалы в городе
Новошахтинске и в Абхазии, Ростовский железнодорожный техникум
располагает разветвленной сетью филиалов как в Ростовской области,
так и в других областях, по территориям которых проходит
Северо-Кавказская железная дорога, Ростовский автодорожный колледж
открыл филиалы в г. Каменске и Матвеево-Курганском районе. Активно
взаимодействует с органами самоуправления области Ростовский
кооперативный техникум, открывший 4 филиала в сельских
территориях.
Интеграционные процессы среднего и высшего профессионального
образования послужили основой для преобразования самостоятельных
образовательных учреждений среднего профессионального образования
в структурные подразделения вузов. Так, Ростовский авиационный
техникум вошел в состав Ростовской государственной академии
сельскохозяйственного машиностроения, Азовский политехнический
колледж - в состав Донского государственного технического
университета. Открыта подготовка специалистов на уровне СПО в
СКАГС, Шахтинском и Волгодонском институтах ЮРГТУ. Подготовка
ведется в рамках контрольных цифр приема в вуз и не повышает
уровня безработицы выпускников.
Структурные изменения направлены на гибкое удовлетворение
запросов труда, сокращение подготовки по избыточным
специальностям, развитие всех ОУ и региональной системы СПО в
целом.
Региональная система предполагает сбалансированное
функционирование государственных и негосударственных ОУ СПО и
представляет собой мощное ядро государственных ОУ СПО федерального
и регионального подчинений, окруженное динамичной оболочкой своих
филиалов и негосударственных образовательных учреждений.
Приоритетным направлением развития профессионального
образования в регионе является непрерывное профессиональное
образование в модели "училище - колледж - вуз".
Формируется опыт взаимодействия ряда технических вузов и
однопрофильных техникумов и колледжей. Идет формирование
региональных колледжей, являющихся центром системы непрерывного
профессионального образования, имеющих в своем составе другие
уровни профессионального образования.
Наибольшим теоретическим и практическим опытом обладает
Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж, имеющий в составе
РУЦНПО 23 общеобразовательные школы, профессиональные школы,
профессиональные училища городов и районов Ростовской, Воронежской
областей, Краснодарского края. Есть опыт интеграции общего и
среднего профессионального образования с сокращением сроков
обучения в ОУ СПО г. Азове (Азовский гуманитарно-технический
колледж), г. Ростове-на-Дону (Ростовский торгово-экономический
колледж, Ростовский машиностроительный колледж).
Стержнем развития среднего профессионального образования
являются государственные образовательные стандарты. Их реализация
в Ростовской области идет в соответствии с Программой введения ГОС
СПО, входящей в Программу развития СПО.
Координация работы ОУ СПО по апробации временных ГОС СПО
ведется 9 творческими коллективами, объединяющими все учебные
заведения области. В истекшем году разработан пакет документов по
региональному компоненту ГОС СПО по 9 отраслевым направлениям. В
1997-1999 гг. разработан пакет учебно-программной документации по
дисциплинам национально-регионального компонента для следующих
групп специальностей среднего профессионального образования: 1700
- Технологические машины и оборудование; 1800 Электротехника; 2400
- Эксплуатация транспорта; 0400 - Здравоохранение. Примерами
рабочих программ дисциплин национально-регионального компонента
являются: История Дона, История казачества, Развитие автомобильных
дорог в Ростовской области, Региональная патология, Водные пути
Волгодонского бассейна и др.
Одним из ведущих направлений в реализации Программы является
повышение научно-теоретического, профессионального уровня
инженерно-педагогических кадров.
Министерство образования РО, Совет директоров использует
возможности профессиональных учебных заведений в создании
региональной системы повышения квалификации, являющейся
дополнением к федеральной системе, реализуемой НМЦ СПО РФ. В 1997,
1998 гг. за счет средств регионального бюджета повышена
квалификация преподавателей общественных наук, физики, математики,
литературы.
Работают постоянно действующие семинары заместителей
директоров по учебной, воспитательной работе. Повышение уровня
управленческой и профессиональной деятельности директоров и зам.
директоров, проходило на базе НМЦ СПО РФ и составило 17
директоров, 21 зам. директора.
За 1997-1999 гг. на региональной научно-методической базе (ИПК
РГУ, НМЦ ПОР) повысили свою квалификацию 493 преподавателя и
методиста системы среднего профессионального образования.
Повышение научной квалификации преподавателей и работников
колледжей (213 чел.) осуществляется через стажировку на базе
кафедр вузов, обучение в магистратуре, аспирантуре и
соискательство на ученую степень. Кроме того, повышение
квалификации преподавателей (265 чел.) осуществлялось на базе
учебных центров образовательных учреждений среднего
профессионального образования, в том числе: на базе Регионального
учебного центра непрерывного профессионального образования
Новочеркасского промышленно-гуманитарного колледжа, центра
социально-нравственного воспитания Таганрогского политехнического
колледжа, Центра дополнительного образования Ростовского
машиностроительного колледжа. В целом за 1997-1999 гг. повысили
свою квалификацию около 1000 преподавателей системы среднего
профессионального образования, что ссответствует общероссийским
нормативам в области повышения квалификации и переподготовки.
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области создает условия для профессионального роста не только
преподавателям, но и студентам, так, в частности, впервые в России
учреждены Гранты Губернатора области и фонда Сороса преподавателям
и студентам среднего профессионального образования.
Процесс научного сопровождения развитием среднего
профессионального образования идет на основе научного анализа
состояния дел, научного прогнозирования. Есть опыт
научно-исследовательского сопровождения процесса реализации
эксперимента по непрерывному педагогическому образованию.
В настоящее время в ОУ СПО функционирует 11 кафедр, 3
лаборатории, 3 Центра, растет число аспирантов и соискателей,
преподавателей ОУ СПО. Вырос научный уровень кадрового потенциала
колледжей и училищ: преподавателями колледжей в 1998 г. защищено 6
кандидатских диссертаций. Подготовлено 148 публикаций, из них - в
центральных изданиях - более 10.
Научными и творческими коллективами разработаны региональные
нормативно-правовые, учебно-методические, программные документы,
составлен их каталог.
Совершенствуется управление системой среднего
профессионального образования.
В настоящее время сложилось следующее распределение функций
между Минобразованием Ростовской области и Советом директоров
средних специальных учебных заведений области. Приоритетными
функциями Министерства являются функции разработки и реализации
региональной образовательной политики в области среднего
профессионального образования, государственного планирования
направлений подготовки и численности студентов в соответствии с
социально-экономическими потребностями региона, создания
организационных условий для успешного функционирования учебных
заведений, координация деятельности региональных министерств
(ведомств), предприятий в целях трудоустройства выпускников,
контроля за деятельностью учебных заведений в пределах полномочий,
предоставленных субъектами Российской Федерации, анализа состояния
системы среднего профессионального образования.
Функции Совета директоров средних специальных учебных
заведений области как государственно-общественного органа
управления средним профессиональным образованием являются по своей
сути связующим звеном между образовательными учреждениями и
Минобразованием Ростовской области, а также между министерствами
(ведомствами) - учредителями образовательных учреждений и
Минобразованием области, осуществляющим координацию
образовательных процессов.
Проведение зональных олимпиад, спартакиад, творческих
конкурсов среди студентов, организация проблемных
семинаров-совещаний среди преподавателей - вот некоторые формы
совместной работы Министерства и Совета директоров, которые
направлены на создание единого образовательного пространства
Ростовской области.
В 1997-1999 гг. Минобразованием Ростовской области и Советом
директоров проведены 4 региональные конференции, посвященные
вопросам введения ГОС СПО в образовательный процесс средних
специальных учебных заведений, управления образовательными
учреждениями среднего профессионального образования в новых
социально-экономических условиях, проблемам непрерывного
образования.
Анализ состояния системы и ход реализации Программы
совершенствования СПО в Ростовской области выявили проблемы,
требующие решения:
- ведомственная принадлежность образовательных учреждений
среднего профессионального образования 20 федеральным и
региональным министерствам и ведомствам, отсутствие согласованных
полномочий в рамках компетенции, представляемых Законом РФ "Об
образовании", сдерживает развитие среднего профессионального
образования; имеет место недостаточное разграничение, а порой и
дублирование функций федеральных и региональных органов управления
средним профессиональным образованием; передача полномочий
управления средним профессиональным образованием с федерального на
региональные уровни идет бессистемно и только по линии
Минобразования России; различная ведомственная принадлежность
образовательных учреждений среднего профессионального образования
значительно ограничивает возможности Минобразования Ростовской
области и Совета директоров средних специальных учебных заведений
по рациональному размещению самих учреждений и их филиалов на
территории области, рациональному распределению специальностей в
учебных заведениях в пределах одного города или района,
перепрофилированию учебных заведений в соответствии с
потребностями рынка труда;
- невключенность Министерства общего и профессионального
образования Ростовской области в процесс аттестации и аккредитации
образовательных учреждений среднего профессионального образования,
приводящая к отсутствию контроля со стороны регионального органа
управления образованием.
В области совершенствования содержания СПО важнейшими задачами
Министерство видит:
- завершение внедрения государственных образовательных
стандартов;
- экспериментальную апробацию новых специальностей
Классификатора СПО;
- формирование регионального перечня специальностей в
соответствии с запросами рынка труда;
- развитие непрерывности в профессиональном образовании,
создание и внедрение сопряженных и интегрированных
образовательно-профессиональных программ;
- расширение информатизации образования и внедрения новых
информационных технологий;
- создание системы организационно-методической поддержки
инновационных образовательных программ.
Главный специалист
Л.ГОЛУБ
Приложение 1
к решению
коллегии
от 23.12.1999 N 7/02
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2001 ГОДЫ
Анализируя состояние системы и ход реализации Программы
совершенствования СПО в Ростовской области, Министерство
определяет следующие основные направления реализации Программы
совершенствования среднего профессионального образования в
Ростовской области на 2000-2001 годы.
В области совершенствования содержания СПО важнейшими
являются:
- завершение внедрения государственных образовательных
стандартов;
- экспериментальная апробация новых специальностей
Классификатора, СПО;
- формирование регионального перечня специализаций в
соответствии с запросами рынка труда:
- развитие непрерывности в профессиональном образовании,
создание и внедрение сопряженных и интегрированных
образовательно-профессиональных программ.
- расширение информатизации образования и внедрения новых
информационных технологий;
- создание системы организационно-методической поддержки
инновационных образовательных программ.
В области совершенствования структуры региональной системы
СПО:
- оптимизация размещения подготовки специалистов;
- регионализация и муниципализация рынка труда, удовлетворение
образовательных потребностей населения;
- развитие социально-культурных центров на базе ОУ СПО малых
городов и сельских районов области;
- формирование многоуровневых, многопрофильных колледжей;
- развитие сети филиалов ОУ СПО в сельских районах области.
В области кадрового обеспечения:
- формирование региональной системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации работников ОУ СПО, используя базу вузов,
ведомств, предприятий:
- обеспечение системы материального стимулирования талантливых
студентов, обеспечение адресной социальной поддержки
преподавателей;
- формирование маркетинговых служб по изучению рынка труда и
трудоустройству выпускников;
- создание условий для повышения научной квалификации,
организации стажировки преподавателей колледжа на базе кафедр
вузов.
В области совершенствования организационно-экономического
механизма:
- прогнозирование потребности рынка труда и населения в
образовании;
- введение практики соучредительства (многоучредительства) и
формирование многоуровневой системы заказов;
- введение целевой контрактной подготовки специалистов;
- развитие системы общественно-государственного содействия
трудоустройства выпускников;
- обеспечение благоприятных условий для привлечения в сферу
СПО дополнительных инвестиций.
В области совершенствования управления региональной системой
СПО:
- обеспечить сбалансированность региональных и ведомственных
интересов на основе соглашений Министерства с федеральными и
муниципальными органами;
- оптимизация региональной системы управления СПО;
- развитие автономности ОУ СПО с одновременной кооперацией
методической работы однопрофильных ОУ СПО;
- координация деятельности ГОУ и НОУ СПО;
- совершенствование механизмов мониторинга деятельности ОУ
СПО, включая лицензирование, аттестацию.
|