КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 21 октября 1999 г. N 6/3
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Минобразованием области, Советом директоров,
Научно-методическим центром профессионального образования,
учебными заведениями проводится работа по введению временных
государственных образовательных стандартов СПО, апробации и
разработке национально-регионального компонента.
Эта работа координируется рабочей группой министерства.
Областные творческие группы (пр. от 29.12.97 г., N 1202) ведут
работу по разработке, апробации дисциплин и курсов регионального
компонента ГОС СПО.
В 1997-98 учебном году завершен первый (организационно -
подготовительный) этап реализации Программы. В соответствии с
программой I этапа педагогические коллективы ОУ СПО разработали
рабочие учебные планы и программы. Выработаны предложения по
перечню дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин
по выбору, часов резерва учебного времени. Определены базовые
учебные заведения по мониторингу ГОС СПО по направлениям.
Творческими группами проведена экспертиза разработанной
учебно-программной документации.
В ходе реализации II этапа (в 1998-1999 уч. году) продолжена
работа по учебно-методическому оснащению дисциплин регионального
компонента. Разработаны программы, методические рекомендации,
которые апробируются в ходе реализации ГОС СПО базового уровня. С
1999 года начато освоение повышенного уровня ГОС СПО.
Ход реализации Программы обсуждался на региональной
конференции "Проблемы совершенствования структуры и содержания ГОС
СПО на рубеже ХХI века (1999 г.)
В настоящий момент в результате реализации Программы
творческим группам по направлениям 1700 - "Транспорт" (рук.
Егельская Е.Е.), 0400 "Здравоохранение" (рук. Трушкина Л.Ю.), 2400
- "Машиностроение" (рук. Тютюнников Ю.А.) разработаны полные
пакеты учебно-программной и методической документации по введению
дисциплин и курсов, отражающих специфику Ростовской области.
Разработаны и утверждены в установленном порядке специализации
(1701, 2401, 2402), отражающие социально-экономические
потребности региона. По итогам апробации ГОС СПО в 1997-98 г.
творческими группами подготовлены предложения учебным заведениям
по корректировке ГОС СПО. Работает постоянно действующий семинар
по руководству и методической помощи работе творческих групп,
изучается опыт внедрения ГОС СПО в учебных заведениях.
Для обеспечения качественного освоения студентами
общеобразовательного блока и в связи с введением новых учебных
планов общеобразовательной подготовки научно-методическим центром
повышена квалификация 250 преподавателей ГОС СПО. Проведен ряд
семинаров по проблемам хода внедрения ГОС СПО.
Итоги Государственной аттестации Таганрогского
политехнического колледжа, Донского машиностроительного техникума,
Ростовского речного училища, Ростовского машиностроительного
колледжа, Ростовского техникума кино и телевидения, Ростовского
морского колледжа подтвердили уровень учебно-методического
обеспечения ОУ согласно ГО СПО и достаточный уровень подготовки
специалистов. Подготовлена программа мониторинга ГОС СПО.
Вместе с тем анализ хода внедрения ГОС СПО выявил ряд
проблем. Далеко не все по специальности обеспечены ГОС СПО
повышенного уровня, в связи с этим учебные заведения работают по
учебным планам, сопряженным с вузом и реализуемым как повышенный.
Творческие группы по специальностям 0600, 0500, 2700 и 3100, 0300
работают недостаточно продуктивно. Предложения по национально-
региональному практически компоненту отсутствуют. В связи с
введением в Классификатор новых специальностей в режиме
эксперимента и необходимости координации мониторинга ведение ГОС
СПО необходимо определение экспериментальных площадок по апробации
вновь введенных специальностей и их мониторингу.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Отделу высшего и среднего профессионального образования
(Ярошенко А.Н.), Научно-методическому центру профессионального
образования (Субботина Л.В.), учебным заведениям среднего
профессионального образования, творческим группам продолжить
работу по реализации Программы введения ГОС СПО.
2. Утвердить региональную Программу мониторинга реализации
национально-регионального компонента ГОС СПО (приложение).
3. Отделу высшего и среднего профессионального образования
(Ярошенко А.Н.):
3.1. Подготовить к изданию сборник нормативных материалов по
региональному компоненту ГОС СПО по направлениям 1700, 2400.
до 01.01.2000 г.
3.2. Подготовить и направить в федеральные и региональные
министерства и ведомства информацию о ходе внедрения ГОС СПО.
до 01.12.99 г.
3.3. Включить в Соглашения о сотрудничестве Минобразования РО
с федеральными министерствами и ведомствами совместную работу по
мониторингу реализации ГОС СПО.
до 01.12.99 г.
3.4. Подготовить предложения по обновлению состава творческих
групп и созданию новых творческих групп по направлениям 0200,
0300, 0600, 2300, 2900.
до 10.11.99 г.
3.5. Подготовить и согласовать с учредителями ОУ СПО документы
для открытия экспериментальных площадок по мониторингу ГОС СПО.
до 01.12.99 г.
4. Научно-методическому центру профессионального образования
(Субботина Л.В.) обеспечить методическую помощь творческим группам
и пед. коллективам в организации и проведении мониторинга
реализации ГОС СПО.
5. Руководителям ОУ СПО области, творческих групп обеспечивать
условия для организации мониторинга ГОС СПО и повышения качества
подготовки специалистов.
6. Контроль исполнения данного приказа возложить на зам.
министра Резванова С.В.
Председатель коллегии
П.Н.ТИЩЕНКО
Секретарь коллегии
В.Л.АНОШКИНА
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-
РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СТАНДАРТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Разработчики: Демиденко Л.Д. - к. б. н., зав лабораторией НМЦ
ПО РО;
Субботина Л.В. - директор НМЦ ПО РО;
Голуб Л.В. - к. п. н. МО ПО РО;
Кукса Н.В. - методист НМЦ ПО РО.
"Программа мониторинга реализации национально-регионального
компонента государственных стандартов в образовательных
учреждениях среднего профессионального образования Ростовской
области" является механизмом реализации Программы
совершенствования среднего профессионального образования в
Ростовской области на 1999 - 2000 гг. и предназначена для
системного отслеживания состояния реализации ГОС СПО в
образовательных учреждениях с целью корректировки и
прогнозирования этого процесса.
I. Общие положения
Мониторинг реализации нацинально-регионального компонента ГОС
СПО - это система сбора, хранения и анализа информации о
деятельности образовательных учреждений по этому направлению, на
основе которой осуществляется корректировка деятельности и
прогнозирования развития.
Основные задачи мониторинга:
- системное наблюдение за состоянием реализации
национально-регионального компонента ГОС СПО;
- своевременное выявление и устранение негативных тенденций;
- накопление объективной и надежной информации по реализации
национально-регионального компонента ГОС СПО по направлениям
специальностей с целью уточнения его форм и содержания.
Объекты мониторинга:
- содержание профессионального образования, в том числе
национально-регионального компонента;
- учебно-методическое обеспечение национально-регионального
компонента;
- результаты профессионального образования.
Инструментарий мониторинга:
- анкетирование;
- анализ;
- отчеты.
Мониторинг проводится по единой системе показателей,
разрабатываемых отделом высшего и среднего профессионального
образования Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области. Научно-методическим центром профессионального
образования Ростовской области совместно с руководителями
областных творческих групп.
Сбор и обработка информации в ходе ведения мониторинга
осуществляется работниками образовательных учреждений, обобщается
по направлениям специальностей руководителями областных творческих
групп и передается в Министерство общего и профессионального
образования Ростовской области.
Информация и полученные на основе ее анализа результаты
сообщаются на заседаниях педагогических советов образовательных
учреждений, а также используются для оперативной работы отдела
высшего и среднего профессионального образования МО ПО РО, НМЦ ПО
ПРО, Совет директоров ОУ СПО.
Ожидаемый результат мониторинга:
- формирование структуры и содержания
национально-регионального компонента ГОС СПО по направлениям
специальностей и его апробация;
- экспертиза структуры и содержание национально-регионального
компонента ГОС СПО и его учебно-методическое обеспечение.
II. Содержание программы мониторинга реализации ГОС СПО
в общеобразовательных учреждениях среднего
профессионального образования Ростовской области
-----T------------T--------------T-----------T----------T-----------¬
¦ NN ¦ Объект ¦ Параметры ¦Инструмен- ¦ Сроки ¦ Ответст- ¦
¦ п-п¦ ¦ ¦ тарий ¦проведения¦ венный ¦
+----+------------+--------------+-----------+----------+-----------+
¦ 1. ¦Содержание ¦а) Требования ¦Анализ, ¦Октябрь - ¦Зам. ¦
¦ ¦профессио- ¦к уровню ¦отчет по ¦ноябрь ¦директора ¦
¦ ¦нального ¦подготовки ¦предложен- ¦1999 г. ¦по учеб. ¦
¦ ¦образования ¦выпускников; ¦ной схеме. ¦ ¦работе ОУ ¦
¦ ¦ ¦б) Рабочий ¦ ¦ ¦СПО, рук. ¦
¦ ¦ ¦учебный план: ¦ ¦ ¦творческой ¦
¦ ¦ ¦- соотношение ¦ ¦ ¦групп, ¦
¦ ¦ ¦федерального ¦ ¦ ¦методисты ¦
¦ ¦ ¦и национально-¦ ¦ ¦НМЦ ПО РО, ¦
¦ ¦ ¦регионального ¦ ¦ ¦специалисты¦
¦ ¦ ¦компонента; ¦ ¦ ¦МО ПО РО ¦
¦ ¦ ¦- структура ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦национально- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦регионального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦компонента; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Рабочие ¦Отчет по ¦Октябрь - ¦ ¦
¦ ¦ ¦учебные ¦коррек- ¦ноябрь ¦ ¦
¦ ¦ ¦программы ¦тировке ¦1999 г. ¦ ¦
¦ ¦ ¦дисциплин, ¦УПД ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦входящих в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦структуру ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦национально - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦регионального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦компонента; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦г) Рабочие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦учебные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦практик. ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------+--------------+-----------+----------+-----------+
¦ 2. ¦Учебно- ¦а) ¦Сбор ¦Ноябрь - ¦Зам. ¦
¦ ¦методичес- ¦Обеспечение ¦информации ¦декабрь ¦директора ¦
¦ ¦кое ¦национально- ¦по обеспе- ¦1999 г., ¦по учебной ¦
¦ ¦обеспечение ¦регионального ¦ченности ОУ¦2000 г. ¦работе, ¦
¦ ¦национально-¦компонента: ¦СПО учебно-¦ ¦методисты ¦
¦ ¦региональ- ¦- учебными ¦программной¦ ¦ОУ СПО, ¦
¦ ¦ного ¦пособиями и ¦документа- ¦ ¦методисты ¦
¦ ¦компонента ¦т. д.; ¦цией и ¦ ¦НМЦ ПО РО ¦
¦ ¦ ¦- учебно- ¦учебно- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦методическими ¦методи- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦комплексами; ¦ческой ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦- вспомога- ¦литера- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦тельными ¦турой ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦средствами ¦(Формы 1, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦обучения; ¦2, 3, 4) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Применение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦новых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦информацион- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦технологий ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------+--------------+-----------+----------+-----------+
¦ 3. ¦Результаты ¦а) Входной ¦Срезовые ¦Сентябрь -¦Зам. дир. ¦
¦ ¦профессио- ¦контроль ¦контроль- ¦октябрь ¦по УР ОУ ¦
¦ ¦нального ¦(контроль ¦ные ¦2000 г. ¦СПО, ¦
¦ ¦образования ¦остаточных ¦работы ¦ ¦методисты ¦
¦ ¦ ¦знаний) ¦ ¦ ¦НМЦ ПО РО, ¦
¦ ¦ ¦уровня ¦ ¦ ¦спец. МО ¦
¦ ¦ ¦подготовки ¦ ¦ ¦ПО РО ¦
¦ ¦ ¦студентов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Промежу- ¦Анализ ¦ ¦Зам. ¦
¦ ¦ ¦точный ¦результа- ¦ ¦директора ¦
¦ ¦ ¦контроль; ¦тов проме- ¦ ¦по УР ОУ ¦
¦ ¦ ¦ ¦жуточной ¦ ¦СПО, ¦
¦ ¦ ¦ ¦аттеста- ¦ ¦методисты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ции, ¦ ¦НМЦ ПО РО, ¦
¦ ¦ ¦ ¦срезовые ¦ ¦специалисты¦
¦ ¦ ¦ ¦контроль- ¦ ¦МО ПО РО ¦
¦ ¦ ¦ ¦ные работы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Итоговый ¦Анализ ре- ¦Июнь - ¦Зам. ¦
¦ ¦ ¦контроль ¦зультатов ¦июль ¦директора ¦
¦ ¦ ¦ ¦итоговой ¦2000 г., ¦по УР ОУ ¦
¦ ¦ ¦ ¦аттестации ¦2001 г. ¦СПО, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методисты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦НМЦ ПО РО, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специалисты¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦МО ПО РО ¦
L----+------------+--------------+-----------+----------+------------
СПРАВКА
К РЕШЕНИЮ КОЛЛЕГИИ "О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Работа по введению ГОС СПО в учебных заведениях области
ведется Министерством общего и профессионального образования
области, Советом директоров 1997 года. Основанием является приказ
Минобразования РФ от 17.06.97 г. N 1216 "О введении в действие
государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования", решение коллегии от 19.06.97 г. N
03/6 и приказ от 29.12.97 г. N 1202 Минобразования РО, решение
региональной конференции работников среднего профессионального
образования от 24.09.97 г.
Программа реализации временных государственных образовательных
стандартов среднего профессионального образования Ростовской
области на период 1997-2002 гг. является подпрограммой
региональной Программы совершенствования среднего
профессионального образования в Ростовской области, утвержденная
решением коллегии Минобразования от 11.12.97 г. N 07/1.
Целью Программы является обеспечение качественного и наиболее
полного удовлетворения запросов молодежи в получении среднего
профессионального образования на основе ГОС СПО.
Реализация программы осуществляется под руководством рабочей
группы, состав которой утвержден приказом Министерства от
29.12.97 г. N 1202. Работа ведется творческими группами, которые
объединяют учебные заведения всех форм собственности и
ведомственной принадлежности. Функционирует 8 групп:
1. 0300 - образование
2. 0400 - здравоохранение
3. 0600 - экономика и управление
4. 0500 - культура и искусство
5. 2400 - эксплуатация транспорта
1700 - технологические машины и оборудование
6. 1000 - энергетика
1100 - металлургия
1200 - машиностроение и металлообработка
7. 3100 - сельское и рыбное хозяйство
8. 2900 - строительство и архитектура
Работа творческих групп ведется по следующим направлениям:
- организационная работа
- совместная методическая работа
- разработка регионального компонента (УМК)
- внедренческая работа.
Главной задачей работы является координация деятельности
учебных заведений, реализуемых ГОС СПО одной группы
специальностей, в апробации ГОС СПО, разработке и внедрении ГОС
СПО.
Отдел высшего и среднего профессионального образования
совместно с научно-методическим центром профессионального
образования систематически руководил работой групп через систему
мероприятий. Мероприятия по руководству работой творческих групп в
1998 году прилагаются. Одновременно проведен ряд семинаров с зам.
директорами, методистами всех учебных заведений. В работе по
внедрению ГОС СПО и разработке национально-регионального
компонента:
- мониторинг внедрения ГОС СПО, корректировка и подготовка
предложений по внесению изменений в ГОС СПО в адрес разработчиков;
- работа над формированием регионального компонента как
средства реализации региональной политики в образовании;
- оценка современного социально-экономического состояния
региона;
- соответствие развития СПО запросам регионального рынка
труда;
- сохранение исторических культурологических, экологических,
экономических и социальных традиций Дона;
- укрепление экономических и культурных связей с другими
регионами, межрегиональное сотрудничество.
Анализ работы ОУ творческих групп и хода реализации Программы
по освоению ГОС СПО, разработке и внедрению регионального
компонента выявил следующее:
1. Подготовлена региональная нормативная база,
регламентирующая деятельность участников процесса внедрения ГОС
СПО. Перечень региональных нормативных, инструктивных материалов
прилагается.
2. Разработан порядок введения экстерната и новых
специальностей или специализаций.
3. Проведена региональная конференция по проблемам ведения ГОС
СПО и цикл рабочих совещаний. Ведется индивидуальная работа с
членами творческих групп и учебными заведениями.
4. Определены пути реализации регионального компонента и
содержание дисциплин и тем.
Вариативными характеристиками программы регионального
компонента являются:
- направленность на усиление фундаментальной подготовки в
процессе теоретической подготовки по блоку общегуманитарных и
социальных дисциплин (гуманитарные специальности) или
естественно-математических (технические специальности);
- направленность на личностное развитие будущего специалиста
усиление гуманитарной и социально-психологической подготовки;
- направленность на усиление профессиональной компетентности и
социально-экономическое развитие региона.
При определении путей реализации регионального компонента
выделены два пути.
Первый связан с углубленным содержанием дисциплин,
образовательно-профессиональных программ в пределах имеющихся
часов по учебному плану. Эта модель реализуется на основе
включения в содержание общенаучных, общепрофессиональных и
специальных дисциплин курсов и тем по региональной специфике.
Вторая модель предусматривает расширение перечня и содержания
изучаемых дисциплин за счет использования часов учебного плана,
рассчитанных на дисциплины по выбору, резерва учебного времени,
национально-регионального компонента. В этом случае разработаны
перечень возможных дополнительных дисциплин, их программы и
варианты методического обеспечения.
Третья модель предусматривает расширение содержания подготовки
и обеспечивает наряду с подготовкой по основной специальности,
овладение дополнительными знаниями и умениями по специализации, в
соответствии с запросами регионального рынка труда.
В ходе реализации Программы разработаны и реализуются все
модели. Так, в группе специальностей "Образование" реализуется
первая модель. В программу дисциплин общегуманитарного блока
включены темы по истории, культуре, литературе, природе Дона и
традициям воспитания казачества.
В группе специальностей 0100 - "Естественнонаучные
специальности" в программу общепрофессиональных и специальных
дисциплин включены темы по экологии, гидрогеологии и метеоусловиям
Северного Кавказа и Ростовской области.
В процессе подготовки по группе специальностей 0400 -
"Здравоохранение" разработан курс "Региональная патология,
реализуемый за счет часов резерва учебного времени. В процессе
реализации ГОС СПО по группе 0700, 2400 реализуются третья модель
- подготовка специалиста с дополнительным техническим
обслуживанием автомашин иностранного производства. 2408 -
"Эксплуатация внутренних водных путей со специализацией на речном
и морском транспорте.
Разработка регионального компонента ведется по пути создания
учебно-методического комплекса: дисциплина - учебная программа,
календарно-тематический план - методическая разработка (учебно -
наглядное пособие) - контрольные (тестовые) задания.
В настоящее время учебно-методические комплексы разработали
дисциплины регионального компонента по специальности 2401, 1701,
0400. Разрабатываемые и вводимые специализации оформляются
дополнением к ГОС специальности и закрепляются решением
министерства-разработчика.
Подготовленные программы дисциплин регионального компонента
прошли экспертизу в установленном порядке. Из разработанных
учебных пособий четыре получили разрешение на издание с грифом
нашего министерства.
Анализ хода внедрения стандартов СПО проведен на конференции
работников ОУ СПО в сентябре 1999 г.
В настоящее время Программа вступает в фазу систематизации
разработанных материалов, подведения итогов и анализа внедрения
ГОС СПО и его регионального компонента.
Членам коллегии предложена к рассмотрению и утверждению
программа мониторинга ГОС СПО. Отдел считает необходимым
определить базовое учреждение как контрольное для осуществления
мониторинга и проведения исследования. Перечень базовых учреждений
будет определен совместно с творческими группами. Работа по
мониторингу координируется НМЦ ПО. В период введения и апробации
ГОС СПО в Классификатор специальностей были введены новые
специальности, реализуемые в режиме эксперимента. Необходимо
создать новые творческие группы, обновить состав работающих групп
и осуществить цикл организационно-методических мероприятий по
научному сопровождению эксперимента.
Необходима разработка методологических подходов к комплексному
учебно-методическому обеспечению национально-регионального
компонента. Остро стоит проблема информационного обеспечения хода
реализации ГОС СПО: издание сборника регионального компонента ГОС
СПО по группам специальностей, сборников об опыте внедрения ГОС
СПО, тестовых заданий по дисциплинам ГОС СПО, формирование,
издание и обновление каталога-справочника учебно-методических
материалов, разрабатываемых ОУ СПО Ростовской области,
совершенствование механизма экспертизы учебно-методических
материалов по реализации ГОС СПО и обеспеченности регионального
компонента.
Продолжена организация конкурсов на учебники, учебные пособия
по дисциплинам СПО, в том числе регионального компонента,
организация экспертизы хода эксперимента по вновь введенным
специальностям.
Отдел считает работу по реализации Программы достаточной,
вносит на рассмотрение Программу мониторинга введения ГОС СПО и
меры по разрешению очередных проблем в реализации ГОС СПО.
Гл. специалист
Л.В.ГОЛУБ
|