Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Ростовской области

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РО ОТ 21.10.1999 N 6/4 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

(по состоянию на 20 июля 2006 года)

<<< Назад


            КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                     ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                РЕШЕНИЕ
                      от 21 октября 1999 г. N 6/4

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО
                      (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

       Актуальность проблем специального (коррекционного) образования
   связана с рядом причин. Одной из них является ежегодный рост числа
   детей, нуждающихся   в  особых  условиях  обучения  и  воспитания.
   Представленные в таблице данные  свидетельствуют  о  тенденциях  в
   диагностике отклоняющегося развития.

   ----------------------------------------T--------T--------T--------¬
   ¦                                       ¦  1997  ¦  1998  ¦  1999  ¦
   +---------------------------------------+--------+--------+--------+
   ¦1. Всего                               ¦  4565  ¦  5430  ¦  8065  ¦
   +---------------------------------------+--------+--------+--------+
   ¦2. из них                              ¦        ¦        ¦        ¦
   +---------------------------------------+--------+--------+--------+
   ¦3. умственная отсталость               ¦   974  ¦  1001  ¦  1030  ¦
   +---------------------------------------+--------+--------+--------+
   ¦4. ЗПР                                 ¦  1375  ¦  1314  ¦  2312  ¦
   +---------------------------------------+--------+--------+--------+
   ¦5. сенсомоторные нарушения             ¦   123  ¦   185  ¦   182  ¦
   +---------------------------------------+--------+--------+--------+
   ¦6. нарушения речи                      ¦   164  ¦   304  ¦  2517  ¦
   +---------------------------------------+--------+--------+--------+
   ¦7. другие психо-соматические нарушения ¦  1929  ¦  2626  ¦  2114  ¦
   L---------------------------------------+--------+--------+---------

       Следует отметить,  что не все из обследованных детей  получили
   адекватную форму    обучения    в    специальных   (коррекционных)
   образовательных   учреждениях   в   силу   различных   социально -
   экономических  причин.  Зачастую  обследованные  дети остаются без
   специальной помощи,  так как не создаются специальные условия  для
   обучения данной категории детей. Интеграционные процессы протекают
   стихийно,  что отрицательно сказывается  на  социальной  адаптации
   детей.
       Из системы специального (коррекционного) образования исключены
   дети с глубокой умственной отсталостью.
       Практически отсутствует  сеть   учреждений   профессионального
   образования,   имеющих   адаптивную   среду  для  обучения  лиц  с
   ограниченными возможностями здоровья.
       Серьезно сказывается  на  качестве педагогической реабилитации
   детей дефицит профессионально подготовленных кадров.
       Материально-техническая база  многих  учреждений  специального
   (коррекционного) образования не обеспечивает  необходимых  условий
   для реабилитации  и  социальной  адаптации  детей  с ограниченными
   возможностями здоровья.
       В связи с вышеизложенным коллегия решила:
       1. Одобрить    Концепцию     специального     (коррекционного)
   образования.
       2. Отделу     специального     (коррекционного)    образования
   (Серов П.Н.):
       2.1. Разработать программу мероприятий по реализации Концепции
   в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья.
       2.2. Организовать   проведение   совещания    заинтересованных
   ведомств по подготовке программы мероприятий.
       3. Органам управления образованием:
       3.1. Подготовить   предложения   в  программу  мероприятий  по
   реализации Концепции.
       3.2. Пересмотреть   имеющиеся  в  специальных  (коррекционных)
   образовательных учреждениях профили трудового  обучения  с  учетом
   социально-экономических условий.
       3.3. Изучить  возможность  реализации  на  базе   существующих
   специальных (коррекционных)  образовательных  учреждений  программ
   профессиональной подготовки воспитанников.
       4. Отделу начальной профессиональной подготовки (Ушаков Д.Ф.),
   отделу    высшего   и   среднего   профессионального   образования
   (Ярошенко  А.Н.)  подготовить  предложения  по созданию адаптивной
   среды для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
       5. Отделу   кадрового   обеспечения   (Суслов   В.Н.)  изучить
   возможность подготовки и переподготовки  специалистов-дефектологов
   для учреждений   (классов,  групп)  специального  (коррекционного)
   образования.
       6. ИПК и ПРО (Зембицкий Д.М.) внести предложения по подготовке
   специалистов-дефектологов.
       7. Контроль  за  исполнением  решения возложить на заместителя
   министра Зенкову Т.Г.

                                                Председатель коллегии
                                                          П.Н.ТИЩЕНКО

                                                   Секретарь коллегии
                                                         В.Л.АНОШКИНА





                               КОНЦЕПЦИЯ
               СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

                                ВВЕДЕНИЕ

       Образование  лиц  с  ограниченными   возможностями    здоровья
   рассматривается как приоритетное направление современной  политики
   в образовании. В связи  с  этим  возникает  необходимость  анализа
   проблемной  ситуации,  связанной  с  образованием,    интеграцией,
   социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями  здоровья,
   определение современных принципов и организационных подходов к  ее
   решению.  В  соответствии  с  Конституцией  РФ  и   Законом    "Об
   образовании" дети с ограниченными возможностями  имеют  равные  со
   всеми  права  на  образование.  Для них предусматривается создание
   специальной коррекционно-развивающей    образовательной     среды,
   обеспечивающей  адекватные условия и оздоровление,  реабилитацию и
   социальную адаптацию. Государственная политики в отношении детей с
   ограниченными    возможностями    здоровья    является   важнейшей
   составляющей социокультурной политики страны.
       Актуальность проблем специального образования связана в первую
   очередь с  тем,  что  число  детей,  нуждающихся  в  коррекционном
   обучении неуклонно растет. По самым сдержанным оценкам число лиц с
   ограниченными  возможностями  здоровья  составляет  свыше  10%  от
   общего числа детей в образовательных учреждениях. Так, в 1999 году
   областной и  территориальными  медико-педагогическими   комиссиями
   (консультациями)  обследовано  8065  детей.  У 922 диагностирована
   легкая умственная  отсталость,  69   -   с   глубокой   умственной
   отсталостью, 2358  имеют  диагноз  задержки психического развития,
   182 - с сенсомоторными нарушениями,  у 1095 -  выявлены  нарушения
   нервно-психического развития,  5509  детей посещают логопедические
   пункты в образовательных учреждениях.
       В специальных средствах  обучения  нуждаются  до  8%  детей  с
   сенсомоторными нарушениями.
       Кроме роста числа почти всех категорий детей  с  ограниченными
   возможностями  здоровья,  отмечается    тенденция    качественного
   изменения структуры  дефекта,  комплексного  характера нарушения у
   каждого отдельного ребенка.
       В настоящее время в области существует дифференцированная сеть
   коррекционной помощи детям дошкольного и школьного возраста как  в
   общеобразовательных, так  и  в  специализированных учреждениях.  В
   области функционирует  34  дошкольных   коррекционных   учреждения
   различных видов,  в которых проходят реабилитацию и коррекцию 9479
   детей.  В  соответствии  с  характером  дефекта  и  степенью   его
   выраженности    открыто    339    специализированных    групп    в
   образовательных дошкольных учреждениях. В них обучаются:
       - 208 детей с нарушениями слуха,
       - 6208 детей с нарушениями речи,
       - 1007 детей с нарушениями зрения,
       - 1697 детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата,
       - 359 детей с нарушениями интеллекта.
       Система школьных специальных  (коррекционных)  образовательных
   учреждений включает в себя 30 школ  и  школ  -  интернатов  I-VIII
   видов,  коррекционные  классы  в  ОУ  общего   типа,    а    также
   интегрированное обучение детей с недостатками в развитии.
       В настоящее время в  учреждениях  I-VIII  видов  работает  967
   педагогов. Только 185 из них имеют  специальное  дефектологическое
   образование,  что  составляет  20%  от  общего  числа.  Из    них:
   сурдопедагогов - 78,  логопедов  -  54,  тифлопедагогов   -    14,
   олигофренопедагогов - 82.
       Из   имеющихся    специалистов - дефектологов    коррекционных
   учреждений 50% составляют педагоги пенсионного  и  предпенсионного
   возраста.
       В системе дошкольного коррекционного образования работает 4591
   логопед, 264 психолога и 40  дефектологов.  По  сравнению  с  1997
   годом  лишь  на  2%  увеличилось  количество  педагогов  с  высшим
   специальным образованием.
       В области пока не получила  широкого  распространения  система
   ранней диагностики и раннего  выявления  детей  с  отклонениями  в
   развитии,  дифференцированного  диагностирования,    своевременной
   помощи им и родителям, личностно - ориентированного,  психолого  -
   педагогического и медико - социального сопровождения таких  детей.
   В условиях, когда дошкольным образованием не охвачено  2613  детей
   области, - это очень серьезная проблема.
       Сложившаяся политика в настоящее время в области  специального
   образования предполагает признание обособленности  этой  категории
   детей. Интеграционные  процессы  чаще  протекают    стихийно,    в
   некоторых  случаях  они  неоправданы,  без  создания  специальных
   условий. Это приводит  к  тому,  что  не  происходит  полноценного
   включения данной категории  детей  в  социум.  Сеть  коррекционных
   учреждений размещена неравномерно, нередко они находятся вдали  от
   местожительства  воспитывающихся.    Из    системы    специального
   образования исключены дети с глубокой умственной отсталостью.
       Кроме   того,   многие    нормативные    документы    остаются
   декларативными. Отсутствуют  закон  о  специальном    образовании,
   специальные государственные образовательные стандарты. В настоящее
   время структурные изменения, которые произошли в обществе, заметно
   повлияли на сложившуюся систему трудовой подготовки  школьников  с
   нарушениями в развитии. Произошел разрыв между школами и  базовыми
   предприятиями. В связи с этим практически невозможно  организовать
   практику на производстве, сложно получить материалы, оборудование,
   инструменты.  Отсутствует  система   профессиональной   подготовки
   инвалидов.
       Крайне   недостаточна    сеть    образовательных    учреждений
   начального, среднего   и  высшего  профессионального  образования,
   имеющих  адаптивную  среду  для  обучения  лиц   с   ограниченными
   возможностями  здоровья.  Выпускники  специальных  (коррекционных)
   образовательных учреждений и профессиональных училищ  зачастую  не
   являются конкурентоспособными на рынке труда.
       Перечисленные  аргументы  делают    очевидным    необходимость
   поддержки  и   развития    системы    специального    образования,
   направленной  на  решение  задач  как    оперативного,    так    и
   долгосрочного  характера,   учитывающую    особенности    ситуации
   сложившейся  в  существующей  системе  специального    образования
   области.

             РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО
                      (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

       1. Принципы специального (коррекционного) образования.
       Система обучения и воспитания детей с нарушениями  в  развитии
   является неотъемлемой составной частью единой системы образования.
   При всей  ее  специфичности  данная система рассматривается не как
   абсолютно    самостоятельная     единица     учебно-воспитательной
   деятельности,    а   органично   вписывается   в   образовательное
   пространство.  Образование  детей  с   недостатками   развития   в
   соответствии  с  их  особенностями,  возможностями и потребностями
   должно обеспечивать как общее образование соответствующего уровня,
   так и коррекцию недостатков развития. Сама же система специального
   образования является строго дифференцированной  и  соответствующей
   реальным  качественно  различным  типам  нарушений  физического  и
   умственного развития детей дошкольного и школьного возраста.
       Реализация задач обучения и воспитания детей  с  ненормативным
   развитием  осуществляется  с  учетом    специфических    принципов
   дефектологической    науки    и    практики,    имеющих       свое
   основное содержание:
       - принцип комплексного  подхода  к  диагностике  и  реализации
   потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
       Коррекция  нарушений  развития  возможна  только  при    учете
   результатов диагностики и  анализа  социальной  ситуации  развития
   ребенка. Комплексная  диагностика  позволяет  выяснить   состояние
   основных  сфер  психического  развития  ребенка  того  или   иного
   возраста. При этом психолого - педагогическое обследование  должно
   учитывать психологические новообразования, ведущую деятельность  и
   уровень развития типичных видов деятельности.
       - принцип ранней медико - психолого - педагогической коррекции
   дефектной функции.
       Основан на  учете  сензитивных  периодов  развития  ребенка  и
   предполагает  оказание  специальной  помощи  ребенку   дошкольного
   возраста на основе единства диагностики  и  коррекции  в  условиях
   ДОУ, реабилитационных центрах и т.д.;
       - принцип    достижения    максимально    доступного    уровня
   общеобразовательной  и  профессионально  - трудовой подготовки для
   обеспечения интеграции и социальной адаптации в обществе.
       Данный принцип предполагает введение в содержание  образования
   предметов и разделов,  восполняющих пробелы в знаниях и  коррекцию
   недостатков  развития,  использование методов и приемов обучения с
   ориентацией  на  зону  ближайшего  развития  с  учетом  возвратных
   этапов;
       - принцип  индивидуально  -  дифференцированного  подхода    в
   коррекционном обучении   и   воспитании   детей  с  нарушениями  в
   развитии.
       Весь  процесс  обучения  строится  на  изучении   возможностей
   ребенка овладевать образовательными  программами;  таким  образом,
   данный принцип позволяет выработать  определенные  требования  при
   выполнении одних и тех же заданий группами детей.
       Ведущим  специфическим  принципом  специального  обучения    и
   воспитания  является  принцип  коррекционной  направленности.   Он
   реализуется во всех компонентах учебно - воспитательного  процесса
   различными путями, методами и  в  разных  формах  применительно  к
   аномальным детям разных категорий.

       2. Задачи специального (коррекционного) образования.
       Дети с ограниченными возможностями здоровья в  соответствии  с
   Конституцией  имеют  равные  права  на  образование,  однако   для
   большинства из них в силу их особенностей обучение  с  соблюдением
   государственного  стандарта,  разработанного  для  образовательных
   учреждений общего назначения, невозможно.
       Специальное образование обеспечивает  лицам  с  физическими  и
   (или) психическими  недостатками  возможность    развивать    свои
   физические и психические  возможности  в  целях  приспособления  к
   социальной  среде,    подготовки    к    трудовой    деятельности,
   самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни.
       В соответствии  с  Положением  о  специальном  (коррекционном)
   образовательном  учреждении  и  спецификой  деятельности    данные
   учреждения решают общие с  массовой  школой  задачи,  одновременно
   выполняют специфические, т. е. дефектологические задачи.
       К таким задачам относят:
       - коррекцию первичных и вторичных нарушений развития;
       - социальную адаптацию;
       - интеграцию детей в общество;
       - профессиональную подготовку;
       - лечебно - профилактические задачи.

       3. Специальные условия и направления деятельности.
       Полноценная  реализация  государственных  требований  возможна
   лишь при создании специальных условий воспитания и обучения  детей
   с недостатками в развитии. Создание специальных условий обучения и
   воспитания детей с нарушениями в развитии по сравнению с  массовой
   школой  обязательно    предполагает    определенное    своеобразие
   образования детей с нарушениями.
       К специальным условиям относят:
       - индивидуализированный подход с учетом  особенностей  каждого
   ребенка;
       - введение в учебные  планы  и  программы  пропедевтических  и
   специальных коррекционных курсов;
       - изменение темпа и сроков обучения;
       - перестройку методов обучения и воспитания в соответствии  со
   структурой дефекта;
       - специфическую организацию трудовой подготовки;
       - лечебно - профилактическую работу.
       Таким образом, в специальных  (коррекционных)  образовательных
   учреждениях (классах, группах) осуществляется адекватная структура
   дефекта индивидуализация обучения.

                         РАЗДЕЛ II. ДИАГНОСТИКА

       1. Психолого-медико-педагогическая служба.
       Особое  место  в   системе    специального    (коррекционного)
   образования занимает проблема диагностики.  Диагностика  в  данной
   системе образования определяет направления обучения  ребенка,  его
   специфические потребности и возможный уровень  его  образования  с
   указанием  основных  направлений  коррекционного  обучения.  Таким
   образом, диагностика  является дифференциальной и прогностической.
   Диагностика основывается на единых принципах,  что особенно важно,
   поскольку  до  настоящего  времени  не существует унифицированного
   подхода к оценке  характера  и  степени  выраженности  недостатков
   развития.  Диагностика нарушений развития подчиняется определенным
   принципам.  Самый важный из них - комплексность изучения. Основное
   требование   этого  принципа  предписывает  тесное  взаимодействие
   разных специалистов в ходе изучения ребенка: дефектологов, врачей,
   психологов.  Изучение  должно  быть  целостное  и ориентировано на
   выявление не только общих и специфических недостатков развития, но
   и сильных сторон, положительных свойств личности ребенка.
       Важен принцип изучения ребенка в динамике, выявляющий основную
   тенденцию его развития в процессе обучения.
       В едином комплексе разноаспектного изучения  большое  значение
   имеет соблюдение  принципа  структурно  -  динамического  изучения
   соматических и психофизических структур  ребенка.  Данный  принцип
   предписывает не просто фиксировать психосоматические нарушения,  а
   выявлять причины их возникновения и ранжировать их на первичные  и
   вторичные.  Особое  внимание  уделяется  принципу  гуманности.  Он
   предполагает учет интересов, запросов и пожеланий детей, родителей
   (лиц, их заменяющих). Эти принципы относятся к числу основных.
       Диагностическая  служба  представляет  трехуровневую  систему,
   состоящую из:
       1. Психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных
   учреждений (ДОУ, школ);
       II. Психолого-медико-педагогических (консультаций), являющихся
   центральным  звеном  по  работе  с детьми в системе коррекционно -
   развивающегося  обучения  и  детьми  с  отклонениями  в  развитии,
   обучающихся в условиях образовательных учреждений;
       III. Областной психолого - педагогический, медико - социальный
   Центр (ППМС Центр), являющийся головным  методическим  учреждением
   службы.

           РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ  УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
                                ПРОЦЕССА

        1. Основные   подходы  к  организации  учебно-воспитательного
   процесса.
       Физические и (или) психические недостатки ведут к изменениям в
   развитии, являющимся   следствием   этих   недостатков,    которые
   проявляются   своеобразно   при   каждом   недостатке.  Вследствие
   своеобразного  развития  дети  с  ненормальным   развитием   имеют
   специфические    образовательные    потребности   и   возможности,
   определяющиеся первичными недостатками:
        нарушения слуха,   зрения,   речи,   опорно  -  двигательного
   аппарата,  интеллекта,  связанными непосредственно с  органической
   причиной нарушения.
       Кроме первичных органических нарушений,  имеют место вторичные
   нарушения развития, проявляющиеся в наибольшей мере в формировании
   высших психических функций,  что дает о  себе  знать  в  нарушении
   произвольного внимания,  словесно - логического мышления,  волевой
   регуляции поведения и т.д.
       Образование детей с недостатками в развитии в  соответствии  с
   их особенностями,  возможностями  должно  обеспечивать  как  общее
   образование соответствующего уровня, так и  коррекцию  недостатков
   развития. Содержание  образования  в   коррекционном    учреждении
   определяется образовательной программой, разработанной  исходя  из
   психофизического развития  и  индивидуальных  возможностей  детей.
   Учебные  планы  и  программы  являются   наиболее    существенными
   компонентами государственных требований.
       Применительно к  специальным  (коррекционным)  образовательным
   учреждениям (классам,   группам),   помимо    общеобразовательного
   содержания программы,   включаются   пропедевтические   разделы  в
   некоторых предметах.  В  учебные  планы   включены   специфические
   предметы,  отсутствующие в школе общего назначения, обеспечивающие
   коррекцию  развития  первичных  и  вторичных  нарушений.  Введение
   дополнительных предметов,  а также пропедевтических курсов требует
   увеличения продолжительности обучения (на 1-2 года).
       Кроме того,  дети, имеющие нарушения в развитии, имеют широкий
   диапазон возможностей   от   сопоставимых   с   детьми   нормально
   развивающихся до очень ограниченных.
       Для  части  детей  с  нарушениями  слуха,  зрения,  опорно   -
   двигательного аппарата  доступно  получение  основного  и  полного
   среднего  образования.  Оно  может  осуществляться  в  специальных
   (коррекционных)  образовательных   учреждениях,    образовательных
   учреждениях общего назначения, при условии организации специальной
   работы.
       В образовательных учреждениях (классах, группах) для  детей  с
   нарушениями интеллекта  за  9-летний  срок  обучения дети получают
   элементарную общеобразовательную подготовку,  овладевают трудовыми
   и  профессиональными навыками.  Программы и учебные планы школ для
   детей, имеющих нарушения интеллекта,  имеют сугубо практическую  и
   коррекционную  направленность  и  ориентированы на учебные планы и
   программы общеобразовательной основной школы.
       Глубоко умственно отсталые дети могут обучаться в  специальных
   классах школ для детей с нарушениями интеллекта,  реабилитационных
   центрах по индивидуализированным программам. При  этом  учреждение
   должно опираться  не  на  принцип  обучаемости  глубоко  умственно
   отсталого ребенка грамоте, счету и другим  предметам,  т.  к.  его
   продвижение  по  этому  пути  затруднено,  а  создавать   наиболее
   оптимальные условия  для  развития  коммуникативных  и  социальных
   навыков (речь, игра, самообслуживание, усвоение  норм  социального
   поведения, доступные виды труда).
       Дети со сложной структурой дефекта обучаются в образовательных
   учреждениях  в  соответствии  с    первичным    дефектом.    Объем
   общеобразовательных знаний и профессионально  -  трудовых  навыков
   определяется индивидуальными программами.

       2. Особенности   организации  коррекционно  -  воспитательного
   процесса в ДОУ.
       Определение подходов  к коррекционно - воспитательной работе с
   аномальными дошкольниками предполагает раннее выявление  и  раннюю
   психолого  -  медико  -  педагогическую  коррекцию,  учет основных
   особенностей их развития.  Известно,  что у этих  детей  в  раннем
   возрасте   имеет  место  недостаточность  двух  ключевых  факторов
   развития: общения с другими людьми и познавательной деятельности.
       Целью  коррекционно - воспитательного   процесса    является
   создание  оптимальных  условий  для    развития    эмоционального,
   социального,  интеллектуального  потенциала  ребенка,   а    также
   формирование его личностных качеств.
       В предлагаемой Концепции в основу отбора содержательных блоков
   воспитательного процесса положены два момента:  мотивы  и  ведущие
   виды деятельности, которые реализуются при участии взрослого.
       Основными мотивами являются:
       - потребность во внешних впечатлениях,
       - потребность в общении.
       Ведущим  видом  деятельности  является  игра,  в  ее  наиболее
   развитых формах (сюжетно - ролевая, драматизация).
       Выявленные факторы, лежащие в  основе  отклонений  в  развитии
   деятельности ребенка,  и определяют задачи  всего  коррекционно  -
   воспитательного процесса. Такими задачами являются:
       - коррекция и компенсация нарушений  развития;  предупреждение
   вторичных отклонений;
       - личностное развитие и подготовка к обучению в школе;
       - охрана здоровья и физическое развитие,
       - трудовое воспитание,
       - основы социализации и общения.
       Создание развивающей среды как фактора адекватного  воспитания
   и личностного  становления  ребенка  является  одним  из  основных
   звеньев функционирования специального ДОУ. Создание коррекционно -
   развивающего пространства   организовывается   по   трем  основным
   блокам:
       1. Административно - управленческое  совершенствование  работы
   учреждения в плане скоординированной работы всех служб.
       2. Создание условий для оптимального развития ребенка.
       3. Научно - методическое    обеспечение    коррекционно      -
   педагогического, медицинского процессов современными технологиями,
   организация  психолого - медико  -  педагогического  сопровождения
   всех направлений.
       Реализовать  право  на  адекватное   дошкольное    образование
   предоставляет  и  система   интегрированного    обучения    детей.
   Интеграция может осуществляться  по  нескольким  моделям:  полной,
   частичной и временной (группы кратковременного пребывания). На наш
   взгляд, в нашем регионе более  приемлемой  может  быть  интеграция
   сочетающая разнообразные формы:
       1. Отдельные специализированные группы.
       2. Группы кратковременного  пребывания  в  учреждениях  общего
   назначения.
       3. Реабилитационные центры.
       4. Индивидуальная работа дефектологов - консультантов на  дому
   при условии нахождения ребенка в группах общего назначения.

       4. Социально - трудовая адаптация.
       Важное  место  в   системе    специального    (коррекционного)
   образования занимает  проблема  социальной  и  трудовой  адаптации
   выпускников. Особое значение придается  подготовке  выпускников  к
   трудовой деятельности. Эта  задача  решается  путем  воспитания  у
   учащихся  общей  готовности    к    труду    и    получения    ими
   профессионально - трудовых    навыков     по        определенной
   специальности. Концепция      предусматривает        осуществление
   профессиональной подготовки учащихся  специальных  (коррекционных)
   учреждений в нескольких вариантах.
       Первым таким вариантом является  организация  профессиональной
   подготовки  выпускников  специальных  школ  на  базе    учреждения
   профессионального образования,  при  условии  заключения  договора
   специального (коррекционного) учреждения  и  ПУ.  Квалификационное
   свидетельство выдает ПУ.
       Вторым  вариантом  предлагается  организация  профессиональной
   подготовки  выпускников  на    базе    существующих    специальных
   (коррекционных) учреждений с получением  лицензии  на  данный  вид
   деятельности. При таком  варианте  квалификационное  свидетельство
   выдает коррекционное учреждение.
       Третьим вариантом может быть соглашение адаптивной  среды  для
   детей с нарушениями в развитии в учреждениях начального,  среднего
   и высшего профессионального образования.
       На  решение  вопросов   социальной    адаптации    выпускников
   социальных  (коррекционных) учреждений   направлена    организация
   деятельности подсобных хозяйств и пришкольных участков.  Подсобные
   хозяйства    практически    являются    производственной     базой
   профессиональной  подготовки  выпускников.  В   настоящее    время
   организация  профессионально  -  трудового  обучения   выпускников
   коррекционных  школ  должна  быть  приоритетным  направлением   их
   деятельности. Очевидна необходимость пересмотра имеющихся профилей
   трудового обучения с учетом социально -  экономических  условий  и
   местных потребностей в кадрах, а также разработки методик обучения
   средствами ДО, специальных курсов ДО по различным уровням общего и
   профессионального образования  инвалидов   с   различными   видами
   аномалий.

              РАЗДЕЛ IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО
                      (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

       1. Система управления.
       Концепция предполагает создание эффективной системы управления
   специальным    образованием,    обеспечивающей      взаимодействия
   государства  и  общественности,  всех  заинтересованных  служб   и
   ведомств в интересах личности ребенка с недостатками в развитии  и
   общества. В связи с этим  основную  роль  играют  профессиональное
   управление в тесной связи  с  административным,  имеющим  основное
   направление   МОиПО   РО   -   муниципальные   органы   управления
   образованием - администрация ОУ.
       По  линии  административного  управления  государственные    и
   муниципальные органы управления образования принимают и  реализуют
   программы, направленные на охрану здоровья  граждан,  профилактику
   инвалидности,  социальную   адаптацию    лиц    с    ограниченными
   возможностями здоровья, их медико - социальную  реабилитацию.  Для
   координации этой  деятельности  обмена  информацией  и  опытом  по
   вопросам    специального    образования    могут       создаваться
   межведомственные комиссии.
       Линия  профессионального  управления  представлена   следующим
   направлением МОиПО РО - ИПКиПРО (ППМС центр) - пилотное учреждение
   - образовательное учреждение.
       Это позволит   решить   проблемы   специального   образования,
   ориентировать его на достижение определенного результата.

                РАЗДЕЛ V. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО
                      (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

       1. Интегрированное обучение.
       В связи с  проведением  антидискриминационной  государственной
   политики на смену старого государственного  сознания  "полноценное
   большинство" - "неполноценное  меньшинство"  приходит   новая    -
   "единое сообщество, включающее людей с различными проблемами". При
   таком  понимании  вычленение   физических    и    интеллектуальных
   недостатков недопустимо. Применительно к  лицам  с  нарушениями  в
   развитии Декларации ООН "О правах  умственно  отсталых  лиц  (1971
   г.), "О  правах  инвалидов"  (1975  г.) провозглашают  уважение  к
   различиям между детьми.
       Помимо форм получения образования,  предусмотренных Законом РФ
   "Об   образовании",   лица,  имеющие  специальные  образовательные
   потребности, могут получать образование в  форме  интегрированного
   обучения.
       Переход к интеграции в настоящее время обусловлен  несколькими
   проблемами. Главной  из  них  является  соблюдение  прав  детей  и
   родителей на  адекватное  их  развитию  образование.  Законом  "Об
   образовании"  предусматривается  расширение    форм    организации
   специального  обучения  детей  с    ограниченными    возможностями
   здоровья. В соответствии с данным Законом ст. 50 п. 10 для детей с
   отклонениями в развитии органы управления образованием могут:
       - создавать  специальные  классы   (группы),    обеспечивающие
   лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и  интеграцию
   в  общество.
       - обучать детей в обычном классе с  получением  индивидуальной
   помощи.
       - обучать в обычном классе с получением индивидуальной  помощи
   в специальном кабинете (психологическом, логопедическом и т. д.),
       - создавать малокомплектные (по  местожительству)  специальные
   коррекционные учреждения с постоянным психолого - педагогическим и
   медико - социальным сопровождением ребенка.
       При введении вариативных форм обучения необходимым требованием
   является обеспечение специальных условий.
       В связи  с  этим  наиболее  приемлемым  является  эволюционный
   подход к интеграции детей  с  нарушениями  в  развитии.  Признавая
   интегрированный подход к обучению одной  из  стратегических  задач
   развития специального  (коррекционного)  образования,  мы   должны
   рассматривать  интеграцию  как  один  из  возможных  и необходимых
   подходов к  образованию  детей  с  отклонениями  в   развитии.   В
   настоящее  время  мы рассматриваем интеграцию через взаимодействие
   структур массового и специального образования.
       Ведущая роль в организации интегрированного обучения отводится
   специальным  (коррекционным) образовательным    учреждениям    как
   центрам по работе с детьми, имеющими нарушения в  развитии.  Одним
   из оптимальных путей развития интеграции детей  с  отклонениями  в
   развитии представляется   интеграция   через  раннее  выявление  и
   коррекцию нарушенных функций в процессе  целенаправленного  общего
   развития аномального ребенка,  создание более адаптивной среды для
   детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья,  обучающихся   в
   специальных   (коррекционных)   классах   при  общеобразовательных
   школах.

       2. Оказание  специальной  (коррекционной)  помощи  в  условиях
   общеобразовательных учреждений
       Для  оказания  индивидуальной  помощи  детям  со  специальными
   образовательными потребностями, изъявившими  желание  обучаться  в
   общеобразовательных  школах  по  учебным   планам    коррекционных
   учреждений, органы  управления  образованием  могут организовывать
   деятельность    специальных    кабинетов:    школьных,    районных
   (обслуживать  одну  или несколько школ).  Данные кабинеты призваны
   оказывать  помощь  детям,  обучающимся  в  коррекционных  классах,
   педагогам, родителям по вопросам дефектологии, психологии.
       Кроме коррекционных   кабинетов,   в   территориях   создаются
   логопедические пункты для оказания помощи детям, имеющим нарушения
   устной и письменной речи.  Логопедические пункты обслуживают  одну
   или несколько школ. Они могут носить статус районных.

       3. Педагогические кадры
       В  настоящее  время  остро  стоит  вопрос   теоретической    и
   практической  подготовки  педагогических  кадров,  работающих    в
   системе  специального  (коррекционного) образования.    Результаты
   исследования, проведенного  в  1998  г.  министерством образования
   Ростовской области,   показали,   что   количество    дефектологов
   составляет  около  20%  от  общего  числа педагогов,  работающих в
   данной  системе.  Основное  их  количество  приходится   на   долю
   логопедов,     олигофренопедагогов.     Практически    отсутствуют
   специалисты,  работающие  в  области   тифлопедагогики.   До   50%
   сурдопедагогов - люди предпенсионного и пенсионного возраста.
       На данный момент специалистов - дефектологов готовит  РГПУ  по
   специальности  "логопедия"  и  филиал  МОГПУ   по    специальности
   "олигофренопедагог",  "логопед",  "сурдопедагог".  Вместе  с   тем
   решить проблему подготовки  необходимого  количества  специалистов
   невозможно в силу  определенных  обстоятельств.  В  связи  с  этим
   Концепцией рассматриваются вопросы  обеспечения  кадрами,  решение
   которых  будет  способствовать  развитию   системы    специального
   (коррекционного) образования:
       1. Выявление  потребности  в  профессионально   подготовленных
   кадрах  разного  профиля  для  действующей  системы   специального
   образования и создание программы подготовки переподготовки кадров;
       2. Организация  подготовки  и  переподготовки специалистов для
   работы с детьми,  имеющими нарушения в  психическом  и  физическом
   развитии через ИПК и ПРО;
       3. Организация  дефектологического   всеобуча    специалистов,
   работающих в системе специального (коррекционного) образования;
       4. Взаимодействие  структур  специального  (коррекционного)  и
   массового образования;
       5. Организация    системы    специального      педагогического
   образования для студентов педагогического университета;
       6. Пропаганда возможностей пилотной,  дистанционной  программы
   повышения квалификации учителей коррекционных  школ  (классов)  по
   линии образовательного научно - методического центра  "Развитие  и
   коррекция";
       7. Распространение новейших научно - методических  материалов,
   специально разработанных в области коррекционной педагогики.

                            ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

       Проведенное исследование  позволяет прийти к выводам,  которые
   закладывают основы для  разработки  программы  функционирования  и
   развития системы специального (коррекционного) образования.
       Важнейшими из них являются:
       - создание условий для  функционирования  действующей  системы
   специального образования всех категорий с нарушениями в развитии;
       - создание условий для  взаимодействия  структур  массового  и
   специального образования в  реализации  интегративных  подходов  к
   обучению детей с нарушениями в развитии;
       - развитие психолого - педагогической службы на всех уровнях;
       - создание условий для профессионального самоопределения детей
   с нарушениями в развитии;
       Одним из условий для разработки программы является эффективное
   взаимодействие  широкого  круга   заинтересованных    специалистов
   различных ведомств.




<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz