УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 11.06.2004 N 238
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 1999 г. N 185
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ
С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, НА ТЕРРИТОРИИ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и
Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на
пользование недрами, акваторией и участками морского дна,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
28.10.92 г. N 828 постановляю:
1. Утвердить Положение о лицензировании пользования недрами
для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, на
территории Ростовской области (приложение).
Данное Положение действует до принятия соответствующего
положения Федеральным Собранием Российской Федерации в
соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
2. Постановление ввести в действие с 1 июля 1999 года.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на
заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - министра
топлива, энергетики и природных ресурсов, члена Правительства
Назарова С.М. и заместителя Главы Администрации (Губернатора)
области - министра финансов, члена правительства Сверчкову Н.И.
Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ф.ЧУБ
Постановление вносят:
министерство топлива, энергетики
и природных ресурсов области;
комитет природных ресурсов
по Ростовской области
Приложение
к постановлению
Главы Администрации области
от 01.06.1999 N 185
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ,
НЕ СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ,
НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Порядок лицензирования регламентируется Положением о
порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92
N 3314-1 и Законом Российской Федерации "О недрах".
В настоящем Положении устанавливается порядок лицензирования
пользования недрами, предоставляемыми для строительства и
эксплуатации подземных сооружений областного и местного значения,
не связанными с добычей полезных ископаемых, на территории
Ростовской области.
Положение применяется при предоставлении недр в пользование
для следующих целей:
а) строительства и эксплуатации подземных сооружений
(объектов) различного назначения, размещаемых в специально
пройденных горных выработках или выработках, пройденных при
разработке месторождений полезных ископаемых, а также в
естественных подземных полостях (пещерах);
б) захоронения в недрах отходов (включая радиоактивные) и
вредных веществ, сброса сточных вод;
в) возврата (обратной закачки) в недра дренажных, попутно
извлеченных, а также минеральных, теплоэнергетических,
промышленных и технических вод;
г) создания подземных хранилищ газа, нефти и нефтепродуктов.
1.2. К сооружениям (объектам) различного назначения,
размещаемым в горных выработках, относятся:
а) сооружения транспортного и энергетического назначения
(линии метрополитена, путепроводы, подземные переходы, тоннели,
электростанции различных типов, трансформаторные станции и т.д.);
б) линии коммуникаций для водоснабжения, канализации,
энергоснабжения, связи, газо- и нефтепроводы и другие объекты,
предназначенные для жизнеобеспечения населенных пунктов и
предприятий;
в) хранилища газонефтепродуктов, химических и радиоактивных
веществ;
г) склады длительного хранения продовольственных, промышленных
товаров, иной продукции и материалов, в т.ч. для создания и
хранения запасов на особые периоды;
д) сооружения, предназначенные для хранения особо ценных вещей
и предметов, государственных архивов и культурных ценностей;
е) технические системы, требующие особых условий эксплуатации
(в т.ч. обеспечения научных исследований).
1.3. Объекты пользования недрами, не связанными с добычей
полезных ископаемых, подразделяются на объекты федерального,
областного и местного (районного, городского) значения.
1.4. К числу объектов федерального значения, в соответствии с
Методическими указаниями по лицензированию пользования недрами, не
связанными с добычей полезных ископаемых (МПР РФ, 1998),
относятся:
а) объекты, эксплуатация которых оказывает влияние на
геоэкологические или гидроэкологические условия двух и более
субъектов Российской Федерации;
б) объекты, пользование которыми осуществляется в целях
обеспечения обороноспособности, безопасности населения и
функционирования государственных органов, а также в случаях, когда
использование недр составляет государственную тайну;
в) объекты, пользование которыми осуществляется или
планируется осуществлять с участием иностранных инвестиций.
Порядок лицензирования объектов федерального значения
регламентируется вышеуказанными Методическими указаниями.
1.5. К числу объектов областного значения относятся:
а) подземные сооружения, расположенные на территории двух и
более районов области;
б) подземные сооружения, предназначенные для жизнеобеспечения
населения и предприятий Ростовской области.
1.6. К числу объектов местного значения относятся подземные
сооружения, предназначенные для жизнеобеспечения населенных
пунктов одного района (города) и предприятий местного значения.
1.7. Лицензии на пользование недрами выдаются совместно
Администрацией области или уполномоченным ею органом и комитетом
природных ресурсов по Ростовской области.
1.8. По глубине заложения и, соответственно, степени
нарушенности целостности недр объекты подразделяются на две
категории:
а) неглубокие - объекты с глубиной заложения не свыше 5 м;
б) глубокие - объекты с глубиной заложения свыше 5 м.
1.9. Лицензии на пользование недрами для строительства и
эксплуатации объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых,
представляются как на используемые действующими предприятиями
участки недр (эксплуатируемые участки), так и на участки недр, на
которых только предполагается строительство и эксплуатация таких
объектов.
1.10. На новые объекты лицензии представляются на основании
результатов проведения конкурсов или аукционов либо на
бесконкурсной основе.
Выбор конкурсного (аукционного) или бесконкурсного способа
представления лицензии осуществляется Администрацией области
(района, города) совместно с Министерством природных ресурсов
Российской Федерации или комитетом природных ресурсов по
Ростовской области в зависимости от значимости объектов
(федеральной, областной или районной).
1.11. Действующим предприятиям лицензии на пользование недрами
предоставляются без проведения конкурсов и аукционов, но при
обязательном выполнении включенных в приложение к лицензии условий
пользования недрами.
1.12. Лицензия на пользование недрами для строительства и
эксплуатации подземных объектов, не связанных с добычей полезных
ископаемых, предоставляется только на те участки недр,
геологическая информация по которым получила положительную оценку
государственной (геологической) экспертизы.
1.13. Когда имеющаяся геолого-гидрогеологическая изученность
недостаточна для пользования недрами в намеченных целях,
допускается представление совмещенной лицензии на геологическое
изучение и пользование недрами. В этом случае, на первом этапе
владелец лицензии осуществляет детальные
геолого-гидрогеологические исследования и представляет полученную
информацию на государственную (геологическую) экспертизу. При
положительном заключении государственной геологической экспертизы
он приступает к проектированию строительства и эксплуатации
объекта, проводит согласования проекта (технологической схемы) и
его утверждение в установленном порядке, после чего приступает к
его реализации. Последовательность выполнения указанных
мероприятий обязательна.
2. Порядок предоставления недр в пользование для целей, не
связанных с добычей полезных ископаемых, по новым объектам
областного и местного значения
2.1. Предприятие, претендующее на получение лицензии на право
пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных
ископаемых, на намечаемый им к строительству объект областного и
местного значения подает заявку в комитет природных ресурсов по
Ростовской области. Заявка и прилагаемые к ней документы должны
содержать:
а) данные о предприятии-заявителе, включая место его основной
деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и
производственными партнерами;
б) данные о руководителях или владельцах предприятия -
заявителя в лицах, которые представляют это предприятие при
получении лицензии;
в) данные о финансовых возможностях предприятия-заявителя,
необходимых для выполнения работ, связанных с намеченным
пользованием недрами;
г) данные о технических и технологических возможностях
предприятия-заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им
в качестве подрядчиков;
д) информацию о предыдущей деятельности предприятия -
заявителя за последние пять лет;
е) пространственные границы испрашиваемого участка;
ж) целевое назначение недропользования;
з) предложения предприятия-заявителя по условиям пользования
недрами.
2.2. Комитет природных ресурсов по Ростовской области
рассматривает поступающие заявки и совместно с Администрацией
области или района (города) решает вопрос о возможности
предоставления лицензии на конкурсной (аукционной) или
бесконкурсной основе.
2.3. Условия конкурсов и аукционов по объектам областного
значения согласовываются с администрациями области и районов, в
пределах которых расположен намечаемый объект недропользования, и
с Государственным комитетом по охране окружающей среды Ростовской
области. По глубоким объектам, кроме того, условия конкурсов и
аукционов согласовываются с Управлением Ростовского округа
Госгортехнадзора Российской Федерации.
2.4. Информация о выносимых на конкурс или аукцион объектах
публикуется в областных органах печати не позднее чем за 1 месяц
до даты их проведения. В информации также указывается плата за
участие в конкурсе или аукционе, стоимость пакета геологической
информации, стартовый размер платежа за право пользования недрами
и размер лицензионного сбора за выдачу лицензии.
2.5. Заявка считается принятой после оплаты заявителем суммы
за участие в конкурсе или аукционе и стоимость пакета
геологической информации.
2.6. После принятия заявки на участие в конкурсе предприятию -
заявителю предоставляется пакет геологической информации по
интересующему участку недр. Пакет должен содержать необходимый
объем геологической, горнотехнической, технологической и иной
информации для проведения предприятием-заявителем
технико-экономических расчетов показателей ведения работ.
На основании изучения геологической информации предприятие -
заявитель в установленный срок разрабатывает и представляет
основные технико-экономические показатели ведения работ, связанные
с намечаемым пользованием недрами.
2.7. Оценка соответствия разработанных предприятием -
заявителем технико-экономических показателей условиям конкурса
производится экспертной комиссией и оформляется протоколом.
Формирование экспертной комиссии и определение победителей
конкурса из числа предприятий-заявителей, получивших положительное
заключение экспертной комиссии, производится по объектам
областного значения Администрацией области и комитетом природных
ресурсов по Ростовской области, а по объектам местного значения -
администрацией района (города) и комитетом природных ресурсов по
Ростовской области.
2.8. При конкурсной системе победителем признается заявитель,
отвечающий условиям конкурса и представивший экономически
приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и
окружающей природной среды технические решения. При равенстве
указанных показателей победителем признается заявитель,
предложивший большую сумму стартового платежа. В случае, если на
конкурс подана только одна заявка, лицензия на право пользования
недрами может быть представлена этому заявителю на условиях
объявленного конкурса.
Конкурс считается не состоявшимся, если ни один из
претендентов не отвечает выдвинутым условиям. Затраты, понесенные
участниками конкурса, не компенсируются.
3. Порядок предоставления недр в пользование для целей, не
связанных с добычей полезных ископаемых, по действующим объектам
областного и местного значения
3.1. Действующие предприятия для получения лицензии на право
пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных
ископаемых, должны подать заявку в комитет природных ресурсов по
Ростовской области. Заявка должна содержать сведения, указанные в
пункте 2.1. настоящего Положения. Кроме того, к заявке должны быть
приложены:
а) акт выделения земельного отвода;
б) ранее выданное разрешение на специальное водопользование
(для системы подземного захоронения жидких отходов и закачки в
недра сточных и возвратных вод);
в) горноотводный акт для глубоких (свыше 5 м) объектов. Для
неглубоких (до 5 м) объектов горноотводный акт не требуется. В тех
случаях, когда горноотводный акт или разрешение на специальное
водопользование отсутствуют либо они выданы с нарушением
установленного порядка, действующие предприятия должны получить
соответствующие согласования;
г) протокол утверждения соответствующего технического проекта
(технологической схемы);
д) ситуационный план на топографической основе масштаба 1:5000
- 1:10000 в зависимости от размера участка с отражением размещения
границ земельного отвода, санитарно-защитных зон, наблюдательных
скважин, для глубоких объектов - границ горного отвода;
е) копии документов с согласованиями проекта (технологической
схемы) с органами охраны окружающей природной среды,
Госсанэпиднадзора, для глубоких объектов - Госгортехнадзора.
3.2. В материалах заявки, характеризующей объект
лицензирования, должны содержаться следующие сведения:
- целевое назначение недропользования;
- краткая характеристика геологического строения и
гидрогеологических условий используемого участка недр;
- схема размещения и конструкция горных выработок,
нагнетательных скважин, хранилищ твердых отходов и т.д.;
- количество и качество захороняемых (сбрасываемых) твердых
отходов и сточных вод;
- емкость хранилища твердых отходов;
- расходы и качество закачиваемых в недра вод в системах
возврата использованных или попутных вод;
- возможность создания или наличие санитарно-защитных зон;
- влияние эксплуатации действующих объектов на окружающую
среду;
- имеющаяся наблюдательная сеть и методы наблюдений;
- технико-экономические показатели эксплуатации.
Для случаев использования отработанных горных выработок
(например, карьеров для захоронения твердых бытовых и промышленных
отходов) должны быть приведены также данные о предприятии,
осуществляющем или осуществлявшем ранее добычу полезных
ископаемых, в том числе данные о системе разработки
месторождения, состояния выработок, буровых скважин, подлежащих
использованию.
3.3. Проектные и фактические данные по объекту лицензирования
могут быть подвергнуты экспертизе. Необходимость проведения
экспертизы устанавливается комитетом природных ресурсов по
Ростовской области и Администрацией области или района (города). В
необходимых случаях эти органы во взаимодействии с органами
Госкомэкологии России, Госсанэпиднадзора Минздрава России,
Госгортехнадзора России и другими заинтересованными организациями
могут провести обследование действующего предприятия с целью
определения соответствия фактических условий пользования недрами
требованиям действующего законодательства, а также требованиям,
установленным документами, на основании которых осуществляется
недропользование.
4. Содержание лицензии
4.1. В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации
"О недрах" лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые части
должны содержать:
а) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах,
представивших лицензию, а также основание для лицензии;
б) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием
недрами;
в) указание пространственных границ участка недр,
предоставляемого в пользование;
г) указание границ земельного отвода, выделенного для ведения
работ, связанного с пользованием недрами;
д) срок действия лицензии и начала работ;
е) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании
участком недр, и прочими платежами;
ж) условия, выполнение которых установлено законодательством
Российской Федерации, стандартами (нормами, правилами),
требованиями по охране недр и окружающей природной среды и по
безопасному ведению работ;
з) требования к технико-экономическому обоснованию (проекту)
или технологической схеме, сроки его государственной экспертизы
либо условия пользования недрами в соответствии с
технико-экономическим обоснованием (технологической схемой) с
учетом данных эксплуатации соответствующих объектов (для
действующих систем);
и) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или
консервации объектов.
В настоящем разделе дается разъяснение по содержанию некоторых
положений, включаемых в лицензию, и приложения к ней.
4.2. В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах"
и Положением о порядке лицензирования пользования недрами в
лицензии на пользование недрами для строительства и эксплуатации
объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых,
предусматривается двухэтапный порядок пользования недрами. На
первом этапе владелец лицензии должен осуществить детальные
геолого-гидрогеологические исследования, необходимые для
подготовки технико-экономического обоснования (проекта) или
технологической схемы строительства и эксплуатации
соответствующего объекта, и подготовить указанный проект (схему).
Подготовленное технико-экономическое обоснование (проект) или
технологическая схема должны быть согласованы с соответствующими
органами исполнительной власти и утверждены в установленном
порядке. До окончания первого этапа (утверждения
технико-экономического обоснования (проекта) или технологической
схемы) пользование недрами для строительства и эксплуатации
объекта не разрешается.
На втором этапе владелец лицензии осуществляет реализацию
утвержденного проекта.
В тех случаях, когда имеется согласованное и утвержденное в
установленном порядке технико-экономическое обоснование (проект)
или технологическая схема, недропользование может осуществляться
сразу после получения лицензии.
4.3. Определение границ горного отвода.
4.3.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "О
недрах" при выдаче лицензии устанавливаются предварительные
границы горного отвода, которые при необходимости уточняются при
составлении технического проекта (технологической схемы)
строительства и эксплуатации объекта. После согласования
технико-экономического обоснования (проекта) или технологической
схемы в установленном порядке по глубоким объектам (свыше 5 м)
составляется проект горного отвода, на основании которого
администрацией соответствующего района (города) выдается
горноотводный акт, который регистрируется в Управлении Ростовского
округа Госгортехнадзора Российской Федерации. По неглубоким (менее
5 м) объектам оформление горноотводного акта не требуется.
Материалы, обосновывающие уточненные границы горного отвода,
включаются в лицензию как неотъемлемая составная часть.
4.3.2. Границы горного отвода определяются техническими
границами проектируемого горного объекта с учетом зон сдвижения и
обрушения горных пород, а также предохранительных и барьерных
целиков, обеспечивающих нормальное функционирование этих объектов.
4.4. Сроки пользования недрами.
4.4.1. Лицензия на недропользование для целей, не связанных с
добычей полезных ископаемых, может выдаваться на срок до 20 лет, а
для создания подземных хранилищ газа, нефти и продуктов их
переработки - на срок не более 5 лет.
4.4.2. Лицензия на пользование недрами для строительства и
эксплуатации объектов, срок действия которых не ограничен
(например, метрополитены, тоннели), может выдаваться без
ограничения срока действия. Перечень таких объектов определяется
совместно Администрацией области и Министерством природных
ресурсов Российской Федерации.
4.4.3. По инициативе недропользователя органы, представляющие
лицензию, имеют право продлить срок ее действия, если продление
срока связано с более длительными сроками работы объекта.
4.5. Лицензирование пользования недрами действующими
предприятиями проводится непосредственно в процессе их
эксплуатации. В этих случаях в лицензии устанавливается срок, в
течение которого действующие предприятия обязаны осуществить все
мероприятия для обеспечения рациональной эксплуатации объекта:
создание или расширение сети мониторинга геологической среды,
уточнение проекта эксплуатации и проведение необходимых
согласований, в том числе проведение государственной экологической
экспертизы и экспертизы промышленной безопасности.
При невыполнении указанных требований в назначенные сроки
органы, выдающие лицензию, могут запретить пользование недрами.
4.6. Технико-экономические обоснования (проекты) или
технологические схемы строительства и эксплуатации и эксплуатации
объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны быть
согласованы в установленном порядке.
4.7. Лицензии на пользование недрами выдаются по единой
типовой форме. Неотъемлемыми составными частями лицензии являются
приложения к ней. Обязательным приложением являются условия
пользования недрами.
Кроме того, приложения должны включать:
а) топографический план масштаба 1:5000 - 1:10000 в
зависимости от размера участка;
б) ситуационный план с отражением размещения подземных
объектов, границ горного и земельного отвода, санитарно-защитных
зон, наблюдательных скважин. Допускается совмещение ситуационного
и топографического планов;
в) основные показатели, связанные с недропользованием, из
утвержденных технических проектов (технологических схем) объектов,
проектов санитарно-защитных зон, программ мониторинга
геологической среды (в виде выписок из упомянутых документов);
г) копию акта о земельном отводе;
д) копию горноотводного акта и документа о его регистрации в
Управлении Ростовского округа Госгортехнадзора Российской
Федерации (для глубоких объектов);
е) копии документов с согласованиями проектов (технологических
схем) с органами охраны окружающей природной среды,
Госгортехнадзора России и Госсанэпиднадзора Минздрава России, а
также копию документа о государственной экологической экспертизе
проекта.
5. Платежи при пользовании недрами
Установлены следующие виды платежей при пользовании недрами в
целях, не связанных с добычей полезных ископаемых:
а) платежи за пользование недрами;
б) сбор за участие в конкурсе (аукционе);
в) лицензионный сбор.
5.1. Платежи за пользование недрами для целей, не связанных с
добычей полезных ископаемых, определены в соответствии с
Положением о порядке и условиях взимания платежей за право
пользования недрами, акваторией и участками морского дна,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
28 октября 1992 года N 828. В соответствии с ним платежи взимаются
в форме разовых платежей и (или) регулярных платежей.
Разовые платежи взимаются по объектам, владельцы которых не
взимают плату за оказываемые ими услуги при их эксплуатации
(например, подземные переходы, путепроводы и т.п.). Их размер по
Ростовской области устанавливается равным 1% от сметной стоимости
объекта.
Регулярные платежи по всем объектам пользования недрами, не
связанными с добычей полезных ископаемых, по Ростовской области
устанавливаются равными 1% от стоимости услуг, предоставляемых
при их эксплуатации. Исключение составляют объекты, связанные с
захоронением вредных веществ и отходов, для которых установлен
размер платежа, равный 3% от стоимости предоставляемых услуг при
их эксплуатации.
5.2. Размеры платежей за участие в конкурсе и лицензионного
сбора определяются комитетом природных ресурсов по Ростовской
области на основе сметно-финансовых расчетов, составляемых в
каждом конкретном случае отдельно.
5.3. Плата за пользование земельными участками и другими
природными ресурсами, а также прочие платежи производятся в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
и нормативно-правовыми актами, действующими на территории
Ростовской области.
5.4. Платежи за пользование недрами, не связанными с добычей
полезных ископаемых, поступают в бюджеты районов (городов), где
расположены соответствующие участки недр. В случаях, когда объект
недропользования расположен на территории нескольких районов,
платежи распределяются пропорционально площади, занимаемой данным
объектом в каждом районе.
Заместитель
управляющего делами -
начальник общего отдела
Администрации области
Н.И.ГРИВЕННЫЙ
|