ШАХТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 28 января 1999 г. N 280
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ" В Г. ШАХТЫ НА 1999-2005 ГГ."
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране
окружающей природной среды" от 19.12.92 г., Постановлением
Правительства РФ N 1208 от 03.11.94 г. "О мерах по улучшению
экологического воспитания населения", в целях формирования
экологической этики и культуры как одного из важнейших основ и
условий защиты и сохранения окружающей природной среды Шахтинская
городская Дума решила:
1. Утвердить городскую программу "Экологическое воспитание и
образование населения" г. Шахты на 1999-2005 гг. (прилагается).
2. Контроль за выполнением данного решения возложить на
общественный Координационный Совет (председатель Соболева Н.И.),
утвержденный распоряжением Мэра города N 1442 от 23.06.98 г.
Председатель городской Думы
В.И.ЛОКТИОНОВ
Шахтинский Государственный УТВЕРЖДЕНО:
межрайонный комитет решением
по охране окружающей Шахтинской городской Думы
природной среды от 28.01.1999 N 280
ПРОГРАММА
"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ Г. ШАХТЫ" НА 1999-2005 ГГ.
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение экологических проблем обусловлено прежде всего
социально-экологическими факторами. В связи с чем, их решение не
может быть осуществлено только техническими средствами. Выход из
кризиса видится в повышении культурного уровня общества, в
развитии системы воспитания - образования и информирования
населения.
Приоритетность экологического образования официально
закреплена Конституцией Российской Федерации. Законом РФ "Об
охране окружающей природной Среды", Указом Президента Российской
Федерации от 1.04.96 г. N 440 "О концепции перехода РФ к
устойчивому развитию", постановлением Правительства РФ от 3.11.94
г. N 1208 "О мерах по улучшению экологического образования
населения".
Образование - одно из важнейших звеньев в цепочке, соединяющей
тысячелетия: на его основе происходит социальное становление
человека, его вхождение в культуру.
Область экологической культуры - совокупность духовных
ценностей, принципов, правовых норм и потребностей, основанная на
оптимальном взаимодействии общества и природы.
Для воспитания экологически грамотного отношения людей к
окружающему миру, формирования способностей предотвращения в
процессе их профессиональной деятельности вредного воздействия на
природную среду и здоровье человека предлагается система
Экологического образования населения.
СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ГОРОДЕ
В настоящее время в городе наблюдается ухудшение экологической
обстановки. Наш города занимает площадь 15,8 тыс. га, на его
территории свыше двухсот предприятий, сбрасывающих вредные
вещества в атмосферу и водоемы. Наибольшая доля воздушной среды и
почвы приходится на предприятия угольной отрасли.
В атмосферу города в прошлом году было выброшено 38,148 тыс.т
загрязненных веществ (в 1996 г. - 40,624 тыс. т). По их количеству
город отнесен к пяти самым крупным загрязнителям воздушной среды
области. В среднем, на одного жителя города приходится 168 кг
загрязняющих веществ.
80% от общего выброса приходится на долю автотранспорта -
31,445 тыс.т.
Резко увеличилась пылевая и шумовая нагрузка. Средняя пылевая
нагрузка составляет 380 кг/кв.м в сутки, что в 15 раз выше фоновых
концентраций.
Постоянными экологически опасными объектами следует считать 59
породных отвалов ОАО "Ростовуголь", которые выбрасывают ежегодно
281,0 отравляющих вредных веществ.
Загрязняется почвенная поверхность земли, растут площадки
стихийных свалок, захламляются городские зеленые насаждения.
Ежегодно на предприятиях города образуется 946376,8 т отходов,
в том числе токсичных - 4668,5 т, не токсичных - 941708,3 (без
учета ТБО).
Основное количество - 92,5% - приходится на долю угледобычи и
углеобогащения.
Важная экологическая проблема состоит в том, что переработка
как промышленных, так и бытовых отходов (958192 куб.м) практически
не осуществляется.
Серьезной проблемой для города является утилизация осадков
очистных сооружений хозяйственно-бытовых и шахтных вод, всего на
очистных сооружениях накоплено 45 тыс. т ила.
В городе 14 водопользователей - предприятий, которые
сбрасывают загрязненные сточные воды в речки Грушевка, Аюта,
Кадамовка.
Общий объем сточных вод в 1997 году составил - 40042,8 тыс.
куб.м.
Неудовлетворительное состояние шахтных очистных сооружений
привело к тому, что в речки попадает ежегодно около 22 млн. куб. м
недоочищенной шахтной воды, с которой в указанные выше водоемы, а
затем в реку Дон поступает около 200 тыс. загрязняющих веществ. По
составу стоки являются токсичными, высокоминерализованными
(содержание солей - свыше 10 г/л), кроме того, в них находятся
нефтепродукты (2,8 т). Взвешенные вещества (298,3 т.). В
результате систематически идет засоление, загрязнение реки Дон,
что, естественно, сказывается на животном и растительном мире не
только угольных регионов, но и всего Донского края. Реки Грушевка,
Кадамовка, Аюта практически представляют собой "мертвую зону".
Такая сложная экологическая обстановка не могла не отразиться
и на состоянии здоровья населения. В г. Шахты статистически
достоверно доказано влияние продуктов горящего природного отвала
на заболеваемость у детей органов дыхания и снижение иммунитета.
В связи с закрытием большой группы угледобывающих предприятий
могут возникнуть опасные экологические явления. Это просадка
грунтов, поднятие уровня подземных вод и как следствие -
подтопление, заболачивание территорий, выходы на поверхность
токсичных газов.
Согласно урбоэкологическому районированию Российской
Федерации, проведенного ВНИМНТПМ Минстроя России в 1997 году, г.
Шахты отнесен к группе регионов с критической урбоэкологической
обстановкой.
Концепция обеспечения экологической
безопасности жизнедеятельности города
Стратегические цели социально-экологической стабилизации
должны быть направлены на обеспечение социально ответственного
развития вкупе с защитой ресурсной базы и окружающей среды на
благо будущих поколений.
Для чего необходимо:
- в области экологического регулирования всего городского
хозяйства - создание экономического механизма экологического
оздоровления и обеспечения устойчивого развития.
- в области промышленного производства - широкое внедрение
малоотходных и безотходных технологий, в том числе путем
технического перевооружения и реконструкции действующих
производств, обеспечивающих сокращение удельных расходов сырья,
энергии, воды, а также уменьшение объемов сточных вод и снижение
образования отходов;
- в области развития городского хозяйства - улучшение условий
проживания населения, в том числе за счет благоустройства жилых
районов, восстановления санитарно-защитных зон, строительства и
реконструкции объектов коммунального хозяйства, рационального
использования городских земель;
- в области охраны земель - предотвращение деградации земель,
создание механизма экономического стимулирования использования и
охраны земель; создание государственного земельного кадастра и
ведение мониторинга земель.
- в области развития водного хозяйства - обеспечение охраны и
воспроизводства водных ресурсов,развитие водохозяйственного
строительства в целях обеспечения населения водой нормативного
качества, переход от контроля за уровнем загрязнения водоемов к
управлению качеством вод, восстановление и рациональное
использование ресурсов рек, сокращение ущерба от вредного
воздействия вод;
- в области охраны растительного и животного мира -
восстановление и сохранение зеленых насаждений как одного из
важнейших факторов улучшения качества природной среды,
восстановление биологического разнообразия; создание кадастров
лесных ресурсов, флоры и фауны. увеличение площади особо
охраняемых природных территорий;
- в области наблюдения и контроля за состоянием окружающей
среды - создание системы комплексного экологического мониторинга
окружающей Среды; ведение экологически безопасного развития
промышленного производства за счет экономии сырьевых и
энергетических ресурсов, широкого внедрения малоотходных,
безотходных технологических процессов.
- создание гибкой системы регламентирующей хозяйственную
деятельность для обеспечения снижения уровня загрязнения
окружающей среды.
- в области экологического образования - создание и развитие
системы непрерывного экологического просвещения и информирования
населения, включающая подготовку и переподготовку кадров
управления, массового распространения экологических знаний для
оздоровления социально-экономического уровня жизни населения
города.
Эффективность намеченных мероприятий рассматривать и
обосновывать в конкретных проектах с учетом реальной и
социально-экономической обстановки в городе.
- в социальном аспекте - за счет улучшения условий жизни и
сохранения здоровья населения, оздоровления природной среды.
- в экономическом аспекте - за счет повышения роста
производства и снижения производственных издержек с учетом потерь,
которые несет общество при изъятии природных ресурсов и
загрязнения окружающей среды;
- в экологическом аспекте - за счет экологически безопасного
развития региона, предотвращения деградации природных комплексов.
Руководствуясь "Концепцией перехода России к устойчивому
развитию", одобренной Президентом в апреле 1996 г., в Программу
стабилизации социально-экономического положения в г. Шахты на
1998-99 года следует включить экологические приоритеты в
экономическую и социальную политику города.
"Концепция" требует новых подходов в экологической политике,
таких как:
- стратегическая оценка окружающей среды, при которой основной
акцент делается на выявлении кумулятивных последствий и
воздействия на окружающую среду, планов и решений, в различных
сферах социально-экономического развития в то время, как ОВОС
направлена на проектную деятельность.
- показатели устойчивого развития;
- экологически ориентированные системы управления
предприятиями и компаниями;
- комплексный контроль за загрязнением окружающей среды
(включая разработку соответствующих нормативных законодательных
актов) сразу в различных средах, предприятиями и продукцией в
течение всего их жизненного цикла по стадии отходов;
- разработка регистров выбросов, сбросов и переносов
загрязняющих веществ;
- выпуск ценных бумаг, связанных с экологически приемлемой
деятельностью;
- заключение соглашений между промышленными компаниями или
ассоциациями с правительством о взятии на себя добровольных
обязательств о заботе об охране окружающей среды, не дожидаясь
принятия решений или законодательных актов;
- внедрение комплексного экологического и экономического
учета.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Главной задачей программы "Экологическое образование и
воспитание населения" является создание системы всеобщего
экологического образования.
Цель программы: перестройка экологического воспитания и
образования через систему непрерывного экологического образования
школьников, молодежи и взрослого населения, выработку нового
экологического мышления, формирование высокой экологической
культуры общества и личности.
Суть программы: разработка государственной стратегии
экологического образования населения, создание системы
информационной поддержки экологического образования и массового
распространения экологических знаний для оздоровления
социально-экономического уровня жизни.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Согласно закону РФ "Об охране окружающей природной Среды"
система экологического образования должна охватывать весь процесс
дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной
подготовки специалистов средних и высших учебных заведений, а
также дальнейшего повышения их квалификации. В процесс
экологического образования населения должны быть вовлечены
граждане: учащиеся и студенты, рабочие и специалисты, руководители
и лица, принимающие ответственные и социально-экономические
решения.
Предполагаемые мероприятия программы "Экологическое
образование и воспитание населения" направлены на формирование
экологического сознания и постоянного повышения экологической
культуры населения.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Г. ШАХТЫ"
-----T--------------------------------T----------T---------------¬
¦ NN ¦ Наименование мероприятий ¦ Сроки ¦ Организации- ¦
¦ п-п¦ ¦исполнения¦ исполнители ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦1. ¦Создание городского ¦ 1999 г. ¦Мэрия города. ¦
¦ ¦Координационного совета, задачей¦ ¦ШМКООС. ¦
¦ ¦которого является координация ¦ ¦Управление ¦
¦ ¦деятельности всех общественных ¦ ¦образования, ¦
¦ ¦организаций по вопросам охраны ¦ ¦Управление ¦
¦ ¦окружающей природной среды ¦ ¦культуры, СМИ, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ВУЗы, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Шахтинский ИПК ¦
¦ ¦ ¦ ¦Минтопэнерго, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ВООП. ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦2. ¦Экологическое воспитание ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦2.1.¦Создание на базе библиотек ¦ 2000 г. ¦Управление ¦
¦ ¦центра методической и ¦ ¦культуры, ¦
¦ ¦организационной работы в области¦ ¦ШГМКООС ¦
¦ ¦экологического просвещения и ¦ ¦ ¦
¦ ¦информирования населения ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦2.2.¦Обеспечение методической ¦ постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦литературой экологической ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленности дошкольные, ¦ ¦ ¦
¦ ¦школьные, внешкольные учреждения¦ ¦ ¦
¦ ¦дополнительного образования, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ВУЗы. ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦2.3.¦Разработка планов, программ в ¦ постоянно¦ ¦
¦ ¦области экологического ¦ ¦ ¦
¦ ¦просвещения и информирования ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦2.4.¦Организация регулярных ¦ постоянно¦Управление ¦
¦ ¦конференций, семинаров, ¦ ¦культуры, ¦
¦ ¦симпозиумов по ¦ ¦Управление ¦
¦ ¦экологическому образованию ¦ ¦образования, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ШМКООС, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Шахтинский ИПК,¦
¦ ¦ ¦ ¦городское ¦
¦ ¦ ¦ ¦общество ¦
¦ ¦ ¦ ¦охраны природы ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦2.5.¦Создание электронного ¦ 1999 г. ¦Управление ¦
¦ ¦банка данных по научно- ¦ ¦ культуры ¦
¦ ¦информационной, нормативно- ¦ ¦ ШГМКООС, ¦
¦ ¦правовой литературе, данных по ¦ ¦ Шахтинский ¦
¦ ¦новейшей технологии в области ¦ ¦ ИПК ¦
¦ ¦рационального природопользования¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦2.6.¦Ознакомление и обобщение опыта ¦ постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦работ в области экологии: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проведение конференций ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проведение круглых столов ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проведение смотров-конкурсов ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦3. ¦ Организация информационной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ службы населения ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦3.1.¦Организация информационной ¦ 1999 г. ¦ ¦
¦ ¦службы населения через ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставление ежемесячной ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации с обзором литературы,¦ ¦ ¦
¦ ¦научных статей, нормативно- ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовых документов в области ¦ ¦ ¦
¦ ¦охраны окружающей среды. ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦3.2.¦Выпуск экологического ¦ 1999 г. ¦ШМКООС. ¦
¦ ¦бюллетеня (краткий обзор по ¦ ¦"Шахтинские ¦
¦ ¦состоянию окружающей природной ¦ ¦известия, "Поле¦
¦ ¦среды в городе) ¦ ¦зрения" ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦3.3.¦Выпуск экологического словаря ¦ 1999 г. ¦ ШМКООС ¦
¦ ¦для населения ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦3.4.¦Выпуск газетной и телевизионной ¦ 1999 г. ¦СМИ "Мир-ТВ" ¦
¦ ¦странички "Экология и мы" ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦3.5.¦Создание и показ на ТВ ¦ 1999- ¦"Орбита", ¦
¦ ¦информационно-тематических ¦ 2005 г. ¦ ШМКООС ¦
¦ ¦передач по экологии с учетом ¦ ¦ ¦
¦ ¦возврастного ценза аудитории ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦3.6.¦Организация на радио цикла ¦ -"- ¦ СМИ ¦
¦ ¦передач "Экологическая азбука" ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦3.7.¦Организация цикла передач по ¦ -"- ¦ -"- ¦
¦ ¦популяризации на ТВ "Красной ¦ ¦ ¦
¦ ¦книги Ростовской области" ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4. ¦Создание открытого ¦ 1999- ¦ШМКООС, ¦
¦ ¦экологического университета ¦ 2001 г. ¦Управление ¦
¦ ¦"Экология человека" ¦ ¦образования, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦культуры, ¦
¦ ¦ ¦ ¦городское ¦
¦ ¦ ¦ ¦общество охраны¦
¦ ¦ ¦ ¦природы. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Комитет по ¦
¦ ¦ ¦ ¦молодежной ¦
¦ ¦ ¦ ¦политике ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.1.¦Организация и проведение цикла ¦ 1999- ¦ -"- ¦
¦ ¦лекций "Здоровье человека и ¦ 2001 ¦ ¦
¦ ¦окружающая среда", "Экология ¦ ¦ ¦
¦ ¦и быт" ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.2.¦Изучение общественного мнения, ¦постоянно ¦ -"- ¦
¦ ¦обсуждение его результатов и ¦ ¦ ¦
¦ ¦выработка на этой базе ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекомендаций ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.3.¦Организация общественного ¦ 1999 г. ¦ -"- ¦
¦ ¦контроля за принятыми решениями ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.4.¦Организация и проведение ¦Постоянно ¦ -"- ¦
¦ ¦крупных общественных акций, ¦ ¦ ¦
¦ ¦праздников, посадки деревьев, ¦ ¦ ¦
¦ ¦благоустройство теплоизоляции ¦ ¦ ¦
¦ ¦помещений, массовые разовые ¦ ¦ ¦
¦ ¦акции по контролю за качеством ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздуха, воды ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.5.¦Организация выставок по ¦Постоянно ¦ -"- ¦
¦ ¦природоохранной тематике, ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурсов рисунков детей, ¦ ¦ ¦
¦ ¦недель показов кинофильмов ¦ ¦ ¦
¦ ¦и любительских фильмов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦оформление стендов ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.6.¦Пропаганда товаров, полученных ¦ 1999- ¦ -"- ¦
¦ ¦по экологическим чистым ¦ 2005 ¦ ¦
¦ ¦технологиям или совместных с ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающей природной средой ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.7.¦Оборудовать "Экобус" ¦ 1999- ¦ -"- ¦
¦ ¦(экологически автобус) для ¦ 2000 ¦ ¦
¦ ¦экологической пропаганды, ¦ ¦ ¦
¦ ¦разъяснительной работы в ¦ ¦ ¦
¦ ¦поселках города ¦ ¦ ¦
+----¦--------------------------------+----------+---------------+
¦4.8.¦Выработка экологических ¦ 1999 ¦ -"- ¦
¦ ¦рекомендаций и решений с учетом ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных интересов ¦ ¦ ¦
¦ ¦(экологические рекомендации ¦ ¦ ¦
¦ ¦автомобилистам, работникам ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммунальных служб, садоводам ¦ ¦ ¦
¦ ¦и т.д.) ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.9.¦Организация клубов совместного ¦ 1999- ¦ -"- ¦
¦ ¦семейного досуга на природе, ¦ 2000 ¦ ¦
¦ ¦туристических и краеведческих ¦ ¦ ¦
¦ ¦походов ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.10¦Организация и проведение ¦ 1999 ¦ -"- ¦
¦ ¦конкурсов "Самый ¦ ¦ ¦
¦ ¦благоустроенный район ¦ ¦ ¦
¦ ¦(двор...) города ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.11¦Создание городского ¦ 1999 ¦ ВООП ¦
¦ ¦совета садоводов ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.12¦Пропаганда сельхозпродукции, ¦ Постоянно¦ШМКООС, ВООП, ¦
¦ ¦выращенной без применения ¦ ¦СМИ ¦
¦ ¦пестицидов ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.13¦Создание эколого-культурного ¦ 1999 ¦ ¦
¦ ¦центра в городе ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.14¦Организация работ на территории ¦ 1999 - ¦ММП "Сардоникс"¦
¦ ¦памятника природы по изучению ¦ 2000 ¦ШМКООС, ¦
¦ ¦археологической, ¦ ¦общество ¦
¦ ¦этнографической, ¦ ¦ "Лавразия" ¦
¦ ¦геологической истории ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития родного края ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.15¦Создание краеведческого музея ¦ 1999 ¦ ¦
¦ ¦природы ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.16¦Создание питомника, ¦ 1999 ¦Станция ¦
¦ ¦древесно-кустарных пород ¦ ¦юнатов ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦4.17¦Создание участка аклиматизации ¦ 2000 ¦Общество ¦
¦ ¦разнообразных видовых форм ¦ ¦"Лавразия" ¦
¦ ¦растений, собранных на ¦ ¦СЮТур ¦
¦ ¦территории Ростовской области ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦5. ¦Экологическое воспитание в ¦ ¦Управление ¦
¦ ¦дошкольных учреждениях ¦ ¦образования, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ШМКООС ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦5.1.¦Разработка методических ¦ постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦пособий по экологическому ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспитанию детей дошкольного ¦ ¦ ¦
¦ ¦возраста ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦5.2.¦Обеспечение дошкольных ¦ постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦учреждений периодической ¦ ¦ ¦
¦ ¦печатью, книгами, наглядными ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалами экологической ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленности ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦5.3.¦Проведение ежегодных учебных ¦ постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦семинаров с руководителями, ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспитателями и методистами ¦ ¦ ¦
¦ ¦дошкольных учреждений ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦5.4.¦Организация родительского ¦ 1999 ¦ -"- ¦
¦ ¦экологического всеобуча ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦5.5.¦Организация и проведение ¦ постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦экологического практикума ¦ ¦ ¦
¦ ¦(создание уголков природы, ¦ ¦ ¦
¦ ¦троп и т.д.) в детских ¦ ¦ ¦
¦ ¦дошкольных учреждениях ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦5.6.¦Издание серии брошюр по ¦ постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦экологическому воспитанию ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей различного возраста в ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощь родителям ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6. ¦Экологическое образование и ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспитание в ¦ ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательной и ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной школе ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.1.¦Организация общественного ¦ 1999- ¦Управление ¦
¦ ¦экологического Совета, в ¦ 2000 ¦образования, ¦
¦ ¦том числе осуществление с ¦ ¦ШГМКООС, ВООП, ¦
¦ ¦помощью родительских ¦ ¦уличные ¦
¦ ¦комитетов экологического ¦ ¦комитеты ¦
¦ ¦просвещения взрослой части ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------¦
¦6.2.¦Определение основных направлений¦ Постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦экологической деятельности ¦ ¦ ¦
¦ ¦ученических, педагогических ¦ ¦ ¦
¦ ¦и трудовых коллективов на ¦ ¦ ¦
¦ ¦территории микрорайонов школы, ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие с другими ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественными организациями ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.3.¦Обеспечение учебных учреждений ¦ Постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦периодической печатью, ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературой, информацией по ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологии ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.4.¦Организация курсов повышения ¦ ежегодно ¦ -"- ¦
¦ ¦квалификации учителей, на ¦ ¦ ¦
¦ ¦которых освещаются вопросы ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологии охраны природы ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.5.¦Организация и проведение ¦ ¦Управление ¦
¦ ¦городских семинаров по ¦ ¦образования, ¦
¦ ¦вопросам экологического ¦ ¦ШМКООС, Комитет¦
¦ ¦образования и воспитания ¦ ¦по молодежной ¦
¦ ¦учащихся по внеклассной и ¦ ¦политике, ДДТ, ¦
¦ ¦внешкольной программе ¦ ¦СЮТур, станция ¦
¦ ¦ ¦ ¦юннатов ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.6.¦Пропаганда экологических ¦ Постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦знаний (разработка листов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦плакатов, альбомов на ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологические темы) ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.7.¦Организация и проведение ¦ Ежегодно ¦ -"- ¦
¦ ¦экспедиций, походов, экскурсий, ¦ ¦ ¦
¦ ¦слетов, туристско-экологических ¦ ¦ ¦
¦ ¦маршрутов ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.8.¦"Экологизация" учебных предметов¦ ¦ -"- ¦
¦ ¦(истории, литературы и т.д.) ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.9.¦Выделение и процесс обучения ¦ ¦ -"- ¦
¦ ¦специального учебного курса ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Охрана окружающей среды" ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.10¦Организация школьного ¦ Ежегодно ¦Управление ¦
¦ ¦экологического мониторинга ¦ ¦образования, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ШМКООС, комитет¦
¦ ¦ ¦ ¦по молодежной ¦
¦ ¦ ¦ ¦политике ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.11¦Организация ¦ -"- ¦ -"- ¦
¦ ¦научно-исследовательских ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ (совместная деятельность ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей, ученых) ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.12¦Организация практической ¦ -"- ¦ -"- ¦
¦ ¦природоохранной деятельности ¦ ¦ ¦
¦ ¦школьников (зеленые патрули, ¦ ¦ ¦
¦ ¦школьные лесничества и т.д.) ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.13¦Организация летних ¦ -"- ¦ -"- ¦
¦ ¦экологических смен в ¦ ¦ ¦
¦ ¦загородных детских лагерях ¦ ¦ ¦
¦ ¦отдыха ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.14¦Организация школьных ¦ ¦ -"- ¦
¦ ¦экологических агитбригад ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.15¦Организация и проведение ¦ ежегодно ¦ -"- ¦
¦ ¦массовых экологических акций, ¦ ¦ ¦
¦ ¦праздников ¦ ¦ ¦
¦ ¦("Экология-Безопасность-Жизнь". ¦ ¦ ¦
¦ ¦"День воды", "День земли", ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Праздник Древонасаждений") ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.16¦Создание школьных ¦ 1998 г. ¦ ¦
¦ ¦краеведческих музеев, экоклубов,¦ ¦ ¦
¦ ¦экологических кружков. ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.17¦Создание на базе Шахтинского ¦ 1999 г. ¦Практическое ¦
¦ ¦Медучилища методического центра ¦ ¦медучилище, ¦
¦ ¦по экологическому воспитанию ¦ ¦Управление ¦
¦ ¦учащихся профтехучилищ, ¦ ¦образования ¦
¦ ¦техникумов, лицеев, колледжей ¦ ¦ШГМКООС ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.18¦Привлечение учащихся к созданию ¦ 1999 г. ¦Профессиональ- ¦
¦ ¦банков данных по экологическому ¦постоянно ¦ные, средне- ¦
¦ ¦мониторингу, организации и ¦ ¦технические ¦
¦ ¦проведению лабораторных ¦ ¦учебные ¦
¦ ¦анализов, реферированию научных ¦ ¦заведения ¦
¦ ¦статей по экологической ¦ ¦ ¦
¦ ¦тематике, экологической ¦ ¦ ¦
¦ ¦паспортизации промышленных ¦ ¦ ¦
¦ ¦и водных объектов, к разработке ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристик биоценозов и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ландшафтов, оборудованию ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристических маршрутов и т.д. ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦6.19¦Подготовка дипломных проектов ¦Ежегодно ¦ -"- ¦
¦ ¦по экологическим проблемам ¦ ¦ ¦
¦ ¦города ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦7. ¦Экологическое воспитание в ¦ ¦ ¦
¦ ¦высших учебных заведениях ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦7.1.¦Разработка программ системного, ¦Постоянно ¦ВУЗы города ¦
¦ ¦непрерывного экологического ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования студентов с учетом ¦ ¦ ¦
¦ ¦специфики специальности ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------¦---------------+
¦7.2.¦Введение в учебную программу ¦ 1999 ¦ -"- ¦
¦ ¦курса экологической безопасности¦ ¦ ¦
¦ ¦и устойчивого развития, ¦ ¦ ¦
¦ ¦независимо от профиля вуза и ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальности ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦7.3.¦Приобретение энциклопедических ¦ Ежегодно ¦ -"- ¦
¦ ¦изданий для самоподготовки ¦ ¦ ¦
¦ ¦вузовских работников, студентов ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦7.4.¦Разработка тем дипломных ¦ Ежегодно ¦ -"- ¦
¦ ¦проектов с учетом специфики ¦ ¦ ¦
¦ ¦данного вуза ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦7.5.¦Внедрение активных методов ¦ Постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦обучения, прежде всего- деловые ¦ ¦ ¦
¦ ¦игры, синтезирующие ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологические знания и ¦ ¦ ¦
¦ ¦помогающие развитию навыков ¦ ¦ ¦
¦ ¦принятия экологически ¦ ¦ ¦
¦ ¦обоснованных решений ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦7.6.¦Приобщение студентов к ¦ Постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦конкретной экологической ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности через организацию ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественной практики, систему ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественных поручений ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦7.7.¦Организация в рамках ¦ Постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦педагогической практики в ¦ ¦ ¦
¦ ¦загородных лагерях, других ¦ ¦ ¦
¦ ¦внешкольных учреждениях ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальной практики по изучению¦ ¦ ¦
¦ ¦экологической обстановки и ¦ ¦ ¦
¦ ¦определению подходов к ее ¦ ¦ ¦
¦ ¦улучшению ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------¦
¦7.8.¦Оказание практической помощи в ¦ Постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦организации экологических ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий, проводимых в ¦ ¦ ¦
¦ ¦дошкольных учреждениях, ¦ ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательной и ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной школе, по ¦ ¦ ¦
¦ ¦месту жительства ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦8. ¦Экологическое воспитание в ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственных коллективах ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦8.1.¦Организация на предприятиях ¦ 1999- ¦ Предприятия, ¦
¦ ¦молодежных экоцентров и ¦ 2005гг. ¦ организации, ¦
¦ ¦экоклубов ¦ ¦ учреждения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ города ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦8.2.¦Проведение дней экологических ¦ Ежегодно ¦ -"- ¦
¦ ¦знаний ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦8.3.¦Оформление на предприятиях ¦ Постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦наглядной агитации по ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологической тематике ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦8.4.¦Создание на базе Шахтинского ¦ 1998 г. ¦ Шахтинский ¦
¦ ¦ИПК Минтопэнерго центра ¦ ¦ ИПК, ШГМКООС, ¦
¦ ¦экологической подготовки кадров ¦ ¦ ВООП ¦
¦ ¦управления и производства ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦8.5.¦Вынесение проектов, ¦ Постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦разработанных технологами и ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкторами, сказывающихся ¦ ¦ ¦
¦ ¦на равновесии природных ¦ ¦ ¦
¦ ¦балансов, на общественную защиту¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦8.6.¦Организация постоянных ¦ Постоянно¦ -"- ¦
¦ ¦консультаций, методических ¦ ¦ ¦
¦ ¦советов по экологическому ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспитанию и образованию в ¦ ¦ ¦
¦ ¦планировании экологических ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий и их осуществления ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦8.7.¦Изучение, обобщение и ¦ Постоянно¦ ¦
¦ ¦распространение передового опыта¦ ¦ ¦
¦ ¦рационального природопользования¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦8.8.¦Закрепление экологических знаний¦ ¦ ¦
¦ ¦путем активного и массового ¦ ¦ ¦
¦ ¦привлечения слушателей ¦ ¦ ¦
¦ ¦семинаров, школ, курсов к ¦ ¦ ¦
¦ ¦практической экологической ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦9. ¦Проведение научно-практических ¦ Ежегодно ¦ШГМКООС, ВООП, ¦
¦ ¦конференций по проблемам ¦ ¦Управление ¦
¦ ¦экологического образования и ¦ ¦образования, ¦
¦ ¦воспитания ¦ ¦Управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦культуры, СМИ, ¦
¦ ¦ ¦ ¦общественные ¦
¦ ¦ ¦ ¦организации ¦
L----+--------------------------------+----------+----------------
Краткая характеристика программы "Экологическое
образование и воспитание населения г. Шахты"
Данная программа разработана в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации N 1208 ОТ 03.11.1994 Г. "О
мерах по улучшению экологического образования населения".
Суть программы - разработка государственной стратегии
экологического образования населения, создание системы
информационной поддерки экологического образования и массового
распространения экологических знаний для оздоровления социально -
экономического уровня жизни населения города.
Программа экологического образования включает в себя:
1. экологическое воспитание детей дошкольного возраста;
2. школьное и дополнительное экологическое образование в
детских учреждениях;
3. экологическое образование в высших и
средне-профессиональных учреждениях;
4. экологическое образование населения;
5. повышение экологической грамотности всех работников
предприятий, учреждений, управленцев всех уровней;
6. создание координационного центра по вопросам экологического
образования с привлечением ученых, всех заинтересованных лиц,
работающих в области экологии.
Решение задачи:
- привлечение, объединение и эффективное использование
интеллектуальных и финансовых ресурсов для создания инфраструктуры
системы всеобщего непрерывного образования и поддержки
экологической инициативы граждан;
- формирование и совершенствование нормативно-правовой базы,
защиты экологических прав граждан;
- создание системы информационно-просветительной поддержки
экологического образования;
- формирование системы подготовки кадров, управления и
производств;
- формирование системы переподготовки педагогических кадров в
области экологического образования;
- организация издательской деятельности в области охраны
окружающей природной среды и природопользования.
В результате реализации проекта будут созданы благоприятные
условия для формирования общественного экологического сознания,
постоянного повышения уровня экологической культуры населения.
В денежном выражении выразить эффект от реализации
подпрограммы не представляется возможным, однако очевидно, что
город получит ощутимые социально-эколого-экономические результаты,
выраженные как в сокращении прямых и косвенных экономических
потерь, так и в улучшении состояния Среды обитания и здоровья
населения.
Финансирование программы предполагается из внебюджетного
городского экологического фонда.
Управделами городской Думы
В.БЕЗДНЯКОВА
|