УТРАТИЛО СИЛУ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ РО ОТ 08.07.2002 N 324
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 1998 г. N 380
О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления Главы администрации РО
от 22.06.2001 N 297)
Результаты происшедших экономических преобразований в торговле
наиболее характерно проявились на состоянии потребительского
рынка. Сложившиеся рыночные отношения в области явились следствием
постоянно развивающегося спроса и широкого товарного предложения.
На территории области функционирует 17510 предприятий торговли с
торговой площадью 939 тысяч кв. метров. С проведением
коммерциализации и приватизации предприятия получили полную
самостоятельность.
Экономическая свобода позволила предприятиям торговли
активизировать привлечение инвестиций и заемных средств и
направить значительные ассигнования на свое обновление,
реконструкцию и модернизацию. Без отвлечения бюджетных средств
значительно изменился облик объектов торговли, общественного
питания и бытового обслуживания. Ряд предприятий отличается от
остальных не только внешним обликом объектов, но и соответствует
современному уровню по технологии обслуживания, эстетическому
состоянию, насыщению товарами и организации торговли.
Новая практика экономических связей предприятий
потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области с
регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья полностью
заменила ранее существовавшую распределительную систему. В
настоящее время прилавки магазинов насыщены товарами, и
существенная роль в наполнении рынка отводится предприятиям малого
и среднего бизнеса. Поставки товаров осуществляются через
различные коммерческие и посреднические структуры.
Анализ деятельности предприятий потребительского рынка
показал, что более половины предприятий торговли, общественного
питания и бытового обслуживания допускают различные нарушения.
Это: отсутствие в продаже товаров первой необходимости;
несоблюдение режима работы; нарушение установленного порядка
обмена и возврата товаров, что ущемляет законные права населения
области; продажа товаров, качество которых не подтверждено
сертификатами соответствия или с истекшими сроками реализации,
создающих опасность для жизни и здоровья потребителей.
Одним из важнейших направлений в оптимизации деятельности
потребительского рынка области является создание правовой основы
для эффективного регулирования торговой деятельности, исключения
из торговли некачественных товаров и их продажи в неустановленных
местах.
В целях усиления государственного регулирования деятельности
торговых предприятий различной организационно-правовой формы,
упорядочения торговых процессов и защиты прав потребителей на
территории Ростовской области постановляю:
1. Утвердить Положение о торговой деятельности на территории
Ростовской области (прилагается).
2. Департаменту потребительского рынка товаров и услуг
министерства промышленности, торговли, транспорта связи, дорожного
комплекса области (Гайдук С.В.) довести указанное Положение до
органов местного самоуправления городов и районов области для
руководства и исполнения.
(в ред. постановления Главы администрации РО от 22.06.2001 N 297)
3. Главам муниципальных образований привести действующие
нормативные акты территорий в соответствие с настоящим Положением.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на
заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - министра
промышленности, торговли, транспорта, связи, дорожного комплекса,
члена Правительства Швалева Ф.М.
Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ф.ЧУБ
Постановление вносит
департамент потребительского
рынка товаров и услуг
Администрации области
Приложение
к постановлению
Главы Администрации области
от 23.09.1998 N 380
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления Главы администрации РО
от 22.06.2001 N 297)
Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей" и другими
нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом
Ростовской области определяет основы торговой деятельности на
территории региона.
1. Целью Положения является регулирование отношений в сфере
торговой деятельности для обеспечения более полного удовлетворения
спроса населения области в товарах и услугах.
2. Принципиальной основой организации торговой деятельности в
Ростовской области являются:
- развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
- создание эффективных мер по защите прав потребителей;
- государственное регулирование торговой деятельности;
- государственная поддержка социально значимых видов торговой
деятельности и отечественных товаропроизводителей.
3. Основные термины и определения.
3.1. Торговая деятельность - вид предпринимательской
деятельности для получения прибыли через куплю-продажу товаров,
оказание услуг и реализацию продукции общественного питания
населению.
3.2. Торговая политика области - совокупность организационных,
правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых
органами государственной власти и местного самоуправления области
совместно с общественными организациями и предпринимателями для
реализации целей и принципов.
3.3. Уполномоченный орган - отраслевой орган городской
(районной) администрации, осуществляющий управление и
регулирование в сфере торговой деятельности.
3.4. Товары (работы, услуги) потребительского назначения -
продукты труда, обладающие определенными потребительскими
свойствами, предметы личного, бытового, семейного потребления,
продукция общественного питания.
3.5. Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг
покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не
связанного с предпринимательской деятельностью.
(в ред. постановления Главы администрации РО от 22.06.2001 N 297)
3.6. Мелкорозничная торговля - разновидность розничной
торговли, реализующая товары, не требующие особых условий
хранения продажи через объекты мелкорозничной сети.
Мелкорозничная торговая сеть - торговая сеть, осуществляющая
розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также
передвижные средства развозной и разносной торговли. К передвижным
средствам развозной и разносной торговли относятся торговые
автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные
специальные приспособления.
(введен постановлением Главы администрации РО от 22.06.2001 N 297)
3.7. Оптовая торговля - торговля товарами с последующей их
перепродажей или профессиональным использованием.
(в ред. постановления Главы администрации РО от 22.06.2001 N 297)
3.8. Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли,
связанная с реализацией мелких партий товаров производителями и
торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной
торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара не
может быть меньше, чем количество единиц в одной упаковке
производителя для розничной торговли.
3.9. Общественное (массовое) питание - вид деятельности,
связанный с производством, реализацией и организацией потребления
кулинарной продукции.
3.10. Ассортиментный минимум - перечень социальнозначимых
товаров первой необходимости, утвержденный органами местного
самоуправления, которые должны быть в наличии на торговых
предприятиях соответствующего профиля или специализации в
обязательном порядке.
3.11. Торговую деятельность в торговых объектах осуществляют
субъекты - юридические лица различных организационно-правовых форм
собственности (торговые предприятия) и граждане (индивидуальные
предприниматели), зарегистрированные в установленном порядке.
3.12. Торговый объект (торговое предприятие) - имущественный
комплекс, используемый торговой организацией для осуществления
торговой деятельности.
Торговые объекты делятся на:
- стационарные (капитальные), установленные на заглубленных
фундаментах и присоединенные к инженерным коммуникациям;
- нестационарные, установленные без заглубленных фундаментов,
вне зависимости от присоединения к инженерным коммуникациям. К
таким объектам относятся киоски, палатки, быстровозводимые
павильоны и комплексы из легких конструкций.
Эксплуатация перечисленных объектов является созданием условий
для поддержки малого предпринимательства и восполнения недостатка
торговой сети и услуг.
4. Департамент потребительского рынка товаров и услуг
министерства промышленности, торговли, транспорта, связи,
дорожного комплекса области, на местах - органы регулирования
торговли - являются уполномоченными отраслевыми органами,
осуществляющими управление и регулирование в сфере торговой
деятельности.
(в ред. постановления Главы администрации РО от 22.06.2001 N 297)
5. Государственное регулирование торговой деятельности.
Методами государственного регулирования торговой деятельности
являются:
- развитие и совершенствование нормативно-правового
обеспечения деятельности отрасли;
- лицензирование отдельных видов торговой деятельности;
- сертификация продукции потребительского назначения и услуг
торговли и общественного (массового) питания;
- государственный контроль за соблюдением требований
законодательства.
6. Правила осуществления торговой деятельности в области
определяются в соответствии с нормативно-правовыми актами
Российской Федерации и Администрации области и являются
обязательными для всех хозяйствующих субъектов.
7. Сертификация товаров и услуг торговли осуществляется
специальными органами согласно установленным законами и
стандартами требованиям.
Обязательная сертификация является средством государственного
контроля за качеством реализуемых товаров и услуг, их соответствия
требованиям безопасности. Перечень товаров, подлежащих
обязательной сертификации, и перечень работ и услуг, подлежащих
обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Добровольная сертификация проводится для товаров и услуг, не
подлежащих обязательной сертификации, для подтверждения их
соответствия определенным потребительским качествам.
8. Исключен. - Постановление Главы администрации РО от
22.06.2001 N 297.
9. Реализация социально значимых видов торговой деятельности в
области - продажа предприятиями и предпринимателями отдельных
видов товаров и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей
определенной категории населения.
(в ред. постановления Главы администрации РО от 22.06.2001 N 297)
10. Торговые организации (арендаторы крупных торговых
объектов), получившие право на использование объектов с условием
целевого назначения, должны использовать эти объекты строго по
назначению, независимо от ведомственной принадлежности и формы
собственности. Изменение профиля крупных торговых объектов
производится по инициативе предпринимателя по согласованию с
комитетом по имуществу и органами местного самоуправления.
11. Торговые организации, использующие земельные участки по
договорам аренды под организацию торговой деятельности, обязаны
соблюдать условия целевого использования участка и обеспечивать за
свой счет их содержание в соответствии с санитарными,
противопожарными и иными нормами. Условия землепользования, размер
и порядок оплаты за пользование земельными участками
устанавливаются договором аренды. Преимущественное право на
заключение договора на новый срок имеют торговые организации,
ранее арендовавшие земельный участок.
12. Контроль за осуществлением торговой деятельности на
территории Ростовской области осуществляют:
12.1. Государственные органы и должностные лица, наделенные
контрольными полномочиями в соответствии с действующим
законодательством.
12.2. Органы местного самоуправления, в компетенцию которых
входит регулирование торговой деятельности.
12.3. Координацию деятельности контролирующих органов в сфере
торговой деятельности осуществляет департамент потребительского
рынка товаров и услуг министерства промышленности, торговли,
транспорта, связи, дорожного комплекса области.
(в ред. постановления Главы администрации РО от 22.06.2001 N 297)
12.4. Работники контролирующих органов проводят проверки
торговой деятельности при предъявлении служебного удостоверения и
направления, выданного компетентным органом с указанием даты и
цели проведения проверки. По результатам проверок делается отметка
в контрольном журнале с указанием фамилии и должности
проверяющего.
12.5. Кроме перечисленных выше контролирующих органов, за
работой торговых предприятий осуществляют общественный контроль
добровольные общественные организации потребителей в соответствии
с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Общественные организации могут проводить проверки и совместно с
контролирующими органами.
13. В случаях выявления нарушений в торговой деятельности
организаций (предпринимателей) к нарушителям применяются
соответствующие штрафные санкции.
13.1. При неоднократных нарушениях требований законодательных
и других нормативно-правовых актов торговая организация может быть
ликвидирована в судебном порядке по требованию органов местного
самоуправления.
14. Трудовые отношения работников торговли регулируются
действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
14.1. При приеме на работу в сферу торговли лицам рабочих
категорий необходимо иметь в наличии:
- медицинские документы, перечень которых предусмотрен
органами санитарно-эпидемиологического надзора;
- документы о профессиональном образовании.
14.2. Руководители торговых предприятий, независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, заключают
коллективные договоры по решению трудового коллектива.
15. В целях социальной защиты некоторых категорий населения
отдельным гражданам предоставляются преимущества и льготы в
торговом обслуживании, представление которых предусматривается
нормативными актами Российской Федерации.
16. Руководители торговых предприятий обязаны принимать и
рассматривать устные и письменные обращения граждан (заявления,
жалобы). Решения по обращениям принимаются в течение одного
месяца, а по обращениям, не требующим дополнительного изучения и
проверки, не позднее 15 дней. Обращение граждан о приобретении
товаров ненадлежащего качества рассматривается в сроки,
установленные Законом РФ "О защите прав потребителей".
Заместитель управляющего делами -
начальник общего отдела
Администрации области
Н.И.ГРИВЕННЫЙ
|