КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ
РЕШЕНИЕ
от 10 сентября 1998 г. N 40
О КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ ДО 2000 ГОДА
В целях повышения эффективности мер поддержки малого
предпринимательства в городе и придания им комплексного характера,
в соответствии с Федеральным Законом от 14.04.96 г. N 86-ФЗ "О
государственной поддержке малого предпринимательства в РФ",
областным законом "О поддержке малого предпринимательства в
Ростовской области" от 16.06.97 г. N 40-ЗС, а также решением
Ростовской-на-Дону городской Думы N 97 от 28.04.98 г. "Об
утверждении Муниципальной программы поддержки малого
предпринимательства в г. Ростове-на-Дону" коллегия администрации
г. Ростова-на-Дону
РЕШИЛА:
1. Одобрить предложенную Концепцию поддержки малого
предпринимательства в г. Ростове-на-Дону до 2000 года
(приложение).
2. Поручить и. о. заместителя главы администрации по экономике
и финансам В.Бартеньеву внести в настоящую концепцию изменения с
учетом предложений участников заседания коллегии.
3. Внести доработанный проект Концепции на рассмотрение
городской Думы г. Ростова-на-Дону до утверждения
консолидированного бюджета города на 1999 год.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на и.
о. заместителя главы администрации по экономике и финансам
В.Бартеньева.
Мэр
г. Ростова-на-Дону
М. ЧЕРНЫШЕВ
ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИЯ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ ДО 2000 ГОДА
Введение
Аксиомой современной экономической науки является положение о
том, что развитие здоровой рыночной экономики невозможно без
эффективной деятельности субъектов малого предпринимательства.
Причем, на государственные органы возлагаются обязанности создания
и поддержания благоприятной среды для развития малого бизнеса.
В современных условиях переходной рыночной экономики малые
предприятия (МП) имеют перед крупными ряд преимуществ: отсутствие
огромного имущественного комплекса (в том числе и мобрезервов),
требующего затрат на свое содержание, отсутствие излишних или
устаревших производственных мощностей, обусловливающих высокую
себестоимость любой выпускаемой или осваиваемой продукции;
отсутствие обременительных обязательств перед трудовым
коллективом; высокая динамичность малых предприятий, позволяющая
им чутко реагировать на структурные преобразования и сдвиги
экономики, занимать недоступные крупным предприятиям ниши рынка.
Однако на практике субъекты малого предпринимательства
сталкиваются с рядом крупных, для многих непреодолимых проблем.
Это - несовершенство законодательной базы, высокий уровень
налогов, недостаточность начального капитала и собственных
оборотных средств, нехватка квалифицированных кадров, вынужденная
криминализация предпринимательской деятельности. Перечисленные
факторы приводят к тому, что большинство малых предприятий,
во-первых, ограничивают сферу своей деятельности торговлей,
во-вторых, активно уклоняются от уплаты налогов.
Кроме того, в последнее время на финансовом рынке складывалась
ситуация, при которой для финансовых институтов выгоднее было
вкладывать средства в спекулятивные операции с государственными и
корпоративными ценными бумагами, а не в реальный сектор экономики,
в том числе в развитие малого бизнеса. Положение усугублялось тем,
что для средств, инвестируемых в развитие малого бизнеса,
действительно высок был риск невозвратности. Отрицательное
воздействие на весь российский бизнес, и малое производство в
частности, оказал кризис банковской системы августа-сентября 1998
года.
В этих условиях недостаточно эффективной оказалась
разработанная Федеральным Правительством государственная программа
поддержки малого предпринимательства, так как местные и
региональные власти, несущие основную нагрузку по ее выполнению,
не имеют возможностей бюджетного финансирования соответствующих
мероприятий.
Конечно, в г. Ростове-на-Дону осуществляется поддержка малого
бизнеса: приняты региональная и муниципальная программы поддержки
малого бизнеса, областной закон о поддержке малого
предпринимательства в Ростовской области, функционируют
региональный и муниципальный фонды поддержки предпринимательства,
профсоюз малых и инновационных предприятий, отделение Российского
союза молодых предпринимателей, Совет предпринимателей при мэре
города, Союз малого предпринимательства; Городской центр занятости
финансирует создание новых рабочих мест; ряд банков (Центр-Инвест,
Донинвест) организовал кредитные линии, обеспечивающие малым
предприятиям привлечение средств под невысокий процент; венчурные
фонды (например, инвестиционный фонд США-Россия) размещают дешевые
иностранные кредиты; информационные и консалтинговые фирмы (Центр
Гражданских инициатив и другие) оказывают предприятиям малого
бизнеса квалифицированную помощь в вопросах организации
производства и бизнеспланирования.
Почему же не заметны результаты этой деятельности?
Представляется важным указать на три причины неэффективности
большинства проводимых мероприятий по поддержке малого бизнеса.
1. Невысокая адресность осуществления программ поддержки
малого предпринимательства. Отсутствие полной базы данных о всех
субъектах малого бизнеса, расположенных на территории города.
2. Недостаточное участие ростовских организаций,
обеспечивающих поддержку малого бизнеса, в разработке и проведении
федеральных и региональных программ развития предпринимательства
и, как следствие, отсутствие государственного финансирования
местных мероприятий.
3. Отсутствие единого городского центра, координирующего
деятельность всех организаций, осуществляющих мероприятия по
поддержке малого предпринимательства.
Таким образом, в основу городской концепции развития малого
предпринимательства необходимо положить решения трех вышеуказанных
организационно-технических вопросов.
Цель и задачи политики администрации
города по поддержке малого предпринимательства
Целью политики администрации города по поддержке малого
предпринимательства является создание благоприятной среды для
развития малого бизнеса, его количественного и качественного
роста. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1. формирование и совершенствование нормативно-правовой базы
малого предпринимательства;
2. повышение адресности мер поддержки малого
предпринимательства; создание полной базы данных о всех субъектах
малого предпринимательства в г. Ростове-на-Дону;
3. обеспечение представительства интересов ростовских
организаций, осуществляющих поддержку предпринимательства, на
федеральном и региональном уровне; привлечение ресурсов
Правительства РФ и администрации Ростовской области к
финансированию мероприятий ростовской программы поддержки малого
предпринимательства;
4. совершенствование инфраструктуры поддержки
предпринимательства; обеспечение взаимодействия между
организациями, осуществляющими поддержку малого
предпринимательства;
5. разработка действенного механизма финансово-кредитной и
инвестиционной поддержки малого предпринимательства;
6. осуществление информационно-консалтинговой и маркетинговой
поддержки малого предпринимательства.
Основные направления поддержки
малого предпринимательства в г. Ростове-на-Дону
1. Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы
малого предпринимательства, предоставление льгот малым
предприятиям.
Анализ действующих нормативно-правовых актов РФ, Ростовской
области, г. Ростова-на-Дону в сфере поддержки малого
предпринимательства (при проведении анализа использовать научные
разработки сотрудников РГУ, РГЭА, СКАГС, результаты, намеченные в
Программе Съезда руководителей малых предприятий и материалы
круглых столов с предпринимателями города).
Разработка предложений по усовершенствованию
нормативно-правовых актов Ростовской области в сфере поддержки
малого предпринимательства, в том числе областного закона "О
поддержке малого предпринимательства", разработка и принятие на
местном уровне нормативных документов, регулирующих финансовые и
другие вопросы осуществления муниципальной программы поддержки
малого предпринимательства.
Разработка методических указаний для малых предприятий в части
упрощенной системы ведения бухгалтерского учета и уплаты налогов.
2. Эффективный мониторинг предпринимательской деятельности.
Непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в малом
бизнесе, анализ деятельности структур, ведающих вопросами
поддержки малого бизнеса.
Создание полной базы данных о всех субъектах малого
предпринимательства. Используя опыт московской мэрии, можно
оформить эту базу данных в форме Реестра малых предприятий. В
Реестр будут внесены все физические и юридические лица, имеющие
согласно Федеральному закону N 88-ФЗ от 14.06.95 г. статус
субъекта малого предпринимательства, а именно: предприниматели без
образования юридического лица, предприятия различной
организационно-правовой формы - товарищества полные и на вере,
кооперативы, ООО, ЗАО, ОАО. Включение в Реестр дает предприятию
право на финансирование в рамках муниципальных мероприятий по
поддержке малого бизнеса, на получение консультационной и иной
помощи, а также в случае долевого участия администрации города в
реализации особо эффективных проектов - предоставление налоговых и
других льгот как взноса администрации города.
Формирование дополнительной базы данных о малом бизнесе, его
структуре, интеллектуальном и людском ресурсе, инвестиционных
проектах и намерениях.
Формирование необходимой для предпринимателей базы данных,
включающей в себя информацию о законодательных и нормативных
актах, регулирующих предпринимательскую деятельность в регионе, об
элементах рыночной инфраструктуры и хозяйствующих субъектах
среднего и крупного бизнеса в регионе и федерации, о
неиспользованных и нерационально используемых сырьевых ресурсах,
включая отходы производства, о свободных производственных
площадях, об объектах незавершенного строительства, о состоянии и
изменении рыночной конъюнктуры по основным видам товаров и услуг,
в том числе маркетинговой деятельности. Формирование настоящих
информационных массивов осуществляется органами статистики, а
также общественными организациями предпринимателей и коммерческими
структурами в рамках выполнения муниципальной программы поддержки
малого предпринимательства.
3. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Создание при мэре города в целях координации работы всех
городских организаций, занимающихся поддержкой малого бизнеса,
совета по вопросам предпринимательства. Содействие в создании
бизнес-инкубаторов производственного типа, отраслевых ассоциаций
предпринимателей, тесное взаимодействие с Ростовской
Торгово-промышленной палатой и другими общественными организациями
предпринимателей.
Осуществление эффективной деятельности муниципального фонда
поддержки малого предпринимательства как механизма привлечения,
аккумуляции и распределения средств, необходимых для реализации
программы поддержки малого предпринимательства.
Использование при формировании городской инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства созданных финансовыми
группами и общественными организациями структур и механизмов,
обеспечивающих проведение эффективных мер поддержки малого
бизнеса.
4. Оказание малым предприятиям широкого спектра
консультационных услуг.
Создание при администрации города компактной информационной
службы, обеспечивающей всех обращающихся в нее предпринимателей
любой печатной продукцией, подготовленной в рамках реализации
программы поддержки предпринимательства, а также осуществляющей
минимальную юридическую и бухгалтерскую консультацию.
Организация семинаров по современным методам управления
предприятием, ознакомление с новыми технологиями производства,
координация работы местных консультационных компаний по разработке
комплексных программ консультационной и информационной поддержки
предприятий. Разработка и выпуск информационных бюллетеней,
содержащих сведения о новых технологиях, планировании
производства, увеличении эффективности работы предприятия и
распространение их среди руководителей предприятий; пропаганда
работы консультационных фирм среди руководителей малых
предприятий.
Привлечение грантов на оплату консультационных работ,
проводимых научными сотрудниками ростовских вузов, связанных с
вопросами функционирования предприятий малого бизнеса.
Использование возможностей ростовских банков, оказывающих
своим клиентам комплекс консультационных услуг по управлению малым
бизнесом, а именно: регистрация малого предприятия во всех
уполномоченных органах, разработка бизнес-планов и инвестиционных
предложений, помощь в подготовке внутренних документов по
управлению предприятием, разработка маркетинговой стратегии,
рекламная поддержка, управление финансовыми потоками и
использование векселей и других финансовых инструментов для малого
бизнеса, подготовка договоров, арбитражные споры, обучение
специалистов и психологический тренинг.
Использование возможностей аудиторских фирм, предоставляющих
малым предприятиям такие услуги в сфере бухучета, как разработка
учетной политики предприятия, полное или частичное ведение
бухгалтерского учета, подготовка бухгалтерской (финансовой)
отчетности, налоговых деклараций, и их защита в налоговой
инспекции, консультации по оптимизации налоговых платежей.
5. Обеспечение представительства на федеральном и региональном
уровне интересов ростовских структур, осуществляющих поддержку
малого предпринимательства.
Участие при содействии администрации города ростовских
структур, ведающих вопросами развития, поддержки, защиты малого
предпринимательства, в разработке и исполнении программ
федерального и регионального фондов поддержки малого
предпринимательства, а также получение частичного государственного
финансирования на проведение мероприятий Ростовской программы
поддержки малого бизнеса.
Привлечение инвестиционных проектов субъектов малого
предпринимательства к возможному финансированию в рамках
создаваемой при правительстве Москвы межрегиональной системы
инвестиционных заимствований, а также к участию в конкурсе на
получение централизованных инвестиционных ресурсов бюджета
развития Российской Федерации.
6. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого
предпринимательства.
Принципиально важно отказаться от неосуществимого в настоящих
условиях принципа прямого кредитования субъектов малого бизнеса и
перейти к предоставлению им квалифицированной консультационной
поддержки, помощи в бизнес-планировании и поиске потенциальных
инвесторов; в случае разработки субъектами малого бизнеса особо
эффективных или социально значимых проектов - предоставление
гарантии администрации перед финансовыми институтами,
осуществляющими кредитование.
Наряду с описанными выше методами привлечения инвестиций в
рамках федеральных и московских программ более привлекательной для
предприятий малого бизнеса является технология привлечения к своим
проектам ростовских банков в качестве основных инвесторов. Для
стимулирования развития этого вида инвестиций рассматривается
возможность создания Залогового Фонда, 80% капитала которого
составят средства ростовских банков, 20% - средства администрации.
Обеспечить реальное участие администрации города в создании
указанного Залогового Фонда, закрепив в бюджете города на 1998 год
отдельной строкой финансирование программы поддержки малого
предпринимательства в размере 0,1% бюджета.
7. Кадровое обеспечение малого бизнеса. Решение вопросов
социальных гарантий работников малых предприятий.
Совершенствование и развитие на базе ростовских вузов сети
учебных заведений и организаций, осуществляющих подготовку и
переподготовку специалистов для малого бизнеса.
Участие в создании и функционировании учебно-деловых центров,
бизнес-инкубаторов и других форм, способствующих становлению МП,
занимающихся инновационной деятельностью.
Разработка концепции социального партнерства в сфере малого
бизнеса. Проведение семинаров и консультаций для работодателей и
наемных работников МП в вопросах социально-трудовых отношений, их
обучению, разработке юридически грамотных договоров и контрактов,
коллективных соглашений и т. д.
8. Привлечение внимания к вопросам поддержки и развития малого
бизнеса.
Для достижения этой цели необходимо проведение ряда
систематических мероприятий, таких, как:
разработка совместной программы с местными банками по
финансированию организационных работ, распространение информации о
политике городской администрации в отношении малого бизнеса и о
деятельности Ассоциации содействия малому бизнесу в средствах
массовой информации, как на местном уровне, так и на уровне
общероссийских и зарубежных СМИ, в виде пресс-релизов,
статистических данных и конкретных публикаций на заданные темы.
Создание ежемесячного бюллетеня, содержащего информацию о
малом бизнесе и проектах ростовских предприятий, статистические
данные и отчеты о социально-экономическом положении города, а
также другие данные, собранные в ходе мониторинга процессов и
тенденций в малом бизнесе. Возможно создание раздела в бюллетене,
посвященном проблемам инвестиционной политики города.
Распространение указанных выше печатных изданий среди
отечественных и иностранных инвестиционных и финансовых
институтов, зарубежных ассоциаций развития малого бизнеса,
торговли, промышленности, торгово-промышленных палат, крупных
компаний.
Размещение наиболее актуальной информации о предпринимателях и
предпринимательских проектах г. Ростова-на-Дону в сети Интернет
путем создания специального сервера или предоставления для этой
цели страницы в сервере.
Совершенствование форм сотрудничества администрации города с
зарубежными организациями, ведающими вопросами поддержки и
развития предпринимательства.
Критерии определения приоритетов в
поддержке малого предпринимательства
При определении приоритетности поддержки предпринимательского
проекта со стороны администрации города и Ассоциации будут
учитываться следующие показатели.
1. Доходность проекта и его экономическая целесообразность.
2. Социальная значимость проекта.
Преимущества будут иметь проекты, предусматривающие создание
большого количества новых рабочих мест, переквалификацию бывших
офицеров, жилищное строительство и, как следствие, решение
жилищной проблемы, способствующие улучшению экологической
обстановки, развитию объектов бытового обслуживания населения.
3. Отраслевой признак.
По этому признаку приоритет получат предприятия пищевой и
пищеперерабатывающей промышленности, предприятия сферы услуг и
строительства.
Ожидаемые результаты реализации
концепции поддержки малого предпринимательства
1. Увеличение количества малых предприятий и их удельного веса
в производственном секторе.
2. Рост производства валового товарооборота и, как следствие,
насыщение рынка города новыми товарами и услугами.
3. Создание новых рабочих мест и снижение уровня скрытой
безработицы.
4. Рост реальных доходов населения.
5. Поступление в консолидированный бюджет города
дополнительных платежей.
|