МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е КОЛЛЕГИИ
23 апреля 1998 г. г. Ростов-на-Дону
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ
"БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Министерством общего и профессионального образования
Ростовской области был проведен анализ травматизма и гибели
обучающихся и воспитанников в 1997 г., а также обеспеченность
учебной литературой образовательного процесса. Результаты анализа
показали, что проблема травматизма детей продолжает оставаться
острой, несмотря на некоторое снижение числа погибших, в сравнении
с данными 1996 г.
В целях эффективного решения проблем травматизма
обучающихся, ресурсного обеспечения содержания образования по
предмету федерального компонента "Основы безопасности
жизнедеятельности"
КОЛЛЕГИЯ Р Е Ш И Л А :
1. Утвердить план мероприятий II этапа Целевой комплексной
программы "Безопасность жизнедеятельности".
2. Отделу развития общего образования (Нужа В. В.):
2.1. Довести до сведения руководителей муниципальных
органов управления образованием о реализации II этапа целевой
комплексной программы "Безопасность жизнедеятельности".
2.2. Подготовить проект Постановления Правительства области
"Об утверждении плана мероприятий "Безопасность
жизнедеятельности".
3. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на
заместителя министра Зенкову Т. Г.
Председатель коллегии
П. Н. ТИЩЕНКО
Секретарь коллегии
В. Л. АНОШКИНА
АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
реализации II этапа Целевой комплексной
программы "Безопасность жизнедеятельности"
Соисполнители плана - Министерство общего и
мероприятий: профессионального образования
области,
- Главное управление по делам
гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям области,
- Управление государственной
противопожарной службы ГУВД области,
- Управление государственной
автомобильной инспекции ГУВД области,
- областные советы общественных
организаций:
Всероссийское добровольное пожарное
общество,
Всероссийское добровольное общество
автомотолюбителей,
Российская оборонно-техническая
организация,
Всероссийское общество спасания на
водах.
г. Ростов-на-Дону
1998 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Содержание плана мероприятий.
2.1. Издание регионального учебно-методического комплекса:
- учебник для 10-11 класса, учебник для 5-6 класса, учебник
для 7-9 класса, учебник для 1-3 класса;
- учебно-методическое пособие для учителя;
- аудио-визуальные средства обучения (аудио- и
видео- кассеты);
- комплект плакатов для всего курса ОБЖ.
2.2. Создание областного Центра дополнительного образования
детей "Школа безопасности" в форме реорганизации областного
образовательного учреждения дополнительного образования детей Клуб
юных пожарных.
3. Приложения.
Пояснительная записка
Министерством общего и профессионального образования
Ростовской области был проведен анализ травматизма и гибели детей,
а также результативности усилий предпринимаемых мер
Минобразованием, Главным управлением по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям области, Управлением государственной
противопожарной службы ГУВД области, Управлением государственной
автомобильной инспекции ГУВД области, областными советами
общественных организаций (Всероссийского добровольного пожарного
общества, Всероссийского добровольного общества автомотолюбителей,
Российской оборонно-технической организации, Всероссийского
общества спасания на водах) за последние 3 года.
Результаты анализа показали, что проблема продолжает
оставаться острой, несмотря на некоторое снижение в 1997 г. числа
погибших (в отдельных видах несчастных случаев), в сравнении с
данными 1995 и 1996 гг. Трагическое положение складывается с
безопасностью детей в самый травмоопасный период жизни: от 7 до 14
лет.
Предпринимаемые меры заинтересованными ведомствами по
профилактике травматизма и предотвращению гибели обучающихся и
воспитанников в 1997 г. желаемых результатов не дают. Более того,
за последние три года прослеживается устойчивая тенденция к
увеличению количества травмированных детей.
Основные причины сложившейся ситуации можно разделить на
три блока:
- неэффективность проводимых мероприятий по предотвращению
травматизма и гибели обучающихся;
- отсутствие согласованных действий по организации
мероприятий, проводимых совместно с муниципальными службами
городов и районов области: отделами (учреждениями)
здравоохранения, автомобильной инспекции, госпожарнадзором,
военкоматами, общественными организациями и др.;
- отсутствие объективной оперативно-аналитической
информации: рассогласование между данными, представляемыми
заинтересованными службами и общественными организациями области.
Представляемый план мероприятий "Безопасность
жизнедеятельности" разработан в рамках Целевой комплексной
программы "Безопасность жизнедеятельности", которая для достижения
поставленных целей рассчитана до 2001 года.
Главная цель плана - создание нормативно-правовых,
экономических, организационных и содержательных основ реализации
государственной политики в сфере безопасности жизнедеятельности,
заложенных в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе Российской
Федерации "Об образовании", программе Правительства "Реформы и
развитие российской экономики", действующих законодательных актах,
решениях высших органов законодательной и исполнительной власти.
План мероприятий, являющийся неотъемлемой частью Программы,
рассматривается как одно из направлений регионализации образования
Ростовской области, развития социальной сферы Дона (в части
образования) и вводится в действие с целью:
- перехода образования на этап сбалансированного развития
образовательной области; углубления и расширения процессов
реформирования, придания им необратимого эволюционного характера;
- создания надежных гарантий реализации государственной
политики в области безопасности жизнедеятельности; развития и
оптимизации базы ресурсного обеспечения развития образования;
- реализации основных идей Конвенции ООН о правах ребенка в
вопросах его здоровья, развития и защиты в курсе получения
основного образования выпускника Дона;
- преодоления межведомственной разобщенности,
несогласованности и корпоративного мышления во взаимодействии
министерств, ведомств и общественных организаций;
- создание и совершенствование непрерывной системы
образования в области безопасности жизнедеятельности от
дошкольного образования к школьному, вузовскому, послевузовскому и
т. д.
Реализация плана предусматривает два направления,
реализуемые в период с 1998 по 2001 годы.
Первое направление
Первое направление предполагает создание
учебно-методического комплекса: четырех учебников (учебник для
10-11 класса, учебник для 5-6 класса, учебник для 7-9 класса,
учебник для 1-3 класса), учебно-методического пособия для учителя;
аудио-визуальных средств обучения (аудио- и видео- кассеты);
комплект плакатов для всего курса ОБЖ.
Основная цель направления - определение и осуществление
комплекса мер, направленных на создание адекватной
нормативно-правовой базы, нового содержания и региональной
программы курса ОБЖ.
В процессе достижения основной цели будут решаться задачи:
- изменения содержания, организационных форм и методов
образования, обеспечение целостного учебно-методического
комплекса;
- создания правовых и экономических гарантий выполнения ст.
51 Закона Российской Федерации "Об образовании";
- реализация новых подходов к экономическому обеспечению
образования за счет оптимизации расходования бюджетных
ассигнований, привлечения внебюджетных источников и регулирования
прав собственности в системе образования.
Второе направление
Второе направление предполагает углубление результатов
мероприятий Программы в условиях стабилизации общества и экономики
Ростовской области.
Основная цель направления - реализация основных идей
Конвенции ООН о правах ребенка в вопросах его здоровья, развития и
защиты в курсе получения основного образования выпускника Дона;
удовлетворяющей интересам и потребностям личности и общества.
Будут решаться следующие задачи:
- перенос центра тяжести в управлении обучением,
воспитанием и развитием личности безопасного типа с регионального
на муниципальный уровень;
- развитие системы непрерывного образования, в том числе
через развитие нетрадиционных форм получения образования;
- переход на новые экономические механизмы ресурсного
обеспечения;
- создание рынка образовательных услуг; усиление "здоровых"
конкурентных механизмов развития образования.
Экономическая самостоятельность учреждения дополнительного
образования "Школа безопасности" образования будет гарантировать
им академическую свободу, создаст реальную базу для развития и
модернизации образовательных услуг.
Система обучения и развития личности безопасного типа
приобретет гибкость, динамизм, во все большей мере будет
соответствовать потребностям и перспективам становления в
Ростовской области обновленного общества.
Ответственность за организацию и внедрение плана
мероприятий возлагается:
- в целом по системе общего образования Ростовской области
на заместителя министра Зенкову Т. Г.;
- координация деятельности органов управления образованием,
организация контроля за исполнением мероприятий плана возлагается
на начальника отдела общего образования Нужа В. В.;
- в муниципальных органах управления образованием на
первого заместителя начальника (заведующего) органа управления
образованием;
- в образовательных учреждениях на их первых руководителей,
если иное не предусмотрено Уставом учреждения.
Вся организационная деятельность по выполнению задач плана
осуществляется в тесном взаимодействии с:
- Главным управлением по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Ростовской области;
- Управлением государственной автомобильной инспекции ГУВД
области;
- Управлением государственной противопожарной службы ГУВД
области;
- Министерством здравоохранения;
- областными советами общественных организаций:
Всероссийского добровольного пожарного общества, Всероссийского
добровольного общества автомотолюбителей, Российской
оборонно-технической организации, Всероссийского общества спасания
на водах.
Содержание плана мероприятий
2.1. Региональный учебно-методический
комплекс
Особенность ресурсного обеспечения предмета федерального и
регионального компонента учебного плана общеобразовательного
учреждения Основы безопасности жизнедеятельности (в дальнейшем
ОБЖ) состоит в том, что образовательные учреждения укомплектованы
в основном учебниками. М. Топорова, которые образовательные
учреждения области получали в течение последних 5 лет.
Однако, работа педагогов над минимумом содержания
образования и примерным образовательным стандартом продвинулась
значительно дальше, также изменилась и образовательная ситуация.
Уже сегодня учебник Топорова не отвечает требованиям, заложенным в
примерном минимуме содержания образования.
Минобразование области располагает возможностями
обеспечения учебниками, отвечающими требованиям, но цена с учетом
транспортных расходов, в розничной торговле составит, в среднем с
1 по 11 класс, 19 рублей. Предполагаемая цена регионального
учебника составит 8-10 рублей (сметы расходов в Приложении 2).
Обучая детей по региональному учебнику, региональной
программе мы можем сделать акценты по тем направлениям
предупреждения детского травматизма, какие характерны только для
нашей области.
Региональный учебник будет содержать в себе (кроме
обязательного минимума) материал, отражающий специфику ситуации в
области по травматизму и гибели детей. Так, например, если самый
высокий процент травматизма и гибели детей приходится на следующие
виды несчастных случаев: дорожно-транспортный травматизм, пожары,
бытовой травматизм, то в соответствии с этим в учебнике будут
содержаться разделы, предполагающие получение знаний своих
действий в вышеперечисленных видах несчастных случаев.
Учебник будет содержать статистический, иллюстративный и
картографический материал, основанный на данных УГПС ГУВД, УГАИ
ГУВД, ГУ ГО и ЧС исключительно Ростовской области.
Таким образом, "региональность" учебника будет содержаться
не столько в справочном материале, сколько в конструировании
программы образования применительно к ситуации по травматизму
детей в Ростовской области.
2.2. Создание областного Центра
дополнительного образования детей
Школа безопасности путем реорганизации
Клуба юных пожарных
Человеческая природа такова, что все знания, не
закрепленные на практике, могут оказаться бесполезными в
экстремальной ситуации. Проверить и закрепить полученные знания в
условиях моделирования экстремальной ситуации призваны ежегодные
слеты-соревнования школьников Школы безопасности.
Однако разовые мероприятия не могут предоставить
возможность целенаправленной круглогодичной работы в этом
направлении. Такую работу можно вести, на наш взгляд, в
образовательном учреждении дополнительного образования детей
"Школа безопасности".
Целью такого образовательного учреждения является обучение,
воспитание и развитие "личности безопасного типа", молодого
гражданина Дона, ответственно относящегося как к личной
безопасности, так и к безопасности окружающих.
Образование в Школе безопасности будет проводиться по 4-м
направлениям:
- безопасность дорожного движения;
- пожарная безопасность;
- основы безопасности жизнедеятельности (Школа выживания -
безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях природного характера
и др.);
- навыки элементарной психологии.
Учитывая особую специфику дополнительного образования,
мотивацию детей получения образования в учреждении такого типа,
разработчики проекта уверены, что затраты (Приложение 3) на
создание образовательного учреждения "Школа безопасности" (путем
реорганизации Клуба юных пожарных) оправдают прогнозируемые
результаты.
Прогнозируемые результаты
1. Обучение, воспитание и развитие личности безопасного
типа на основе региональной программы и регионального учебника
"Безопасность жизнедеятельности".
2. Снижение количества травмированных и погибших детей в
результате несчастных случаев на 15-20% (сохранение жизни и
здоровья от 520 до 870 детей ежегодно).
3. Формирование у выпускника образовательного учреждения
Дона: ответственного отношения к личной безопасности и
безопасности окружающих, способности сохранять жизнь и здоровье в
неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказанию помощи
пострадавшим; сохранения жизни и здоровья обучающихся
(воспитанников), обучения, воспитания и организованного отдыха.
4. Создание детско-юношеского движения (в рамках
региональной программы) в системе дополнительного образования
"Школа безопасности".
5. Практическая реализация новой государственной политики в
области охраны жизни и здоровья детей будет обеспечена оперативной
коррекцией Проекта в соответствии с особенностями
социально-экономической ситуации в каждом муниципальном
образовании области.
Приложения
Приложение 2
Расчетно-необходимые финансовые средства
на реализацию Проекта создания областного
Центра дополнительного образования детей
"Школа безопасности" в форме реорганизации
областного ОУДО Клуб юных пожарных
Таблица
------------------------------T---------------------------------¬
¦Цель и содержание программы ¦Источники и направления расходов ¦
¦ (подпрограммы), состояние ¦ ¦
¦готовности, государственный ¦ ¦
¦ заказчик ¦ ¦
+-----------------------------+---------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+-----------------------------+---------------------------------+
¦ ¦ ¦
¦Цель программы ¦Всего финансовых затрат: 500 ¦
¦Создание системы ¦в том числе из: ¦
¦дополнительного образования ¦ ¦
¦детей, обеспечивающей ¦федерального бюджета ¦
¦воспитание и развитие ¦ ¦
¦"личности безопасного типа", ¦бюджетов субъектов Федерации и ¦
¦молодого гражданина Дона, ¦местных бюджетов ¦
¦ответственно относящегося как¦ ¦
¦к личной безопасности, так и ¦внебюджетных источников ¦
¦к безопасности окружающих; ¦ ¦
¦снижение травматизма и гибели¦ ¦
¦детей (в травмоопасном ¦ ¦
¦периоде жизни: с 7 до 14 лет)¦ ¦
¦на 15-20%. ¦ ¦
+-----------------------------+---------------------------------+
¦Содержание программы ¦Капитальные вложения ¦
¦Создание системы ¦в том числе из: ¦
¦профилактических мер; ¦федерального бюджета ¦
¦нормативно-правовой базы для ¦бюджетов субъектов Федерации и ¦
¦образовательного учреждения ¦местных бюджетов ¦
¦"Школа безопасности", ¦внебюджетных источников ¦
¦ +---------------------------------+
¦ ¦НИОКР (п. 5, 6 приложения N 3) ¦
¦ ¦в том числе из: ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦федерального бюджета ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетов субъектов Федерации и ¦
¦ ¦местных бюджетов ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦внебюджетных источников ¦
+-----------------------------+---------------------------------+
¦Государственный заказчик ¦ ¦
+-----------------------------+---------------------------------+
¦Исполнительная дирекция ¦Прочие текущие расходы ¦
¦ ¦в том числе: ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦федерального бюджета ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетов субъектов Федерации и ¦
¦ ¦местных бюджетов (п. 1, 2, 3, 8 ¦
¦ ¦приложения N 3) ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦внебюджетных источников ¦
¦ ¦(п. 4, 7, 9 приложения N 3) ¦
L-----------------------------+----------------------------------
Продолжение таблицы
----------T---------T---------T---------T-----------------------¬
¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦ 2001 г. ¦ Конечные результаты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦программы в натуральном¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стоимостном выражении ¦
+---------+---------+---------+---------+-----------------------+
¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+---------+---------+---------+---------+-----------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 86 ¦ 169 ¦ 165 ¦ 80 ¦В целом за период ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦реализации программы ¦
¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 73 ¦ 149 ¦ 135 ¦ 65 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 13 ¦ 20 ¦ 30 ¦ 15 ¦ ¦
+---------+---------+---------+---------+-----------------------+
¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
+---------+---------+---------+---------+-----------------------+
¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 13 ¦ 17 ¦ 19 ¦ 10 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
+---------+---------+---------+---------+-----------------------+
+---------+---------+---------+---------+-----------------------+
¦ 73 ¦ 152 ¦ 146 ¦ 70 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 60 ¦ 132 ¦ 116 ¦ 55 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 13 ¦ 20 ¦ 30 ¦ 15 ¦ ¦
L---------+---------+---------+---------+------------------------
Приложение N 3
Таблица
----T-----------------------------------------------------------¬
¦ N ¦ Финансируемые мероприятия и направления расходов ¦
¦п/п¦ ¦
+---+-----------------------------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+---+-----------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦
¦ 1.¦Оборудование (тренажеры, спас-средства, спец. м-т ¦
¦ ¦обеспечение) (финансирование из бюджета субъекта Федерации ¦
¦ ¦и местного бюджета). ¦
+---+-----------------------------------------------------------+
¦ 2.¦Информационно-техническое (компьютерное) обеспечение ¦
¦ ¦(финансирование из бюджета субъекта Федерации и местного ¦
¦ ¦бюджета). ¦
+---+-----------------------------------------------------------+
¦ 3.¦Оборудование методических кабинетов (финансирование из ¦
¦ ¦бюджета субъекта Федерации и местного бюджета). ¦
+---+-----------------------------------------------------------+
¦ 4.¦Организация и проведение социально-педагогических ¦
¦ ¦мероприятий, слетов-соревнований (все уровни); олимпиад. ¦
¦ ¦Финансирование из внебюджетных источников. ¦
+---+-----------------------------------------------------------+
¦ 5.¦Проведение научных исследований по проблеме программно- ¦
¦ ¦методического обеспечения ОУ; создание ВНИКа по разработке ¦
¦ ¦региональной модели обучения, воспитания и развития ¦
¦ ¦личности безопасного типа (финансирование из бюджета ¦
¦ ¦субъекта Федерации и местного бюджета). ¦
+---+-----------------------------------------------------------+
¦ 6.¦Организация и проведение экспериментальной работы по ¦
¦ ¦обновлению содержания образования (финансирование из ¦
¦ ¦бюджета субъекта Федерации и местного бюджета). ¦
+---+-----------------------------------------------------------+
¦ 7.¦Подготовка педагогов системы образования Ростовской области¦
¦ ¦(повышение квалификации, переподготовка). Финансирование из¦
¦ ¦внебюджетных источников. ¦
+---+-----------------------------------------------------------+
¦ 8.¦Обучающие автомобильные средства, обеспечивающие ¦
¦ ¦образовательный процесс (пожарная автомашина, легковой ¦
¦ ¦автомобиль). Финансирование из бюджета субъекта Федерации и¦
¦ ¦местного бюджета. ¦
+---+-----------------------------------------------------------+
¦ 9.¦Создание материально-технической базы "кабинетов ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности", оснащение "учебных ¦
¦ ¦городков" ("островков безопасности"). Финансирование из ¦
¦ ¦внебюджетных источников. ¦
+---+-----------------------------------------------------------+
¦ ¦Итого: 500 ¦
L---+------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы
----------------------------------------------------------------¬
¦ Потребности в финансовых средствах для реализации проекта ¦
¦ (тыс. руб.) ¦
+----------------T--------------T-------------T-----------------+
¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦
+----------------+--------------+-------------+-----------------+
¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+----------------+--------------+-------------+-----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 30 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 20 ¦
+----------------+--------------+-------------+-----------------+
¦ 5 ¦ 30 ¦ 30 ¦ 10 ¦
+----------------+--------------+-------------+-----------------+
¦ 10 ¦ 25 ¦ 15 ¦ 15 ¦
+----------------+--------------+-------------+-----------------+
¦ 3 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 5 ¦
+----------------+--------------+-------------+-----------------+
¦ 5 ¦ 1 ¦ 7 ¦ 5 ¦
+----------------+--------------+-------------+-----------------+
¦ 8 ¦ 12 ¦ 12 ¦ 5 ¦
+----------------+--------------+-------------+-----------------+
¦ 5 ¦ 10 ¦ 10 ¦ 5 ¦
+----------------+--------------+-------------+-----------------+
¦ 15 ¦ 27 ¦ 25 ¦ 10 ¦
+----------------+--------------+-------------+-----------------+
¦ 5 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 5 ¦
+----------------+--------------+-------------+-----------------+
¦ 86 ¦ 165 ¦ 169 ¦ 80 ¦
L----------------+--------------+-------------+------------------
|