МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е КОЛЛЕГИИ
23 апреля 1998 г. г. Ростов-на-Дону
О РЕГИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПО
ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об
образовании" и решением коллегии министерства общего и
профессионального образования Ростовской области от 19.06.97 г.
N 03/2 "О преподавании информатики в общеобразовательных
учреждениях Ростовской области" для создания нормативной базы
системы информационного образования, гарантирующей современный
уровень подготовки выпускников средних общеобразовательных
учреждений, соответствующий социальному заказу общества и
государства
КОЛЛЕГИЯ Р Е Ш А Е Т :
1. Утвердить Региональный стандарт по информатике для
общеобразовательных учреждений Ростовской области (прилагается).
2. Отделу развития общего среднего образования (Нужа В. В.)
организовать:
- создание регионального учебника по информатике;
- создание методических рекомендаций по курсу информатики;
- создание комплекта измерителей;
- подготовить издание стандарта.
3. Областному ИПК и ПРО (Зембицкий Д. М.) подготовить
программу курсов переподготовки учителей информатики на 1998-99
уч. г. в соответствии с региональным стандартом по информатике.
4. Выпустить стандарт тиражом 4000 экземпляров.
Председатель коллегии
П. Н. ТИЩЕНКО
Секретарь коллегии
В. Л. АНОШКИНА
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПРАВКА
к решению коллегии
О РЕГИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПО
ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Вопросы стандартизации образования появились в российском
образовании в связи с принятием Закона Российской Федерации "Об
образовании". Под стандартизацией образования, согласно Закону,
подразумевалось введение государственных образовательных
стандартов образовательных областей и дисциплин.
Согласно статье 7 п. 1 Закона Российской Федерации "Об
образовании" государственный образовательный стандарт представляет
собой государственный документ, устанавливающий:
- обязательный минимум содержания основных образовательных
программ;
- максимальный объем учебной нагрузки учащихся;
- требования к уровню подготовки выпускников.
В Ростовской области подготовка к введению регионального
стандарта началась в 1997 году. 19 июня 1997 г. решением коллегии
N 03/2 "О преподавании информатики в общеобразовательных
учреждениях Ростовской области" были приняты структура
регионального курса информатики, обязательный минимум содержания,
требования к минимуму содержания курса информатики и рекомендации
по размещению курса в учебном плане школы. Одним из пунктов
решения коллегии было поручение отделу развития общего среднего
образования организовать подготовку регионального стандарта по
информатике. Решение коллегии было утверждено приказом министра
образования области от 18.08.97 г. N 702.
Для подготовки к переходу на новое содержание курса в
соответствии с решением коллегии отделом развития общего среднего
образования были проведены следующие мероприятия:
- в октябре 1997 г. был выпущен сборник
нормативно-методических материалов, в который был включен полный
текст решения коллегии с приложениями. Тираж сборника в 2000
экземпляров позволил обеспечить им все средние школы и
профтехучилища области;
- выпущено методическое письмо от 17.10.97 г. N 2614/03 "О
порядке введения решения коллегии от 19.06.97 г. N 03/2 в практику
работы образовательных учреждений Ростовской области", в котором
были определены этапы перехода и мероприятия по организации этого
перехода;
- приказом министра от 20.10.97 г. N 916 создана
редакционная группа по созданию проекта регионального стандарта по
информатике;
- подготовлен приказ от 03.03.98 г. N 203 "О проведении
анкетирования образовательных учреждений Ростовской области по
вопросам внедрения решения коллегии от 19.06.97 г. N 03/2";
- 15 мая 1997 г. проведено областное совещание методистов и
председателей методических объединений учителей информатики
"Проблемы перехода на новое содержание курса информатики и пути их
решения.
При создании проекта стандарта была принята модель, в
которой под региональным стандартом подразумевается стандарт,
используемый в данном регионе и который включает в себя
федеральный стандарт как основу. В данной модели не выделяется
федеральный компонент стандарта и его выполнение гарантируется при
выполнении регионального стандарта. Регионализация стандарта
заключается не только в дополнениях, внесенных в минимум
содержания образования, но и в представлении полной системы
управленческого и методического обеспечения внедрения стандарта в
практику работы образовательных учреждений.
Вопросы и предложения по содержанию стандарта и размещению
курса информатики в учебном плане школы от учителей, методистов,
завучей поступали в министерство в течение 1997-98 учебного года.
Проект стандарта обсуждался с председателями методических
объединений учителей информатики ряда территорий, с учеными
кафедры информатики РГПУ, механико-математического факультета и
вычислительного центра РГУ. На областном совещании методистов и
руководителей методических объединений учителей информатики,
состоявшемся 15 мая 1998 г., были приняты рекомендации по
уточнению некоторых формулировок стандарта и тематическому
планированию материала. Результаты обсуждений и рекомендации
специалистов были учтены в окончательной редакции проекта
стандарта, подготовленной в отделе развития общего среднего
образования министерства.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ИНФОРМАТИКА
Система образования по информатике в
общеобразовательных учреждениях
Курс информатики
г. Ростов-на-Дону
1998 г.
ТЕРМИНОЛОГИЯ СТАНДАРТА
1. Компьютерные программы общего назначения - графические
редакторы, текстовые редакторы, редакторы электронных таблиц
(электронные таблицы), системы управления базами данных, браузеры
для Интернет, почтовые программы, а также интегрированные пакеты,
включающие перечисленные программы.
2. Компьютерная грамотность - наличие знаний и умений,
необходимых для работы с компьютерной техникой, умение
пользоваться прикладными компьютерными программами общего
назначения и умение выбрать компьютерную программу для решения
конкретной задачи.
3. Региональный стандарт - обязательный минимум содержания
и требования к уровню подготовки учащихся, включающие федеральные
как основу.
4. Информационная культура - уровень овладения современными
информационными технологиями, при котором использование этих
технологий является для человека наиболее приемлемым и привычным.
5. Компьютеры с полными учебными возможностями (Тип А) -
функциональное отличие - возможность работать с графической
операционной системой и приложениями для нее. Компьютеры типа:
- IBM и IBM-совместимые 286, 386, 486 с ОЗУ не менее 2 Мб и
жестким диском;
- все компьютеры типа Pentium с жестким диском;
- компьютеры IBM и IBM-совместимые, начиная с 286,
объединенные в локальную сеть;
- Макинтош и Макинтош-совместимые с ОЗУ не менее 2 Мб и
жестким диском или объединенные в локальную сеть.
6. Компьютеры с ограниченными учебными возможностями (Тип
Б) - функциональное отличие - невозможность работать с графической
операционной системой: IBM-совместимые компьютеры типа 86 и 88 и
IBM-несовместимые компьютеры, а также другие, не удовлетворяющие
параметрам для типа А.
7. Недочет в ответе - неточность в изложении части
материала, приводящая к искажению смысла этой части.
8. Ошибка в ответе - неверное изложение части материала,
приводящее к полному искажению смысла этой части. Условно
приравнивается к трем недочетам.
СИСТЕМА
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласно Базисному Учебному плану общеобразовательных
учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования РФ от
09.02.98 г. N 322) изучение информатики является обязательным. В
общеобразовательных учреждениях Ростовской области дисциплина
"Информатика" может изучаться в виде трех курсов, в зависимости от
наличия типа компьютерной техники в школе:
Информатика: Подготовительный курс 1), Базовый курс,
Профильный курс.
Общий курс информатики: Подготовительный курс 1), Общий
курс.
Основы информатики.
------------------------T-------------------T-------------------¬
¦ Наименование курса ¦ Цель курса 2) ¦ Рекомендации ¦
+------------T----------+-------------------+-------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Информатика ¦Базовый ¦Овладение учащимися¦Обязательный курс, ¦
¦ ¦курс ¦компьютерной ¦реализуемый на базе¦
¦ ¦ ¦грамотностью. ¦компьютеров с ¦
¦ ¦ ¦ ¦полными учебными ¦
¦ ¦ ¦ ¦возможностями ¦
¦ ¦ ¦ ¦(Тип А). ¦
¦ +----------+-------------------+-------------------+
¦ ¦Профильный¦Профориентационная,¦Обязательный курс ¦
¦ ¦курс ¦допрофессиональная ¦по выбору учащихся,¦
¦ ¦ ¦или начальная ¦реализуемый на базе¦
¦ ¦ ¦профессиональная ¦компьютеров с ¦
¦ ¦ ¦подготовка ¦полными учебными ¦
¦ ¦ ¦учащихся. ¦возможностями ¦
¦ ¦ ¦ ¦(Тип А). ¦
+------------+----------+-------------------+-------------------+
¦Общий курс информатики ¦Овладение учащимися¦Обязательный курс, ¦
¦ ¦элементами ¦реализуемый на базе¦
¦ ¦компьютерной ¦компьютеров с ¦
¦ ¦грамотности. ¦ограниченными ¦
¦ ¦ ¦учебными ¦
¦ ¦ ¦возможностями ¦
¦ ¦ ¦(Тип Б). ¦
+-----------------------+-------------------+-------------------+
¦Основы информатики ¦Овладение учащимися¦Обязательный курс ¦
¦ ¦элементами ¦для безмашинного ¦
¦ ¦теоретических основ¦варианта обучения. ¦
¦ ¦информатики. ¦ ¦
+-----------------------+-------------------+-------------------+
¦Подготовительный курс ¦Подготовка учащихся¦Может быть введен ¦
¦информатики ¦к изучению Базового¦в 1-9 классах. ¦
¦ ¦или Общего курсов ¦ ¦
L-----------------------+-------------------+--------------------
------------------------------------
1) Подготовительный курс не является обязательным.
2) Данные цели дополняют общеобразовательные цели каждого
курса.
ТИПОВОЕ
РАЗМЕЩЕНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Пояснительная записка
Согласно Примерному учебному плану общеобразовательных
учреждений Ростовской области, часы для курсов "Информатика" и
"Общий курс информатики" выделяются следующими способами:
1) 2 часа из инвариантной части: из образовательной области
"Математика" 1 час + из образовательной области "Технология" 1
час;
2) 1 час из инвариантной части и 1 час из вариативной
части: из образовательной области "Математика" 1 час + из
вариативной части;
3) для безмашинного варианта изучения: 1 час из
образовательной области "Математика";
4) для классов с углубленным изучением предметов
физико-математического цикла, выделяются 2 часа по способу 1),
дополнительные часы выделяются за счет образовательной области
"Технология" (1 час) и (или) вариативной части.
При наличии условий в образовательном учреждении,
информатика может изучаться в VIII-IХ классах в виде "Базового
курса информатики" при условии продолжения курса в Х-ХI классе в
виде профильных курсов. Часы на "Базовый курс информатики" могут
быть выделены из вариативной части Типового учебного плана. При
изучении в образовательном учреждении подготовительного курса
информатики в I-VII классах, часы могут быть выделены из
вариативной части Типового учебного плана.
В неполных средних общеобразовательных школах "Профильный
курс информатики" и курс "Основы информатики" не изучаются. Эти
школы в VIII-IХ классах вводят Базовый курс или Общий курс (по 2
учебных часа в неделю в каждом классе), а также могут вводить
Подготовительный курс в I-VII классах.
В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном
учреждении (раздел II, п. 26) и Базисным Учебным планом
общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ
Минобразования Российской Федерации от 09.02.98 г. N 322,
примечание, п. 3) деление классов на две группы производится для
проведения практических (лабораторных) занятий на уроках
информатики при наполняемости классов в сельской местности не
менее 20 учащихся, в городах - не менее 25 учащихся. В связи с
этим, деление классов на группы может осуществляться при
использовании вариантов А, А-1, Б. Для варианта В деление классов
не производится. Для обоснования тарификации с учетом деления
класса в тематическом плане учителя должны быть отражены уроки с
практическими занятиями. При делении класса и проведении уроков с
группами необходимо в классном журнале фиксировать проведение
практической части урока.
Типовые варианты размещения курса Информатика в учебных
планах общеобразовательных учреждений Ростовской области:
Вариант А
Условия образовательного учреждения: 2 компьютерных класса
с компьютерами типа А, либо 1 компьютерный класс с компьютерами А
и 1 компьютерный класс с компьютерами типа Б, либо 1 компьютерный
класс с компьютерами типа А при малом количестве
классов-комплектов.
Общее условие: в сетку учебных часов должны помещаться
уроки информатики для 8-11 классов.
------------------------------T--------------T------------------¬
¦ Наименование курса ¦ Классы ¦Количество учебных¦
¦ ¦ ¦ часов в неделю ¦
+-----------------------------+--------------+------------------+
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Базовый курс информатики ¦ 8-9 ¦ 2 ¦
+-----------------------------+--------------+------------------+
¦ Профильные курсы информатики¦ 10-11 ¦ 2 ¦
L-----------------------------+--------------+-------------------
При переходе на Вариант А для первого потока может быть
введен только один профильный курс, со второго потока (следующая
параллель классов) необходимо ввести не менее двух профильных
курсов, которые будут обязательными курсами по выбору учащихся.
Тематику профильных курсов определяет образовательное учреждение.
Примеры профильных курсов: "Программирование",
"Компьютерное моделирование", "Компьютерное делопроизводство",
"Машинописные работы при помощи компьютеров", "Компьютерный
художественный дизайн", "Компьютерный дизайн жилых помещений",
"Компьютерный дизайн архитектурных строений", "Компьютерная
верстка книг".
Вариант А-1
Условия образовательного учреждения: 1 компьютерный класс с
компьютерами типа А при большом количестве классов-комплектов (в
сетку учебных часов помещаются только уроки информатики для 10-11
классов).
------------------------------T--------------T------------------¬
¦ Наименование курса ¦ Классы ¦Количество учебных¦
¦ ¦ ¦ часов в неделю ¦
+-----------------------------+--------------+------------------+
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Базовый курс информатики ¦ 10 ¦ 2 ¦
+-----------------------------+--------------+------------------+
¦ Профильные курсы информатики¦ 11 ¦ 2 ¦
L-----------------------------+--------------+-------------------
При переходе на Вариант А-1 для первого потока может быть
введен только один профильный курс, со второго потока (следующая
параллель классов) необходимо ввести не менее двух профильных
курсов, которые будут обязательными курсами по выбору учащихся.
Тематику профильных курсов определяет образовательное учреждение.
Примеры профильных курсов: см. Вариант А.
Вариант Б
Условия образовательного учреждения: Компьютерный класс
(классы) с компьютерами типа Б.
------------------------------T--------------T------------------¬
¦ Наименование курса ¦ Классы ¦Количество учебных¦
¦ ¦ ¦ часов в неделю ¦
+-----------------------------+--------------+------------------+
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Общий курс информатики ¦ 10-11 ¦ 2 ¦
L-----------------------------+--------------+-------------------
Вариант В
Условия образовательного учреждения: отсутствие
компьютерного класса.
------------------------------T--------------T------------------¬
¦ Наименование курса ¦ Классы ¦Количество учебных¦
¦ ¦ ¦ часов в неделю ¦
+-----------------------------+--------------+------------------+
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Основы информатики ¦ 10-11 ¦ 1 ¦
L-----------------------------+--------------+-------------------
В приведенных вариантах не указан "Подготовительный курс
информатики". Данный курс может быть введен в любой из вариантов,
за исключением варианта В и помещен перед Базовым или перед Общим
курсом информатики. На "Подготовительный курс информатики"
отводятся учебные часы, предназначенные для факультативных
занятий.
Курс информатики должен быть непрерывным независимо от
варианта.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Региональный образовательный стандарт курса информатики
имеет три уровня:
Уровень А: для "Базового курса информатики";
Уровень Б: для "Общего курса информатики";
Уровень В: для курса "Основы информатики".
УРОВЕНЬ А
БАЗОВЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ
Максимальный объем учебной нагрузки 136 учебных часов
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ
ПРОГРАММЫ КУРСА (СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА)
Информатика в современном обществе.
Информация.
Информатика как научно-технический комплекс (определение и
неразрывная связь с другими науками и областями техники). Понятие
информации. Виды информации (научно-математическая (требующая для
обработки математические вычисления), текстовая, графическая,
видео, звуковая) и способы ее обработки без компьютера.
Информационная деятельность человека. Информационные процессы:
получение, передача, преобразование и использование информации.
Единство информационных процессов в живой природе, обществе и
технике. Компьютерная обработка информации. Язык как способ
представления информации. Кодирование. Понятие двоичной системы
счисления. Количество и единицы измерения информации. Хранение и
передача информации и ее носители. Величины. Переменные величины.
Присваивание. Характеристики переменных: имя, вид, тип, значение.
Простые и составные величины. Массивы (таблицы) как способ
представления информации. Понятия гипермедиа, гипертекст,
мультимедиа.
Состав и работа компьютерной системы.
Устройства, входящие в состав компьютера (основные и
дополнительные). Структурная схема компьютера. Системный блок
компьютера (назначение, состав). Микропроцессор (разрядность,
тактовая частота). Память компьютера (виды и характеристики).
Жесткий диск. Дисковод и дискеты. CD-ROM. Клавиатура. Мышь.
Монитор. Принтеры (матричные, струйные и лазерные). Модем. Сканер.
Техника безопасности в компьютерном классе.
Компьютерные сети.
Типы компьютерных информационных сетей. Назначение и
возможности локальных и глобальных сетей. Понятие сервера сети.
Модемы, каналы связи и скорость передачи информации. Понятие о
глобальной сети Интернет, адрес Интернет-сервера. WEB-система,
адрес WEB-сервера. Электронная почта, адрес электронной почты.
Доски объявлений, телеконференции, распределение базы данных.
Компьютерные программы.
Области применения персональных компьютеров. Классификация
компьютерных программ в соответствии с областями применения
компьютеров. Операционные системы. Сетевые системные программы.
Оболочки информационных систем. Драйверы устройств. Обслуживающие
программы. Архиваторы. Антивирусные программы. Языки
программирования. Текстовые редакторы. Электронные таблицы.
Системы управления базами данных. Графические редакторы. Программы
автоматизированного проектирования. Программы графического
распознавания текста. Браузеры. Почтовые программы (электронная
почта). Учебные программы. Мультимедийные программы.
Операционная система.
Назначение и состав операционной системы. Загрузка
операционной системы. Файловая система (файл, имя файла, каталог,
имена дисководов, путь к файлу). Программы-оболочки. Графическая
операционная система. Понятие окна. Структура и назначение
элементов окна. Папки, документы, значки. Системное меню. Группы
программ. Запуск программ. Система помощи (справка). Работа с
файлами и каталогами в ДОС и графической операционной системе:
создание каталога, копирование, перенос, удаление и переименование
файлов и каталогов. Просмотр содержимого текстового файла. Работа
с окнами: перемещение, изменение размеров, свертывание,
развертывание, закрытие, открытие. Форматирование дискет. Создание
системной дискеты. Инсталляция программ.
Графический редактор.
(Для графической операционной системы).
Назначение основных элементов окна графического редактора.
Панель инструментов. Меню. Палитра, цвета фона и переднего плана.
Графические примитивы. Создание изображения. Внесение текста в
изображение. Вырезание и копирование части изображения.
Преобразования изображения. Использование масштабирования для
редактирования изображения. Запись изображения на диск в виде
файла. Чтение файла с диска. Просмотр изображения перед печатью.
Вывод изображения на принтер.
Текстовый редактор.
(Для графической операционной системы).
Основные элементы текст: символ, строка, абзац, шрифт, поля
страницы, колонтитул. Назначение основных элементов окна
текстового редактора. Меню. Организация нового документа. Создание
текста. Понятия редактирования и форматирования текста.
Исправление ошибок и опечаток. Выделение строк, символов,
фрагментов. Копирование и перенос фрагментов текста. Изменение
шрифта и его размера. Форматирование абзаца. Вставка таблицы.
Форматирование таблиц. Редактирование и форматирование текста в
таблице. Вставка объектов в текст документа. Просмотр документа
перед печатью. Печать документа на принтере.
Система управления базами данных.
(Для графической операционной системы).
Структура данных (файл, поле, запись). Назначение основных
элементов окна базы данных. Создание базы данных методами
заполнения формы и таблицы. Изменение имени и значения поля.
Редактирование и форматирование данных. Поиск данных. Сортировка
данных. Создание отчета. Просмотр отчета перед печатью. Печать
отчета на принтере.
Электронные таблицы.
(Для графической операционной системы).
Структура электронной таблицы. Назначение элементов окна
программы электронных таблиц. Создание новой таблицы. Выделение
элементов таблицы. Копирование, вырезание и вставка элементов
таблицы. Ввод текста, чисел и формул. Автоматическое заполнение
ячеек. Форматирование ячеек таблицы для ввода разных типов
значений. Вычисления в электронной таблице. Стандартные функции.
Создание диаграммы. Многократное использование электронной таблицы
для разных начальных данных. Создание отчета на основе электронной
таблицы. Просмотр отчета перед печатью. Печать отчета на принтере.
Основы алгоритмизации.
Понятие об алгоритме. Применение алгоритмов. Свойства
алгоритмов. Типы алгоритмов: линейные, циклические, с условием.
Способы построения алгоритмов. Способы описания алгоритмов.
Формальное исполнение алгоритмов.
Формализация и моделирование.
Формальная и неформальная постановка задачи. Формализация.
Переход от реальной задачи к информационной модели.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Информатика в современном обществе.
Информация.
Знать: определение информатики и место информатики в
современном обществе. Виды информации и способы ее представления.
Единицы измерения объема (количества) информации.
Уметь: Классифицировать информацию по видам. Оценивать
объем информации по численному значению.
Состав компьютерной системы.
Знать: Основные и дополнительные устройства компьютера и их
назначение. Структурную схему компьютера. Параметры
микропроцессора. Виды и характеристики памяти.
Уметь: Включать, выключать и перезагружать компьютер.
Работать с клавиатурой и мышью. Сравнивать компьютеры по
характеристикам микропроцессора и памяти.
Компьютерные сети.
Знать: Типы компьютерных информационных сетей. Назначение и
возможности локальных и глобальных сетей. Понятие сервера сети.
Назначение модема, скоростные характеристики современных модемов.
Существующие каналы связи и скорость передачи информации по
различным каналам. Понятие о глобальной сети Интернет, адрес
Интернет-сервера. WEB-система, адрес WEB-сервера. Электронная
почта, адрес электронной почты. Назначение досок объявлений,
телеконференций. Понятие распределенных баз данных.
Уметь: Передавать и принимать информацию по электронной
почте.
Компьютерные программы.
Знать: Области применения персональных компьютеров. Виды
компьютерных программ и их назначение.
Уметь: Выбирать компьютерную программу для решения
поставленной задачи.
Операционная система.
Знать: Назначение и состав операционной системы. Файловую
систему.
Уметь: В ДОС и графической операционной системе: создавать
каталог, копировать, переносить, удалять и переименовывать файлы и
каталоги, просматривать содержимое текстового файла. Работать с
окнами в графической операционной системе: перемещать, изменять
размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать.
Форматировать дискеты. Создавать системную дискету.
Графический редактор.
(Для графической операционной системы).
Знать: Назначение основных элементов окна графического
редактора. Приемы создания и редактирования изображения.
Уметь: Создавать и редактировать изображение. Записывать на
диск и читать с диска графическое изображение. Выводить
изображение на принтер.
Текстовый редактор.
(Для графической операционной системы).
Знать: Основные элементы текста. Приемы редактирования и
форматирования текста.
Уметь: Создавать, редактировать и форматировать документ с
использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и
таблицу. Выводить документ не принтер.
Система управления базами данных.
(Для графической операционной системы).
Знать: Структуру данных. Назначение основных элементов окна
базы данных. Методы ввода данных в базу. Способы сортировки
данных.
Уметь: Находить нужные данные в готовой базе. Создать
собственную базу данных. Создать отчет и распечатать его на
принтере.
Электронные таблицы.
(Для графической операционной системы).
Знать: Структуру электронной таблицы. Назначение основных
элементов окна электронных таблиц. Методы вычислений в электронных
таблицах.
Уметь: Создавать электронную таблицу с использованием
стандартных функций. Создать отчет и распечатать его на принтере.
Основы алгоритмизации.
Знать: Определение алгоритма, его свойства и типы.
Уметь: Строить алгоритм решения поставленной задачи.
Формализация и моделирование.
Знать: Определение модели. Особенности информационного
моделирования. Этапы решения задач на компьютере.
Уметь: Строить модель процесса, изучаемого в курсе школы.
ПОЯСНЕНИЯ
Учебный материал стандарта обязательно должен входить в
учебную программу Базового курса. Порядок изучения тем может быть
изменен. Темы могут быть разделены на более мелкие части. Материал
содержания стандарта может быть размещен в курсе следующими
способами (при двухгодичном курсе по 2 урока в неделю):
1 способ
-------------------------------T--------------------------------¬
¦ 1-ый год обучения ¦ 2-ой год обучения ¦
+------------------------------+--------------------------------+
¦ ¦ ¦
¦ Содержание стандарта ¦Дополнительный учебный материал,¦
¦ ¦не вошедший в содержание ¦
¦ ¦стандарта ¦
L------------------------------+---------------------------------
2 способ
-------------------------------T--------------------------------¬
¦ 1-ый год обучения ¦ 2-ой год обучения ¦
+------------------------------+--------------------------------+
¦ ¦
¦ Содержание стандарта и дополнительный учебный материал, не ¦
¦ вошедший в содержание стандарта, распределяются на два учебных¦
¦ года. Темы стандарта и дополнительные темы располагаются в ¦
¦ последовательности, которая устанавливается исходя из логики ¦
¦ курса. ¦
L----------------------------------------------------------------
3 способ
-------------------------------T--------------------------------¬
¦ 1-ый год обучения ¦ 2-ой год обучения ¦
+------------------------------+--------------------------------+
¦ ¦
¦ Содержание стандарта изучается в течение 2-х лет, но более ¦
¦ глубоко, чем это представлено в требованиях к уровню ¦
¦ подготовки учащихся. В темы стандарта включают дополнительный ¦
¦ материал, расширяющий содержание этих тем или некоторых из ¦
¦ них. (Например, при изучении текстового редактора вводится ¦
¦ изучение функций этого редактора, не представленных в ¦
¦ содержании стандарта). ¦
L----------------------------------------------------------------
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЯ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Всего 136 уч. ч. (2 урока в неделю, 2 учебных года).
Тема 1. Информатика в современном обществе. Информация. - 2
ч.
Теория - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся со значением и местом информатики
в современном обществе, показать преимущество компьютерных
информационных технологий. Дать единицы измерения информации.
Информатика как научно-технический комплекс (определение и
неразрывная связь с другими науками и областями техники). Понятие
информации. Виды информации (научно-математическая (требующая для
обработки математические вычисления), текстовая, графическая,
видео, звуковая) и способы ее обработки без компьютера.
Информационная деятельность человека. Информационные процессы:
получение, передача, преобразование и использование информации.
Единство информационных процессов в живой природе, обществе и
технике. Компьютерная обработка информации. Язык как способ
представления информации. Кодирование. Понятие двоичной системы
счисления. Количество и единицы измерения информации. Хранение и
передача информации и ее носители. Величины. Переменные величины.
Присваивание. Характеристики переменных: имя, тип, вид, значение.
Простые и составные величины.
Тема 2. Состав и работа компьютерной системы. - 4 ч.
Теория - 2 ч.
Практика - 2 ч.
Цель: изучить состав компьютерной системы. Показать
модульный принцип устройства компьютера, преимущества этого
принципа. Выработать у учащихся первоначальные навыки пользования
клавиатурой и мышью.
Устройства, входящие в состав компьютера (основные и
дополнительные). Структурная схема компьютера. Системный блок
компьютера (назначение, состав). Микропроцессор (разрядность,
тактовая частота). Память компьютера (виды и характеристики).
Жесткий диск. Дисковод и дискеты. CD-ROM. Клавиатура. Мышь.
Монитор. Принтеры (матричные, струйные, лазерные). Сканер. Техника
безопасности в компьютерном классе.
Тема 3. Компьютерные программы. - 2 ч.
Теория - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с областями применения
персональных компьютеров и систематизировать компьютерные
программы в соответствии с областями применения.
Области применения персональных компьютеров. Классификация
компьютерных программ в соответствии с областями применения
компьютеров. Операционные системы. Сетевые системные программы.
Оболочки операционных систем. Драйверы устройств. Обслуживающие
программы. Архиваторы. Антивирусные программы. Языки
программирования. Текстовые редакторы. Электронные таблицы.
Системы управления базами данных. Графические редакторы. Программы
автоматизированного проектирования. Программы графического
распознавания текста. Браузеры. Почтовые программы (электронная
почта). Учебные программы.
Тема 4. Операционная система. - 5 ч.
Теория - 2 ч.
Практика - 3 ч.
Цель: Дать первоначальные сведения о назначении и составе
операционной системы. Познакомить с файловой системой. Научить
пользоваться основными объектами операционной системы.
Назначение и состав операционной системы. Загрузка
операционной системы. Файловая система (файл, имя файла, каталог,
имена дисководов, путь к файлу). Программы-оболочки. Графическая
операционная система. Понятие окна. Структура и назначение
элементов окна. Папки, документы, значки. Системное меню. Группы
программ. Запуск программ. Система помощи (справка). Работа с
файлами и каталогами в ДОС и графической операционной системе:
создание каталога, копирование, перенос, удаление и переименование
файлов и каталогов. Просмотр содержимого текстового файла. Работа
с окнами: перемещение, изменение размеров, свертывание,
развертывание, закрытие, открытие. Форматирование дискет. Создание
системной дискеты. Инсталляция программ.
Тема 5. Графический редактор. - 4 ч.
Теория - 1 ч.
Практика - 3 ч.
Цель: Научить учащихся использовать графический редактор
для создания изображения. Дать представление о методах построения
изображения на экране. Дать понятие о различных типах графических
файлов.
Назначение основных элементов окна графического редактора.
Панель инструментов. Меню. Палитра, цвета фона и переднего плана.
Графические примитивы. Создание изображения. Внесение текста в
изображение. Вырезание и копирование части изображения.
Преобразования изображения. Использование масштабирования для
редактирования изображения. Запись изображения на диск в виде
файла. Чтение файла с диска. Просмотр изображения перед печатью.
Вывод изображения на принтер.
Тема 6. Текстовый редактор. - 9 ч.
Теория - 3 ч.
Практика - 6 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с основными элементами текста.
Научить использовать текстовый редактор для создания документа.
Основные элементы текста: символ, строка, абзац, шрифт,
поля страницы, колонтитул. Назначение основных элементов окна
текстового редактора. Меню. Организация нового документа. Создание
текста. Понятия редактирования и форматирования текста.
Исправление ошибок и опечаток. Выделение строк, символов,
фрагментов. Копирование и перенос фрагментов текста. Изменение
шрифта и его размера. Форматирование абзаца. Вставка таблицы.
Форматирование таблиц. Редактирование и форматирование текста в
таблице. Вставка объектов в текст документа. Просмотр документа
перед печатью. Печать документа на принтере.
Тема 7. Технология гипермедиа, гипертекста, мультимедиа. -
2 ч.
Теория - 1 ч.
Практика - 1 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с понятием гипермедиа,
мультимедиа. Показать отличительные особенности мультимедийных и
гипермедийных программ.
Понятия гипермедиа, гипертекст, мультимедиа. Мультимедийные
и гипермедийные программы. Мультимедийный компьютер.
Тема 8. Электронные таблицы. - 9 ч.
Теория - 3 ч.
Практика - 6 ч.
Цель: Научить создавать и использовать электронные таблицы.
Научить создавать диаграммы и строить графики функций.
Структура электронной таблицы. Назначение основных
элементов окна программы электронных таблиц. Создание новой
таблицы. Выделение элементов таблицы. Копирование, вырезание и
вставка элементов таблицы. Ввод текста, чисел и формул.
Автоматическое заполнение ячеек. Форматирование ячеек таблицы для
ввода разных типов значений. Вычисления в электронной таблице.
Стандартные функции. Создание диаграммы. Многократное
использование электронной таблицы для разных начальных данных.
Создание отчета на основе электронной таблицы. Просмотр отчета
перед печатью. Печать отчета на принтере.
Тема 9. Система управления базами данных. - 10 ч.
Теория - 4 ч.
Практика - 6 ч.
Цель: Научить создавать и использовать базы данных.
Массивы (таблицы) как способ представления информации.
Структура данных (файл, поле, запись). Назначение основных
элементов окна базы данных. Создание базы данных методами
заполнения формы и таблицы. Изменение имени и значения поля.
Редактирование и форматирование данных. Поиск данных. Сортировка
данных. Создание отчета. Просмотр отчета перед печатью. Печать
отчета на принтере.
Тема 10. Компьютерные сети. - 3 ч.
Теория - 2 ч.
Практика - 1 ч.
Цель: Изучить типы компьютерных сетей. Показать роль
глобальных сетей в современном обществе.
Типы компьютерных информационных сетей. Назначение и
возможности локальных и глобальных сетей. Понятие сервера сети.
Модемы, каналы связи и скорость передачи информации. Понятие о
глобальной сети Интернет, адрес Интернет-сервера. WEB-система,
адрес WEB-сервера. Электронная почта, адрес электронной почты.
Доски объявлений, телеконференции, распределенные базы данных.
Тема 11. Основы алгоритмизации. - 3 ч.
Теория - 1 ч.
Практика - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с понятием алгоритма и обобщить
знания об алгоритмах, полученные при изучении математики, физики и
др. предметов. Научить строить алгоритмы решения различных задач.
Понятие об алгоритме. Применение алгоритмов. Свойства
алгоритмов. Типы алгоритмов: линейные, циклические, с условием.
Способы построения алгоритмов. Способы описания алгоритмов.
Формальное исполнение алгоритмов.
Тема 12. Основы моделирования. - 4 ч.
Теория - 2 ч.
Практика - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с компьютерным моделированием.
Научить строить компьютерную модель.
Модель как представление информации. Примеры моделей.
Математическое моделирование. Информационное моделирование. Этапы
решения задач на компьютере. Проведение компьютерного
эксперимента.
Самостоятельная работа на компьютере. - 7 ч.
Итоговый контроль - 4 ч.
Резерв времени на дополнительные главы или на углубление
содержания стандарта (для варианта размещения в учебном плане А)
или для профильного курса (для варианта размещения в учебном плане
А-1) - 68 ч.
УРОВЕНЬ Б
ОБЩИЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ
Максимальный объем учебной нагрузки 136 учебных часов
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ
ПРОГРАММЫ КУРСА (СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА)
Информатика в современном обществе.
Информация.
Информатика как научно-технический комплекс (определение и
неразрывная связь с другими науками и областями техники). Понятие
информации. Виды информации (научно-математическая (требующая для
обработки математические вычисления), текстовая, графическая,
видео, звуковая) и способы ее обработки без компьютера.
Информационная деятельность человека. Информационные процессы:
получение, передача, преобразование и использование информации.
Единство информационных процессов в живой природе, обществе и
технике. Компьютерная обработка информации. Язык как способ
представления информации. Кодирование. Понятие двоичной системы
счисления. Количество и единицы измерения информации. Хранение и
передача информации и ее носители. Величины. Переменные величины.
Присваивание. Характеристики переменных: имя, вид, тип, значение.
Простые и составные величины. Массивы (таблицы) как способ
представления информации. Понятия гипермедиа, гипертекст,
мультимедиа.
Состав и работа компьютерной системы.
Устройства, входящие в состав компьютера (основные и
дополнительные). Структурная схема компьютера. Системный блок
компьютера (назначение, состав). Микропроцессор (разрядность,
тактовая частота). Память компьютера (виды и характеристики).
Жесткий диск. Дисковод и дискеты. CD-ROM. Клавиатура. Мышь.
Монитор. Принтеры (матричные, струйные и лазерные). Модем. Сканер.
Техника безопасности в компьютерном классе.
Компьютерные сети.
Типы компьютерных информационных сетей. Назначение и
возможности локальных и глобальных сетей. Понятие сервера сети.
Модемы, каналы связи и скорость передачи информации. Понятие о
глобальной сети Интернет, адрес Интернет-сервера. WEB-система,
адрес WEB-сервера. Электронная почта, адрес электронной почты.
Доски объявлений, телеконференции, распределение базы данных.
Компьютерные программы.
Области применения персональных компьютеров. Классификация
компьютерных программ в соответствии с областями применения
компьютеров. Операционные системы. Сетевые системные программы.
Оболочки информационных систем. Драйверы устройств. Обслуживающие
программы. Архиваторы. Антивирусные программы. Языки
программирования. Текстовые редакторы. Электронные таблицы.
Системы управления базами данных. Графические редакторы. Программы
автоматизированного проектирования. Программы графического
распознавания текста. Браузеры. Почтовые программы (электронная
почта). Учебные программы. Мультимедийные программы.
Операционная система.
Назначение и состав операционной системы (ОС). Загрузка
операционной системы. Файловая система. Работа с файлами в ОС.
Понятие графической операционной системы. Понятие окна, значка в
графической операционной системе.
Графический редактор.
Панель инструментов. Палитра. Графические примитивы.
Создание изображения. Редактирование изображения. Запись
изображения на диск в виде файла. Чтение файла с носителя.
Текстовый редактор.
Основные элементы текста: символ, строка, абзац, шрифт,
поля страницы, колонтитул. Меню. Организация нового документа.
Создание текста. Понятия редактирования и форматирования текста.
Исправление ошибок и опечаток. Выделение строк, символов,
фрагментов.
Система управления базами данных.
Структура данных (файл, поле, запись). Создание базы
данных. Изменение имени и значения поля. Редактирование данных.
Поиск данных. Сортировка данных.
Электронные таблицы.
Структура электронной таблицы. Создание новой таблицы.
Ввод текста, чисел и формул. Вычисления в электронной таблице.
Стандартные функции. Многократное использование электронной
таблицы для разных начальных данных.
Основы алгоритмизации.
Понятие об алгоритме. Применение алгоритмов. Свойства
алгоритмов. Типы алгоритмов: линейные, циклические, с условием.
Способы построения алгоритмов. Способы описания алгоритмов.
Формальное исполнение алгоритмов.
Формализация и моделирование.
Формальная и неформальная постановка задачи. Формализация.
Переход от реальной задачи к информационной модели.
Программирование.
Устройство редактора языка программирования и методы
редактирования программы. Основные элементы языка программирования
(операторы, функции, константы). Синтаксис языка. Структура
программы. Стандартные функции языка. Операторы присвоения
значений. Операторы ввода и вывода информации. Операторы цикла.
Операторы условия. Операторы перехода. Операторы для
обработки графической информации. Операторы для обработки
текстовой информации. Понятие подпрограммы. Линейные
программы. Программы с использованием цикла. Программы с условием.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Информатика в современном обществе.
Информация.
Знать: определение информатики и место информатики в
современном обществе. Виды информации и способы ее представления.
Единицы измерения объема (количества) информации.
Уметь: Классифицировать информацию по видам. Оценивать
объем информации по численному значению.
Состав компьютерной системы.
Знать: Основные и дополнительные устройства компьютера и их
назначение. Структурную схему компьютера. Параметры
микропроцессора. Виды и характеристики памяти.
Уметь: Включать, выключать и перезагружать компьютер.
Работать с клавиатурой.
Компьютерные сети.
Знать: Типы компьютерных информационных сетей. Назначение и
возможности локальных и глобальных сетей. Понятие сервера сети.
Назначение модема, скоростные характеристики современных модемов.
Существующие каналы связи и скорость передачи информации по
различным каналам. Понятие о глобальной сети Интернет, адрес
Интернет-сервера. WEB-система, адрес WEB-сервера. Электронная
почта, адрес электронной почты. Назначение досок объявлений,
телеконференций. Понятие распределенных баз данных.
Компьютерные программы.
Знать: Области применения персональных компьютеров. Виды
компьютерных программ и их назначение.
Уметь: Выбирать компьютерную программу для решения
поставленной задачи.
Операционная система.
Знать: Назначение и состав операционной системы. Файловую
систему. Иметь понятие о графической операционной системе, понятие
окна, значка в графической операционной системе.
Уметь: В ОС работать с файлами.
Графический редактор.
Знать: Приемы создания и редактирования изображения.
Уметь: Создавать и редактировать изображение. Записывать
графическое изображение в виде файла. Считывать файл с носителя.
Текстовый редактор.
Знать: Основные элементы текста. Приемы редактирования и
форматирования текста.
Уметь: Создавать и редактировать документ.
Система управления базами данных.
Знать: Структуру данных. Методы ввода данных в базу.
Способы сортировки данных.
Уметь: Находить нужные данные в готовой базе. Создать
собственную базу данных.
Электронные таблицы.
Знать: Структуру электронной таблицы. Методы вычислений в
электронных таблицах.
Уметь: Создавать электронную таблицу с использованием
стандартных функций.
Основы алгоритмизации.
Знать: Определение алгоритма, его свойства и типы.
Уметь: Строить алгоритм решения поставленной задачи.
Формализация и моделирование.
Знать: Определение модели. Особенности информационного
моделирования. Этапы решения задач на компьютере.
Уметь: Строить модель процесса, изучаемого в курсе школы.
Программирование.
Знать: Устройство редактора языка программирования и методы
редактирования программы. Основные элементы языка программирования
(операторы, функции, константы). Синтаксис языка. Структуру
программы. Стандартные функции языка. Операторы присвоения
значений. Операторы ввода и вывода информации. Операторы цикла.
Операторы условия. Операторы перехода. Операторы для обработки
графической информации. Операторы для обработки текстовой
информации. Понятие подпрограммы.
Уметь: Пользоваться редактором языка программирования.
Создать (написать и отладить) программу (линейную, циклическую и
программу с условием) для решения вычислительных задач. Создать
программу (линейную, циклическую и программу с условием) с
использованием графических операторов. Создать программу для
обработки текстовой информации.
ПОЯСНЕНИЯ
Учебный материал стандарта обязательно должен входить в
учебную программу Общего курса информатики. Порядок изучения тем
может быть изменен. Темы могут быть разделены на более мелкие
части. Материал содержания стандарта может быть размещен в курсе
следующими способами (при двухгодичном курсе по 2 урока в неделю):
1 способ
-------------------------------T--------------------------------¬
¦ 1-ый год обучения ¦ 2-ой год обучения ¦
+------------------------------+--------------------------------+
¦ ¦ ¦
¦ Содержание стандарта ¦Дополнительный учебный материал,¦
¦ ¦не вошедший в содержание ¦
¦ ¦стандарта ¦
L------------------------------+---------------------------------
2 способ
-------------------------------T--------------------------------¬
¦ 1-ый год обучения ¦ 2-ой год обучения ¦
+------------------------------+--------------------------------+
¦ ¦
¦ Содержание стандарта и дополнительный учебный материал, не ¦
¦ вошедший в содержание стандарта, распределяются на два учебных¦
¦ года. Темы стандарта и дополнительные темы располагаются в ¦
¦ последовательности, которая устанавливается исходя из логики ¦
¦ курса. ¦
L----------------------------------------------------------------
3 способ
-------------------------------T--------------------------------¬
¦ 1-ый год обучения ¦ 2-ой год обучения ¦
+------------------------------+--------------------------------+
¦ ¦
¦ Содержание стандарта изучается в течение 2-х лет, но более ¦
¦ глубоко, чем это представлено в требованиях к уровню ¦
¦ подготовки учащихся. В темы стандарта включают дополнительный ¦
¦ материал, расширяющий содержание этих тем или некоторых из ¦
¦ них. (Например, при изучении текстового редактора вводится ¦
¦ изучение функций этого редактора, не представленных в ¦
¦ содержании стандарта). ¦
L----------------------------------------------------------------
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Всего 136 уч. ч. (2 урока в неделю, 2 учебных года).
Тема 1. Информатика в современном обществе. Информация. - 2
ч.
Теория - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся со значением и местом информатики
в современном обществе, показать преимущество компьютерных
информационных технологий. Дать единицы измерения информации.
Информатика как научно-технический комплекс (определение и
неразрывная связь с другими науками и областями техники). Понятие
информатики. Виды информации (научно-математическая (требующая для
обработки математические вычисления), текстовая, графическая,
видео, звуковая) и способы ее обработки без компьютера.
Информационная деятельность человека. Информационные процессы:
получение, передача, преобразование и использование информации.
Единство информационных процессов в живой природе, обществе и
технике. Компьютерная обработка информации. Язык как способ
представления информации. Кодирование. Понятие двоичной системы
счисления. Количество и единицы измерения информации. Хранение и
передача информации и ее носители. Величины. Переменные величины.
Присваивание. Характеристики переменных: имя, тип, вид, значение.
Простые и составные величины.
Тема 2. Состав и работа компьютерной системы. - 4 ч.
Теория - 2 ч.
Практика - 2 ч.
Цель: изучить состав компьютерной системы. Показать
модульный принцип устройства компьютера, преимущества этого
принципа. Выработать у учащихся первоначальные навыки пользования
клавиатурой и мышью (если имеется).
Устройства, входящие в состав компьютера (основные и
дополнительные). Структурная схема компьютера. Системный блок
компьютера (назначение, состав). Микропроцессор (разрядность,
тактовая частота). Память компьютера (виды и характеристики).
Жесткий диск. Дисковод и дискеты. CD-ROM. Клавиатура. Мышь.
Монитор. Принтеры (матричные, струйные, лазерные). Сканер. Техника
безопасности в компьютерном классе.
Тема 3. Компьютерные программы. - 2 ч.
Теория - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с областями применения
персональных компьютеров и систематизировать компьютерные
программы в соответствии с областями применения.
Области применения персональных компьютеров. Классификация
компьютерных программ в соответствии с областями применения
компьютеров. Операционные системы. Сетевые системные программы.
Оболочки операционных систем. Драйверы устройств. Обслуживающие
программы. Архиваторы. Антивирусные программы. Языки
программирования. Текстовые редакторы. Электронные таблицы.
Системы управления базами данных. Графические редакторы. Программы
автоматизированного проектирования. Программы графического
распознавания текста. Браузеры. Почтовые программы (электронная
почта). Учебные программы.
Тема 4. Операционная система. - 3 ч.
Теория - 2 ч.
Практика - 1 ч.
Цель: Дать первоначальные сведения о назначении и составе
операционной системы. Познакомить с файловой системой. Научить
пользоваться основными объектами операционной системы. Познакомить
с графической операционной системой.
Назначение и состав операционной системы (ОС). Загрузка
операционной системы. Файловая система. Работа с файлами в ОС.
Понятие графической операционной системы. Понятие окна. значка в
графической операционной системе.
Тема 5. Графический редактор. - 3 ч.
Теория - 1 ч.
Практика - 2 ч.
Цель: Научить учащихся использовать графический редактор
для создания изображения. Дать представление о методах построения
изображения на экране. Дать понятие о различных типах графических
файлов.
Панель инструментов. Палитра. Графические примитивы.
Создание изображения. Редактирование изображения. Запись
изображения в виде файла. Чтение файла с носителя.
Тема 6. Текстовый редактор. - 6 ч.
Теория - 2 ч.
Практика - 4 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с основными элементами текста.
Научить использовать текстовый редактор для создания документа.
Основные элементы текста: символ, строка, абзац, шрифт,
поля страницы, колонтитул. Меню. Организация нового документа.
Создание текста. Понятия редактирования и форматирования текста.
Исправление ошибок и опечаток. Выделение строк, символов,
фрагментов.
Тема 7. Электронные таблицы. - 7 ч.
Теория - 3 ч.
Практика - 4 ч.
Цель: Научить создавать и использовать электронные таблицы.
Научить создавать диаграммы и строить графики функций.
Структура электронной таблицы. Создание новой таблицы.
Ввод текста, чисел и формул. Вычисления в электронной таблице.
Стандартные функции. Многократное использование электронной
таблицы для разных начальных данных.
Тема 8. Технология гипермедиа, гипертекста, мультимедиа. -
2 ч.
Теория - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с понятием гипермедиа,
гипертекста, мультимедиа. Показать отличительные особенности
мультимедийных и гипермедийных программ.
Понятия гипермедиа, гипертекст, мультимедиа. Мультимедийные
и гипермедийные программы. Мультимедийный компьютер.
Тема 9. Система управления базами данных. - 7 ч.
Теория - 3 ч.
Практика - 4 ч.
Цель: Научить создавать и использовать базы данных.
Массивы (таблицы) как способ представления информации.
Структура данных (файл, поле, запись). Создание базы данных.
Изменение имени и значения поля. Редактирование данных. Поиск
данных. Сортировка данных.
Тема 10. Компьютерные сети. - 3 ч.
Теория - 2 ч.
Практика - 1 ч.
Цель: Изучить типы компьютерных сетей. Показать роль
глобальных сетей в современном обществе.
Типы компьютерных информационных сетей. Назначение и
возможности локальных и глобальных сетей. Понятие сервера сети.
Модемы, каналы связи и скорость передачи информации. Понятие о
глобальной сети Интернет, адрес Интернет-сервера. WEB-система,
адрес WEB-сервера. Электронная почта, адрес электронной почты.
Доски объявлений, телеконференции, распределенные базы данных.
Тема 11. Основы алгоритмизации. - 3 ч.
Теория - 1 ч.
Практика - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с понятием алгоритма и обобщить
знания об алгоритмах, полученные при изучении математики, физики и
др. предметов. Научить строить алгоритмы решения различных задач.
Понятие об алгоритме. Применение алгоритмов. Свойства
алгоритмов. Типы алгоритмов: линейные, циклические, с условием.
Способы построения алгоритмов. Способы описания алгоритмов.
Формальное исполнение алгоритмов.
Тема 12. Основы моделирования. - 4 ч.
Теория - 2 ч.
Практика - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с компьютерным моделированием.
Научить строить компьютерную модель.
Модель как представление информации. Примеры моделей.
Математическое моделирование. Информационное моделирование. Этапы
решения задач на компьютере. Проведение компьютерного
эксперимента.
Тема 13. Программирование. - 14 ч.
Теория - 4 ч.
Практика - 10 ч.
Цель: Изучить основы программирования на одном из языков
программирования.
Устройство редактора языка программирования и методы
редактирования программы. Основные элементы языка программирования
(операторы, функции, константы). Синтаксис языка. Структура
программы. Стандартные функции языка. Операторы присвоения
значений. Операторы ввода и вывода информации. Операторы цикла.
Операторы условия. Операторы перехода. Операторы для обработки
графической информации. Операторы для обработки текстовой
информации. Понятие подпрограммы. Линейные программы. Программы с
использованием цикла. Программы с условием.
Самостоятельная работа на компьютере - 4 ч.
Итоговый контроль - 4 ч.
Резерв времени на дополнительные главы или на углубление
содержания стандарта - 68 ч.
УРОВЕНЬ В
ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Максимальный объем учебной нагрузки 68 учебных часов
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ
ПРОГРАММЫ КУРСА (СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА)
(только для безмашинного варианта изучения)
Информатика в современном обществе.
Информация.
Информатика как научно-технический комплекс (определение и
неразрывная связь с другими науками и областями техники). Понятие
информации. Виды информации (научно-математическая (требующая для
обработки математические вычисления), текстовая, графическая,
видео, звуковая) и способы ее обработки без компьютера.
Информационная деятельность человека. Информационные процессы:
получение, передача, преобразование и использование информации.
Единство информационных процессов в живой природе, обществе и
технике. Компьютерная обработка информации. Язык как способ
представления информации. Кодирование. Понятие двоичной системы
счисления. Количество и единицы измерения информации. Хранение и
передача информации и ее носители. Величины. Переменные величины.
Присваивание. Характеристики переменных: имя, вид, тип, значение.
Простые и составные величины. Массивы (таблицы) как способ
представления информации. Понятия гипермедиа, гипертекст,
мультимедиа.
Состав и работа компьютерной системы.
Устройства, входящие в состав компьютера (основные и
дополнительные). Структурная схема компьютера. Системный блок
компьютера (назначение, состав). Микропроцессор (разрядность,
тактовая частота). Память компьютера (виды и характеристики).
Жесткий диск. Дисковод и дискеты. CD-ROM. Клавиатура. Мышь.
Монитор. Принтеры (матричные, струйные и лазерные). Модем. Сканер.
Техника безопасности в компьютерном классе.
Компьютерные сети.
Типы компьютерных информационных сетей. Назначение и
возможности локальных и глобальных сетей. Понятие сервера сети.
Модемы, каналы связи и скорость передачи информации. Понятие о
глобальной сети Интернет, адрес Интернет-сервера. WEB-система,
адрес WEB-сервера. Электронная почта, адрес электронной почты.
Доски объявлений, телеконференции, распределенные базы данных.
Компьютерные программы.
Области применения персональных компьютеров. Классификация
компьютерных программ в соответствии с областями применения
компьютеров. Операционные системы. Сетевые системные программы.
Оболочки информационных систем. Драйверы устройств. Обслуживающие
программы. Архиваторы. Антивирусные программы. Языки
программирования. Текстовые редакторы. Электронные таблицы.
Системы управления базами данных. Графические редакторы. Программы
автоматизированного проектирования. Программы графического
распознавания текста. Браузеры. Почтовые программы (электронная
почта). Учебные программы. Мультимедийные программы.
Операционная система.
Назначение и состав операционной системы (ОС). Файловая
система. Понятие графической операционной системы. Понятие окна,
значка в графической операционной системе.
Основы алгоритмизации.
Понятие об алгоритме. Применение алгоритмов. Свойства
алгоритмов. Типы алгоритмов: линейные, циклические, с условием.
Способы построения алгоритмов. Способы описания алгоритмов.
Формальное исполнение алгоритмов.
Формализация и моделирование.
Формальная и неформальная постановка задачи. Формализация.
Переход от реальной задачи к информационной модели.
Программирование.
Основные элементы языка программирования (операторы,
функции, константы). Синтаксис языка. Структура программы.
Стандартные функции языка. Операторы присвоения значений.
Операторы ввода и вывода информации. Операторы цикла. Операторы
условия. Операторы перехода. Операторы для обработки графической
информации. Операторы для обработки текстовой информации. Понятие
подпрограммы. Линейные программы. Программы с использованием
цикла. Программы с условием.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Информатика в современном обществе.
Информация.
Знать: определение информатики и место информатики в
современном обществе. Виды информации и способы ее представления.
Единицы измерения объема (количества) информации.
Уметь: Классифицировать информацию по видам. Оценивать
объем информации по численному значению.
Состав компьютерной системы.
Знать: Основные и дополнительные устройства компьютера и их
назначение. Структурную схему компьютера. Параметры
микропроцессора. Виды и характеристики памяти.
Компьютерные сети.
Знать: Типы компьютерных информационных сетей. Назначение и
возможности локальных и глобальных сетей. Понятие сервера сети.
Назначение модема, скоростные характеристики современных модемов.
Существующие каналы связи и скорость передачи информации по
различным каналам. Понятие о глобальной сети Интернет, адрес
Интернет-сервера. WEB-система, адрес WEB-сервера. Электронная
почта, адрес электронной почты. Назначение досок объявлений,
телеконференций. Понятие распределенных баз данных.
Компьютерные программы.
Знать: Области применения персональных компьютеров. Виды
компьютерных программ и их назначение.
Уметь: Выбирать компьютерную программу для решения
поставленной задачи.
Операционная система.
Знать: Назначение и состав операционной системы. Файловую
систему. Иметь понятие о графической операционной системе, понятие
окна, значка в графической операционной системе.
Основы алгоритмизации.
Знать: Определение алгоритма, его свойства и типы.
Уметь: Строить алгоритм решения поставленной задачи.
Формализация и моделирование.
Знать: Определение модели. Особенности информационного
моделирования. Этапы решения задач на компьютере.
Уметь: Строить модель процесса, изучаемого в курсе школы.
Программирование.
Знать: Основные элементы языка программирования (операторы,
функции, константы). Синтаксис языка. Структуру программы.
Стандартные функции языка. Операторы присвоения значений.
Операторы ввода и вывода информации. Операторы цикла. Операторы
условия. Операторы перехода. Операторы для обработки графической
информации. Операторы для обработки текстовой информации. Понятие
подпрограммы.
Уметь: Написать программу (линейную, циклическую и
программу с условием) для решения вычислительных задач.
ПОЯСНЕНИЯ
Учебный материал стандарта обязательно должен входить в
учебную программу Основы информатики. Порядок изучения тем может
быть изменен. Темы могут быть разделены на более мелкие части.
Материал содержания стандарта может быть размещен в курсе
следующими способами (при двухгодичном курсе по 1 уроку в неделю):
1 способ
-------------------------------T--------------------------------¬
¦ 1-ый год обучения ¦ 2-ой год обучения ¦
+------------------------------+--------------------------------+
¦ ¦ ¦
¦ Содержание стандарта ¦Дополнительный учебный материал,¦
¦ ¦не вошедший в содержание ¦
¦ ¦стандарта ¦
L------------------------------+---------------------------------
2 способ
-------------------------------T--------------------------------¬
¦ 1-ый год обучения ¦ 2-ой год обучения ¦
+------------------------------+--------------------------------+
¦ ¦
¦ Содержание стандарта и дополнительный учебный материал, не ¦
¦ вошедший в содержание стандарта, распределяются на два учебных¦
¦ года. Темы стандарта и дополнительные темы располагаются в ¦
¦ последовательности, которая устанавливается исходя из логики ¦
¦ курса. ¦
L----------------------------------------------------------------
3 способ
-------------------------------T--------------------------------¬
¦ 1-ый год обучения ¦ 2-ой год обучения ¦
+------------------------------+--------------------------------+
¦ ¦
¦ Содержание стандарта изучается в течение 2-х лет, но более ¦
¦ глубоко, чем это представлено в требованиях к уровню ¦
¦ подготовки учащихся. В темы стандарта включают дополнительный ¦
¦ материал, расширяющий содержание этих тем или некоторых из ¦
¦ них. ¦
L----------------------------------------------------------------
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Всего 68 уч. ч. (1 урок в неделю, 2 учебных года).
Тема 1. Информатика в современном обществе. Информация. - 2
ч.
Теория - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся со значением и местом информатики
в современном обществе, показать преимущество компьютерных
информационных технологий. Дать единицы измерения информации.
Информатика как научно-технический комплекс (определение и
неразрывная связь с другими науками и областями техники). Понятие
информации. Виды информации (научно-математическая (требующая для
обработки математические вычисления), текстовая, графическая,
видео, звуковая) и способы ее обработки без компьютера.
Информационная деятельность человека. Информационные процессы:
получение, передача, преобразование и использование информации.
Единство информационных процессов в живой природе, обществе и
технике. Компьютерная обработка информации. Язык как способ
представления информации. Кодирование. Понятие двоичной системы
счисления. Количество и единицы измерения информации. Хранение и
передача информации и ее носители. Величины. Переменные величины.
Присваивание. Характеристики переменных: имя, тип, вид, значение.
Простые и составные величины.
Тема 2. Состав и работа компьютерной системы. - 2 ч.
Теория - 2 ч.
Цель: изучить состав компьютерной системы. Показать
модульный принцип устройства компьютера, преимущества этого
принципа.
Устройства, входящие в состав компьютера (основные и
дополнительные). Структурная схема компьютера. Системный блок
компьютера (назначение, состав). Микропроцессор (разрядность,
тактовая частота). Память компьютера (виды и характеристики).
Жесткий диск. Дисковод и дискеты. CD-ROM. Клавиатура. Мышь.
Монитор. Принтеры (матричные, струйные, лазерные). Сканер. Техника
безопасности в компьютерном классе.
Тема 3. Компьютерные программы. - 2 ч.
Теория - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с областями применения
персональных компьютеров и систематизировать компьютерные
программы в соответствии с областями применения.
Области применения персональных компьютеров. Классификация
компьютерных программ в соответствии с областями применения
компьютеров. Операционные системы. Сетевые системные программы.
Оболочки операционных систем. Драйверы устройств. Обслуживающие
программы. Архиваторы. Антивирусные программы. Языки
программирования. Текстовые редакторы. Электронные таблицы.
Системы управления базами данных. Графические редакторы. Программы
автоматизированного проектирования. Программы графического
распознавания текста. Браузеры. Почтовые программы (электронная
почта). Учебные программы.
Тема 4. Операционная система. - 2 ч.
Теория - 2 ч.
Цель: Дать первоначальные сведения о назначении и составе
операционной системы. Познакомить с файловой системой. Научить
пользоваться основными объектами операционной системы. Познакомить
с графической операционной системой.
Назначение и состав операционной системы (ОС). Загрузка
операционной системы. Файловая система. Работа с файлами в ОС.
Понятие графической операционной системы. Понятие окна, значка в
графической операционной системе.
Тема 5. Технология гипермедиа, гипертекста, мультимедиа. -
2 ч.
Теория - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с понятием, гипермедиа,
мультимедиа. Показать отличительные особенности мультимедийных и
гипермедийных программ.
Тема 6. Основы алгоритмизации. - 5 ч.
Теория - 1 ч
Практика - 4 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с понятием алгоритма и обобщить
знания об алгоритмах, полученные при изучении математики, физики и
др. предметов. Научить строить алгоритмы решения различных задач.
Понятие об алгоритме. Применение алгоритмов. Свойства
алгоритмов. Типы алгоритмов: линейные, циклические, с условием.
Способы построения алгоритмов. Способы описания алгоритмов.
Формальное исполнение алгоритмов.
Тема 7. Основы моделирования. - 2 ч.
Теория - 2 ч.
Цель: Ознакомить учащихся с компьютерным моделированием.
Научить строить компьютерную модель.
Модель, как представление информации. Примеры моделей.
Математическое моделирование. Информационное моделирование. Этапы
решения задач на компьютере.
Тема 8. Программирование. - 13 ч.
Теория - 3 ч.
Практика - 10 ч.
Цель: Изучить основы программирования на одном из языков
программирования.
Устройство редактора языка программирования и методы
редактирования программы. Основные элементы языка программирования
(операторы, функции, константы). Синтаксис языка. Структура
программы. Стандартные функции языка. Операторы присвоения
значений. Операторы ввода и вывода информации. Операторы цикла.
Операторы условия. Операторы перехода. Операторы для обработки
графической информации. Операторы для обработки текстовой
информации. Понятие подпрограммы. Линейные программы. Программы с
использованием цикла. Программы с условием.
Тема 9. Компьютерные сети. - 2 ч.
Теория - 2 ч.
Цель: Изучить типы компьютерных сетей. Показать роль
глобальных сетей в современном обществе.
Типы компьютерных информационных сетей. Назначение и
возможности локальных и глобальных сетей. Понятие сервера сети.
Модемы, каналы связи и скорость передачи информации. Понятие о
глобальной сети Интернет, адрес Интернет-сервера. WEB-система,
адрес WEB-сервера. Электронная почта, адрес электронной почты.
Доски объявлений, телеконференции, распределенные базы данных.
Итоговый контроль - 2 ч.
Резерв времени на дополнительные главы или на углубление
содержания стандарта - 34 ч.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ИНФОРМАТИКЕ
Литература
---T----------------T--------------------------T----T-----------¬
¦1.¦Шафрин Ю. А. ¦Основы компьютерной ¦1996¦АБФ, Москва¦
¦ ¦ ¦технологии. ¦ ¦ ¦
+--+----------------+--------------------------+----+-----------+
¦2.¦Алферов А. П. ¦Информатика для начинающих¦1996¦"Феникс", ¦
¦ ¦ ¦пользователей ¦ ¦Ростов-на- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Дону ¦
+--+----------------+--------------------------+----+-----------+
¦3.¦Ляхович В. Ф. ¦Основы информатики ¦1996¦"Феникс", ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ростов-на- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Дону ¦
+--+----------------+--------------------------+----+-----------+
¦4.¦Алферов А. П. ¦Статья "Гипермедиа и ¦1998¦Сборник ¦
¦ ¦ ¦мультимедиа" ¦ ¦"Информати-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ка 1-98" ¦
+--+----------------+--------------------------+----+-----------+
¦5.¦Алферов А. П. ¦Статья "Компьютерные сети.¦1998¦Сборник ¦
¦ ¦ ¦Интернет". ¦ ¦"Информати-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ка 1-98" ¦
L--+----------------+--------------------------+----+------------
Компьютерные программы
1. Операционная система MS DOC (начиная с версии 4.0).
2. Графическая операционная система (MS Windows 3.1, MS
Windows 3.11, MS Windows 95. IBM OS/2, Macintosh System 7.*).
3. Интегрированный пакет (MS Works или Claris Works).
4. Текстовый редактор MS Word.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА СТРУКТУРЫ СТАНДАРТА
--------------------T------------T---------T--------------------¬
¦Наличие компьютеров¦Наименование¦ Уровень ¦ Вариант размещения ¦
¦ и их тип ¦ курса ¦стандарта¦ в учебном плане ¦
+-------------------+------------+---------+--------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ А ¦Информатика ¦ А ¦ А или А 1 ¦
+-------------------+------------+---------+--------------------+
¦ Б ¦Общий курс ¦ Б ¦ Б ¦
¦ ¦информатики ¦ ¦ ¦
+-------------------+------------+---------+--------------------+
¦ компьютеры ¦Основы ¦ В ¦ В ¦
¦ отсутствуют ¦информатики ¦ ¦ ¦
L-------------------+------------+---------+---------------------
|