РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 1997 г. N 29
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ
САМОУПРАВЛЕНИИ В ГОРОДЕ РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
(в ред. решения Ростовской-на-Дону городской Думы от
16.02.1999 N 168)
Обобщив предложения граждан по изменениям и дополнениям
проекта "Положения о территориальном общественном самоуправлении в
городе Ростове-на-Дону", руководствуясь Федеральным законом "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", Областным законом "О территориальном общественном
самоуправлении в Ростовской области", Уставом города
Ростова-на-Дону и решением Ростовской-на-Дону городской Думы
второго созыва N 15, Ростовская-на-Дону городская Дума решила:
1. Утвердить "Положение о территориальном общественном
самоуправлении в городе Ростове-на-Дону", доработанное с учетом
предложений населения города (приложение N 1).
2. Рекомендовать форму примерного устава органа
территориального общественного самоуправления (приложение N 2).
3. Образовать комиссию по территориальному общественному
самоуправлению в составе, определенном "Положением о
территориальном общественном самоуправлении".
4. Установить, что действующие на момент принятия данного
решения органы территориального общественного самоуправления, при
наличии инициативы граждан, проживающих на соответствующей
территории, переизбираются в соответствии с утверждаемым настоящим
решением "Положением" до 01.01.1998 года.
5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
постоянную комиссию по местному самоуправлению, правопорядку,
связям с политическими партиями и общественными объединениями,
средствами массовой информации (Т. Георгиева).
Мэр г. Ростова-на-Дону
М.ЧЕРНЫШЕВ
Приложение N 1
к решению
городской Думы
от 23.09.1997 N 29
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
В ГОРОДЕ РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
(в ред. решения Ростовской-на-Дону городской Думы от
16.02.1999 N 168)
1. Общие положения
1.1. Территориальное общественное самоуправление в городе
Ростове-на-Дону представляет собой форму самоорганизации граждан
по месту их жительства на части территории муниципального
образования для самостоятельного и под свою ответственность
осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения
непосредственно населения или через создаваемые им органы
территориального общественного самоуправления (ОТОС).
1.2. Территориальное общественное самоуправление в городе
Ростове-на-Дону осуществляется в соответствии с Федеральным
законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", областным законом Ростовской области "О
территориальном общественном самоуправлении в Ростовской области",
Уставом города Ростова-на-Дону, настоящим положением.
1.3. Организационные формы территориального общественного
самоуправления определяются жителями соответствующей территории
самостоятельно и могут включать в себя:
- собрания (сходы), конференции граждан;
- органы территориального общественного самоуправления (советы
или комитеты микрорайонов, улиц, кварталов, домов).
1.4. Границы территории, на которой осуществляется
территориальное общественное самоуправление, закрепляются
постановлением главы администрации района на основе решения
комиссии по территориальному общественному самоуправлению, по
предложениям жителей этой территории, с учетом границ деятельности
жилищно-коммунальных и ремонтно-эксплуатационных служб, зон
деятельности участковых инспекторов УВД, компактности жилищных
комплексов и единстве архитектурно-планировочных зон. Территория,
на которой осуществляется деятельность по территориальному
общественному самоуправлению, является частью городского района,
ее границы не могут выходить за границы территории района. Не
могут пересекаться и совпадать границы территории, в пределах
которых создаются разные органы территориального общественного
самоуправления.
Территориальной основой общественного самоуправления является
дом, улица, квартал, микрорайон.
1.5. Для организации и непосредственного осуществления
функций, принятых на себя территориальным сообществом, может
создаваться постоянно действующий орган территориального
общественного самоуправления - комитет (совет, правление,
староста) общественного самоуправления, который в случае
организации его со статусом юридического лица создается в
организационно-правовой форме органа общественной
самодеятельности, согласно статье 12 Закона РФ "Об общественных
объединениях" N 82 ФЗ от 19.05.96 г.
До введения в действие Федерального Закона "О территориальном
общественном самоуправлении в Российской Федерации" постоянно
действующий орган территориального общественного самоуправления -
комитет (совет, правление, староста) общественного самоуправления
в случае его организации со статусом юридического лица
регистрируется в Регистрационной палате администрации города в
форме "орган территориального общественного самоуправления
граждан" в соответствии со ст. 5 Областного закона "О
территориальном общественном самоуправлении в Ростовской области"
N 36-ЗС от 4.03.97 г.
(введен решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 16.02.1999
N 168)
2. Комиссия по территориальному
общественному самоуправлению
2.1. В целях осуществления методического руководства созданием
территориального общественного самоуправления в городе
Ростове-на-Дону, городской Думой формируется комиссия по
территориальному общественному самоуправлению (далее по тексту -
комиссия).
2.2. Численный состав комиссии - 19 человек. Персональный
состав комиссии формируется из депутатов - членов постоянной
комиссии городской Думы по местному самоуправлению, правопорядку,
связям с общественными организациями и средствами массовой
информации (3 человека) и 16 представителей администрации районов
(по 2 специалиста Комитета местного самоуправления от городского
района).
Руководство комиссией осуществляет председатель постоянной
комиссии городской Думы по местному самоуправлению, правопорядку,
связям с общественными организациями и средствами массовой
информации.
2.3. В компетенции комиссии находится:
- методическое руководство осуществлением территориального
общественного самоуправления в городе Ростове-на-Дону;
- определение границ территории, на которой действует орган
территориального общественного самоуправления;
- организация проведения выборов органов территориального
общественного самоуправления;
- организация проведения собраний, конференций граждан по
месту жительства;
- определение нормы представительства делегатов конференции;
- согласование перечня вопросов, решения по которым районная
администрация принимает только с учетом мнения населения
соответствующей территории;
- другие вопросы, отнесенные к компетенции комиссии настоящим
положением.
3. Реализация территориального
общественного самоуправления
3.1. Организационные формы территориального общественного
самоуправления определяются жителями соответствующей территории
самостоятельно и могут включать в себя собрания (сходы),
конференции граждан и органы территориального общественного
самоуправления граждан.
3.2. Организацию учредительного собрания (схода) или
конференции осуществляет инициативная группа жителей
соответствующей территории в количестве не менее 3-х человек. Она
обращается в комиссию по территориальному общественному
самоуправлению, из числа которой выделяются 2 члена комиссии для
организации методического руководства осуществления
территориального общественного самоуправления.
3.3. Инициативная группа и представители комиссии обращаются в
администрацию района с предложением плана (схемы) границ
территории, на которой будет осуществляться общественное
самоуправление. Глава районной администрации рассматривает данные
предложения и в случае несогласия дает мотивированный отказ. Если
в течение двух недель отказ не получен, то инициативная группа
принимает решение о проведении учредительного собрания
(конференции).
3.4. Инициативная группа и представители комиссии совместно
принимают решение о проведение учредительного собрания (схода) или
конференции, в зависимости от числа жителей, проживающих на данной
территории, местных условий и других обстоятельств.
3.5. В случае проведения конференции норма представительства
ее делегатов устанавливается представителями комиссии с учетом
предложений инициативной группы.
3.6. Собрание правомочно при наличии более 25% общего числа
членов городского сообщества, имеющих право участвовать в
собрании, а при проведении конференции - не менее 2/3 делегатов
(представителей соответствующей территории).
3.7. Учредительное собрание (сход) или конференция принимает
решение о форме осуществления территориального общественного
самоуправления и в случае выбора формы в виде органа
территориального общественного самоуправления избирает его и
утверждает его устав.
Решения учредительного собрания (схода), конференции
оформляются протоколом, копия которого передается представителям
комиссии.
С момента принятия указанных решений форма территориального
общественного самоуправления считается определенной.
4. Порядок избрания и прекращения деятельности
органа территориального общественного самоуправления
4.1. Выборы органа территориального общественного
самоуправления проводятся на общем собрании (сходе) или
конференции членов городского сообщества по месту их жительства.
4.2. Орган территориального общественного самоуправления
избирается сроком на четыре года.
4.3. Правом избирать и быть избранным в состав органа
территориального общественного самоуправления обладают члены
городского сообщества, проживающие на соответствующей территории
(жители соответствующей территории) и достигшие ко дню выборов
18-летнего возраста.
4.4. Не имеют права избирать и быть избранными граждане,
признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в
местах лишения свободы по решению суда.
4.5. Численный состав органа территориального общественного
самоуправления определяется жителями соответствующей территории
самостоятельно на собрании (сходе) или конференции.
4.6. Выборы органа территориального общественного
самоуправления считаются состоявшимися, если в них приняли участие
соответственно не менее 25% жителей при проведении общего собрания
(схода); 2/3 делегатов конференции при проведении конференции.
4.7. При проведении выборов на общем собрании (сходе),
конференции избирается президиум в количестве 3 человек, из числа
которых избирается председательствующий и секретарь собрания
(схода), конференции. Президиум организует голосование по выборам
членов органа самоуправления.
4.8. Правом выдвижения кандидатур обладает каждый гражданин
или группа граждан, отвечающих требованиям пункта 3 настоящей
главы.
4.9. Голосование по выборам в орган территориального
общественного самоуправления может быть открытым или тайным - по
решению общего собрания (схода), конференции, принятому
большинством голосов от числа присутствующих, при условии
использования собственных средств территориального сообщества.
При открытом голосовании после выдвижения и обсуждения
кандидатур председательствующий проводит голосование по каждой
кандидатуре - "за", "против", "воздержался". Подсчет голосов
производится президиумом.
При тайном голосовании собрание (сход), конференция по
обсуждаемым кандидатурам большинством голосов принимает решения об
их включении в бюллетень для тайного голосования. Собрание (сход),
конференция образует счетную комиссию, которая изготавливает
бюллетени, раздает их участникам собрания, делегатам конференции,
проводит голосование, определяет его результаты, о чем докладывает
собранию, конференции. Собрание (сход), конференция утверждает
результаты голосования.
Избранными в состав органа территориального общественного
самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов
от принявших участие в голосовании.
Избранные члены органа территориального общественного
самоуправления избирают председателя из своего состава
самостоятельно открытым или тайным голосованием. Результаты
голосования заносятся в протокол собрания (схода), конференции.
Протокол собрания (схода), конференции ведет секретарь
собрания (схода), конференции. Протокол подписывается президиумом
собрания (схода), конференции и членами комиссии. Копия протокола
передается представителям комиссии по территориальному
общественному самоуправлению.
С момента принятия указанных решений, а также закрепления
границ территории в соответствии с пунктом 4 статьи 1 настоящего
положения органы территориального общественного самоуправления
считаются созданными, осуществляют свою уставную деятельность,
приобретают права, за исключением прав юридического лица, и
принимают на себя обязанности, предусмотренные законодательством и
настоящим положением.
Органы территориального общественного самоуправления
осуществляют свою деятельность на принципах публичности и
гласности.
При необходимости получения прав юридического лица орган
территориального общественного самоуправления подлежит регистрации
в соответствии с действующим законодательством.
Статус юридического лица орган территориального общественного
самоуправления приобретает с момента регистрации.
4.10. Деятельность органа территориального общественного
самоуправления прекращается решением собрания (схода), конференции
жителей соответствующей территории или решением суда.
4.11. Имущество и финансовые средства, оставшиеся после
удовлетворения требований кредиторов и производства необходимых
выплат, передаются администрации района для использования на
социально-экономические нужды данной территории.
5. Компетенция органов территориального
общественного самоуправления
5.1. Компетенция органов территориального общественного
самоуправления определяется их уставами в соответствии с настоящим
положением и состоит из собственных полномочий и полномочий,
которые могут передаваться им органами местного самоуправления.
5.2. Передача полномочий органами местного самоуправления
закрепляется актами соответствующего органа. Передаваемые
полномочия, требующие от органов территориального общественного
самоуправления материальных затрат, финансируются из местного
бюджета соответствующего уровня.
5.3. К собственным полномочиям органов территориального
общественного самоуправления относится:
- разработка программ своей деятельности по
социально-экономическому развитию соответствующей территории, с
последующим ее утверждением на общем собрании (сходе), конференции
граждан;
- кооперирование на добровольной основе средств населения и
организаций для финансирования целевых социальных программ;
- учреждение в установленном порядке предприятий и
организаций, удовлетворяющих потребности населения в товарах и
услугах;
- выступление заказчиком на выполнение работ по
благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения,
строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной
инфраструктуры;
- участие собственными финансовыми и имущественными средствами
в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на
акционерной или паевой основе;
- осуществление иной экономической деятельности, не
запрещенной законодательством, с целью удовлетворения
социально-экономических потребностей населения соответствующей
территории;
- участие в рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы
населения данной территории;
- составление протоколов об административных правонарушениях в
соответствии с главой 18 КоАП РСФСР;
- определение в соответствии со своим Уставом штатов и порядка
оплаты труда работников за счет собственных средств.
5.4. Решения органов территориального общественного
самоуправления не являются обязательными для всех граждан и
юридических лиц на соответствующей территории, за исключением
вопросов, полномочия по решению которых переданы органами местного
самоуправления в соответствии с уставом муниципального
образования. Органы местного самоуправления вправе отменять
решения органов территориального общественного самоуправления,
принятые по вопросам компетенции органов местного самоуправления.
6. Компетенция общего собрания (схода)
конференции жителей
6.1. В исключительной компетенции собраний (сходов),
конференций жителей соответствующей территории находятся:
- учреждение, реорганизация и прекращение деятельности органов
территориального общественного самоуправления;
- утверждение устава органа территориального общественного
самоуправления и внесение в него изменений;
- утверждение программы деятельности органов территориального
общественного самоуправления и заслушивание отчета об их
деятельности.
6.2. Собрание (сход), конференция вправе принимать к своему
рассмотрению любые вопросы, отнесенные к ведению территориального
общественного самоуправления.
7. Финансовые основы деятельности органов
территориального общественного самоуправления
7.1. Финансовые ресурсы состоят из:
- собственных средств;
- заемных средств;
- средств местного бюджета, в случае осуществления переданных
органами местного самоуправления полномочий, требующих
материальных затрат.
7.2. Собственные финансовые ресурсы формируются за счет
доходов от экономической деятельности органов территориального
общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований
предприятий, учреждений и граждан, а также других поступлений.
7.3. Заемные средства органов территориального общественного
самоуправления формируются за счет банковских и иных кредитов и
ссуд на выполнение программ социально-экономического развития
соответствующей территории.
7.4. Финансовые средства, необходимые для осуществления
органами территориального общественного самоуправления отдельных
полномочий, переданных им органами местного самоуправления,
ежегодно предусматриваются в соответствующих бюджетах.
7.5. Органы территориального общественного самоуправления
используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы строго в
соответствии с уставными целями и программами
социально-экономического развития соответствующих территорий.
8. Взаимодействие органов местного самоуправления
с территориальным общественным самоуправлением
8.1. Органы местного самоуправления содействуют
территориальному общественному самоуправлению посредством:
- обеспечения информацией по вопросам социально-экономического
развития соответствующей территории;
- рассмотрения предложений к планам и программам
социально-экономического развития соответствующей территории;
- заключения договоров и соглашений на выполнение
обусловленных работ и предоставление услуг.
8.2. Иные формы взаимодействия территориального общественного
самоуправления с органами местного самоуправления могут
определяться постановлением главы администрации района. В данном
постановлении может устанавливаться перечень вопросов, решения по
которым районная администрация принимает только с учетом мнения
населения соответствующей территории. Перечень данных вопросов
согласовывается с комиссией по территориальному общественному
самоуправлению.
9. Контроль за деятельностью органов
территориального общественного самоуправления
9.1. Контроль за деятельностью органов территориального
общественного самоуправления осуществляют граждане, избравшие их.
Формы контроля определяются гражданами самостоятельно.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью указанных
органов осуществляет ревизионная комиссия, избираемая на общем
собрании (сходе), конференции граждан, а также уполномоченные
государственные органы.
9.2. Контроль за деятельностью органов территориального
общественного самоуправления в части полномочий, переданных им
органов местного самоуправления, осуществляет соответствующий
орган местного самоуправления.
Приложение N 2
к решению
городской Думы
от 23.09.1997 N 29
Зарегистрировано Утвержден
________________________ на собрании (сходе, конференции)
"____"__________199___г. граждан "___"___________199___г.
Протокол N ______
Согласовано
Комиссия по территориальному
общественному самоуправлению
"____"______________199___г.
____________________________
УСТАВ (ПРИМЕРНЫЙ) КОМИТЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МИКРОРАЙОНА
(КВАРТАЛА, УЛИЦЫ, ДОМА)
1. Общие положения
1.1. Комитет (Совет, Правление) территориального общественного
самоуправления микрорайона (квартала, улицы, дома), именуемый в
дальнейшем "Комитет", создан по решению собрания (схода,
конференции) граждан "____"_____________199___ года.
1.2. Комитет представляет собой форму самоорганизации граждан
по месту их жительства для самостоятельного и под свою
ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах
местного значения.
1.3. Комитет создается и действует на основании Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", областного закона "О территориальном
общественном самоуправлении в Ростовской области", "Положения о
территориальном общественном самоуправлении в городе
Ростове-на-Дону", принятого решением Ростовской-на-Дону городской
Думы N 29, настоящего Устава, других нормативных актов.
1.4. Комитет осуществляет свою деятельность в границах
территории _______________________________________________________
(указываются границы территории), закрепленной постановлением
главы администрации района N ____ от "____"_____________199___
года.
1.5. Деятельность Комитета основывается на принципах
добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
1.6. В соответствии с действующим законодательством Комитет
является созданным с момента принятия решения о его создании.
Правоспособность Комитета как юридического лица возникает с
момента его государственной регистрации в установленном порядке.
Место нахождения Комитета: г. Ростов-на-Дону ______________
__________________________________________________________________
2. Цели и виды деятельности Комитета
2.1. Комитет создан в целях самостоятельного и под свою
ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах
местного значения, в том числе путем совместного решения различных
социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства.
Для достижения указанных целей Комитет осуществляет:
- разработку программ своей деятельности по
социально-экономическому развитию соответствующей территории, с
последующим ее утверждением на общем собрании (сходе), конференции
граждан;
- координацию и организацию инициативы населения, проживающего
на соответствующей территории;
- создание благоприятных и комфортных условий для проживания
населения соответствующей территории.
Комитет создан для осуществления следующих инициатив: _____
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Права и обязанности Комитета
3.1. Комитет вправе:
- выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству
территории и коммунальному обслуживанию населения; строительству и
ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры;
- участвовать в рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы
населения соответствующей территории;
- готовить дела об административных правонарушениях на
рассмотрение административной комиссии в соответствии с главой 18
КоАП РСФСР;
- самостоятельно определять размер и порядок оплаты труда
штатных работников за счет собственных средств;
- кооперировать на добровольной основе средства населения и
организаций для финансирования целевых социальных программ;
- учреждать в установленном порядке предприятия и организации,
удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
- осуществлять иную деятельность, не противоречащую
законодательству, с целью удовлетворения социально-экономических
потребностей населения соответствующей территории.
3.2. Комитет обязан:
- соблюдать Конституцию, законодательство Российской
Федерации, решения органов местного самоуправления, решения
собраний (конференций) избравших его граждан;
- обеспечивать гласность в своей деятельности;
- отчитываться о проделанной работе перед собранием
(конференцией) избравших его граждан не реже одного раза в год.
4. Организационная структура Комитета
Комитет возглавляет Председатель Комитета, избираемый из
состава Комитета на срок его полномочий.
Председатель Комитета осуществляет текущее руководство работой
Комитета.
Председатель Комитета: ____________________________________
__________________________________________________________________
(указываются полномочия, которыми наделяется Председатель)
__________________________________________________________________
5. Имущество и финансы Комитета
5.1. Комитет как юридическое лицо может обладать:
- обособленным имуществом;
- имуществом, переданным в аренду на договорных началах от
юридических лиц.
5.2. Финансовые ресурсы Комитета состоят из:
- собственных средств;
- заемных средств;
- средств местного бюджета, в случае осуществления полномочий,
переданных органами местного самоуправления, требующих
материальных затрат.
5.3. Собственные финансовые ресурсы формируются за счет
доходов от экономической деятельности органов территориального
общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований
предприятий, учреждений и граждан, а также других поступлений.
5.4. Заемные средства Комитета формируются за счет банковских
и иных кредитов и ссуд на выполнение программ
социально-экономического развития соответствующей территории.
5.5. Комитет использует имеющиеся в их распоряжении финансовые
ресурсы строго в соответствии с уставными целями и программами
социально-экономического развития соответствующих территорий.
6. Учет, отчетность и контроль
6.1. Бухгалтерский учет Комитета ведется по правилам,
установленным законодательством Российской Федерации.
6.2. Контроль за деятельностью Комитета осуществляют граждане,
избравшие его. Формы контроля определяются гражданами
самостоятельно.
6.3. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
Комитета осуществляет ревизионная комиссия, избираемая на общем
собрании (сходе), конференции граждан.
6.4. Контроль за деятельностью органов территориального
общественного самоуправления в части полномочий, переданных им
органов местного самоуправления, осуществляет соответствующий
орган местного самоуправления.
6.5. Органы местного самоуправления вправе отменять решения
органов территориального общественного самоуправления, принятые по
вопросам компетенции органов местного самоуправления.
7. Прекращение деятельности Комитета
7.1. Прекращение деятельности Комитета осуществляется в форме
ликвидации.
7.2. Комитет ликвидируется:
- по решению общего собрания (конференции) граждан;
- по решению суда (арбитражного суда).
7.3. Ликвидация комитета производится ликвидационной
комиссией, назначаемой:
- общим собранием (конференцией) граждан, если решение о
ликвидации принято общим собранием (конференцией) граждан;
- судом (арбитражным судом), если решение о ликвидации принято
указанным органом.
7.4. Имущество и средства Комитета, оставшиеся после
прекращения его деятельности и расчета с бюджетом и кредиторами,
расходуются на цели, предусмотренные настоящим Уставом, и не
подлежат перераспределению между членами Комитета.
7.5. Ликвидация считается завершенной, а Комитет прекратившим
свою деятельность с момента внесения записи об этом в реестр
государственной регистрации.
|