Утверждено
Письмом Государственной налоговой
инспекции по г. Ростову-на-Дону
от 24.02.97 г. N 06-01/16-59
М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
I. Налог на добавленную стоимость
В соответствии с п. 1 "л" ст. 5 Закона РФ от 6.12.91 г. N
1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" от НДС освобождены
услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и
воспитательным процессом. Согласно п. 12 "л" разд. 5 Инструкции
ГНС РФ от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость" под услугами в сфере образования следует
понимать услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части
их уставной непредпринимательской деятельности независимо от их
организационно-правовых форм: государственными, муниципальными,
негосударственными (частными, общественными и религиозными
объединениями). Указанная льгота предоставляется при наличии
лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в
соответствии с Законом РФ "Об образовании".
Лицензия дает право на осуществление образовательной
деятельности только по зафиксированным в ней направлениям
(специальностям) и уровням подготовки.
Для каждого направления (специальности), уровня подготовки
или программы дополнительного образования срок действия лицензии
указывается отдельно.
В случае реорганизации учреждения (изменения
организационно-правовой формы, статуса), его лицензия утрачивает
силу.
Филиалы и отделения образовательных учреждений проходят
лицензирование в общем порядке.
Право на образовательную деятельность и льготы,
предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают
у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии
(разрешения). Вместе с тем, Минобразование России письмом от
16.03.94 г. N 270/7-27 признало лицензированными на осуществление
образовательной деятельности подведомственные образовательные
учреждения Российского оборонно-спортивного технического общества,
открытые до 1 сентября 1992 года.
Наряду с этим, п. 1 ст. 47 Закона РФ "Об образовании"
образовательным учреждениям разрешено заниматься и
предпринимательской деятельностью, предусмотренной их уставом, к
которой относится любая деятельность образовательного учреждения,
перечисленная в п. 2 указанной статьи, в частности, сдача в аренду
основных фондов и иного имущества, торговля покупными товарами,
оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в
деятельности других учреждений (в том числе образовательных),
предприятий и организаций.
Указанные виды предпринимательской деятельности
образовательных учреждений подлежат обложению НДС в
общеустановленном порядке.
Деятельность образовательного учреждения, предусмотренная
п. 3 ст. 47 вышеуказанного Закона РФ, по реализации продукции,
работ, услуг, произведенных собственным производством (учебными
предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими)
также относится к предпринимательской, но льготируется при
соблюдении определенного условия:
В случае, если доход, получаемый от этой деятельности,
реализуется непосредственно в данное образовательное учреждение и
(или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и
совершенствования образовательного процесса в данном
образовательном учреждении.
В соответствии с п. 12 "л" Инструкции ГНС РФ от 11.10.95
г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость" товары и услуги, производимые и реализуемые учебными
предприятиями образовательных учреждений, освобождаются от НДС
только в том случае, если доход, полученный от этой деятельности,
расходуется на выплату заработной платы учащимся и мастерам
производственного обучения, за счет этого дохода погашаются
издержки обращения по обеспечению этой деятельности, а также
направляется на развитие данного образовательного учреждения.
Суммы налога, уплаченные поставщикам за сырье, материалы, топливо,
работы, услуги, использованные для их изготовления (выполнения),
относятся на издержки производства.
Однако в том случае, если доход, полученный от реализации
произведенной продукции, направляется другим предприятиям
(организациям) или за счет этого дохода данные предприятия
осуществляют торгово-посредническую деятельность, а также другие
виды деятельности, предусмотренные ст. 47 Закона РФ от 10.07.92 г.
N 3266-1 "Об образовании", то в этом случае товары (работы,
услуги), вырабатываемые учебными предприятиями, должны
реализовываться с учетом налога на добавленную стоимость.
Таким образом, если товары (работы, услуги), произведенные
учебными предприятиями образовательных учреждений, реализованы без
НДС, а доход, полученный от этой деятельности, не направлен в
данное образовательное учреждение, то налоговые инспекции должны
доначислять суммы НДС и оборотов по реализации указанных товаров
(работ, услуг), и в соответствии с действующим законодательством
предъявлять штрафные санкции.
В соответствии с п. 1 "м" ст. 5 Закона РФ "О налоге на
добавленную стоимость" от уплаты НДС освобождаются
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,
выполняемые учреждениями образования на основе хозяйственных
договоров.
От НДС освобождаются также и субподрядные НМР и ОКР, если
генподрядчик - образовательное учреждение или для выполнения этих
НИР и ОКР образовательное учреждение создает специальное
подразделение (например, научно-исследовательский сектор, часть,
научное предприятие и др.).
В соответствии с п. 1 "ы" "Закона РФ "О налоге на
добавленную стоимость" от НДС освобождены услуги, выполняемые
профессиональными аварийно-спасательными службами по договорам.
Согласно Федеральному Закону РФ от 22.08.95 г. N 151-ФЗ "Об
аварийно-спасательных службах и статусах спасателей" в состав
аварийно-спасательных служб могут входить образовательные
учреждения по подготовке спасателей. Следовательно, услуги таких
образовательных учреждений также не подлежат обложению налогом на
добавленную стоимость.
II. Налог на прибыль
В соответствии с п. I "г" ст. 6 Закона РФ "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 г. N 2116-1 с
учетом изменений и дополнений (указанный пункт введен в действие с
1.01.93 года и действует без изменений до настоящего времени) при
исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль без всяких
ограничений (возможна льгота в размере 100%) уменьшается на суммы,
направленные государственными и муниципальными образовательными
учреждениями, а также негосударственными образовательными
учреждениями, образованными в соответствии с Законом РФ "Об
образовании", получившими в установленном порядке лицензии на
осуществление образовательной деятельности, непосредственно на
нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного
процесса (включая оплату труда) в данном образовательном
учреждении.
Для получения вышеуказанной льготы в первую очередь следует
получить в государственных органах управления образованием
лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Далее необходимо иметь в виду, что уменьшению подлежит
прибыль, полученная образовательным учреждением от всех без
исключения видов деятельности, отраженная по балансу и
скорректированная в общем порядке для целей налогообложения в
соответствии с налоговым законодательством (стр.1 - стр. 2 расчета
налога от фактической прибыли).
В расходах, произведенных образовательным учреждением в
отчетном периоде для целей определения размера налоговой льготы не
учитываются суммы, направленные на нужды обеспечения, развития и
совершенствования других видов деятельности (кроме
образовательной), которые осуществляет данное учреждение
образования.
В связи с этим предоставление данной налоговой льготы
учреждениям образования, осуществляющим другие (кроме
образовательной) виды деятельности, может производиться только при
наличии раздельного учета доходов и расходов по каждому виду
деятельности.
К расходам на нужды обеспечения образовательного процесса
относятся все затраты, производимые учреждением образования в
процессе осуществления образовательной деятельности, которые в
соответствии с действующим порядком подлежат включению в
себестоимость продукции, работ, услуг в порядке, изложенном выше.
Кроме того, к таким расходам относятся также некоторые
затраты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении
предприятий после уплаты налогов, а именно:
- оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по
управлению производством (в части, относящейся к образовательному
процессу), в случаях когда штатным расписанием учреждения
образования предусмотрены те или иные функциональные службы:
- произведенные сверх утвержденных в установленном
законодательством порядке норм представительские расходы,
связанные с осуществлением образовательной деятельности (расходы
по проведению официального приема представителей других
предприятий, включая иностранных, на посещение культурно-зрелищных
мероприятий, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате
предприятия), расходы по проведению заседаний совета (правления)
предприятий и ревизионной комиссии предприятия;
- расходы на командировки, связанные с производственной
деятельностью (в т. ч. и сверх норм затраты, связанные с
подготовкой и переподготовкой кадров для образовательной
деятельности, произведенные сверх утвержденных в установленном
законодательством порядке норм);
- расходы на рекламу услуг в сфере образования, связанных с
учебно-производственным процессом в данном образовательном
учреждении (в т.ч. сверх норм);
- платежи по кредитам банков, выданным для нужд
обеспечения, развития и совершенствования образовательного
процесса, производимые сверх сумм, исчисленных исходя из учетной
ставки ЦБ РФ, увеличенной на три пункта (включая проценты по
отсроченным и просроченным ссудам), а также проценты за
пользование полученными на эти цели временно свободными средствами
других кредитных учреждений, предприятий и организаций.
В состав затрат на развитие и совершенствование
образовательного процесса включаются расходы, производимые
учреждением образования за счет собственных средств, на:
- финансирование капитальных вложений;
- проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, связанных с совершенствованием
образовательного процесса;
- создание и совершенствование систем и средств управления
образовательным процессом (в т.ч. расходы по приобретению
программных продуктов с целью их использования в образовательной
деятельности и управления ею).
Не включаются в расходы на нужды обеспечения, развития и
совершенствования образовательного процесса следующие затраты:
- выплаты персоналу учреждения, занятому в образовательной
деятельности, в виде материальной помощи, премий из средств
специального назначения и целевых поступлений, оплаты
дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх
установленных законодательством) отпусков, надбавок к пенсиям
сверх установленных законодательством размеров, дивидендов по
акциям, другие выплаты, которые в соответствии с действующим
порядком не включаются в состав расходов на оплату труда;
- затраты на содержание находящихся на балансе
образовательных учреждений объектов социально-культурной сферы;
- взносы на благотворительные цели, в экологические и
оздоровительные фонды, общественным организациям и объединениям,
учреждениям здравоохранения, народного образования, социального
обеспечения, культуры и искусства и др.;
- безвозмездное перечисление денежных средств гражданам,
сторонним предприятиям и организациям на различные цели;
- внесение в бюджет сумм экономических и финансовых санкций
за нарушение налогового и иного законодательства;
- другие затраты, производимые учреждениями образования за
счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов,
для целей, не связанных с нуждами обеспечения, развития и
совершенствования образовательного процесса.
Помимо вышеупомянутой льготы, учреждениям образования могут
быть предоставлены другие налоговые льготы в порядке,
установленном законодательством.
Таким образом, если образовательное учреждение
инвестировало полученную прибыль в полном размере в
образовательную деятельность либо уменьшило оставшуюся после
использования для финансирования образовательной деятельности
прибыль полностью на величину других налоговых льгот, оно
освобождается от уплаты налога на прибыль, а также дополнительных
платежей исходя из учетной ставки Банка России.
В случае, если образовательным учреждением не будут
соблюдены вышеназванные условия, т. е. не в полном размере будет
инвестирована полученная прибыль в образовательную деятельность,
то уплата налога на прибыль будет производиться в полном
соответствии с действующим законодательством.
По допущенным нарушениям правильности определения выручки
от реализации и состава затрат, включаемых в себестоимость
продукции, работ, услуг, образовательное учреждение при отсутствии
инвестирования прибыли на образовательную деятельность уплачивает
штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством.
III. Налог на имущество
В соответствии с Законом РФ "О налоге на имущество
предприятий" от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 (с изменениями и
дополнениями) данным налогом не облагается имущество бюджетных
учреждений и организаций (в том числе образовательных).
Согласно п. "г" вышеназванного закона не облагается также
имущество, используемое исключительно для нужд образования и
культуры.
К нуждам образования и культуры относится имущество,
используемое для дошкольных и других учреждений образования,
учебно-производственных комбинатов и учебных участков,
учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих
подготовку и переподготовку рабочих и специалистов,
оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для
детей и учащейся молодежи, центров, клубов и кружков (в сфере
образования); предприятий, выпускающих или реализующих
учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для
учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и
хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле,
относящейся к указанной продукции, работам и услугам); курсовой
сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения;
детских экскурсионно-туристических организаций, а также других
учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям
образования.
IV. Уплата взносов во внебюджетные фонды
В соответствии с пунктом I статьи 5 Закона РФ от 18 октября
1991 г. N 1759-I "О дорожных фондах в РФ" с последующими
изменениями и дополнениями, плательщиками налога на пользователей
автодорог являются предприятия, учреждения, организации и т. д.
Объектом налогообложения является выручка от реализации
продукции (работ, услуг) и товарооборот.
Льгот для образовательных учреждений указанным выше
законодательным актом не предусмотрено.
Следовательно, образовательные учреждения, получающие
выручку от платных услуг или иных видов деятельности, являются
плательщиками данного налога.
Объектом обложения у таких учреждений является выручка,
отраженная по статье 010 "Выручка от реализации товаров,
продукции, работ, услуг" ф. 2 отчета о финансовых результатах.
Данное разъяснение районным РНИ необходимо довести до
заинтересованных налогоплательщиков негосударственных
образовательных учреждений с принятием расчетов по предыдущим
периодам (1995, 1996 гг.) без применения штрафных санкций.
Образовательные учреждения как государственные, так и
негосударственные, получившие лицензию в установленном порядке,
являются также плательщиками страховых взносов в социальные фонды:
Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского
страхования и фонд занятости населения в установленном
соответствующими Законами порядке.
В соответствии с решениями Законодательного собрания от
14.03.95 г. N 28 ( приложения NN 3 , 4 ) и от 06.08.96 г. N 93
(приложения NN 3 , 4 ) все учреждения и организации образования
освобождены от налога на приобретение автотранспортных средств и
налога с владельцев транспортных средств. При освобождении от
данных налогов необходимо руководствоваться Учредительными
документами, где указано, что данное учреждение (организация)
является образовательным, т. е. относится к системе народного
образования.
V. Местные налоги и сборы
В настоящее время на территории г. Ростова-на-Дону
действует 11 местных налогов и сборов. Из 11 местных налогов и
сборов образовательные учреждения могут быть плательщиками пяти из
них, а именно:
- налога на содержание жилищного фонда и объектов
соцкультсферы;
- единого местного целевого сбора;
- сбора за право торговли;
- налога на рекламу;
- лицензионного сбора за право проведения местных аукционов
и лотерей.
При исчислении налога на содержание жилищного фонда и
объектов соцкультсферы, а также единого местного целевого сбора в
соответствии с Решением городской Думы от 29.11.94 г. N 27
образовательным учреждениям предоставлена льгота в виде полного
освобождения от уплаты указанных налогов. Льгота действует в том
случае, если образовательное учреждение не занимается
деятельностью, определяемой как предпринимательская Законом РФ "ОБ
образовании".
При исчислении остальных местных налогов и сборов для
образовательных учреждений льгот не предусмотрено. Поэтому при
появлении у данной категории плательщиков объекта обложения
необходимо уплачивать суммы местных налогов в общеустановленном
порядке.
Кроме местных налогов и сборов, на территории города
действует региональный сбор на нужды образовательных учреждений. В
соответствии с Постановлением Законодательного собрания Ростовской
области от 07.08.95 г. N 146, образовательные учреждения, основная
деятельность которых полностью или частично финансируется за счет
средств бюджета на основе сметы доходов и расходов, освобождаются
от уплаты данного сбора.
Начальник инспекции -
советник налоговой
службы I ранга
А. Шевченко
Начальник Управления
контрольно-методологической
работы - советник налоговой
службы I ранга
А. Ракита
|