ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
П И С Ь М О
от 6 декабря 1996 года N 04/2899
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРОК, ОРГАНИЗОВАННЫХ
ГЕНПРОКУРАТУРОЙ РОССИИ, О ВЫПОЛНЕНИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области информирует о результатах проверок,
организованных Генпрокуратурой России, о выполнении
законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся в
образовательных учреждениях.
Генпрокуратурой России выявлены нарушения ст. 51 Закона РФ
"Об образовании":
- в образовательных учреждениях не созданы условия,
гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся;
- не разрабатываются соответствующие программы по
укреплению здоровья учащихся;
- нерегулярно и поверхностно проводятся медосмотры;
- учебная нагрузка устанавливается без учета рекомендаций
органов здравоохранения, санэпиднадзора;
- нарушаются санитарно-гигиенические требования,
предъявляемые к образовательным учреждениям.
Особенно неблагополучное положение отмечено в интернатных
учреждениях. Лечение детей с хроническими заболеваниями
осуществляется несвоевременно, либо не проводится вообще.
Руководители ряда интернатных учреждений не располагают всеми
необходимыми сведениями о состоянии здоровья детей.
Результаты комплексного обследования состояния здоровья
детей Ростовской области по данным Центра медицинской статистики,
областного центра санэпиднадзора показали, что за период обучения
в школе число здоровых детей снижается в 5-6 раз. В последние годы
почти по всем основным группам болезней устойчиво растет
заболеваемость: 1991 г. - 100, в 1995 г. - 127 на 1000 детей. В
структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания,
нервной системы и органов чувств. Возросла заболеваемость
близорукостью по городам на 14.4%, по области 6.6%.
Болезни органов пищеварения составляют 71.4 на 1000 детей.
Наблюдается также в настоящее время замедление темпов роста
и развития детей (децелерация). Почти для 80% первоклассников
характерно отставание темпов развития тех или иных школьнозначимых
функций (памяти. мышления, восприятия и т.д.). Как правило,
замедление темпов развития сочетается с отклонениями в состоянии
здоровья. Такие учащиеся испытывают трудности при обучении даже по
типовой программе, а при увеличении учебной нагрузки за успешную
учебу расплачиваются своим здоровьем.
Необходимо отметить, что среди причин, влияющих на
состояние здоровья, является питание детей. Так, охват горячим
питанием учащихся в 1995 г. составил 54.7%, в 1996 г. сократился
до 36%. В тот же период в 18 территориях области (Багаевский,
Веселовский, Заветинский, Зерноградский, Обливский, Тацинский и
другие районы) болезни органов пищеварения среди детей превысили
областной показатель в 1.5 - 2 раза.
Другой причиной, влияющей на состояние здоровья учащихся,
являются факторы внутренней среды. Так, 26% детей в области
обучаются во 2-ю и 3-ю смены (32.5% школ), 913 школ нуждаются в
капитальном ремонте, в 87 - отсутствует канализация. В
неудовлетворительном техническом состоянии - 199 школ. 14% мебели
в образовательных учреждениях не соответствует ростовозрастным
данным детей. На 30% занижен уровень освещенности рабочих мест.
Занижен тепловой режим. 26% образовательных учреждений области
находится в настоящее время в III группе санитарного благополучия
(чрезвычайно слабая материально-техническая база, несоответствие
санитарно-гигиеническим нормам и правилам).
Все это делает практически невозможным создание
соответствующих необходимых санитарно-гигиенических условий во
многих образовательных учреждениях.
Анализ и прогнозирование состояния здоровья обучающихся
показывает, что при существующих условиях к 2000 году больными
будут заканчивать образовательное учреждение 96% выпускников.
Таким образом, вопрос охраны здоровья детей становится
наиболее актуальным.
На основании вышеизложенного рекомендуем:
1. Органам управления образованием:
1.1. Разработать совместно с органами здравоохранения
мероприятия, способствующие соблюдению законодательства об охране
здоровья обучающихся и воспитывающихся в образовательных
учреждениях.
1.2. Провести обучение руководителей образовательных
учреждений по вопросам соблюдения санитарно-гигиенических правил,
норм и требований, обеспечивающих профилактику заболеваемости и
укрепление здоровья детей и подростков.
1.3. Установить надзор за деятельностью образовательных
учреждений по исполнению законодательства по охране жизни и
здоровья детей и подростков.
1.4. Принять меры административного воздействия к
руководителям образовательных учреждений, допустивших нарушение
законодательства об охране здоровья детей.
2. Руководителям образовательных учреждений:
2.1. Обеспечить условия деятельности медицинских
структурных подразделений (кабинетов).
2.2. Принять меры совместно с органами здравоохранения к
укомплектованию штатов образовательных учреждений медицинскими
кадрами в соответствии с требуемыми нормами.
2.3. Обеспечить своевременные медицинские осмотры детей и
подростков в образовательных учреждениях.
2.4. Привести расписание учебных занятий и других форм
организации образовательной деятельности в соответствие с
рекомендациями органов здравоохранения.
2.5. Создать систему мероприятий по профилактике
алкоголизма, табакокурения, наркомании.
2.6. Включить в содержание учебно-воспитательного процесса
в общеобразовательных учреждениях методические и разъяснительные
материалы органов здравоохранения по формированию здорового образа
жизни детей и подростков.
2.7. Разработать систему профилактических, оздоровительных
мер, направленных на предупреждение заболеваемости и сохранение
здоровья учащихся, используя: валеологические подходы к ведению
уроков, оздоровительный режим, фито-аскорбиновую профилактику
заболеваний, психофизиологические тренинги и другое.
Заместитель директора
департамента образования
Т.Г. ЗЕМКОВА
|