30 сентября 1996 года N 25-ЗС
------------------------------------------------------------------
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Принят
Законодательным Собранием
25 июля 1996 года
(в ред. Областного закона от 24.08.2001 N 168-ЗС)
Настоящий закон определяет общие для Ростовской области
организационно-правовые нормы в сфере защиты граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся
на территории Ростовской области (далее - население), а также
окружающей природной среды (далее - территорий) от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные
ситуации). Действие настоящего Закона распространяется на
отношения, возникающие в процессе деятельности органов
исполнительной власти Ростовской области, органов местного
самоуправления, а также организаций и населения в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс
мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на
максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных
ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае
их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и
другие неотложные работы, проводимые при возникновении
чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон
чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них
опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой
сложилась чрезвычайная ситуация.
Силы и средства областной подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -
силы и средства ОП РСЧС) - силы и средства территориальных органов
управления и звеньев ОП РСЧС, предназначенные и привлекаемые для
проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и
других работ в зоне чрезвычайной ситуации и очагах поражения.
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей,
материальных и культурных ценностей, защите природной среды в
зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций,
подавлению или сведению до минимально возможного уровня
воздействия характерных для них опасных факторов.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и Ростовской
области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Законодательство в области защиты населения от чрезвычайных
ситуаций состоит из Федерального закона от 21 декабря 1994 г.
N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера", настоящего Областного закона
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" и иных нормативных правовых
актов.
(ст. 2 в ред. Областного закона от 24.08.2001 N 168-ЗС)
Статья 3. Цели настоящего закона в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Целями настоящего Закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных
ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Отношения по восстановлению территорий, пострадавших в
результате чрезвычайных ситуаций, несвязанные с целями,
перечисленными в данной статье, настоящим Законом не регулируются.
Статья 4. Областная подсистема единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Органы управления, силы и средства областных органов
исполнительной власти, местного самоуправления и организации, к
полномочиям которых относятся вопросы защиты населения и
территорий области от чрезвычайных ситуаций, входят в областную
подсистему единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 5. Организация связи и оповещения населения в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Для обеспечения своевременного приема и доведения до органов
управления и сил распоряжений и сигналов о приведении ОП РСЧС в
различные степени (режимы) готовности, непрерывного управления
ими, оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, передачи в
короткие сроки сигналов и информации ГО штабам ГОиЧС, службам и
населению создаются системы связи и оповещения ГО. Основу системы
оповещения составляют автоматизированная система централизованного
оповещения (АСЦО), сети связи, радиовещание и телевидение, а также
специальные средства оповещения независимо от форм собственности.
Эксплуатационно-техническое обслуживание стационарных средств
оповещения, установленных на предприятиях связи и находящихся в
ведении штабов ГОЧС, а также поддержание их в постоянной
готовности осуществляет служба оповещения и связи области, города
(района).
Для оповещения рабочих, служащих и населения, проживающего в
районах размещения потенциально опасных объектов, создаются
локальные системы оповещения (ЛСО) за счет средств этих объектов.
При отсутствии локальной системы оповещения эксплуатация
потенциально опасных объектов экономики запрещается.
Статья 6. Основные принципы создания, поддержания в
готовности, применения сил и средств для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Состав сил и средств для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на территории области должен соответствовать
уровню опасности возникновения на ней чрезвычайных ситуаций и
позволять принимать необходимые меры по их локализации и
ликвидации. Эти силы и средства должны быть рассчитаны на
предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций как мирного, так
и военного времени, сочетать в себе силы аварийно - спасательных
служб, служб ГО, силы экстренного реагирования, профессиональные и
нештатные аварийно - спасательные и невоенизированные формирования
различных ведомств (кроме Министерства обороны), городов, районов
и объектов, а также общественные аварийно-спасательные
формирования.
Все города, районы, организации, включенные в ОП РСЧС, и
объекты (прежде всего потенциально опасные), расположенные на
территории Ростовской области, должны иметь свои силы и средства,
позволяющие им осуществлять необходимые меры по предотвращению,
локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура и состав
сил и средств, расположенных на территории области, принципы
управления их деятельностью (двойное подчинение и единоначалие)
должны обеспечивать эффективное осуществление мер по локализации и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, своими силами.
Содержание личного состава формирований, предназначенных для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и их
материально - техническое обеспечение осуществляется за счет
средств местных бюджетов городов (районов), которым принадлежат
эти формирования, и средств объектов экономики.
Статья 7. Основные принципы и способы защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Заблаговременные мероприятия, направленные на предупреждение
чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение
размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, включают:
- анализ обстановки и прогнозирование возможных ЧС;
- организацию государственной экспертизы в области защиты
населения и территорий от ЧС;
- организацию государственного надзора и контроля в области
защиты населения и территорий от ЧС;
- участие в лицензировании и декларировании безопасности
промышленной деятельности;
- планирование и осуществление мероприятий по предупреждению
ЧС;
- разработку и обеспечение реализации правовых нормативных
актов по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом
экономических, природных и иных характеристик, особенностей
территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций.
1. Служба наблюдения и лабораторного контроля
Наблюдение и контроль за состоянием и зараженностью окружающей
среды, продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража,
сельскохозяйственных животных и растений радиоактивными,
отравляющими (ядовитыми) веществами и бактериальными средствами,
другими опасными веществами и микроорганизмами, организуется и
проводится учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля
(СНЛК), которые являются составной частью сил и средств ОП РСЧС.
Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех
организаций независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности. Общее руководство областной СНЛК возлагается на
руководителя службы. Непосредственное руководство
подведомственными учреждениями СНЛК осуществляется руководителями
ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК.
2. Инженерная защита
Инженерная защита населения области - комплекс мероприятий по
обеспечению укрытия и жизнедеятельности населения в защитных
сооружениях ГО (ЗС ГО) при угрозе возникновения ЧС с целью
предотвращения или максимального снижения его поражения (потерь).
Укрытие населения в ЗС ГО - основной способ защиты населения в
условиях ЧС военного характера и один из способов его защиты от ЧС
мирного времени. Оно осуществляется в тех случаях, когда, несмотря
на принимаемые меры превентивного характера, возникает реальная
угроза жизни и здоровью людей, а использование других способов
защиты невозможно или малоэффективно.
3. Радиационная и химическая защита населения
Радиационная и химическая защита населения предусматривает:
- заблаговременное накопление и поддержание в готовности
средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборов
радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля на
пунктах управления ГО, на складах мобилизационного резерва
государственного предприятия ГО области, в организациях независимо
от форм собственности;
- создание запасов средств радиационной и химической защиты в
организациях: 100% противогазов для всех лиц, работающих в мирное
время, остальных средств по табелям (нормам) оснащения
невоенизированных формирований ГО и защитных сооружений;
- обеспечение средствами индивидуальной защиты органов дыхания
и кожи рабочих, служащих химически опасных объектов и
аварийно-спасательных служб и формирований, предназначенных для
ликвидации (локализации) последствий аварий с выбросом (утечкой)
сильнодействующих ядовитых веществ;
- заблаговременное приспособление объектов
коммунально-бытового обслуживания и транспортных предприятий для
проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта.
4. Медицинская защита
Медицинская защита направлена на предотвращение или уменьшение
тяжести поражения людей, своевременное оказание всех видов
медицинской помощи пострадавшим, их лечение, обеспечение
эпидемического благополучия в районах ЧС и предусматривает:
- подготовку сил и средств медицинской службы, поддержание их
в готовности для медицинского обеспечения мероприятий по
ликвидации последствий ЧС;
- создание запасов лекарственных средств и изделий
медицинского назначения для экстренной медицинской помощи при
чрезвычайных ситуациях, исходя из потребности организованных в
регионах специализированных бригад и возможной прогнозируемой
обстановки;
- заблаговременное накопление на 100 % установленного
контингента и поддержание в готовности медицинских средств
индивидуальной защиты на складах мобилизационного резерва
государственного предприятия ГО области, в организациях,
независимо от форм собственности;
- использование при ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций для оказания первой врачебной помощи
пораженным и больным, а также для проведения неотложных
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий всех
находящихся в районе чрезвычайной ситуации
лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и
противоэпидемических учреждений независимо от их ведомственной
подчиненности;
- передачу в оперативное подчинение областной службе медицины
катастроф (на весь период ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций) департамента здравоохранения Администрации
Ростовской области, расположенных на территории области сил и
средств медицинских учреждений и формирований УВД области, СКЖД,
ВДРП, других подведомственных учреждений и ведомств,
предназначенных для этой цели.
5. Эвакуация населения
Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному
вывозу и выводу населения из зон чрезвычайных ситуаций или
вероятных чрезвычайных ситуаций, а также жизнеобеспечение
эвакуированных в районе размещения. Общее руководство проведением
эвакуации осуществляется эвакуационными комиссиями.
Статья 8. Вопросы подготовки различных категорий населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях
Порядок подготовки населения способам защиты и действиям в
чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Российской
Федерации и ведется по соответствующим возрастным и социальным
группам.
Подготовка населения с привитием им практических навыков по
наиболее вероятным действиям в чрезвычайных ситуациях
осуществляется в организациях, предприятиях и учреждениях (в том
числе - образовательных), а также по месту жительства с
использованием теле-радиовещательных станций независимо от их
организационно-правовых форм.
Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
- население, занятое в сфере производства и обслуживания;
- руководители органов исполнительной власти области, местного
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо
от их организационно-правовой формы;
- командно-начальствующий и личный состав формирований;
- население, не занятое в сфере производства и обслуживания;
- учащиеся учебных заведений.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 9. Полномочия Законодательного Собрания в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательное Собрание области:
- принимает в соответствии с федеральными законами законы и
иные нормативные правовые акты в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
- утверждает финансирование мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и осуществляет контроль за их
выполнением.
Статья 10. Полномочия Администрации области в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Администрация области:
а) подготавливает в соответствии с федеральными законами
законы и иные нормативные правовые акты по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляет подготовку и содержание в готовности
необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и
действиям в указанных ситуациях;
в) принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;
г) осуществляет, в установленном порядке, сбор и обмен
информацией по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных
ситуаций;
д) организует и проводит аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, а также поддерживает общественный порядок в
ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств
обращается к Правительству Российской Федерации за помощью;
е) осуществляет финансирование мероприятий по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) содействует устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
и) создает постоянно действующие органы управления, специально
уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;
к) организует подготовку и обучение населения способам защиты
и действиям в чрезвычайных ситуациях, осуществляет контроль;
л) принимает решения и издает программы о подготовке отдельных
категорий населения;
м) утверждает план основных мероприятий области по гражданской
обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
н) определяют потребность в защитных сооружениях гражданской
обороны.
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Исполнительные органы местного самоуправления:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности
необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и
действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют, в установленном порядке, сбор и обмен
информацией по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных
ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при
их проведении; при недостаточности собственных сил и средств
обращаются за помощью в Администрацию Ростовской области;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно
действующие органы управления, специально уполномоченные на
решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
и) организуют обучение населения способам защиты и действиям в
чрезвычайных ситуациях и создают необходимую учебно-материальную
базу;
к) осуществляют финансирование мероприятий по подготовке
населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
л) осуществляют контроль за обучением населения на своей
территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо
от форм собственности.
Глава III. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА
ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 12. Создание оперативных органов управления по вопросам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на подведомственной
территории
При Администрации области и исполнительных органах местного
самоуправления создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям,
эвакуационные комиссии, постоянно действующие органы управления,
специально уполномоченные на решение задач по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного
управления, силы и средства для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Статья 13. Постоянно действующие органы управления, специально
уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
1. Штабы по делам ГО и ЧС области, районов и городов, районов
в городах являются штатными органами управления Администрации
области и исполнительных органов местного самоуправления,
обеспечивающими реализацию мероприятий по гражданской обороне,
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, деятельности
подсистем и звеньев ОП РСЧС на подведомственных территориях.
2. Штабы по делам ГО и ЧС в своей деятельности руководствуются
Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами
Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, нормативными актами МЧС
России, Законодательного Собрания, Администрации области и органов
местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции,
приказами и другими распорядительными документами регионального
центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
Штабы по делам ГО и ЧС, укомплектованные военнослужащими,
являются воинскими учреждениями. Они в своей работе, кроме
вышеуказанных документов, руководствуются нормативными документами
Министерства обороны Российской Федерации, вводимыми в действие
приказами МЧС России.
3. Основными задачами штабов ГОиЧС являются :
- планирование и контроль выполнения мероприятий по защите
населения и национального достояния от опасностей, возникающих при
военных действиях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях,
эпидемиях, эпизоотиях и эпфитотиях;
- участие в разработке и осуществлении мероприятий,
направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости
функционирования предприятий, учреждений и организаций в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- руководство проведением аварийно-спасательных и других
неотложных работ;
- планирование мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению
пострадавшего населения ;
- организация подготовки населения, должностных лиц и
формирований ОП РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного
и военного времени ;
- организация боевой и мобилизационной подготовки штабов ГОиЧС
и формируемых ими частей и подразделений гражданской обороны.
4. Штабам ГОиЧС предоставляется право:
- отдавать в пределах своей компетенции распоряжения и
указания по вопросам гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- участвовать в работе органов исполнительной власти по
подготовке нормативных актов, регламентирующих деятельность
гражданской обороны, ОП РСЧС и ее звеньев по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- запрашивать от соответствующих органов исполнительной власти
области, местного самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности сведения, необходимые для планирования мероприятий
по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
- организовывать и проводить учения и тренировки, осуществлять
проверку состояния защиты и обеспечения жизнедеятельности людей,
защиты окружающей природной среды, устойчивости функционирования
предприятий, учреждений и организаций в районах, городах, других
населенных пунктах на подведомственной территории.
5. Руководство деятельностью штабов ГОиЧС осуществляет
Министерство по ЧС России через региональные центры по делам ГОиЧС
и ЛПСБ, соответствующие начальники гражданской обороны,
вышестоящие штабы ГОиЧС, а по вопросам предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций - соответствующие председатели комиссий по
чрезвычайным ситуациям.
Начальники штабов ГОиЧС по должности являются заместителями
соответствующих начальников гражданской обороны, они несут
персональную ответственность за выполнение возложенных на штабы
ГОиЧС задач.
Статья 14. Силы и средства Ростовской области для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В состав сил и средств области, предназначенных для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включаются силы
аварийно-спасательных служб, служб ГО, силы экстренного
реагирования, профессиональные и нештатные аварийно-спасательные,
невоенизированные формирования различных ведомств (кроме
Министерства обороны), городов, районов и объектов, а также
общественные аварийно-спасательные формирования.
Силы и средства должны находиться в постоянной готовности к
действию в чрезвычайных ситуациях и проведению работ по их
ликвидации.
Исполнительные органы государственной власти, местного
самоуправления и организации создают аварийно-спасательные службы,
службы ГО, формирования, службы наблюдения и контроля для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянные
эвакуационные комиссии, рассматривают вопросы создания единых
дежурно-диспетчерских служб на подведомственных территориях.
Исполнительные органы государственной власти, местного
самоуправления, организации разрабатывают и утверждают положения о
данных службах, комиссиях (формированиях), определяют их структуру
и состав.
Все аварийно-спасательные службы, профессиональные и нештатные
аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной
регистрации в штабе по делам ГО и ЧС области и аттестации
соответствующими комиссиями.
Статья 15. Привлечение войск СКВО, пограничных, ГО, МВД и
таможенных служб для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться
специально подготовленные силы и средства войск СКВО, пограничных,
ГО, МВД и таможенных служб. Порядок их привлечения определяется
планами взаимодействия органов управления по делам ГО и ЧС и
военного командования.
Статья 16. Участие общественных объединений в ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в
соответствии с законодательством Российской Федерации и своими
уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации
чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих
органов управления областной подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На органы управления областной подсистемы РСЧС возлагается
ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов
общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно,
организацией размещения, питания, оплаты труда,
материально-технического, медицинского и других видов обеспечения
их деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных
объединений должны иметь соответствующую подготовку и документы,
подтверждающие их аттестацию на проведение аварийно-спасательных
работ.
Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОРГАНИЗАЦИЙ
НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
ПОСТРАДАВШИХ
Статья 17. Права граждан в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане, проживающие на территории области, имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и
другое имущество исполнительных органов государственной власти
области, местного самоуправления и организаций, предназначенное
для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске, которому они могут
подвергаться в определенных местах пребывания на территории
области, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в государственные
органы и органы местного самоуправления индивидуальные и
коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;
- участвовать, в установленном порядке, в мероприятиях по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за
проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на бесплатное государственное социальное страхование,
получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью
при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в
связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность
которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца,
погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при
выполнении обязанностей по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан,
погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении
гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране
собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия государственного социального страхования,
виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам
Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,
устанавливаются законодательством Российской Федерации и
законодательством области.
Статья 18. Обязанности граждан в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Граждане, проживающие на территории области, обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, законы и иные нормативные правовые акты области по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой
деятельности, не допускать нарушений производственной и
технологической дисциплины, требований экологической безопасности,
которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными
средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и
практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- знать сигналы оповещения и порядок действий по ним.
Статья 19. Обязанности организаций независимо от
организационно правовых форм в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
а) принимать участие в подготовке в соответствии с
федеральными законами проектов законов и иных нормативных правовых
актов по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
б) осуществлять организацию и координацию работ по
предупреждению чрезвычайных ситуаций;
в) проводить в установленном порядке анализ имевших место
чрезвычайных ситуаций, их прогнозирование, обеспечивать
своевременную разработку и реализацию мероприятий по
предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
г) организовывать обучение населения действиям при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
д) разрабатывать предложения по финансированию мероприятий по
предупреждению чрезвычайных ситуаций;
е) планировать и осуществлять необходимые меры по защите
работников организаций и подведомственных объектов
производственного и социального назначения от чрезвычайных
ситуаций;
ж) планировать и проводить мероприятия по повышению
устойчивости функционирования организаций и обеспечению
жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в
готовности к применению сил и средств по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций
способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе
невоенизированных формирований;
и) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
к) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных
и других неотложных работ на подведомственных объектах
производственного и социального назначения и на прилегающих к ним
территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
л) финансировать мероприятия по защите работников организаций
и подведомственных объектов производственного и социального
назначения от чрезвычайных ситуаций;
м) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
н) представлять в установленном порядке информацию в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также
оповещать работников организаций и население, попадающее в зону
заражения, об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций;
о) иметь лицензию на опасные производства ;
п) возмещать финансовые средства за использование привлекаемых
сил и средств от других организаций для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
р) обеспечивать и поддерживать в постоянной готовности
индивидуальные и коллективные средства защиты работников;
с) создавать и постоянно совершенствовать учебно-материальную
базу для подготовки своего персонала к действиям в чрезвычайных
ситуациях.
Глава V. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 20. Финансирование органов управления, специально
уполномоченных на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Финансирование деятельности постоянно действующих органов
управления, специально уполномоченных на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов.
Статья 21. Финансирование мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных
ситуаций проводится за счет средств областного и местных бюджетов,
а также средств организаций и объектов экономики.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
проводится за счет средств организаций, объектов - виновников
аварии, катастрофы, экологического бедствия, или за счет
федерального, областного и местного бюджетов при ликвидации
последствий стихийных бедствий.
Статья 22. Резервы материальных и финансовых средств для
ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области
Резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций - особый запас продовольствия и пищевого
сырья, медицинского имущества и медикаментов,
инженерно-технических и транспортных средств, основных видов
топлива, средств индивидуальной защиты, а также иных материальных
ценностей и финансовых ресурсов, предназначенных для принятия
неотложных мер по ликвидации возникших на территории области
чрезвычайных ситуаций, создаваемый и хранящийся установленным
порядком в соответствующих организациях и учреждениях по решению
исполнительных органов государственной власти области и местного
самоуправления.
Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА,
НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 23. Государственная экспертиза в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственная экспертиза в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций организуется и проводится
экспертными комиссиями.
Экспертные комиссии образуются из специалистов штабов по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Компетенция
экспертных комиссий распространяется на градостроительную
документацию и проекты строительства объектов на территории
области.
Государственная экспертиза в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в качестве
специальной экспертизы. Заключения экспертных комиссий входят в
качестве составной части в сводные экспертные заключения,
подготавливаемые территориальными органами Государственной
вневедомственной экспертизы.
Статья 24. Надзор и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют исполнительные
органы государственной власти области, местного самоуправления,
территориальные штабы по делам ГО и ЧС.
Задачами государственного надзора и контроля в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
- обеспечение исполнения действующего законодательства в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдение федеральных и местных требований (установленных
норм, стандартов и правил) в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности должностных лиц, сил и средств к
действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение выполнения программ и мероприятий по
предупреждению чрезвычайных ситуаций всеми органами
государственной власти на соответствующей территории,
предприятиями промышленности и транспорта независимо от их
подчиненности и форм собственности, их должностными лицами и
работниками, а также гражданами.
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении
законодательства Российской Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и
предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер
по защите жизни и сохранению здоровья людей и других
противоправных действиях должностные лица и граждане Российской
Федерации несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Абзац 2 исключен. - Областной закон от 24.08.2001 N 168-ЗС.
Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Глава Администрации
В.Ф.ЧУБ
г. Ростов-на-Дону
30 сентября 1999 года
N 25
|