УТРАТИЛ СИЛУ
РЕШЕНИЕ Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.10.1996 N 253
РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 23 июля 1996 г. N 230
О "ВРЕМЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ О ВЫБОРАХ МЭРА
(ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Рассмотрев Временное Положение о выборах мэра (главы
муниципального образования) города Ростова-на-Дону, руководствуясь
Федеральными Законами "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации", на основании
ст. 43 Устава города, городская Дума решила:
1. "Временное Положение о выборах мэра (главы муниципального
образования) города Ростова-на-Дону" принять в первом чтении
(приложение N 1).
Мэр города Ростова-на-Дону
М.ЧЕРНЫШЕВ
Приложение N 1
к решению
городской Думы
от 23.07.1996 N 230
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЫБОРАХ МЭРА (ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов мэра города
1. Мэр города Ростова-на-Дону является в соответствии с
Уставом города высшим должностным лицом муниципального образования
и избирается членами городского сообщества на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
сроком на четыре года.
2. Выборы мэра города Ростова-на-Дону проводятся на основе
мажоритарной избирательной системы. При этом единым избирательным
округом является вся территория муниципального образования города
Ростова-на-Дону.
3. Выборы мэра города являются наряду с выборами депутатов
городской Думы и местным референдумом высшим непосредственным
выражением власти городского сообщества, формой непосредственного
осуществления жителями города местного самоуправления.
Участие члена городского сообщества в выборах является
добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина
с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также
на его свободное волеизъявление.
Статья 2. Избирательные права жителей города по выборам мэра
1. Право избирать мэра города Ростова-на-Дону принадлежит
гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на
территории городского муниципального образования и достигшим на
день выборов 18-летнего возраста.
2. Мэром города Ростова-на-Дону может быть избран гражданин
Российской Федерации, не моложе 21 года и не старше 60 лет,
постоянно проживающий не менее одного года в Ростове-на-Дону и
обладающий избирательными правами.
3. Не имеют права избирать и быть избранными мэром города
граждане, признанные судом недееспособными, или содержащиеся в
местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 3. Назначение выборов
До принятия областного закона о выборах глав (мэров)
муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного
самоуправления выборы мэра города Ростова-на-Дону назначает
городская Дума; дата их проведения согласовывается с
законодательным собранием области.
Соответствующее решение принимается городской Думой не позднее
чем за 2 месяца до дня голосования. Сообщение о дне голосования
публикуется в печати в течение 3-дневного срока после принятия
решения.
Статья 4. Гласность при подготовке и проведении выборов
Деятельность должностных лиц, органов и организаций,
участвующих в организации и проведении выборов мэра города,
осуществляется открыто и гласно.
Избирательные комиссии в установленные сроки информируют
жителей города о своем составе, местонахождении, о списках
избирателей, об итогах регистрации кандидатов в мэры, обнародуют
их биографические данные, информируют о ходе избирательной
кампании, о результатах голосования по каждому кандидату и общих
итогах выборов.
Статья 5. Пределы и сроки действия настоящего положения
Настоящее Положение регулирует вопросы, относящиеся к предмету
совместного с областными органами государственной власти ведения.
После принятия закона о выборах глав (мэра) муниципальных
образований и иных выборных должностных лиц местного
самоуправления Ростовской области Положение подлежит приведению в
соответствии с областным законодательством.
Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 6. Виды избирательных комиссий
1. Для обеспечения и защиты избирательных прав граждан в
процессе организации и проведения выборов мэра города в
соответствии с действующим законодательством образуются следующие
избирательные комиссии:
а) избирательная комиссия Ростовской области;
б) городская избирательная комиссия (избирательная комиссия
муниципального образования);
в) районные (территориальные) избирательные комиссии;
г) участковые избирательные комиссии.
2. Порядок формирования и полномочия избирательной комиссии
Ростовской области определяются действующим законодательством
Ростовской области, Положением об избирательной комиссии
Ростовской области.
3. Функции окружной избирательной комиссии по выборам мэра
города Ростова-на-Дону выполняет городская (муниципальная)
избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального
образования).
Статья 7. Порядок формирования городской (муниципальной)
избирательной комиссии
Городская (муниципальная) избирательная комиссия формируется
городской Думой в составе 5-9 членов избирательной комиссии не
позднее чем за 57 дней до выборов, с учетом предложений
общественных объединений, собраний избирателей по месту работы,
службы, учебы, жительства.
Председатель, заместитель председателя и секретарь городской
избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом
заседании из числа членов избирательной комиссии.
Председатель или секретарь городской избирательной комиссии
должен иметь, как правило, высшее юридическое образование.
Статья 8. Порядок формирования районных (территориальных) и
участковых избирательных комиссий
1. Районные (территориальные) комиссии формируются городской
Думой по представлению глав районных администраций в составе 5-9
членов комиссии не позднее чем за 45 дней до выборов.
2. Участковые избирательные комиссии формируются городской
Думой по представлению глав районных администраций в составе 5-9
членов комиссии не позднее чем за 40 дней до выборов.
Районные (территориальные) и участковые избирательные комиссии
формируются с учетом предложений общественных объединений,
собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной
комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из
числа членов избирательной комиссии.
Статья 9. Статус члена избирательной комиссии
Лица, назначенные в состав избирательных комиссий, имеют право
решающего голоса при принятии решений избирательными комиссиями.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан
присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
Лица, назначенные в состав избирательных комиссий кандидатами,
имеют статус члена избирательной комиссии с правом совещательного
голоса.
Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и с
правом совещательного голоса:
- заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной
комиссии и присутствуют на них;
- вправе выступать на заседании избирательной комиссии,
вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию
соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по
ним голосования;
- вправе задавать другим участникам заседания избирательной
комиссии вопросы по повестке дня и получать на них ответы по
существу;
- вправе знакомиться с любыми документами и материалами
соответствующей избирательной комиссии.
Выдачу бюллетеней избирателям и подсчет голосов осуществляют
члены комиссий с решающим голосом.
Статья 10. Полномочия городской избирательной комиссии
Городская избирательная комиссия:
а) осуществляет контроль за организацией подготовки и
проведения выборов мэра города;
б) на основе рекомендаций и методических указаний
избирательной комиссии Ростовской области дает разъяснения о
порядке применения действующего избирательного законодательства и
настоящего Положения, обеспечивает их единообразное исполнение;
в) руководит работой территориальных (районных) и участковых
избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на
решения и действия этих избирательных комиссий и принимает по ним
решения;
г) наблюдает за составлением списков избирателей;
д) регистрирует кандидатов и доверенных лиц кандидатов, выдает
им удостоверения установленного образца;
е) обеспечивает соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для каждого кандидата;
ж) распоряжается денежными и материальными средствами,
выделенными на проведение выборов;
з) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования,
обеспечивает его изготовление и передачу в участковые
избирательные комиссии;
и) устанавливает результаты выборов, регистрирует избранного
мэра города, обеспечивает передачу в архив документации, связанной
с проведением и организацией выборов;
к) контролирует обеспечение территориальных (районных) и
участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью
и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения
выборов;
л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Положением.
Городская избирательная комиссия действует в течение срока
полномочий мэра города, установленного статьей 1 настоящего
Положения.
Статья 11. Полномочия территориальной (районной) избирательной
комиссии
Территориальная (районная) избирательная комиссия:
а) осуществляет контроль за организацией подготовки и
проведения выборов на территории соответствующего района;
б) координирует деятельность участковых избирательных комиссий
на соответствующей территории, рассматривает заявления и жалобы на
их решения и действия (бездействия) и принимает по ним
мотивированные решения;
в) оказывает организационно-техническую помощь участковым
избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных
участках;
г) организует досрочное голосование в помещении комиссии;
д) устанавливает на основе данных участковых избирательных
комиссий результаты голосования по соответствующему району и
передает их в городскую избирательную комиссию;
е) контролирует расходование денежных средств, выделенных на
проведение выборов участковым избирательным комиссиям района;
ж) осуществляет иные полномочия по поручению городской
избирательной комиссии в соответствии с настоящим Положением.
Срок полномочий районной избирательной комиссии истекает после
официального опубликования общих итогов выборов.
Статья 12. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
а) оповещает население о месте нахождения участковой
избирательной комиссии, времени ее работы, дне и месте
голосования;
б) составляет списки избирателей по участку;
в) знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и
рассматривает заявления об ошибках и неточностях в этом списке,
решает вопросы о внесении в него изменений;
г) готовит помещение, избирательные ящики и другое
оборудование для голосования;
д) организует на избирательном участке голосование в день
проведения выборов;
е) проводит подсчет голосов и определяет итоги голосования на
участке;
ж) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и
организации голосования и принимает по ним решения;
з) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
Положением.
Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает
после официального опубликования результатов выборов.
Статья 13. Организация работы избирательных комиссий
1. Организация деятельности избирательной комиссии
осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной
комиссии является правомочным, если в нем приняло участие
большинство от установленного числа членов избирательной комиссии
с правом решающего голоса.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя
комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной
трети членов комиссии.
2. Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов, о
внесении предложения в суд об отмене регистрации кандидатов, об
итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов
несостоявшимися принимаются на заседаниях избирательной комиссии
большинством голосов от установленного числа членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются
простым большинством голосов от числа присутствующих.
На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать
кандидаты, их доверенные лица и представители, наблюдатели,
представители местной печати и других средств массовой информации.
3. Члены избирательной комиссии, не согласные с ее решением,
вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно
быть доведено председателем избирательной комиссии не позднее чем
в двухдневный срок до сведения вышестоящей избирательной комиссии.
4. Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее
полномочий, обязательны для выполнения всеми государственными
органами и органами местного самоуправления, нижестоящими
избирательными комиссиями, избирательными объединениями,
предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.
Статья 14. Обжалование решений и действий избирательных
комиссий
1. Решения и действия городской, территориальной (районной) и
участковой избирательной комиссии и их должностных лиц, нарушающие
избирательные права граждан, могут быть обжалованы в судебном
порядке.
Решение суда по существу жалобы, заявления подлежит исполнению
с момента его вынесения. Предварительное обращение в избирательную
комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Решения по жалобам, заявлениям, поступившим в ходе выборов,
принимаются комиссиями в трехдневный срок с момента поступления
жалобы. Заявления, поступившие в день выборов, рассматриваются
немедленно.
2. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять
самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при
этом решение нижестоящей комиссии.
ГЛАВА 3. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. ГОРОДСКОЙ
(МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Статья 15. Списки избирателей
1. Списки избирателей составляют участковые избирательные
комиссии на основании данных, представляемых по установленной
форме главами районных администраций города. Данные об избирателях
глава районной администрации направляет в участковую избирательную
комиссию сразу же после ее формирования, но не позднее, чем за 40
дней до дня выборов. Основанием для включения гражданина
Российской Федерации в список избирателей на конкретном
избирательном участке является его постоянное проживание на
территории этого избирательного участка, определяемое в
соответствии с действующим федеральным и областным
законодательством, Уставом города Ростова-на-Дону.
Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских
частях, дислоцированных на территории муниципального образования,
а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они
проживают в районе расположения воинских частей, составляются на
основании сведений, представляемых командиром воинской части в
сроки, установленные в настоящей статье.
Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в
список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Учащиеся, студенты и аспиранты дневной формы обучения,
проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту
нахождения общежития.
2. Список избирателей составляется в алфавитном порядке (по
улицам, домам на основе адресов избирателей). В списке указываются
фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет
дополнительно указывается день и месяц рождения).
3. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не
позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на
территории избирательного участка после этого срока и до дня
выборов, а также избиратели, по какой-либо иной причине не
включенные в список избирателей, дополнительно включаются
участковой избирательной комиссий в список избирателей на
основании документов, подтверждающих их место жительства на
территории данного избирательного участка.
4. Список избирателей составляется в двух экземплярах и
подписывается председателем участковой избирательной комиссии и ее
секретарем. Один экземпляр списка избирателей остается в
участковой избирательной комиссии, а второй экземпляр передается в
соответствующую районную (территориальную) избирательную комиссию
не позднее чем за 16 дней до дня выборов.
Статья 16. Городской (муниципальный) избирательный округ
Избирательным округом по выборам мэра города Ростова-на-Дону
является территория всего муниципального образования в пределах
его городской черты.
Соответствующая территория представляет собой одномандатный
муниципальный избирательный округ по выборам мэра города
Ростова-на-Дону.
Статья 17. Порядок образования избирательных участков
1. Избирательные участки образуются не позднее 45 дней до дня
выборов постановлением главы районной администрации города по
согласованию с городской (муниципальной) избирательной комиссией
из расчета не более 3000 избирателей на один избирательный участок
с целью создания максимальных удобств для избирателей.
Границы избирательных участков не должны пересекать границы
административных районов города.
2. Военнослужащие воинских частей, дислоцированных на
территории муниципального образования, голосуют на избирательных
участках, расположенных в непосредственной близости от воинской
части.
В местах временного пребывания членов местного сообщества
(больницы, санатории и т.п.) могут образовываться избирательные
участки в порядке, установленном настоящей статьей, из расчета не
менее 20 избирателей на избирательный участок.
3. Списки избирательных участков с указанием адресов
участковых избирательных комиссий публикуются городской
избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее
чем за 40 дней до выборов.
Глава 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА
ДОЛЖНОСТЬ МЭРА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Статья 18. Право выдвижения кандидатов
Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным
объединениям, блокам, а также непосредственно избирателям, в том
числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
Статья 19. Выдвижение кандидатов избирательным объединением,
избирательным блоком
1. Кандидатов на должность мэра вправе выдвигать избирательные
объединения.
Избирательным объединением, предусмотренным настоящей статьей,
признается областное общественное объединение или областная
организация федерального (межрегионального) общественного
объединения, устав которых предусматривает участие в выборах
посредством выдвижения кандидатов, и зарегистрированные в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации, не позднее
чем за два месяца до объявления выборов.
2. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных
объединений принимаются на съездах, конференциях или собраниях
городского отделения соответствующего избирательного объединения,
которые проводятся в порядке, предусмотренном уставом
соответствующего общественного объединения.
Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на
конференции, собрании представителей общественных объединений,
входящих в избирательный блок.
Если общественное объединение входит в состав избирательного
блока, оно не может выступать в период проведения выборов в
качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в
другой избирательный блок.
3. Решение о выдвижении кандидата принимается тайным
голосованием.
О выдвижении кандидата составляется протокол, в котором должны
быть указаны: число зарегистрированных участников заседания,
собрания, конференции, съезда; число участников, необходимое для
принятия решения в соответствии с уставом; ход выдвижения и
обсуждения кандидатур; итоги голосования по каждой кандидатуре;
решение о выдвижении кандидата. Протокол подписывается
председательствующим и секретарем заседания, собрания,
конференции, съезда и заверяется печатью.
Регистрация протоколов конференций, собраний общественных
объединений с решениями о выдвижении кандидата производится
городской избирательной комиссией в 5-дневный срок после
представления необходимых документов.
4. Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в
выборах на равных основаниях.
Избирательное объединение, избирательный блок назначают
представителей, уполномоченных представлять избирательное
объединение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с
участием в выборах.
Статья 20. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
1. Право выдвинуть кандидата на должность мэра принадлежит
избирателям по месту работы, службы, учебы и жительства.
Инициаторы выдвижения организуют по месту работы, учебы или
жительства собрание граждан, постоянно проживающих в городе
Ростове-на-Дону и изъявивших желание выдвинуть кандидата на
должность мэра города.
2. По результатам собрания составляется протокол, в котором
указываются: время и место проведения собрания; решение о
выдвижении кандидата; данные о выдвинутом кандидате: фамилия, имя,
отчество, день, месяц, год рождения, место основной работы,
должность (занятие), постоянное место жительства, серия и номер
паспорта; данные о членах инициативной группы, аналогичные данным
о кандидате. Протокол, подписанный председателем и секретарем
собрания, заверенный подписью выдвинутого кандидата,
представляется членами инициативной группы или выдвинутым
кандидатом на должность мэра в городскую (муниципальную)
избирательную комиссию.
Статья 21. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность
мэра города
1. Для регистрации выдвинутого кандидата требуется, чтобы в
его поддержку были собраны не менее двух процентов подписей
избирателей муниципального образования. при этом на один район
города должно приходиться не более 25 процентов от требуемого
общего числа подписей.
Сбор подписей избирателей начинается с момента получения
регистрационных свидетельств уполномоченными представителями
избирательного объединения, избирательного блока или инициативной
группы избирателей. Регистрационное свидетельство выдается
городской избирательной комиссией в 3-дневный срок после
представления необходимых документов о выдвижении кандидата на
должность мэра от избирательного объединения, избирательного
блока, инициативной группы избирателей.
Сбор подписей проводится по месту работы(в том числе в
трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных
мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор
подписей не запрещены. При этом недопустимы принуждение и подкуп
избирателей в любых формах со стороны лица, собирающего подписи.
2. Подписные листы изготавливаются по форме, утверждаемой
избирательной комиссией Ростовской области в соответствии с
установленными Центральной избирательной комиссией РФ общими
рекомендациями по оформлению подписных листов. В подписном листе
указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы,
занимаемая должность, место жительства кандидата и наименование
избирательного округа, в котором он выдвигается.
Избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения
(в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места
жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа,
а также дату внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом,
собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества,
места жительства, серии и номера паспорта и кандидатом в депутаты.
3. Документы для регистрации кандидата представляются в
городскую избирательную комиссию не позднее 27 дней до дня
выборов.
Статья 22. Регистрация кандидатов на должность мэра
1. Лицо, выдвинутое кандидатом на должность мэра, граждане,
входящие в состав инициативной группы по выдвижению, или
уполномоченные лица избирательного объединения (избирательного
блока) представляют на регистрацию в городскую (муниципальную)
избирательную комиссию следующие документы:
- заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность
мэра города;
- подписные листы, сброшюрованные отдельно по каждому району
города и пронумерованные;
- протокол собрания членов инициативной группы по выдвижению
кандидата;
декларация о доходах кандидата за последние два года,
предшествующих году выборов.
2. Необходимые для регистрации кандидатов документы
представляются в городскую избирательную комиссию не позднее 27
дней до выборов. Городская избирательная комиссия проверяет
соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения
и в течение 5 дней со дня внесения документов регистрирует его и
выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и
времени, либо отказывает в регистрации.
3. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в
подписных листах, избирательная комиссия организует
соответствующую проверку подписных листов и, если количество
ошибочных подписей превышает три процента от числа представленных,
либо если количество оставшихся подписей недостаточно для
регистрации может быть отказано либо регистрация может быть
отменена.
Отказ в регистрации может быть обжалован в суде лицом,
претендующим на регистрацию в качестве кандидата в порядке,
установленном законодательством.
Статья 23. Гарантии деятельности кандидатов
1. Кандидаты после их регистрации по личному заявлению
освобождаются от работы, военной службы на время участия в
выборах.
Кандидаты, находящиеся на государственной и муниципальной
службе, а также работающие в средствах массовой информации, на
время их участия в выборах могут на основе личного заявления
освобождаться от выполнения служебных обязанностей и не вправе
использовать преимущества своего служебного положения.
2. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, которые
регистрируются городской (муниципальной) избирательной комиссией.
Доверенные лица получают от городской (муниципальной)
избирательной комиссии удостоверения и ведут деятельность,
способствующую избранию кандидата. Доверенные лица имеют право
присутствовать в день выборов на избирательных участках.
3. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою
кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств
(болезни и пр.), городская (муниципальная) избирательная комиссия
относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов.
4. Кандидат на должность мэра пользуется и другими гарантиями
деятельности на период избирательной кампании, предусмотренными
действующим законодательством.
Глава 5. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 24. Право на участие в предвыборной агитации
1. Граждане Российской Федерации, кандидаты на должность мэра
города вправе в допускаемых законом формах вести агитацию "за" и
"против" любого кандидата.
Должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в
проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими
кандидатами.
2. Запрещается производить предвыборную агитацию,
распространять любые предвыборные материалы:
- федеральным и областным органам государственной власти,
органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при
исполнении ими служебных обязанностей; воинским частям, военным
учреждениям и организациям;
- благотворительным организациям и религиозными объединениям,
избирательным комиссиям и членам избирательной комиссии.
Журналистам, должностным лицам средств массовой информации,
должностным лицам и творческим работникам государственных
телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении
избирательной кампании через средства массовой информации, если
указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами
кандидатов.
3. Избирательные комиссии контролируют соблюдение
установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о
распространении противоправных агитационных материалов, они
принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться
в соответствующие органы с представлением о пресечении
противоправной агитационной деятельности, а также в суд с
представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указание
представления рассматриваются судом в трехдневный срок, а за три
дня до выборов - немедленно.
Статья 25. Условия проведения предвыборной агитации через
средства массовой информации
Кандидаты имеют право на бесплатное предоставление им эфирного
времени по каналам государственных и муниципальных
телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на
территории избирательного округа, на равных основаниях.
Средства массовой информации, одним из учредителей или
совладельцев которых являются органы государственной власти,
местного самоуправления, а равно средства массовой информации,
полностью или частично финансируемые за счет средств федерального
бюджета, бюджета области или местного бюджета, обязаны
обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех
кандидатов. Порядок указанных выступлений (продолжительность
выступлений, предоставляемых кандидатам бесплатно, время выхода в
эфир, порядок предоставления эфирного времени за плату и другие
условия) устанавливаются городской избирательной комиссией.
Кандидаты имеют право на основании заключенного с
телерадиокомпаниями договора получать за плату эфирное время сверх
эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по
отношению к кандидатам должны быть равными.
Статья 26. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Кандидаты и избирательные комиссии вправе беспрепятственно
выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
При проведении предвыборной агитации не допускаются агитация,
возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному
изменению конституционного строя и нарушению целостности
государства, пропаганда войны.
Все агитационные материалы должны содержать информацию об
организациях и лицах, ответственных за их выпуск, тираже и
предприятиях, на которых они изготовлены.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии
вправе обратиться в областной суд с предложением об отмене решения
о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается
судом в трехдневный срок.
2. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на
специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой
избирательной комиссии, а также, с согласия собственников или
владельцев, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином
другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и
избирательных участков.
Статья 27. Срок проведения предвыборной агитации
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов
и прекращается за один день до дня выборов.
Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и
помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних
местах.
В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования,
опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов
результатов выборов не допускается.
В день выборов и предшествующий ему день любая публикация
запрещается.
Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 28. Финансовое обеспечение подготовки и проведения
выборов
Городская (муниципальная) избирательная комиссия распределяет
средства из местного бюджета между участковыми избирательными
комиссиями.
Участковые избирательные комиссии представляют отчет о
расходовании выделенных им средств муниципальной избирательной
комиссии не позднее 40 дней после выборов.
Статья 29. Избирательные фонды
1. Кандидаты вправе создавать избирательные фонды для
финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять
из следующих средств:
а) собственных средств кандидатов;
б) добровольных денежных взносов физических и юридических лиц;
в) денежных сумм, выделенных городской (муниципальной)
избирательной комиссией.
Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица
в избирательный фонд кандидата не может превышать 20-кратного
установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Сумма пожертвований одного отдельного юридического лица в
избирательный фонд кандидата не может превышать установленный
законом размер минимальной месячной оплаты труда более чем в 200
раз.
Предельная сумма расходов кандидата за счет средств
избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты
труда, установленный законом на день выборов, более чем на 20
тысяч раз.
2. Не допускаются пожертвования со стороны: иностранных
государств, организаций и граждан; лиц без гражданства; российских
юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного
капитала в их уставном капитале превышает 25 процентов; российских
юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта
Российской Федерации; международных организаций и международных
общественных движений; органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных предприятий, учреждений,
организаций.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит
исключительно кандидатам.
Все денежные средства, поступающие в избирательные фонды
кандидатов, перечисляются на специальные счета в Сбербанке РФ,
которые открываются с письменного разрешения городской
избирательной комиссии. Порядок учета расходования денежных
средств избирательного фонда устанавливается городской
избирательной комиссией.
3. Не позднее 10 дней после выборов кандидаты обязаны
представить в городскую избирательную комиссию финансовый отчет по
установленной форме, в которой указываются источники денежных
поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в
целях предвыборной агитации.
Глава 7. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 30. Помещение для голосования
Помещения для голосования предоставляются в распоряжение
участковых избирательных комиссий соответствующими районными
администрациями.
Помещение для голосования должно иметь комнаты или зал, в
которых оборудуются кабины для тайного голосования. Вход в кабины
(комнаты) для тайного голосования, выход из них должны находиться
в поле зрения членов участковых избирательных комиссий и
наблюдателей.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним
должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с
информацией обо всех баллотирующихся кандидатах.
Статья 31. Избирательный бюллетень
В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все
зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества,
даты рождения, рода занятий (должности), места работы, места
жительства.
Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат.
В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех
кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Каждый
избирательный бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его
заполнения.
Форма и текст избирательного бюллетеня утверждаются городской
избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
Участковые избирательные комиссии обеспечиваются бюллетенями
для голосования не позднее чем за 4 дня до выборов.
Передача бюллетеней городской избирательной комиссией
производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из
которых остается в городской избирательной комиссии, второй
передается комиссии, получившей бюллетени.
Все избирательные бюллетени, полученные участковой
избирательной комиссией, подписываются в правом верхнем углу
бюллетеня двумя членами комиссии и отмечаются печатью. При этом
каждая участковая избирательная комиссия должна обеспечить
единообразие отметок на всех полученных ею избирательных
бюллетенях. Не заверенные в установленном выше порядке
избирательные бюллетени признаются недействительными и при
подсчете голосов не учитываются.
Статья 32. Порядок голосования
Голосование проводится в выходной день с 7 до 22 часов.
О времени и месте голосования участковые избирательные
комиссии обязаны оповестить каждого избирателя письменно не
позднее чем за 20 дней до дня проведения выборов.
Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов
включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту
своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив
избирательный бюллетень в помещении районной (за 15-4 дня до дня
выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной
комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.
Если избиратель голосует в помещении районной избирательной
комиссии, то на выдаваемом ему избирательном бюллетене ставится
печать соответствующей избирательной комиссии. Одновременно
делается отметка во втором экземпляре списка избирателей о выдаче
избирательного бюллетеня, а также проставляются паспортные данные
избирателя.
Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который
заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На
месте склейки на конверте ставится печать соответствующей
избирательной комиссии. За 3 дня до выборов районная избирательная
комиссия передает второй экземпляр списка избирателей и конверты с
проголосовавшими бюллетенями в соответствующие участковые
избирательные комиссии.
В 7 часов утра в день выборов председатель участковой
избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и
предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и
наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим
опечатываются. Затем председатель участковой избирательной
комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно
проголосовавшими избирателями. При этом проверяются
неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительной
печати, а также соответствие количества конвертов числу
соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты
вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени
опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта
извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные
из конверта бюллетени погашаются, о чем составляется специальный
акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии
приглашает избирателей приступить к голосованию.
Во время голосования и до оформления протоколов на
избирательных участках вправе находиться наблюдатели, доверенные
лица кандидатов. Полномочия наблюдателя должны быть удовлетворены
в письменной форме кандидатом, чьи интересы он представляет, с
указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также
номера избирательного участка, на который он направляется.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не
допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям,
включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или
иного документа, подтверждающего его личность. Получение
избирательного бюллетеня избиратель удовлетворяет своей подписью в
списке избирателей.
В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в
пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он
голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против
всех кандидатов". Заполнение бюллетеня карандашом не допускается.
Избирательный бюллетень заполняется избирателем в кабине, в
которой присутствие иных лиц в это время не допускается.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить
бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица,
не являющегося членом участковой избирательной комиссии или
наблюдателем.
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в
избирательный ящик.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем
избирателям возможность участия в голосовании, в том числе лицам,
которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам
не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в
участковой избирательной комиссии должно быть необходимое
количество переносных избирательных ящиков, которое определяется
решением муниципальной избирательной комиссии.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется
от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для
голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются
повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается
участковой избирательной комиссией.
Статья 33. Организация подсчета голосов и определение
результатов выборов
Установление итогов голосования и результатов выборов в
избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии
членов комиссии с совещательным голосом и наблюдателей,
представляющих кандидатов, а также иностранных (международных)
наблюдателей.
При подписании протокола о результатах выборов члены
избирательной комиссии, несогласные с содержанием протокола,
вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в
протоколе делается соответствующая запись.
По требованию члена избирательной комиссии или наблюдателя
избирательная комиссия соответствующего уровня предоставляет им
возможность ознакомиться с протоколом об итогах голосования, о
результатах выборов и снять с него копию в помещении комиссии.
Копия протокола заверяется соответствующей избирательной
комиссией.
Статья 34. Подсчет голосов избирателей участковыми
избирательными комиссиями
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами
участковой избирательной комиссии на основе поданных избирателями
избирательных бюллетеней.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной
комиссии в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают
неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и
заносится в протокол об итогах голосования. После этого
председатель участковой избирательной комиссии проверяет
неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, дает
удостовериться в их неповрежденности членам участковой
избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам и
вскрывает избирательные ящики. Вскрытие избирательных ящиков
осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.
Вначале производится подсчет бюллетеней, находящихся в
переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать
число заявлений в письменной форме избирателей о проведении
голосования вне помещения для голосования.
2. При подсчете голосов прежде всего отделяются бюллетени
неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не
заверенные избирательной комиссией, а также недействительные
избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные
бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление
избирателя. При принятии решения о признании избирательного
бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия
указывает на оборотной стороне причины его недействительности. Эта
запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой
избирательной комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются
отдельно от других избирательных бюллетеней.
Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться
без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны
быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также
наблюдатели.
3. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об
итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
- число избирателей, внесенных в список избирателей, включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирательной
комиссии;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке в день выборов;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим досрочно;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
- число погашенных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
- число действительных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, признанных
недействительными;
- фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный
бюллетень кандидатов;
- число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
- число голосов, поданных против всех кандидатов.
Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми
членами избирательной комиссии. Первый экземпляр протокола
участковой избирательной комиссии после его подписания
незамедлительно направляется в районную избирательную комиссию. К
протоколу прилагаются: особые мнения членов комиссии; жалобы и
заявления, поступившие в комиссию о нарушениях, допущенных в ходе
голосования или при подсчете голосов; принятые по ним решения -
акт, составленный в случае повреждения пломбы или печати на
избирательном ящике.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными
избирательными бюллетенями хранится у секретаря комиссии до
окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления
доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой
избирательной комиссии с правом совещательного голоса,
представителям средств массовой информации.
Статья 35. Установление итогов голосования районной
(территориальной) избирательной комиссией
На основании протоколов участковых избирательных комиссий об
итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных
районная избирательная комиссия не позднее чем через два дня со
дня выборов устанавливает итоги голосования на соответствующей
территории.
По итогам голосования районная избирательная комиссия
составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых
избирательных комиссий на соответствующей территории и число
протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых
составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные
данные протоколов участковых избирательных комиссий, установленные
частью 3 ст. 34 настоящего Положения.
Протокол районной избирательной комиссии составляется в трех
экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами районной
избирательной комиссии. К протоколу в обязательном порядке
прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов
всех участковых избирательных комиссий на соответствующей
территории.
Первый экземпляр протокола районной избирательной комиссии
после его подписания и сводная таблица незамедлительно
направляются в городскую (муниципальную) избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола и сводная таблица вместе с
протоколами участковых избирательных комиссий хранятся у секретаря
районной избирательной комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления
доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам территориальной
избирательной комиссии с правом совещательного голоса,
представителям средств массовой информации.
Статья 36. Определение результатов выборов мэра города
Ростова-на-Дону
Городская избирательная комиссия на основе протоколов районных
избирательных комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и
не позднее пяти дней со дня выборов определяет результаты выборов
мэра города Ростова-на-Дону.
Выборы мэра города признаются состоявшимися, если в них
приняли участие более 25% избирателей, включенных в избирательные
списки.
Избранным мэром города считается кандидат, набравший
наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, если
число голосов, набранных им, превышает число голосов, поданных
"Против всех кандидатов". При равном числе полученных голосов
избранным считается кандидат, собравший большее количество
подписей избирателей в свою поддержку, а если и их количество
равно - кандидат, зарегистрированный раньше.
О результатах выборов мэра города Ростова-на-Дону городская
избирательная комиссия составляет итоговый протокол, в который
вносятся следующие данные:
- число районных избирательных комиссий;
- число протоколов районных избирательных комиссий, на основе
которых составлен данный протокол;
- число избирателей, внесенных в списки избирателей по
одномандатному муниципальному избирательному округу по выборам
мэра города Ростова-на-Дону;
- число избирательных бюллетеней, выданных участковым
избирательным комиссиям;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательных участках в день выборов;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим досрочно;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
- число погашенных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
- общее число действительных избирательных бюллетеней;
- общее число недействительных избирательных бюллетеней;
- фамилия, имея, отчество кандидатов, внесенных в бюллетень
- число голосов избирателей, поданных за каждого из них;
- число голосов, поданных против всех кандидатов;
- фамилия, имя, отчество избранного кандидата.
Протокол городской избирательной комиссии составляется в трех
экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами
городской избирательной комиссии.
К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосовая по
городу Ростова-на-Дону, включающая в себя полные данные протоколов
всех районных избирательных комиссий.
Сообщение об итогах выборов мэра города публикуется городской
(муниципальной) избирательной комиссией в средствах массовой
информации в пятидневный срок после окончания выборов.
Избирательные бюллетени хранятся не менее одного года,
протоколы об итогах голосования и о результатах выборов - не менее
одного года со дня объявления даты следующих выборов.
Иные документы избирательных комиссий хранятся не менее шести
месяцев.
Статья 37. Признание выборов несостоявшимися или
недействительными
Выборы признаются несостоявшимися:
- в случае выбытия всех кандидатов или оставления в
избирательном бюллетене одного кандидата на должность мэра города;
- если количество избирателей, получивших в ходе выборов
избирательные бюллетени, составляет менее 25% от числа внесенных в
списки избирателей.
Выборы могут быть признаны недействительными, если при
проведении голосования или установлении итогов голосования были
допущены нарушения, которые не позволяют с достоверностью
установить результаты волеизъявления избирателей.
Решение о признании выборов несостоявшимися или
недействительными принимает городская (муниципальная)
избирательная комиссия. Это решение может быть обжаловано в суде в
течение одного месяца со дня принятия решения.
Статья 38. Повторные выборы
Если выборы были признаны несостоявшимися, недействительными,
городская Дума по согласованию с Законодательным Собранием области
принимает решение о проведении повторных выборов.
Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация
кандидатов, другие мероприятия, связанные с проведением выборов,
проводятся в порядке, установленном настоящим Положением.
Статья 39. О полномочиях мэра города в случае признания
выборов несостоявшимися или недействительными
В случае, если выборы мэра города не состоялись или признаны
недействительными, полномочия действующего мэра города
сохраняются.
Глава 8. ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ МЭРА
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Статья 40.
Мэр города, избранный в соответствии с настоящим Положением,
вступает в должность по истечении семи дней после опубликования
официальных выборов мэра города Ростова-на-Дону в порядке,
установленном ст.44 Устава города Ростова-на-Дону.
Действующий мэр исполняет свои полномочия до вступления в
должность вновь избранного мэра.
Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 41. Ответственность за нарушение избирательных прав
граждан
Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия
или угрозы его применения, подлога избирательных документов,
заведомо неправильного подсчета голосов избирателей или иным путем
препятствующие свободному осуществлению гражданином своих
избирательных прав либо работе избирательных комиссий, либо лица,
распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или
совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство
кандидатов, а равно лица, препятствующие законной деятельности
доверенных лиц кандидатов, наблюдателей или условиям проведения
предвыборной агитации, несут административную или уголовную
ответственность.
|