ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ОТ 20 ИЮНЯ 1996 ГОДА N 201
О "КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1996-1997 ГОДЫ"
В соответствии с решением коллегии администрации области от
15.03.96 г. N 1 в целях обеспечения проведения единой политики
стабилизации уровня промышленного производства во всех отрасля,
развития и совершенствования системы регулирования в
промышленности, координации инвестиционной деятельности,
регионального управления процессами конверсии оборонных
предприятий
П О С Т А Н О В Л Я Ю :
1. Утвердить "Концепцию промышленной политики администрации
Ростовской области на 1996-1997 годы" (приложение).
2. Принять к сведению, что утвержденная Главой
администрации области в марте текущего года "Региональная целевая
комплексная программа конверсии предприятий и организаций
оборонного комплекса Ростовской области на 1996-2000 гг.",
являющаяся составной частью концепции промышленной политики,
направляется отделом координации и прогнозирования работы
промышленности по списку заинтересованным организациям и
должностным лицам.
3. Главам администраций городов и районов области,
руководителям департаментов, управлений, комитетов и отделов
администрации области, областных объединений и ведомств принять
меры по реализации "Концепции промышленной политики администрации
Ростовской области на 1996-1997 годы" с целью достижения к 1997
году стабилизации промышленного комплекса области и создания
предпосылок для устойчивого экономического роста.
4. Заместителю Главы администрации области Ласточкиной В.
М. при формировании областного бюджета на 1997 год и последующие
годы предусматривать выделение необходимых средств на реализацию
региональной программы конверсии, а также оказывать помощь в
выделении средств из областного фонда финансовой поддержки
предприятиям и организациям оборонного комплекса на осуществление
представляемых конверсионных проектов.
5. Контроль за ходом выполнения постановления возложить на
первого Заместителя Главы Администрации - председателя
правительства области Анпилогова В. Н.
Глава Администрации
В.Ф.ЧУБ
Постановление вносят:
- отдел координации и
прогнозирования работы
промышленности области;
- отдел экономических реформ
Администрации области.
Приложение N 1
к постановлению Главы
Администрации области
от 20 июня 1996 г. N 201
КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1996-1997 ГОДЫ
Введение
Концепция промышленной политики в Ростовской области
разработана в соответствии с "Программой Правительства РФ "Реформы
и развитие российской экономики в 1995-1997 гг.", утвержденной
постановлением Правительства РФ от 28.04.95 г. N 439, с "Основными
направлениями промышленной политики Российской Федерации на
1995-1997 годы" Госкомитета РФ по промышленной политике и
развивает их с учетом региональных аспектов.
Концепцию промышленной политики в Ростовской области
следует рассматривать как этап формирования среднесрочной
стратегии социально-экономического развития региона, связанный с
решением следующих задач:
- приостановление спада промышленного производства и
создание на этой основе условий стабилизации экономики области;
- институциональное и организационное реформирование
промышленности и создание адекватной инфраструктуры;
- развертывание структурной перестройки, включая конверсию
в условиях ограниченных возможностей для экономического маневра;
- преодоление инвестиционного кризиса за счет привлечения
отечественных и зарубежных инвестиций;
- создание условий для конкурентоспособной продукции на
внутреннем рынке, а также в ближнем и дальнем зарубежье.
Результатом реализации данных предложений должно стать
достижение к 1997 году стабилизации промышленного комплекса
области и создание предпосылок для устойчивого экономического
роста.
1. Оценка состояния промышленного
комплекса области в 1992-1995 гг.
Промышленный комплекс характеризуется рядом общих
особенностей.
Во-первых, экономика Ростовской области находится на зрелой
стадии индустриального развития с ее сложными взаимосвязями в
пространстве и во времени и включает в себя основные отрасли
народного хозяйства, которые базируются на ресурсозатратных
технологических системах и поражены структурным кризисом.
Во-вторых, удельный вес продукции, конкурентоспособной на
внешнем рынке, крайне низок. Другими словами, инвалютная
составляющая доходной части областного бюджета весьма скудна. В
то же время зависимость экономики от поставок со стороны
значительного ряда наименований ресурсов и продукции
производственно-технического значения очень велика.
Все это практически затрудняет возможность равноправной
интеграции экономики Ростовской области в мировую систему
хозяйственных связей, без которых она не может эффективно
развиваться. Чтобы исправить положение, требуется провести не
только структурную перестройку экономики, но и в значительной мере
обеспечить перепрофилирование целого ряда хозяйствующих субъектов
с заменой их производственного аппарата на новый, соответствующий
мировому уровню по всем технико-экономическим параметрам.
Помимо этого, подавляющая часть производственного
потенциала промышленности и сельского хозяйства нуждается в
обновлении.
Анализ статистических данных на предприятиях Ростовской
области, представленных в таблице 1, свидетельствует об углублении
спада промышленного производства за годы экономических реформ.
Таблица 1
Динамика физического объема
промышленной продукции
------------------------T-------T-------T-------T--------T-------¬
¦ ¦1992 г.¦1993 г.¦1994 г.¦ 1995 г.¦1995 г.¦
¦ ¦ к ¦ к ¦ к ¦ к ¦ к ¦
¦ ¦1991 г.¦1992 г.¦1993 г.¦ 1994 г.¦1991 г.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(оценка)¦ ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+
¦ Продукция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ промышленности, ¦ 82.0 ¦ 80.7 ¦ 72.3 ¦ 88.6 ¦ 45.9 ¦
¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+
¦в том числе: ¦ 100.0 ¦ 98.8 ¦ 98.2 ¦ 91.5 ¦ 88.7 ¦
¦ - электроэнергетика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+
¦ - топливная ¦ 101.4 ¦ 93.3 ¦ 90.0 ¦ 90.9 ¦ 76.8 ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+
¦ - черная ¦ 75.5 ¦ 78.5 ¦ 72.9 ¦ 113.6 ¦ 51.0 ¦
¦ металлургия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+
¦ - цветная ¦ 74.5 ¦ 82.2 ¦ 59.6 ¦ 100.4 ¦ 34.7 ¦
¦ металлургия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+
¦ - химическая ¦ 69.7 ¦ 74.9 ¦ 66.4 ¦ 63.3 ¦ 25.4 ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+
¦ - машиностроение ¦ 87.7 ¦ 75.5 ¦ 54.3 ¦ 83.7 ¦ 34.2 ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+
¦ - лесная, ¦ 97.0 ¦ 86.7 ¦ 49.5 ¦ 41.2 ¦ 15.9 ¦
¦ деревообрабатывающая¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+
¦ - промстройматериалов ¦ 86.6 ¦ 84.4 ¦ 71.9 ¦ 83.4 ¦ 45.8 ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+
¦ - легкая ¦ 82.0 ¦ 69.7 ¦ 46.6 ¦ 57.0 ¦ 21.5 ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+
¦ - пищевая ¦ 76.8 ¦ 87.3 ¦ 76.2 ¦ 80.9 ¦ 52.1 ¦
L-----------------------+-------+-------+-------+--------+--------
Отмечаются более высокие темпы снижения выпуска продукции
потребительского рынка. Кроме этого, можно указать на другие
характерные тенденции:
- прогрессивный износ основных фондов, который не
компенсируется новыми капиталовложениями;
- нарастание трудностей в сбыте продукции, особенно
непродовольственных товаров народного потребления и продукции
сельхозмашиностроения;
- углубление взаиомозадолженностей предприятий и рост цен
и, как следствие, - обострение диспропорции между производством и
потреблением.
Под влиянием изменения соотношения между спросом и
предложением произошли существенные структурные сдвиги в
промышленном производстве (см. таблицу 2).
Таблица 2
Динамика отраслевой структуры
промышленного комплекса области
-----------------------------T-----------------T-----------------¬
¦ Отрасли промышленности ¦ 1991 г. ¦ 1995 г. ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Машиностроение ¦ 31.9 ¦ 21.2 ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Топливная ¦ 4.7 ¦ 19.2 ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Пищевая ¦ 16.2 ¦ 13.5 ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Электроэнергетика ¦ 3.6 ¦ 16.1 ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Черная металлургия ¦ 4.6 ¦ 9.2 ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Цветная металлургия ¦ 4.7 ¦ 5.6 ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Химия ¦ 8.9 ¦ 4.6 ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Стройиндустрия ¦ 2.9 ¦ 3.5 ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Легкая ¦ 14.3 ¦ 2.4 ¦
+----------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Деревообрабатывающая ¦ 2.7 ¦ 1.3 ¦
L----------------------------+-----------------+------------------
В 1993-1995 гг. на финансовое состояние предприятий
промышленности области продолжали оказывать негативное воздействие
такие факторы, как недостаточный объем оборотных средств,
неплатежи и возрастающие спросовые ограничения. Это приводило к
периодическим остановкам большинства предприятий машиностроения,
химической, деревообрабатывающей и легкой промышленности. Так, в
течении 1994 года в среднем ежемесячно полностью останавливали
производство 22 предприятия, в 1995 году - 21 предприятие.
С 1993 года происходит опережающее сокращение объемов
производства в отраслях, ориентированных на удовлетворение
конечного спроса, производящих товары народного потребления.
Динамика производства ТНП
в % к предыдущему году
¦
100 +-
¦
¦
¦
90 +-
¦
¦ 83.8
¦ 80.4 -----¬
80 +- -----¬ ¦----¦79.1 78.6
¦ ¦----¦ ¦----+----¬ 76.8 -----¬
¦ ¦----¦ ¦----¦----¦ -----¬ ¦----¦73.4
¦ 70.8¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦ ¦----+----¬
70 +- -----+----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦64.2 ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----+----¬ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
60 +- ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
50 +- ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
40 +- ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
30 +- ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
20 +- ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
10 +- ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦ ¦----¦----¦
0 L----+----+----+---+----+----+---+----+----+---+----+----+---
1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.
-----¬
¦----¦ - продовольственные товары
L-----
-----¬
¦----¦ - непродовольственные товары
L-----
Сложное положение наблюдается в инвестиционной сфере. Рост
амортизационных начислений в 6-7 раз позитивно не отразился на
инвестировании. Происходит не только моральное, но и физическое
разрушение производственных фондов.
Финансовая поддержка предприятиям из средств регионального
бюджета (спецналога) оказывает недостаточное влияние на
стабилизационные процессы в промышленном комплексе области.
Вместе с тем, на фоне относительного замедления роста цен
спад промышленного производства со 2-го квартала 1995 года
несколько приостановился. В отдельные месяцы 2 - 4-го кварталов
наблюдается рост производства по отношению к соответствующему
периоду 1994 года. Происходит стабилизация и рост выпуска
отдельных видов продукции (сталь, прокат, трубы стальные, косилки,
экскаваторы, синтетические моющие средства, бумага, листы
асбоцементные, пряжа и ткани хлопчатобумажные). В четырех городах
области из 16 объемы промышленного производства за 1995 год выше
уровня, достигнутого в 1994 году.
Комплексная оценка итогов работы промышленности области в
1995 году свидетельствует о проявлении признаков начала
стабилизации, постепенном замедлении спада промышленного
производства.
В то же время сохраняются факторы, препятствующие
устойчивому повышению экономической активности, росту
производственных накоплений и, как следствие, влияющие на
сокращение объемов инвестиций.
Такая ситуация свидетельствует, что необходима более
активная и согласованная с центром промышленная политика в
1996-1997 гг. с тем, чтобы переломить кризисные явления в
промышленном комплексе области.
2. Цели и задачи промышленной
политики в 1996-1997 годах
Преодоление кризиса в промышленном комплексе области
предполагает решение следующих задач:
- стабилизация уровня промышленного производства во всех
отраслях;
- ускоренное развитие тех секторов промышленности,
продукция которых конкурентоспособна и пользуется платежеспособным
спросом;
- стимулирование инвестиционной деятельности в
промышленности;
- развитие конкурентной среды на рынке промышленной
продукции;
- смягчение негативных социальных последствий,
сопровождающих структурную перестройку промышленности.
3. Основные направления промышленной
политики в 1996-1997 годах
Основные направления региональной промышленной политики в
1996-1997 годах включают:
- развитие и совершенствование системы регионального
регулирования в промышленности;
- реформирование экономической среды;
- инициирование организационных и институциональных
изменений;
- координация и развитие инвестиционной деятельности
промышленными структурами;
- экономическое регулирование;
- региональное управление процессами конверсии оборонных
предприятий.
3.1. Развитие системы регионального
регулирования в промышленности
Система регионального регулирования в промышленности
предусматривает последовательную реализацию целей реформы
государственных предприятий и управление государственной
собственностью, указанных в Программе Правительства РФ "Реформа и
развитие Российской экономики в 1995-1997 гг.", которые состоят: в
освобождении от несвойственной ему функции в экономической сфере,
сохранении в государственной собственности только предприятий,
необходимых для осуществления конституционных функций государства
и удовлетворения жизненно важных потребностей общества, в
повышении эффективности управления государственными предприятиями
и снижения нагрузки на бюджет.
В соответствии с этим в Ростовской области предстоит
уточнить разделение всех предприятий на государственные и
казенные, на акционерные с долями госсобственности и
приватизированные.
Первые две формы собственности в условиях структурной
перестройки приобретают исключительно важное значение, поскольку
именно на эти предприятия падает основная нагрузка по обеспечению
обороноспособности, поддержанию базовых отраслей промышленности и
соответствующей инфраструктуры.
Предприятия казенного сектора, состоящего из некоммерческих
предприятий и предприятий, ориентированных главным образом на
государственный спрос или на выполнение общественно значимых в
промышленном комплексе области, пока не обозначены. Однако,
имеются предприятия, находящиеся под государственным контролем,
приватизация которых запрещена. Таким предприятиям вполне возможно
придание статуса казенных предприятий.
Развитие системы управления государственными (казенными)
предприятиями предполагается осуществлять в тесной взаимосвязи с
федеральными органами власти и решением вопросов отработки системы
назначения руководителей и их подотчетности перед федеральными и
региональными органами власти, отработки региональных систем
социальной гарантии работникам этих предприятий, разработки
системы пополнения оборотных средств, уточнения механизмов
региональной поддержки.
Предприятия второй группы относятся к категории
коммерческих и должны работать, исходя из тех же критериев
эффективности производства, что и частные предприятия,
самостоятельно обеспечивая свое выживание в условиях рыночной
конкуренции. Отвечающие за их состояние органы государственного
управления (федерального и регионального) не должны вмешиваться в
оперативное управление ими, ограничиваясь контролем за
деятельностью администрации с точки зрения общепринятых критериев
эффективности производства и фактически выполняя функции
акционеров.
Федеральные и региональные органы власти несут ограниченную
ответственность по обязательствам этих предприятий по размерам
вложенной в них государственной собственности в виде обыкновенных
акций. В собственности государства может быть и "золотая акция",
дающая право "вето" по ключевым решениям акционеров. В таком
случае соответствующий государственный орган фактически будет
контролировать деятельность предприятия и полностью ее определять.
Система регулирования предприятий данной группы
собственности предполагает избирательный подход по признакам их
реального организационно-экономического положения, степени
приспособленности к функционированию в условиях действия законов
рыночной экономики, способности к структурно-технологическому и
объемному росту с возможностью увеличения рабочих мест,
номенклатуры продукции, имеющей покупательский спрос, отвечающих
требованиям инвестиционных структур:
а) сильные предприятия, имеющие стойкий платежеспособный
спрос на свою продукцию, оборотные средства и обеспеченные
другими условиями производства. Нуждаются в улучшении налоговой
политики, улучшении гражданского и хозяйственного
законодательства, в основном, на федеральном уровне;
б) предприятия, проведшие структурную перестройку
производства на условиях рыночной экономики, имеющие
платежеспособный спрос на продукцию, но не имеющие возможность
развернуть его в полной мере, например, из-за отсутствия
достаточных оборотных средств. Нуждаются в финансовой помощи на
возвратной основе, взвешенных льготах, возможно, другой помощи;
в) предприятия, находящиеся на пути структурной
перестройки, положительные перспективы которых очевидны. Нуждаются
в финансово-инвестиционной помощи, льготах, организационной
поддержке;
г) предприятия, имеющие перестроечный потенциал, но в силу
безынициативности руководства и коллектива, не предпринимающие
достаточных мер для выхода на рынок, постоянно понижающие объемы
производства, уменьшающие количество рабочих мест, увеличивающие
неплатежеспособные долги и т. д. Нуждаются в применении к ним
закона о неисполнительности, смене руководствующего звена,
структурной перестройке производства;
д) предприятия бесперспективные в силу исчезновения спроса
на их продукцию, технической и технологической отсталости и другим
причинам. Коллективы таких предприятий нуждаются в переориентации
на другую продукцию, переквалификации, либо создании новых
предприятий на рыночной основе;
е) предприятия естественной монополии, которые не
мотивированно поднимают цены на свою продукцию, прежде всего,
энергетические, в результате чего цены на конечную продукцию
предприятий, использующих продукцию монополистов в качестве сырья,
становятся выше рыночной и потребительской стоимости, не
обеспечиваются платежеспособным спросом, нуждаются в контроле
органов власти и управления, ограничении по ценам, фондам
внутреннего потребления.
Предполагается развитие системы регионального
взаимодействия и сотрудничества с частными и приватизированными
предприятиями на базе лицензирования деятельности малых
предприятий, а также региональной поддержки малого и среднего
бизнеса.
Региональному регулированию в промышленности должна
способствовать целенаправленная работа с общественными
объединениями предпринимателей, в числе которых организация
консультативно-совещательного процесса и договоренность о
реализации согласованных решений.
Улучшению управляемости промышленностью области будет
способствовать работа по содействию в формировании
финансово-промышленных групп (ФПГ), осуществляющих полный цикл
воспроизводства конечной продукции, а также ФПГ и консорциумов,
осуществляющих организацию крупных региональных программ развития.
Для целенаправленной работы по инициированию создания ФПГ
следовало бы построить прогнозную картину возможной структуры
промышленного комплекса Ростовской области с указанием возможных
ФПГ, консорциумов, холдингов и других форм
организационно-экономической интеграции промышленного и
финансового капитала.
В целом механизм реализации системы регулирования должен
предусматривать:
- руководство практической реализацией второго этапа
приватизации и проведение вторичной эмиссии акций;
- содействие процессам реформы государственных предприятий;
- регулирование процессов формирования и прямое участие в
создании трастовых, холдинговых компаний, консорциумов,
финансово-промышленных групп;
- координацию работы казенных предприятий и представление
интересов государства в акционерных обществах;
- выявление приоритетных направлений с учетом региональных
нужд и рыночного платежеспособного спроса;
- разработку механизмов региональной и государственной
поддержки предприятий, оперативный выход на федеральный уровень;
- формирование целевых государственных и региональных
инвестиционных программ;
- руководство выработкой предложений по банкротству и
санации неэффективно действующих предприятий;
- организацию условий замены руководящих структур,не
отвечающих требованиям на ряде предприятий.
3.2. Реформирование
экономической среды
Необходимым условием реализации приоритетов региональной
промышленной политики является оздоровление экономической среды, в
том числе ее реформирование посредством бюджетной и налоговой
политики, укрепления платежной и финансовой дисциплины
предприятий.
Как в Федерации, так и в Ростовской области
кредитно-денежная система ориентирована прежде всего на сферу
обращения, но не на отрасли отечественного материального
производства.
Бюджетно-налоговая система построена таким образом, как
будто российская экономика является не индустриальной системой с
развитым аграрно-промышленным сектором, конгломератом несвязанных
сырьевых производств. Нынешний налоговый режим носит репрессивный
характер.
Ценовой механизм соответствует экономике
ресурсо-сберегающего типа, в то время как реальная российская
экономика остается ресурсоемкой.
Таким образом, три важнейших экономических регулятора
действуют вразнобой; один соответствует экономике
торгово-спекулятивного типа, другой - экономике преимущественно
сырьевого профиля, третий - высокоиндустриальной,
ресурсосберегающей экономике. Все это и является одной из главных
причин платежного кризиса и спада производства.
Другой причиной является департамент цен, сложившийся не
только во взаимоотношениях села с промышленностью, но и с
предприятиями перерабатывающей и пищевой промышленности, а также с
торговлей.
Если в 1992 году для покупки одного комбайна "Нива" нужно
было продать 42 тонны зерна, то в 1994 году - 301.9 тонны, а мяса
крупного рогатого скота - 15.6 и 43.7 тонны соответственно. Цены
на сельхозмашины увеличились в 4 - 5 раз, а цены на
сельхозпродукцию в 3 раза. Более выгодное положение на рынке сфер
торговли и переработки позволяет предприятиям торговли и
переработки не только задерживать расчеты с сельскохозяйственными
товаропроизводителями, но также увеличивать свою долю в структуре
розничной цены на продовольствие, промтовары.
Помимо государственных мер в решении этих проблем,
региональная финансовая политика должна быть направлена на
повышение эффективности использования бюджетных средств Ростовской
области, увеличение его доходной части.
Достижение поставленных целей включает:
- реальную оценку доходов областного бюджета и
последовательное сокращение нерациональных расходов, усиление
контроля за расходованием бюджетных средств;
- осуществление мер по своевременному и полному внесению в
областной бюджет налогов и иных обязательных платежей, укреплению
доходной части областного бюджета;
- предоставление налоговых льгот только в рамках
приоритетов развития экономики региона и при условии повышения
эффективности функционирования предприятий;
- определение направлений и объемов всех видов субсидий и
дотаций бюджетам городов и районов области;
- определение порядка предоставления целевых субсидий и
кредитов из областного бюджета предприятиям и организациям области
с учетом областных приоритетов, значимости проектов, их
эффективности, возвратности средств и т. д.
Предоставление региональной финансовой поддержки должно
осуществляться на безвозвратной основе исключительно:
- на финансирование объектов социально-культурного и
коммунально-бытового назначения;
- на финансирование издержек по восстановлению
платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное
финансирование;
- на финансирование ликвидационных процедур предприятий
областной собственности при недостаточности средств от продажи
имущества должников.
Во всех остальных случаях финансовая поддержка должна
оказываться исключительно на возвратной основе.
Предоставление финансовой помощи предприятиям и
организациям должно осуществляться только в соответствии с
утвержденными федеральными и региональными программами и с
установленными приоритетами.
Для укрепления платежной и финансовой дисциплины и решения
проблем взаимных неплатежей необходимо расширить применение форм
прогрессивных расчетов, переоформление задолженностей предприятий
в срочные долговые обязательства, развитие вексельного обращения,
а также обращение непогашенной задолженности на активы и имущество
предприятий и продажа предприятий-банкротов.
Следует усилить контроль за доведением до предприятий
дотаций, средств краткосрочной финансовой поддержки, льготных
кредитов и их целевым использованием.
3.3. Организационные и институциональные
преобразования в промышленном
комплексе области
Организационные и институциональные преобразования
определяют основное содержание проводимых в Российской Федерации
реформ.В программе Правительства РФ "Реформы и развитие российской
экономики в 1995-1997 годах" предложен подход постепенного
формирования полноценных институтов рыночной экономики вместо
быстрых крупномасштабных мер. Такой же подход планируется
осуществить и в промышленном комплексе Ростовской области, где
важнейшим этапом таких преобразований является приватизация.
В 1994 году в области зарегистрировано 288 акционерных
обществ, из которых 195 приватизировано по второму варианту. Всего
прошли этап приватизации 908 предприятий, из которых промышленные
предприятия составили 26%, строительные - 7%. В 1995 году было
приватизировано 284 предприятия, из них 23% промышленных, 10% -
стройиндустрия. За этот период от приватизации получено 2911.2
млн. руб., выпущено 3816 тыс. шт. акций. Процесс дальнейшей
приватизации должен идти в направлении повышения эффективности
производства и пополнения доходной части бюджета.
Основным способом приватизации в промышленности становится
продажа акций предприятий на денежных аукционах и инвестиционных
конкурсах, в том числе продажа акций государственной собственности
под залог.
Интересы развития экономики области требуют широкого
использования регионального рынка ценных бумаг, становления
механизма межотраслевого перелива капитала. Дополнительный импульс
такому направлению может дать формирование в Ростовской области
финансово-промышленных групп (ФПГ).
ФПГ способны оказать существенное влияние на структуру
фондового рынка, объемы и характер операций на нем на основе
консолидированных действий и вложений банков, инвестиционных
институтов и предприятий, входящих в ФПГ.
Администрации области важно последовательно инициировать
процессы создания ФПГ. В 1995 году на базе коммерческого банка
"Донинвест" и АО "Красный Аксай" создана финансово-промышленная
группа "Донинвест", в состав которой включена группа ведущих
предприятий области - АО "Сулинский металлургический завод", АО
"Белокалитвинское металлургическое объединение", АО "Гранит" и
другие.
Прорабатывается вопрос создания российско-французского
акционерного общества на базе АО "Таганрогский комбайновый завод"
и фирмы "Рено" по организации выпуска легковых автомобилей.
В соответствии с Указом Президента РФ от 03.07.95 г. N 662
"О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной
системы" предусмотрено создание финансово-промышленной группы
"Информационные технологии", в состав которых включены два
предприятия области: ГП "Алмаз" и НИИСИС.
Ожидается, что формирование трех-четырех ФПГ в промышленном
комплексе области позволит привлечь дополнительный объем ресурсов
отечественных и иностранных финансовых институтов и производств,
будет способствовать решению проблемы неплатежей, прекращению
спада производства.
Работа по созданию формирования ФПГ должна включать
следующие меры:
- поддержка имеющихся инициатив и усилий банковских и иных
финансово-кредитных учреждений по консолидации промышленного и
финансового капитала;
- поддержка организации в рамках ФПГ полного цикла
расширенного воспроизводства, включающего проведение НИОКР,
инвестиционную деятельность собственного производства, реализацию
продукции, финансовое обеспечение всего процесса;
- содействие в формировании общенациональных и
транснациональных ФПГ,создаваемых федеральными органами власти, с
участием предприятий и организаций Ростовской области;
- инициирование формирования региональных ФПГ или
консорциумов для реализации крупных региональных проектов
(программ развития).
Усилению влияния администрации области на процессы
формирования ФПГ и консорциумов будет способствовать работа по
получению прогнозной картины возможной структуры промышленного
комплекса с расположением в ней возможных вариантов создания ФПГ.
Такая прогнозная картина может дать понимание необходимых действий
по инициированию формирования региональных ФПГ.
Осуществление институциональных преобразований связано
также с развитием предпринимательства и малого бизнеса.
При этом поддержка малого бизнеса возможна, как минимум, по
двум направлениям. Во-первых - это интеграция малых предприятий и
фирм в производственные сети более мощных экономических
структур, способных выступить в роли стабилизаторов производства и
генераторов экономического роста. Положительным примером является
интеграция фирмы "Глория-2" в акционерное общество "Глория-Джинс".
Во-вторых, самостоятельное завоевание рыночных ниш мелкими
предприятиями. Этот путь особенно остро нуждается в поддержке.
Здесь региональная поддержка должна быть сфокусирована на
тех малых предприятиях и фирмах, которые обладают значительным
инновационным капиталом и имеют реальные возможности роста, прежде
всего в приоритетных направлениях структурной политики.
Условием эффективного функционирования рыночного хозяйства
является взаимодействие товаропроизводителей и потребителей через
торговую инфраструктуру. Первоочередной региональной задачей
является создание оптовых рынков, способствующих формированию
заказов производства и гарантирующих производителям реализацию
основной части продукции.
Этому должна способствовать также организация системы
региональной информации о товарах и услугах, охватывающая
организацию выставок новых товаров и технологий.
3.4. Координация и развитие
инвестиционной деятельности
в промышленной политике
За годы кризисного развития основные фонды промышленности
Ростовской области значительно амортизированы. Практически все
предприятия нуждаются в обновлении парка оборудования, без чего
невозможна стабилизация производства, а также конкуренция с
зарубежными производителями.
Тем самым резко возрастает потребность в инвестициях на
возмещение и обновление производственных фондов. При этом
необходимо существенно изменить тенденции формирования структуры
источников инвестиций в производственной сфере на основе роста как
традиционных источников инвестирования (собственные средства
предприятий, бюджетные средства, целевые средства, внебюджетные
средства), так и новых источников (долгосрочные кредиты
коммерческих банков, накопления населения, средства от эмиссии
акций предприятий, средства, полученные от передачи в залог
государственной собственности), порождаемых развитием рыночной
инфраструктуры и процессом разгосударствления собственности.
В целях расширения инвестиционных предложений в
промышленном комплексе области администрациями области, городов
и районов необходимо инициировать и координировать процессы
разработки бизнес - проектов промышленными предприятиями,
обеспечивающих структурную перестройку, обновление и создание
конкурентоспособной продукции и технологий.
В целях региональной поддержки инвестиционной политики
представляется необходимым сохранить на 1996-1997 годы "Фонд
финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства" за
счет возвратных кредитных ресурсов, выделенных предприятиям в
1994-1995 годах.
Структурная перестройка экономики области, качественные
изменения основных фондов, расширенное воспроизводство продукции
требуют значительных финансовых средств, которые не могут быть
привлечены в короткие сроки. И поэтому стоит важнейшая задача
разработки механизма целевого инвестирования "точек роста" из
совокупности разнообразных по природе их образования источников
финансирования и поэтапного реинвестирования по мере
экономического роста в отдельных сферах экономики области.
С целью выбора направлений структурной перестройки
экономики области, определения "точек роста" и очередности
инвестирования как основы построения концепции поэтапного подъема
экономики, учеными и специалистами Ростовской экономической
академии проведен многоуровневый структурный анализ промышленности
и сельского хозяйства области. В качестве отрасли прорыва на базе
экономико-статистических и экспертных оценок был выбран
агропромышленный комплекс области. В структуру АПК введены помимо
традиционных отраслей (собственно сельскохозяйственное
производство и его производственно-социальная инфраструктура, все
ступени переработки сельскохозяйственной продукции и сырья)еще и
фондопроизводящие отрасли для сельского хозяйства, легкой, пищевой
и кожевенной промышленности. Это сделано с целью повышения
эффективности реструктуризации АПК за счет расширения форм
образования взаимоинтегрированных хозяйствующих структур,
удовлетворяющих экономические интересы, входящих в структуру
субъектов на индустриальной основе.
Концепция выхода экономики Ростовской области из кризиса
предполагает, что по мере экономического роста АПК будет
инициирован спрос по технологическим цепочкам на услуги
строительного комплекса, на продукцию машиностроения, металлургии,
химической промышленности и других отраслей.
Каждый хозяйствующий субъект в настоящее время располагает
возможностью финансировать решение текущих и перспективных задач
из целого ряда источников (см. схему). Проблема состоит в умении
аргументировать и организовать привлечение инвестиций на основе
внешних источников финансирования.
Поэтому контуры механизма направленного инвестирования
реструктуризации экономики области предлагается строить на основе
внешних источников финансирования, прибегая и к внутренним
источникам в случае организационного укрупнения (объединения,
слияния) хозяйствующих структур, при управляющих и регулирующих
воздействиях областной Администрации. Направленность
инвестирования определяется в этом процессе принятием решений о
первоочередности и важности проблем, для чего Администрация
области послужит ориентиром последовательности инвестирования
отдельных объектов с ее участием.
Необходимо также осуществлять инвестиционную поддержку за
счет налоговых льгот, предоставляемых предприятиям, проводящим
структурную перестройку.
Предоставление льготных кредитов и льгот по налогообложению
должно использоваться в ограниченном числе случаев, оговоренных в
постановлениях Главы Администрации области решениях и
Законодательного собрания области.
Важным элементом по стимулированию инвестиционной
деятельности с целью осуществления задач структурной перестройки
является политика по привлечению иностранных инвестиций.
Необходимо предусмотреть в бюджете средства (на 1997 и
последующие годы), для предоставления гарантий платежеспособным
предприятиям при получении государственных и иностранных
кредитов.
Предоставление любых видов льгот должно сопровождаться
заключением между региональными органами власти и предприятиями,
которым оказывается селективная поддержка, соглашений,
предусматривающих взаимные обязательства сторон.
Главным органом финансирования реструктуризации экономики в
области на базе инвестиционных проектов должен стать фондовый
рынок, который способен в сравнительно короткие сроки мобилизовать
финансовые ресурсы физических и юридических лиц и направить их в
производство на длительный период.
Мерами, вызывающими интерес у инвесторов к конкретному
инвестиционному проекту и желанием участвовать в его
финансировании являются:
- финансовая поддержка рискованных
инвестиционно-производственных проектов исполнительными органами
власти региона, Правительством РФ и их гарантий инвесторам;
- гарантии инвесторам в удовлетворении их экономических
интересов в ближайшем будущем;
- формирование повышенного спроса на ценные бумаги (акции,
облигации) эмитентов через сеть брокерских и дилерских
организаций с помощью рекламы в средствах массовой информации;
- параллельное укрепление нормативно-законодательной базы
фондового рынка документами областной ориентации;
- развитие системы страхования вкладов инвесторов.
Схема
Источники финансирования текущей
и перспективной деятельности
хозяйствующих субъектов
---------------------------¬
¦ ¦
¦ Источники финансирования ¦
¦ ¦
L--------T--------T---------
---------- L--------¬
--------+--------¬ ---------+-------¬
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Внешние ¦ ¦ Внутренние ¦
¦ ¦ ¦ ¦
L----T-----T------ L--------T--------
------ L---------¬ L----------¬
---------+-------¬ ---------+----------¬ ----------+--------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Срочные ¦
¦ Привлеченные ¦ ¦ Государственные ¦ ¦ депозиты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------T-------- L--------T----------- L---------T---------
¦ ¦ ¦
---------+-------¬ ---------+----------¬ ----------+--------¬
¦ Эмиссия ¦ ¦ Правительственные ¦ ¦ Текущие ¦
¦ ценных ¦ ¦ займы ¦ ¦ депозиты ¦
¦ бумаг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------T-------- L--------T----------- L---------T---------
¦ ¦ ¦
---------+-------¬ ---------+----------¬ ----------+--------¬
¦ ¦ ¦ Целевые ¦ ¦ Нераспределенная ¦
¦ Кредиты ¦ ¦ беспроцентные ¦ ¦ прибыль ¦
¦ ¦ ¦ кредиты ¦ ¦ ¦
L--------T-------- L--------T----------- L---------T---------
¦ ¦ ¦
---------+-------¬ ---------+----------¬ ----------+--------¬
¦ Облигации ¦ ¦ Средства ¦ ¦ Амортизационный ¦
¦ частных ¦ ¦ инвестора под ¦ ¦ фонд ¦
¦ компаний ¦ ¦ госгарантии ¦ ¦ ¦
L--------T-------- L--------T----------- L---------T---------
¦ ¦ ¦
---------+-------¬ ---------+----------¬ ----------+--------¬
¦ Банковские ¦ ¦ Бюджетные ¦ ¦ Проценты за ¦
¦ займы ¦ ¦ ассигнования ¦ ¦ предоставленный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кредит ¦
L--------T-------- L-------------------- L---------T---------
¦ ¦
---------+-------¬ ----------+--------¬
¦ Облигации ¦ ¦ Эмиссия ¦
¦ местных ¦ ¦ акций ¦
¦ органов власти ¦ ¦ ¦
L--------T-------- L---------T---------
¦ ¦
---------+-------¬ ----------+--------¬
¦ Средства ¦ ¦ Прибыль ¦
¦ частных ¦ ¦ филиалов ¦
¦ инвесторов ¦ ¦ ¦
L--------T-------- L---------T---------
¦ ¦
---------+-------¬ ----------+--------¬
¦ Средства ¦ ¦ Дивиденды ¦
¦ ФПГ ¦ ¦ акционеров ¦
¦ ¦ ¦ ¦
L--------T-------- L-------------------
¦
---------+-------¬
¦ Средства ¦
¦ иностранных ¦
¦ инвесторов ¦
L-----------------
Основное направление в управлении экономикой области в
настоящее время должно сводиться преимущественно к организации
финансирования реструктуризации промышленности, а именно тех их
звеньев, где накоплен наиболее ценный потенциал и имеются
наилучшие перспективы создания вокруг них очагов оздоровления
экономической ситуации.
В основу финансирования реструктуризации экономики области,
в соответствии с предлагаемой концепцией, положены следующие
принципы:
- повышение роли федеральных и региональных структур в
активизации первоочередного финансирования;
- стимулирование исполнительными органами власти перелива
частного капитала в сферу материального производства. При этом
следует отметить, что рынок "коротких" денег уже насыщен и крупные
инвесторы вынуждены ориентироваться на вложение в недвижимость и
производство. Очевидно, что частный капитал на первом этапе будет
направляться в отрасли и виды производств, не требующие больших
стартовых объемов капитала, не связанных с крупномасштабным
производством, с коротким сроком окупаемости вложенных средств. К
таким сферам приложения частного капитала относятся:
- промышленность по переработке сельскохозяйственного
сырья, строительных материалов, пищевая промышленность;
- восстановление государственного регулирования
кредитно-финансовой инфраструктуры, предусматривающего ослабление
ограничений поступления инвестиционных финансовых ресурсов в
производственную сферу;
- придание действенности амортизационной политике.
Периодическое проведение индексации восстановительной стоимости
основных фондов и ренновационных отчислений, активное применение
ускоренной амортизации, введение режима специального хранения и
расходования средств амортизационного фонда, включая отмену
налоговой льготы по инвестированию прибыли при недоиспользовании
ренновационных сумм.
В связи с отменой в 1996 году спецналога администрации
области необходимо определить собственные источники финансирования
реструктуризации промышленности и АПК.
Еще одним источником пополнения фонда реструктуризации
экономики может стать региональный областной заем со сроком 1.5-2
года. Выплаты дохода по облигациям и возврат заемной суммы должны
быть гарантированы администрацией области. Помимо этого облигации
по возможности следует наделять дополнительными привлекательными
свойствами. Все это в сочетании с широкой рекламой даст
возможность заинтересовать инвесторов и быстро разместить заем.
Таким образом, фонд реструктуризации экономики может иметь
следующие источники:
- перераспределение доходов консолидированного бюджета за
счет расходов, которые не вызваны первоочередной необходимостью;
- областной облигационный заем;
- целевой беспроцентный заем Центрального Банка России;
- бюджетные ассигнования Правительства РФ;
- добровольное пожертвование частного капитала под
определенные льготы и др.
3.5. Региональное управление
процессами конверсии
оборонных предприятий
Конверсия и диверсификация оборонных производств остается
одной из важнейших проблем структурной перестройки промышленности.
В 1996 году планируется завершить основные институциональные
преобразования в оборонном комплексе области путем придания части
предприятий статуса казенных и акционирования остальных.
На основе государственной программы развития производства
вооружений и военной техники предприятиям предстоит определиться
на долгосрочную перспективу с объемами, номенклатурой, загружаемых
мощностей, оборонным государственным заказом и резервируемых в
рамках мобилизационных заданий.
Региональное управление процессами конверсии оборонных
предприятий будет осуществляться с принципами государственной
политики конверсии, в числе которых более активное использование
возможностей, полномочий и ресурсов региона, создание региональных
фондов конверсии, поддерживаемых из централизованных источников.
Важным элементом региональной политики должно быть
инициирование процессов адаптации оборонных предприятий к рынкам
военной и гражданской продукции.
Эти процессы адаптации тесно связаны с целями создаваемых
региональных фондов содействия конверсии и должны включать в себя
вопросы: установление горизонтальных связей между предприятиями
разных отраслей промышленности, развития внутрирегиональной
кооперации, проведения маркетинговых исследований, определения
экономического потенциала предприятий и выявления наиболее
приемлемых видов диверсификации, создания конкурентоспособного
интегрированного производства.
Наиболее важным вопросом для оборонных предприятий должен
быть выбор варианта вхождения в крупную военно-промышленную
корпорацию или установления прямых корпоративных связей с целью
организации интегрированного производства, способного
удовлетворить спрос рынков военной и гражданской продукции.
В этих целях в настоящее время прорабатывается вопрос
создания в г. Ростове - на - Дону ГК "Росвооружение"
Северо-Кавказского региона.
Представляется целесообразным инициирование в масштабах
области консорциума оборонных и гражданских предприятий по
производству и ремонту электро-, радио- и телекоммуникационных
систем и приборов, включая системы и приборы бытового применения.
Организация консорциума позволит решить не только общие
региональные проблемы в этой области, но и даст возможность
каждому предприятию закрепиться на региональном рынке и выйти на
рынки соседних регионов.
В рамках консорциума следует решать также задачи утилизации
вооружений и военной техники с целью удовлетворения потребностей
агропромышленного комплекса в технике и оборудовании.
3.6. Развитие внутриобластных
и межрегиональных связей
К числу важнейших мер по стабилизации работы промышленности
следует отнести развитие и совершенствование, прежде всего,
внутриобластных связей между товаропроизводителями, содействие
развитию межрегиональных связей. Эффективность проведения
региональной промышленной политики во многом зависит от степени
взаимоотношений между областными, муниципальными исполнительными
органами власти и хозяйствующими субъектами.
Многие товаропроизводители решают проблемы развития своего
производства, в основном, авторитарно. Из-за отсутствия
достоверной информации по коньюнктуре областного рынка пытаются
организовать на своих предприятиях, имеющих свободные мощности,
производство различного рода продукции, которая не имеет спроса.
Практика показала необходимость организации совместно с
муниципальными организациями власти мониторинга областного рынка
промышленной продукции и товаров народного потребления, включая
сельхозпроизводителей. Это позволяет лучше ориентировать
товаропроизводителей на перспективное развитие кооперированного
производства при формировании прогноза социально-экономического
развития области, финансово-промышленных групп, свободных
экономических зон и других новых межотраслевых и межрегиональных
структур.
Подобная форма взаимодействия с муниципальными органами
власти обеспечит решение следующих задач:
- обеспечение работоспособности основных систем
жизнедеятельности области, научно-производственного потенциала,
преодоление спада производства, прежде всего, в наиболее кризисных
отраслях промышленности, сведение к минимуму социального и
экономического ущерба от свертывания не конкурентоспособных
производств;
- обеспечение кооперированных связей, являющихся
рациональными в новых условиях, организацию работы по компенсации
невыгодных поставок продукции из других регионов и стран СНГ;
- сокращение разрыва в межотраслевых диспропорциях;
- развитие внутриобластного рынка промышленных товаров в
интегрированную систему региональных товарных рынков.
Решение данной задачи должно быть подкреплено всеми видами
финансовой поддержки из средств областного и муниципального
бюджетов и протекционистскими мерами перед федеральными органами
власти.
Заключение
Прогноз развития экономической ситуации в промышленном
комплексе области на 1996 год, основанный на расчетах,
представленных предприятиями области, свидетельствует о возможном
приостановлении кризисного развития и начала стабилизации
производства. Такой оптимистичный прогноз для его реализации
должен быть подкреплен разумной и взвешенной промышленной
политикой соответствующих органов исполнительной власти региона.
Приведенная концепция промышленной политики администрации
области на 1996-1997 годы и предложенные рекомендации не являются
исчерпывающими. На наш взгляд, требуют более детальной разработки
такие важные составляющие промышленной политики, как: финансовая и
кредитно-денежная политика, налоговая политика, политика в области
приватизации, формирование инфраструктуры товарных рынков,
инвестиционная политика, политика в сфере занятости и подготовки
кадров в промышленности, социальная политика, внешнеэкономическая
политика.
Представляется необходимым разработать по нераскрытым
направлениям соответствующие концепции и на базе их сформировать
"Программу промышленной и социальной политики администрации
области на 1996-1997 годы".
Мероприятия по реализации
промышленной политики
на 1996-1997 годы
--------------------------------T--------T-----------T-----------¬
¦ Содержание мероприятий ¦ Срок ¦ ¦ ¦
+---------------T---------------+ испол- ¦Координатор¦Исполнитель¦
¦ общих ¦ частных ¦ нения ¦ ¦ ¦
+---------------+---------------+--------+-----------+-----------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---------------+---------------+--------+-----------+-----------¦
¦ 1. Система регионального регулирования в промышленности ¦
+---------------T---------------T--------T-----------T-----------¦
¦Уточнение фун-¦Определить пол-¦ I - е ¦ Кузнецов ¦Организаци-¦
¦кций областных¦номочия, взаи-¦полуго- ¦ С. Г. ¦онный отдел¦
¦и местных орга-¦модействие и¦ дие ¦ ¦контрольно-¦
¦нов исполни-¦сферы ответ-¦ 1996 г.¦ ¦го управле-¦
¦тельной власти¦ственности меж-¦ ¦ ¦ния админи-¦
¦по регулирова-¦ду отраслевыми¦ ¦ ¦страции об-¦
¦нию развития¦отделами адми-¦ ¦ ¦ласти ¦
¦промышленности ¦нистрации об-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ласти в реали-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зации промыш-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ленной политики¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------+-----------+-----------+
¦ ¦ Разработать ¦ IV кв. ¦ Хомяков ¦Отдел коор-¦
¦ ¦систему взаимо-¦ 1996 г.¦ А. А. ¦ динации и ¦
¦ ¦действия орга-¦ ¦ ¦прогнозиро-¦
¦ ¦нов регио-¦ ¦ ¦вания рабо-¦
¦ ¦нального управ-¦ ¦ ¦ты промыш- ¦
¦ ¦ления с госу-¦ ¦ ¦ ленности ¦
¦ ¦ дарственными ¦ ¦ ¦ админист- ¦
¦ ¦ (казенными), ¦ ¦ ¦ рации об- ¦
¦ ¦частными пред-¦ ¦ ¦ ласти ¦
¦ ¦приятиями и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиями с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ государствен- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ной долей соб-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ственности, с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общественными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ объединениями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленников ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+---------------+--------+-----------+-----------+
¦Совершенствова-¦Обеспечить ор-¦ 1996 - ¦ Хомяков ¦Ростовский ¦
¦ние системы¦ ганизационно- ¦1997 гг.¦ А. А. ¦ областной ¦
¦формирования и¦ экономические ¦ ¦ ¦комитет го-¦
¦реализации про-¦условия поступ-¦ ¦ ¦сударствен-¦
¦мышленной поли-¦ления достовер-¦ ¦ ¦ной статис-¦
¦ тики ¦ной экономичес-¦ ¦ ¦тики, отра-¦
¦ ¦кой информации,¦ ¦ ¦слевые от- ¦
¦ ¦необходимой для¦ ¦ ¦делы адми- ¦
¦ ¦ формирования ¦ ¦ ¦ нистрации ¦
¦ ¦ промышленной ¦ ¦ ¦ области, ¦
¦ ¦политики и для¦ ¦ ¦ городов и ¦
¦ ¦ее реализации¦ ¦ ¦ районов ¦
¦ ¦(научно-техни- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческие и эконо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мические прог-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нозы и сцена-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рии, аналити-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческие материа-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лы и оценка¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ фактического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ состояния) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+---------------+--------+-----------+-----------+
¦ 2. Реформирование экономической среды ¦
+---------------T---------------T--------T-----------T-----------+
¦Совершенствова-¦Разработать и¦ II кв. ¦ Емельянов ¦Отдел эко-¦
¦ние механизма¦принять меры по¦ 1996 г.¦ В. В., ¦номических ¦
¦ региональной ¦финансовой под-¦ ¦ Хомяков ¦реформ, от-¦
¦финансовой по-¦держке приори-¦ ¦ А. А. ¦дел коорди-¦
¦литики с целью¦тетных отрас-¦ ¦ ¦ нации и ¦
¦стимулирования ¦лей, произ-¦ ¦ ¦прогнозиро-¦
¦развития произ-¦водств и про-¦ ¦ ¦вания рабо-¦
¦ водства ¦дукции, с ис-¦ ¦ ¦ты промыш- ¦
¦ ¦ пользованием ¦ ¦ ¦ ленности ¦
¦ ¦льготных креди-¦ ¦ ¦администра-¦
¦ ¦тов рассрочек¦ ¦ ¦ции области¦
¦ ¦ (отсрочек) по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уплате налогов,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦льготных тари-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ фов и другое ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------+-----------+-----------+
¦ ¦Обеспечить кон-¦ 1996 - ¦Ласточкина ¦ Финансовое¦
¦ ¦троль за целе-¦1997 гг.¦ В. М. ¦управление,¦
¦ ¦вым использова-¦ ¦ ¦главное уп-¦
¦ ¦нием льготных¦ ¦ ¦равление ЦБ¦
¦ ¦кредитных ре-¦ ¦ ¦РФ по Рос- ¦
¦ ¦ сурсов ¦ ¦ ¦товской об-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ласти, ком-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мерческие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ банки ¦
+---------------+---------------+--------+-----------+-----------+
¦ 3. Организационные и институциональные преобразования ¦
+---------------T---------------T--------T-----------T-----------+
¦Инициирование и¦ Разработать ¦ 1996 г.¦ Хомяков ¦Отдел коор-¦
¦содействие про-¦проект догово-¦ ¦ А. А. ¦ динации и ¦
¦цессам формиро-¦ра между адми-¦ ¦ ¦прогнозиро-¦
¦вания финансо-¦нистрацией и¦ ¦ ¦вания рабо-¦
¦ во-промышлен- ¦ возможными ¦ ¦ ¦ты промыш- ¦
¦ных групп, кон-¦участниками ФПГ¦ ¦ ¦ ленности ¦
¦ сорциумов, ¦о взаимных обя-¦ ¦ ¦ админист- ¦
¦трастовых ком-¦ зательствах ¦ ¦ ¦ рации об- ¦
¦ паний ¦ ¦ ¦ ¦ ласти ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и РГЭА ¦
¦ +---------------+--------+-----------+-----------+
¦ ¦Провести орга-¦ 1996 - ¦ ¦Администра-¦
¦ ¦низационные ме-¦1997 гг.¦ ¦ция облас- ¦
¦ ¦роприятия по¦ ¦ ¦ти, отрас- ¦
¦ ¦предварительно-¦ ¦ ¦левые отде-¦
¦ ¦му заключению¦ ¦ ¦лы, инсти- ¦
¦ ¦соглашений меж-¦ ¦ ¦тут регио- ¦
¦ ¦ду участниками¦ ¦ ¦ нальной ¦
¦ ¦ФПГ. Согласова-¦ ¦ ¦ экономики ¦
¦ ¦ние кандидату-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ры головной ор-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ганизации ФПГ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------+-----------+-----------+
¦ ¦Подготовка рас-¦ ¦ ¦Администра-¦
¦ ¦ порядительных ¦ ¦ ¦ция облас- ¦
¦ ¦документов о¦ ¦ ¦ти, отрас- ¦
¦ ¦ создании ФПГ ¦ ¦ ¦левые отде-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лы ¦
+---------------+---------------+--------+-----------+-----------+
¦Стимулирование ¦ Предусмотреть ¦ 1997 г.¦ Емельянов ¦Отдел эко- ¦
¦развития мало-¦создание спе-¦ ¦ В. В., ¦номических ¦
¦ го бизнеса ¦циализированно-¦ ¦ ¦реформ ад- ¦
¦ ¦го регионально-¦ ¦ ¦ министра- ¦
¦ ¦го фонда за¦ ¦ ¦ции области¦
¦ ¦счет средств¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦областного и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦местного бюдже-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тов, а также¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств коммер-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческих банков¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по страхованию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвестиционных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рисков малого¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ бизнеса ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------+-----------+-----------+
¦ ¦ Предусмотреть ¦ 1996 г.¦ Емельянов ¦Отдел эко- ¦
¦ ¦развитие аген-¦ ¦ В. В., ¦номических ¦
¦ ¦тских отноше-¦ ¦Ласточкина ¦реформ ад- ¦
¦ ¦ний с коммер-¦ ¦ В. М. ¦ министра- ¦
¦ ¦ческими банка-¦ ¦ ¦ции облас- ¦
¦ ¦ми, которые под¦ ¦ ¦ти, коммер-¦
¦ ¦гарантии адми-¦ ¦ ¦ческие бан-¦
¦ ¦нистраций об-¦ ¦ ¦ ки ¦
¦ ¦ласти, городов,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦районов осущес-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦твляли бы мони-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦торинг конку-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рентоспособнос-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ти предприятий¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мелкого бизне-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦са и кредитова-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ние их оборот-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ного капитала и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвестиционных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ проектов ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+---------------+--------+-----------+-----------+
¦ Формирование ¦ Инициировать ¦ 1996 - ¦ Гребенюк ¦Комитет по ¦
¦инфраструктури-¦процессы созда-¦ 1997 г.¦ В. Д. ¦ торговле, ¦
¦рованного рынка¦ния оптовых¦ ¦ ¦обществен- ¦
¦ ¦рынков, способ-¦ ¦ ¦ному пита- ¦
¦ ¦ствующих форми-¦ ¦ ¦нию и фор- ¦
¦ ¦рованию зака-¦ ¦ ¦мированию ¦
¦ ¦зов производ-¦ ¦ ¦ ресурсов ¦
¦ ¦ству и гаранти-¦ ¦ ¦администра-¦
¦ ¦рующим произво-¦ ¦ ¦ции области¦
¦ ¦дителям реали-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зацию основной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦части продукции¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------+-----------+-----------+
¦ ¦ Осуществление ¦ 1996 - ¦ ¦Ростовское ¦
¦ ¦мер по выполне-¦ 1997 г.¦ ¦территори- ¦
¦ ¦нию "Программы¦ ¦ ¦альное уп- ¦
¦ ¦ демонополиза- ¦ ¦ ¦ равление ¦
¦ ¦ции в Ростов-¦ ¦ ¦Государст- ¦
¦ ¦ской области на¦ ¦ ¦венного ко-¦
¦ ¦1996-1997 гг.",¦ ¦ ¦ митета по ¦
¦ ¦ утвержденной ¦ ¦ ¦ антимоно- ¦
¦ ¦постановлением ¦ ¦ ¦польной по-¦
¦ ¦Главы Админис-¦ ¦ ¦ литике и ¦
¦ ¦трации от¦ ¦ ¦ поддержке ¦
¦ ¦29.01.96г. N 34¦ ¦ ¦новых эко- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦номических ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦структур РФ¦
+---------------+---------------+--------+-----------+-----------+
¦ 4. Координация и развитие инвестиционной деятельности ¦
+---------------T---------------T--------T-----------T-----------+
¦Изменение тен-¦Обеспечить рост¦ 1996 - ¦ ¦ Комитет по¦
¦денций формиро-¦новых источни-¦ 1997 г.¦ ¦ инвестици-¦
¦вания структу-¦ков инвестиро-¦ ¦ ¦онной поли-¦
¦ры источников¦вания, порож-¦ ¦ ¦тике и про-¦
¦ инвестиций ¦даемых разви-¦ ¦ ¦гнозирова- ¦
¦ ¦тием рыночной¦ ¦ ¦ нию, ком- ¦
¦ ¦инфраструктуры ¦ ¦ ¦ мерческие ¦
¦ ¦и процессом¦ ¦ ¦ банки ¦
¦ ¦ разгосудар- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ствления соб-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ственности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------+-----------+-----------+
¦ ¦Создать инфор-¦ 1996 - ¦ Хомяков ¦Администра-¦
¦ ¦мационную сис-¦ 1997 г.¦ А. А. ¦ция облас- ¦
¦ ¦тему по кон-¦ ¦ ¦ти, отрас- ¦
¦ ¦кретным инвес-¦ ¦ ¦левые отде-¦
¦ ¦ тиционным ¦ ¦ ¦ лы ¦
¦ ¦проектам, пред-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лагаемым к реа-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ лизации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------+-----------+-----------+
¦ ¦Оказать содей-¦ 1996 - ¦ Хомяков ¦Администра-¦
¦ ¦ствие промыш-¦ 1997 г.¦ А. А. ¦ция облас- ¦
¦ ¦ленным пред-¦ ¦ ¦ти, отрас- ¦
¦ ¦приятиям в¦ ¦ ¦левые отде-¦
¦ ¦ привлечении ¦ ¦ ¦ лы ¦
¦ ¦иностранных ин-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ вестиций ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+---------------+--------+-----------+-----------+
¦ 5. Управление процессами конверсии оборонных предприятий ¦
+---------------T---------------T--------T-----------T-----------+
¦Обеспечить про-¦Обратиться в¦ 1996 г.¦ Хомяков ¦Отдел коор-¦
¦текционистские ¦ правительство ¦ ¦ А. А. ¦ динации и ¦
¦меры, направ-¦РФ о введении¦ ¦ ¦прогнозиро-¦
¦ленные на сох-¦на территории¦ ¦ ¦вания рабо-¦
¦ранение и раз-¦области зоны¦ ¦ ¦ты промыш- ¦
¦витие науч-¦действия сво-¦ ¦ ¦ ленности ¦
¦но-техническо- ¦бодных таможен-¦ ¦ ¦ админист- ¦
¦го и производ-¦ных складов для¦ ¦ ¦ рации об- ¦
¦ственного по-¦ предприятий, ¦ ¦ ¦ ласти ¦
¦тенциала пред-¦выпускающих эк-¦ ¦ ¦ ¦
¦приятий оборон-¦спортируемую и¦ ¦ ¦ ¦
¦ного комплекса¦импортозаменяю-¦ ¦ ¦ ¦
¦ области ¦щую продукцию,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а также полу-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чающих сырье и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалы, не¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имеющие анало-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гов в отечес-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦твенном произ-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ водстве ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+---------------+--------+-----------+-----------+
¦ Регулирование ¦ Осуществлять ¦ 1996 - ¦ Хомяков ¦Отдел коор-¦
¦процессов ста-¦постоянный кон-¦ 1997 г.¦ А. А. ¦ динации и ¦
¦ билизации ¦троль по реали-¦ ¦ ¦прогнозиро-¦
¦работы пред-¦зации принято-¦ ¦ ¦вания рабо-¦
¦приятий оборон-¦го Прави-¦ ¦ ¦ты промыш- ¦
¦ного комплекса ¦тельством РФ¦ ¦ ¦ ленности ¦
¦ ¦ постановления ¦ ¦ ¦ админист- ¦
¦ ¦от 19.12.94 г.¦ ¦ ¦ рации об- ¦
¦ ¦N 1399 "О ме-¦ ¦ ¦ ласти ¦
¦ ¦рах по стабили-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зации экономи-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческого положе-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния предприя-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тий и организа-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ций оборонного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ комплекса" ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------+-----------+-----------+
¦ ¦Оказывать со-¦ 1996 - ¦ Хомяков ¦Отдел коор-¦
¦ ¦действие пред-¦ 1997 г.¦ А. А. ¦ динации и ¦
¦ ¦приятиям по¦ ¦ ¦прогнозиро-¦
¦ ¦ привлечению ¦ ¦ ¦вания рабо-¦
¦ ¦иностранных ин-¦ ¦ ¦ты промыш- ¦
¦ ¦весторов, бан-¦ ¦ ¦ ленности ¦
¦ ¦ков, коммерчес-¦ ¦ ¦ админист- ¦
¦ ¦ких структур к¦ ¦ ¦ рации об- ¦
¦ ¦реализации ин-¦ ¦ ¦ ласти ¦
¦ ¦ вестиционных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектов и биз-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нес-планов ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------+---------------+--------+-----------+------------
Начальник общего отдела
Н.И.ГРИВЕННЫЙ
|