ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Г. РОСТОВ - НА - ДОНУ
П Р И К А З
от 15 мая 1996 г. N 414
ОБ ИТОГАХ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ
ОБУЧАЕМЫХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1995-1996 УЧЕБНОМ ГОДУ
В соответствии с п. 17 ст. 29 Закона Российской Федерации
"Об образовании", приказов департамента образования Администрации
Ростовской области от 13.02.95 г. N 102/1 "О системе оценок
достижений обучаемых в общеобразовательных учреждениях Ростовской
области" и от 15.01.96 г. N 30 "О проведении обследований
достижений обучаемых в общеобразовательных учреждениях области в
апреле 1996 года", в целях контроля исполнения образовательными
учреждениями образовательных стандартов обучения, определения
динамики уровня обученности учащихся в апреле 1996 года,
департаментом проведены массовые обследования уровня обученности
учащихся 3(4), 9, 11 классов по 5 предметам федерального
компонента Базисного учебного плана (математика, русский язык,
физика, астрономия и информатика).
Аттестация учащихся проведена в основном организованно, с
соблюдением нормативно-правовых требований.
Для получения объективной информации при проведении
диагностики обученности школьников привлекались независимые
эксперты качества образования.
Специалистами департамента образования осуществлялся
контроль в 34 школах 19 территорий области. Изучена работа 17
отделов (управлений) образования по вопросам управления качества
образования.
Для определения уровня знаний и умений учащихся
использованы тексты заданий, разработанные специалистами ИПК и
ПРО.
Экспертиза уровня обученности учащихся проводилась в 209
школах 59 территорий области.
Из-за низкой исполнительской дисциплины не организовали
проведения обследований уровня обученности отделы образования г.
Таганрога (заведующий Григорян А. П.), Неклиновского района
(заведующий Гольдберг Л. И.), Ворошиловского района г. Ростова -
на - Дону (заведующий Кулинченко П. В.).
Всего аттестовано 10.593 ученика. Из них 81.5% справились с
предложенными заданиями.
Результаты проведения департаментом работ (приложение N 1)
показывают, что освоение базового содержания образовательных
программ по обследованным предметам в целом составляет 81.5%, что
на 15% ниже показателей школ и на 8.4% ниже прошлогодних
достижений обучаемых. Наиболее существенное снижение уровня
обученности (до 10%) имеет место у учащихся 9, 11 классов по
предметам физико-математического цикла.
Соотнесение результатов аттестации учащихся по текстам
департамента образования с полугодовыми отметками этих же учащихся
выявило существенное расхождение между данными школы и
результатами обследований департамента образования как на уровне
обязательных результатов обучения, так и на уровне обучения на "4"
и "5". Разрыв по ряду предметов достигает 25%. Причиной подобного
положения является неадекватность рубежной отметки, выставляемой
школой, и фактического уровня знаний учащихся.
Результаты обследования в контрольных школах по предметам
физико-математического цикла еще ниже, чем в целом по области.
Так, разница по уровню освоения образовательного стандарта по
математике в 9 классах составляет 15.8%, в 11 классах 19.8%. По
мнению независимых экспертов, данная тенденция является следствием
того, что учителя математики в недостаточной мере осуществляют
формирование графической и вычислительной культуры учащихся,
культуры тождественных преобразований, не обеспечивают
преемственность систематических курсов алгебры и начал анализа по
сквозной линии курса математики - функциональной.
Снижающийся уровень обученности учащихся является, с одной
стороны, следствием стремления учителей, руководителей школ,
специалистов рай(гор)ОО иметь достоверную, объективную информацию
о результатах достижений обучаемых, с другой стороны, на уровень
обученности обучающихся существенно влияет отсутствие в
образовательных учреждениях:
- условий для осуществления дифференцированного обучения;
- отработанных методик и технологий, позволяющих вести
преподавания на уровне современных требований;
- несовершенство существующей системы оценивания, также
незнание частью педагогов методики использования действующих
нормативов оценок знаний и умений учащихся;
- мониторинга уровня освоения образовательных программ
учащимися школы.
Динамика уровня обученности учащихся по обследованным
предметам в течение трех лет (приложение N 1) показывает
неуклонное снижение уровня обученности по всем обследованным
предметам, особенно по предметам физико-математического цикла.
Отмечается некоторая стабильность успеваемости по русскому
языку в 9 классах (87% - 88%). Данный результат стал возможным
благодаря целенаправленной работе учителей русского языка и
литературы, методических служб территорий, ИПК и ПРО по разработке
и освоению разноплановых измерителей, в том числе тщательной
отработке с учащимися такой формы контроля, как изложение с
элементами сочинения.
Имевшая место в прошлые годы достаточно высокая
успеваемость учащихся школ III ступени (93% - 97%) в 1995-1996
учебном году снизилась на 13%, что свидетельствует об отсутствии в
образовательных учреждениях целенаправленной работы по
комплектованию 10-х классов. Недостаточно решаются проблемы
индивидуализации образования, организации углубленного изучения
предметов, осуществления профильного обучения.
П Р И К А З Ы В А Ю :
1. Отделу государственных образовательных стандартов
(Иванова Л.Л.):
1.1. До 01.01.97 г. отработать схему выбора предметов,
отбора учащихся, подлежащих аттестации в 1997 году.
1.2. На основе предложений специалистов отделов по
результатам проведенного обследования совершенствовать технологию
проведения и обработки полученных данных.
1.3. До 01.09.96 г. определить школы, предметы для
проведения выборочного повторного изучения качества обучения в
декабре 1996 года.
Продолжить, в соответствии с планом работы отдела, изучение
состояния управления качеством образования в территориях,
исполнения образовательными учреждениями п. 16 ст. 32.
1.4. До 01.09.96 г. совместно с отделом развития
(Калашников В. Ю.), отделом кадров и педагогического образования
(Суслов В. Н.), ИПК и ПРО (Зембицкий Д. М.) разработать целевую
программу, предусматривающую повышение уровня
физико-математического образования в области, включив в нее:
- обновление содержания физико-математического образования;
- подготовку и переподготовку кадров;
- внедрение в образовательный процесс современных методик и
технологий обучения;
- освоение опыта проведения комплексной диагностики уровня
обученности учащихся.
1.5. Поместить в ИПК и ПРО заказ на разработку измерителей
уровня обученности учащихся на декабрь 1996 и апрель 1997 гг.
2. Институту повышения квалификации и переподготовки
работников образования (Зембицкий Д.М.):
2.1. Обеспечить разработку текстов заданий для определения
уровня достижений обучаемых с достаточно надежной степенью
валидности (декабрь 1996, апрель 1997 г.).
2.2. С учетом результатов обследований достижений
обучаемых разработать методические рекомендации для учителей
предметников.
3. Руководителям муниципальных органов управления
образованием:
3.1. Проанализировать результаты обследований, соотнеся их
с показателями территорий, подведомственных образовательным
учреждениям.
3.2. Продолжить работу по созданию условий для перехода
школ на Базисный учебный план, вариативное обучение.
3.3. Обеспечить обучение и использование в работе
образовательных учреждений нормативных документов, в том числе
Временных государственных образовательных стандартов,
регламентирующих требования к уровню подготовки знаний.
3.4. Обеспечить контроль за деятельностью образовательных
учреждений территорий по выполнению ими п. 16 ст. 32 Закона
Российской Федерации "Об образовании".
3.5. С целью получения достоверной информации, принятия
своевременных управленческих решений продолжить работу по созданию
информационно-диагностических служб (организации деятельности
независимых экспертных комиссий).
4. Руководителям образовательных учреждений:
4.1. Проанализировать результаты обследований, соотнеся их
с показателями школы, провести обследование уровня достижений
обучаемых по остальным текстам заданий, разработанных ИПК и ПРО в
апреле 1996 года.
4.2. Обеспечить переход к личностно-ориентированной модели
образования, способствующей развитию учащихся, раскрытию их
индивидуальных способностей.
4.3. Разработать систему отслеживания уровня достижений
обучаемых, определив формы, порядок и периодичность проведения
промежуточной аттестации учащихся (п. 8 ст. 16 Закона Российской
Федерации "Об образовании").
4.4. Обеспечить выполнение п. 16 ст. 32 Закона Российской
Федерации "Об образовании" по осуществлению систематического
контроля уровня успеваемости.
4.5. Продолжить формирование и использование имеющегося в
области банка измерителей уровня обученности учащихся, в том числе
наработанных ИПК и ПРО совместно с апробаторами Временных
государственных образовательных стандартов.
4.6. Обеспечить обучение и использование в работе учителей
математики письма Министерства образования Российской Федерации от
06.03.95 г. N 200/11 "О преподавании математики в
общеобразовательных учреждениях в 1996/97 учебном году".
Директор Департамента образования
Администрации Ростовской области
П.Н.ТИЩЕНКО
Приказ подготовлен
отделом государственных
образовательных стандартов
Начальник отдела Иванова Л.Л.
|